Автор: Мирская Галина Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ"Волчанская ООШ"
Населённый пункт: Каменского муниципального района Воронежской области
Наименование материала: статья
Тема: "Применение перспективных технологий в практике современного обучения"
Раздел: среднее образование
Применения перспективных технологий в практике
современного обучения
В мудрых словах предков отмечалось, мы всегда «преклоняемся перед прошлым,
стремимся к будущему». Сегодняшние дети – это будущий мир.
Передо мною, как учителем, встают проблемы: «Как учить в век информатизации
человека будущего?», «Чему учить, чтобы знания, полученные на уроках, помогли ученику
стать конкурентоспособной личностью?», «Как повысить качество обучения школьников?»
Современному
обществу
нужны
образованные,
нравственные,
предприимчивые
люди,
которые могут:
- анализировать свои действия;
- самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
- отличаться мобильностью;
- быть способными к сотрудничеству;
-
обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально- экономическое
процветание.
Новые
требования
к
результатам
образовательной
деятельности
диктуют
новые
требования к уроку как основной форме организации учебного процесса.
Использования
возможностей
современных
инновационных
технологий,
позволит
обеспечить формирование базовых компетентностей современного человека:
-
информационной (умение
искать,
анализировать,
преобразовывать,
применять
информацию для решения проблем);
- коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);
- самоорганизации (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к
здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);
-
самообразования (готовность
конструировать
и
осуществлять
собственную
образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность
и конкурентоспособность).
В своей практике использую различные методы обучения: словесные, которые дают
возможность задать высокий уровень теоретических знаний; наглядные (демонстрации,
иллюстрации,
просмотр
видеоматериалов),
позволяющие
активизировать
ребят
с
наглядно-образным
мышлением,
практические
(исследовательские
задачи),
которые
формируют
практические
навыки,
создавая
одновременно
широкий
простор
для
творчества. На уроке не обхожусь и без репродуктивных методов обучения, служащих для
формирования ЗУН, но все же стараюсь применять проблемно–поисковые, которые, на
мой взгляд, служат развитию самостоятельности мышления, исследовательских умений,
творческих способностей учащихся.
Использую различные формы организации и проведения урока:
-
урок-мастерская,
экскурсия,
исследование,
конференция,
путешествие,
суд,
семинар, лекция;
- урок развития речи по обучению анализа поэтического текста или эпизода
художественного произведения с применением метода концептуализации;
-
урок-изучение
нового
материала,
повторения,
обобщения,
комбинированный
урок;
-
использование
на
уроке
коллективной,
индивидуальной
и
групповой
форм
работы;
- урок по определённой технологии.
Применение
новых
педагогических
технологий
позволяют
эффективно
организовать
групповую
и
самостоятельную
работу
на
уроке
,
способствуют
совершенствованию
практических
умений
и навыков
учащихся
,позволяют
индивидуализировать
процесс
обучения
,повышают
интерес
к урокам
русского
языка
и литературы,
активизируют
познавательную деятельность учащихся, развивают творческий потенциал учащихся.
Использование современных технологий на уроках русского языка и литературы имеет
большие преимущества. Учебный процесс становится для учащихся интересным, что
повышает активность учащихся, развивает навыки самостоятельно получать знания в
процессе
взаимодействия
и
поиска.
Повышается
качество
и
прочность
полученных
знаний. Развиваются исследовательские навыки и умения, формируются аналитические
способности
учащихся.
Параллельно
с
процессом
обучения
идет
развитие
коммуникативных качеств и формирование лидерских качеств личности.
Игровая технология
Игра - одно из наиболее эффективных средств формирования культуры поведения. Она,
как способ познания окружающего мира, дает ребенку в яркой, доступной и интересной
форме представления о том, как принято себя вести в той или иной ситуации, заставляет
задуматься над своими поведенческими манерами. Игра дисциплинирует. Для этих целей
использую
самые
разнообразные
виды
игр: театрализованные,
например,
с
детьми
готовим
постановку
сказки
«Золушка»,
инсценировку
басен
И.А.Крылова;
в
ходе
ее
разбора
обращаем
внимание
на
культуру
поведения
в
семье; литературные
игры; с ю ж е т н о - р о л е в ы е
и г р ы, у ч е б н о - и г р о в ы е
з а н я т и я.
Глагол «учиться» не случайно имеет в русском языке значение «учить себя». В процессе
обучения
важно
активное
отношение
обучающегося
к
учению.
Ребенок
–
личность,
индивидуальность. Раскрыть личность ребенка, помочь ее реализации, самовыражению –
одна из задач процесса обучения.
В
литературной
игре
«Умники
и
умницы»
по
рассказу
Л.Н.Толстого
«Кавказский
пленник», посвященной обобщению изученного материала. В игровой форме учащиеся
учатся
высказывать
собственное
мнение,
считаться
с
мнением
остальных
учащихся
класса, объективно оценивать выступления одноклассников, я в то же время проверяю
знания текста произведения, умение применять отрывки из рассказа при ответах на
вопросы.
Здоровьесберегающие технологии
Большое внимание уделяю укреплению здоровья детей. В настоящее время в понятие
здоровье включается нравственное и духовное благополучие. Главное условие обучения и
воспитания у детей мотиваций на здоровье и здоровый образ жизни – это регулярное
воспитание соответствующей культуры здоровья с раннего детского возраста:
- физической – управление движением;
- физиологической – управление процессами в теле;
- психологической – управление своими ощущениями и внутренним состоянием;
-
интеллектуальной
–
управление
мыслью
и
размышлениями,
направленными
на
совершенствование позитивных нравственно-духовных ценностей.
Для укрепления здоровья в среднем звене регулярно провожу физминутки, используя
видеоматериал, слежу за правильной осанкой.
Технология проблемного обучения
«Можно тысячу раз требовать: «Читай! Читай внимательно!» - и не получить ни того, ни
другого.
Нужно
создать
условия,
при
которых
не
читать
или
тем
более
читать
невнимательно невозможно, то есть так поставить вопрос, чтобы поиски ответа на него
требовали
напряжения
мысли,
вдумчивого
отношения
к
прочтению
текста»,
говорил
Е.Н.Ильин.
Очень важно уметь определять проблему текста на любом уроке. Зачем? Чтобы понять,
какой вопрос волновал автора, какие пути решения он предлагает.
Выявление проблемы развивает умение использовать знание при деятельностном чтении,
развивает
мыслительные
процессы.
Предлагаю
вам
научиться
выявлять
проблему
на
основе сказки.
Эффективность
технологии
проблемного
обучения
способствует
развитию
познавательной,
коммуникативной,
практической,
творческой
деятельности
учащихся,
становлению личности ученика, готовности выпускников школы использовать усвоенные
знания, умения в реальной жизни для решения практических задач. Проблемное обучение
предполагает создание проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность
учащихся
по их
разрешению,
в результате
чего
и происходит
творческое
овладение
профессиональными
знаниями,
навыками
и развитие
мыслительных
способностей.
Реализуя проблемное обучение на уроках литературы, выбираю такую форму урока, как
диспут или дискуссию. Элементы проблемного обучения ввожу уже в 5 классе.
Например, начиная работу по сказкам, говорю детям о том, что сказка всегда считалась
выдумкой, но выдумкой полезной. Сказка и радует, и учит, и заставляет задуматься над
теми «намёками, которые кроются в ней. Она всегда поднимала проблему – это то, что
всегда волновало человека. Именно поэтому сказку называют – сокровищницей суждений
и размышлений народа о разных явлениях жизни. И прошу назвать детей проблемы,
которые звучат в известных сказках: «Репка» (проблема коллективного труда), «Волк и
козлята»
(проблема
жестокости),
«Теремок»
(жилищная
проблема).
Для
того
чтобы
проверить понимание
Какую бы технологию я не использовала, стараюсь заинтересовать детей творчеством,
желанием решать всевозможные задачи и находить новые. Каждый урок должен быть
открытием и для ученика, и для учителя, приносить радость познания.
Таким
образом,
современный
урок
русского
языка
и
литературы
должен
быть
обучающим,
воспитывающим,
развивающим
и
интересным.
Поэтому
использование
современных образовательных технологий на уроках и в
воспитательной
работе
–
потребность сегодняшнего дня.