Автор: Васильченко Ольга Владимировна
Должность: социальный педагог, член Пермской краевой общественной организации "Ассоциация медиаторов Пермского края"
Учебное заведение: МБУ "ЦППМСП"
Населённый пункт: город Пермь
Наименование материала: Статья
Тема: Работа социального – педагога с детьми противоправного поведения
Раздел: среднее образование
Работа социального – педагога с детьми противоправного поведения.
Социально-педагогический инструментарий.
Социальный педагог
МБУ «ЦППМСП» г. Перми
О.В. Васильченко
Проблема
Все мы согласны с тем, что детская преступность - одна из острейших проблем сегодняшнего дня.
Уверенно
идет
процесс
омоложения
правонарушителей.
Растет
среди
них
число
девочек,
увеличивается количество тяжких преступлений. Мы согласны с тем, что необходимо что-то делать.
Надо только решить, что именно.
Детская
преступность
становится
неотъемлемой
частью
нашей
действительности.
Нецензурная
брань подростков, исписанные детской рукой лифты, подъезды, заборы, стены домов перестают
вызывать возмущение.
На страницах газет и журналов, в теле- и радиосообщениях привычной стала криминальная хроника,
значительное
место
в
которой
занимают
преступления
и
правонарушения,
совершенные
несовершеннолетними. На вечерней улице мы с одинаковой тревогой стараемся обойти шагающего
навстречу
мужчину
и
группу
подвыпивших
подростков.
Кто
скажет,
откуда
грозит
большая
опасность?
Учителя и ученые, милиция и суды, власть, общественность - все мы озабочены этой серьезной и
острой проблемой. Детская преступность становится темой обсуждения на собраниях, педсоветах, в
комиссиях по делам несовершеннолетних. Составляются планы воспитательной работы в школах,
детских колониях, спец.учреждениях, вырабатываются меры профилактики, создаются совместные
советы школы, семьи, общественности, органов правопорядка.
В этом плане большую роль играет социальный педагог. Основная его деятельность направлена на
привлечение детей к общественной деятельности, организации досуга детей, правовое просвещение
подростков.
Незнание
своих
прав
и
обязанностей,
потеря
нравственных
ценностей,
поток
противоречивой информации дезориентирует поведение подростка. Только уяснение границ между
«нельзя и можно» позволит подростку осознанно избрать свой путь и избежать противоправных
действий.
Причины противоправного поведения несовершеннолетних
Преступность несовершеннолетних, будучи обусловлена общими причинами преступности в нашей
стране, имеет свои особенности. Они связаны с возрастными, психологическими, половыми и иными
отличиями
личности
несовершеннолетних
правонарушителей
и
механизмом
противоправного
поведения;
с
обстоятельствами,
способствующими
совершению
правонарушений
несовершеннолетних;
с
динамикой,
структурой
преступности
и
правонарушений
несовершеннолетних;
демографическими
и
многими
другими
факторами,
которые
относятся
к
различным социально-экономическим и нравственно-психологическим сферам общественной жизни.
Как известно, преступление является следствием сложного взаимодействия личности со средой.
Результаты
проведенных
социологических
исследований
дают
основание
утверждать,
что
преступные проявления среди учащихся в настоящее время связаны с неблагоприятными условиями
нравственного
формирования
личности
несовершеннолетних
правонарушителей,
выступающих
основной причиной возникновения антиобщественных взглядов; с недостатками в нравственном и
трудовом
воспитании
учащихся
и
плохой
организации
их
досуга;
ошибками
и
упущениями
в
деятельности государственных органов, учебных коллективов и общественных организаций в борьбе
с детской безнадзорностью и правонарушениями.
Весьма четко прослеживается в генезисе преступного поведения отрицательная значимость таких
признаков, характеризующих личность, как низкий культурный и образовательный уровень учащихся
- правонарушителей.
Несоответствие образовательного и культурного уровней возрасту учащегося, что обычно связано с
нежеланием
учиться,
обусловливает
неразвитость
интересов
и
утилитарность
потребностей
учащихся. Положение усугубляется еще и тем, что несовершеннолетние правонарушители обычно с
недоверием воспринимают информацию воспитательного характера, исходящую от официальных
лиц и коллективов, нередко трактуют ее ошибочно, стремясь найти в ней лишь то, что в какой-то
мере может оправдать их поведение и укрепить статус в неформальных группах микроокружения.
Постепенно отрываясь от учебного коллектива, такие учащиеся ищут занятия вне школы, в кругу
случайных
уличных
знакомых
и
сравнительно
легко
попадают
под
пагубное
влияние
антиобщественных
элементов.
Поскольку
среди
учеников,
совершивших
преступления
и
иные
правонарушения,
подавляющее
большинство
составляют
трудновоспитуемые
и
неуспевающие
подростки, педагогическим коллективам и общественным организациям учебных заведений следует
больше внимания уделять этому контингенту учащихся.
Профилактика отклоняющего поведения несовершеннолетних
Нельзя следовать правилам, которых не знаешь. Прежде чем спросить с подростка, нужно ему
объяснить. Сегодня семья, школа средства массовой информации оградили себя от непростой работы
- учить нормам морали и права. Родители добывают деньги, система образования нацелена только на
результаты ЕГЭ. Стало некому объяснять разницу между "нельзя" и "можно", "хорошо" и "плохо".
Однако что бы жить в согласии с общественной моралью и не совершать противоправных действий,
подростку необходимо знать различия между моралью и правом, преступлением и правонарушением,
знать, за что посмотрят с осуждением, за что оштрафуют, за что посадят за решетку. Только процесс
просвещения,
объединяющий
учителей
и
родителей,
врачей
и
журналистов,
суды,
правоохранительные органы, всех нас, выходящий за рамки урока в студии, дворы, детские сады,
сможет стать необходимым условием, снабдить подростков достаточным знанием для соблюдения
правил, норм и законов нашего общества.
Поэтому на социального педагога ложится ответственность в работе с детьми с противоправным
поведением. Самое главное в его работе: не наказать, а предотвратить. Главное - направить силы и
средства на предупреждение преступности.
Накормить, одеть, обеспечить защиту жизни и здоровья, создать условия для развития творческих
способностей, обеспечить социальные гарантии семье - вот на чем общество должно сосредоточить
свои усилия. Заботясь же о наказании, строительстве новых колоний, расширении штатов инспекций
по
делам
несовершеннолетних,
мы
отвлекаем
внимание
и
финансы
от
профилактических
мер.
Жестокость всегда вызывает жестокость. Суровое наказание за небольшую провинность вызывает
следующее серьезное правонарушение, затем преступление. Эту цепочку надо прервать. Усиливая
наказание, делая ставку на страх, мы вряд ли добьемся желаемых результатов.
Превентивная деятельность социального педагога должна быть направлена в первую очередь на:
1. Просвещение, которое расширяет кругозор растущего человека, среду его общения, знакомит с
грамотными, знающими людьми. Это позволяет более серьезно воспринимать окружающий мир,
критически относиться к поведению людей, развивает духовность. Именно просвещение поможет
сформировать культурный уровень, который позволит подростку жить в соответствии с нормами
поведения, законами морали и права, принятыми в обществе. Подросток, знающий свои права и
обязанности,
становится
очень
ценным
неформальным
источником
информации
для
своих
ровесников. Он объяснит, что будет за разбитое стекло до того как его разбили, что ждет за катание
на чужом автомобиле еще до его угона. Информация, полученная от сверстника, более авторитетна и
доступна. Не надо организовывать специальные лекции, устраивать собрания и встречи. Обмен
сведениями идет в ежедневном общении, в классе, на улице.
2. Обеспечение занятости подростков. Обилие свободного времени, отсутствие доступных мест для
проведения досуга толкает подростков на поиски иных путей общения, на улицы и во дворы. Только
обеспечение наиболее полной занятости подростка, кружки, учеба и труд не оставят времени и сил
нарушать закон. Только увлечение каким либо спортом, творчеством даёт ребёнку возможность
самореализоваться.
Отсутствие
нормальных
условий
для
самовыражения
толкает
на
поиски
"приключений". Денежный дефицит в семье лишает подростка карманных денег. Для более старшего
возраста возможно помощь в трудоустройстве. Они смогут заработать трудом, не прибегая к мелким
кражам, грабежам и другим нарушениям закона. Занятость на рабочем месте может дать начальную
профессиональную подготовку, что немаловажно для подростка сегодня, тем самым мы убережём его
от криминальной среды.
3. Работу с ближним окружением ребёнка, с его законными представителями. Здоровые семейные
отношения в первую очередь позволяют несовершеннолетнему ощутить любовь, поддержку и заботу
в семье. Способствуют формированию адекватной самооценки ребёнка. Ребёнок ощущает свою
нужность и значимость. Доверительные отношения между родителями и детьми позволяют вовремя
предотвратить беду и, при необходимости, обратиться за помощью к специалистам.
Общие направления работы социального педагога с несовершеннолетними
с противоправным поведением
Выделяют четыре группы несовершеннолетних правонарушителей (Д. И. Фельдштейн):
1.Представители
первой
группы
характеризуются
наличием
ряда
примитивных,
аморальных
потребностей
и
антиобщественных
взглядов
и
представлений.
Они
эгоистичны,
озлоблены,
агрессивны, осознанно совершают правонарушения, не любят трудиться.
Для коррекции поведения таких подростков их нужно вовлекать в общественно полезные трудовые
дела, используя присущее им упорство в достижении поставленной цели, стремление к первенству,
частично осознанное чувство их социальной неполноценности.
2.Ко
второй
группе
относятся
подростки
с
деформированными
потребностями,
подражающие
представителям первой группы. Они индивидуалистичны, неуживчивы, притесняют слабых.
Коррекционная
работа
заключается
в
изменении
обстановки
и
привычных
форм
поведения,
высказывании
доверия
к
ним,
одобрении
их
достижений,
вырабатывании
умения
не
только
подчиняться, но и командовать.
3.У подростков третьей группы наличествуют как деформированные, так и позитивные потребности
и взгляды. Но последние не стали регуляторами их поведения. Эгоизм и слабоволие обрекают их на
асоциальные поступки.
Полезной
для
них
в
воспитательном
отношении
является
ритмичная
и
напряженная
трудовая
деятельность, работа, дающая возможность проявить себя и самоутвердиться.
4.К четвертой группе можно отнести не верящих в себя, внушаемых, заискивающих перед более
сильными товарищами подростков. Представители этой группы - случайные правонарушители. Они
слабовольны и неустойчивы перед дурным влиянием.
У подростков этой группы важно пробудить интерес к нормальной жизни, создать перспективу
развития личности, подвести их к включению в полезную трудовую деятельность. Им необходима
постоянная
работа
в
коллективе,
систематический
контроль
и
положительная
оценка
их
деятельности, личная ответственность, активное участие в соревновании.
Из опыта работы социального педагога.
Восстановительные технологии в работе социального - педагога.
Один
из
действенных
методов
работы
социально
–
педагога
с
несовершеннолетними,
уже
совершившими
противоправные
деяния
или
преступления
-
это
реализация
восстановительной
программы в отношении несовершеннолетнего.
Восстановительная программа предполагает работу:
- с несовершеннолетним,
-с пострадавшей стороной,
-с его законными представителями.
Участие в программе даёт возможность показать не гуманность действий несовершеннолетних по
отношению
к
пострадавшему
и
сформировать
правильное
содержание
понятия
«честность»
и
«порядочность» как важной личной и гражданственной черты. Стремление подростка испытать себя
в рискованном (деле кражи, разбои и пр.) не позволяет ему глубоко и серьезно задуматься над
неправильной формой его осуществления. Собственный опыт работы в этом направлении позволяет
сделать вывод о том, что данный метод работы с несовершеннолетними приводит к положительным
результатам.
Лишь
3%
от
общего
числа
несовершеннолетних,
прошедших
восстановительные
программы нарушают закон повторно.
Реализация
восстановительной
программы
предполагает
проведение
примирительной
встречи
несовершеннолетнего с пострадавшей стороной. Это ещё один нюанс, который играет значительную
воспитательную роль при использовании данной технологии в работе социального педагога. Не
каждый взрослый человек найдет в себе силы принять на себя ответственность за совершённое, и тем
более
принести
извинения
пострадавшему,
отчётливо
понимая
при
этом,
что
наказание
за
совершенное неизбежно будет. В рамках восстановительных программ запускаются «механизмы»
осознания несовершеннолетним того, что за его поступками стоит конкретный человек, чаще всего,
который даже не был знаком с несовершеннолетним. У потерпевшего есть свои потребности и
чувства.
Личность
его
неприкосновенна,
как
и
личность
самого
несовершеннолетнего.
На
совместной встрече несовершеннолетние приносят извинения лично потерпевшим, испытывая при
этом
глубокое
чувство
стыда.
В
последствии,
несовершеннолетние
стараются
избегать
противозаконных действий и ситуаций, так как испытанные ими на примирительной встрече чувства
остаются с ними надолго и вызывают не самые приятные ощущения.
Но, проведение восстановительной программы, само по себе, не панацея от всех бед. Необходимо
проводить работу с родителями несовершеннолетних. Озвучивать им результаты встреч с их детьми и
возможные причины, толкнувшие их чадо на подобные действия. Помочь родителям осознать, тот
факт, что без их помощи (обращение к специалистам, организация досуга, помощь в учебных делах,
совместная
домашняя
деятельность
и
др.)
несовершеннолетнему
очень
трудно
изменить
сложившийся образ жизни.
Родители должны принять тот факт, что только при их искреннем,
ненавязчивом участии в жизни ребёнка, при постоянно оказываемой поддержке, при проявлении
безусловной
любви
к
нему
возможно
исправить
сложившуюся
ситуацию,
в
которую
попал
несовершеннолетний.