Автор: Лукьянова Ирина Александровна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 2026 УК № 5
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: конспект занятия по развитию связной речи
Тема: театрализованное занятие по развитию связной речи
Раздел: дошкольное образование
Театрализованный пересказ сказки К.Д. Ушинского «Спор животных»
в старшей группе для детей с ТНР.
Лукьянова И.А., учитель-логопед первой квалификационной категории, ГБОУ
школы № 2026 УК- 5 г. Москвы
Задачи:
1. Образовательные
Уточнять и активизировать словарь по теме “Домашние животные”.
Развивать фразовую речь: учить детей полно и точно отвечать на
вопрос, строя фразу из 5-7 слов.
Формировать навык связного последовательного пересказа сказки с
опорой на предметные картинки.
Учить ориентироваться в пространстве и различать предлоги ЗА,
ПЕРЕД, МЕЖДУ.
Учить интонационной выразительности при передаче диалога героев
сказки.
2. Коррекционные.
Развивать слуховое, зрительное внимание, память.
3. Воспитательные.
Воспитывать у детей интерес к художественному слову,
познавательную активность, умение работать в коллективе, слушать друг друга.
Оборудование: текст сказки “Спор животных”, предметные опорные картинки
по сказке, шапочки-маски персонажей: корова, собака, лошадь, хозяин;
аудиозапись голосов домашних животных, звука поезда.
Словарная работа: соха, бороня.
Предварительная работа: знакомство с жанрами литературы- загадки, сказка,
рассказ.
Содержание организованной образовательной деятельности.
1. Организационный момент. Введение в тему. Отгадывание загадок детьми о
домашних животных и обобщение понятия.
Логопед: «Где мы можем увидеть с вами домашних животных? Правильно, в
деревне. Вот сейчас мы туда и поедем. На чём можно добраться до деревни?
Мы поедем на поезде». Дети встают друг за другом, кладут руки на пояс
впереди стоящему ребёнку.
Логопед: «Все расселись по вагонам? Проверим. Оля, за кем ты стоишь? Миша
перед кем ты стоишь? Дима между кем ты стоишь? И т.д.» Следим за полными
ответами детей.
Включается аудиозапись звука поезда, дети едут по кругу групповой комнаты и
садятся на свои места за столы.
2
Основная часть.
Логопед: «Мы с вами приехали в деревню. Давайте послушаем, кого мы сейчас
встретим в деревне? (включается аудиозапись голосов лошади, собаки, коровы).
Сегодня я прочитаю вам сказку К,Д, Ушинского «Спор животных».
Чтение сказки с выставлением на доску опорных картинок. Словарная
работа: объяснение незнакомых слов - соха, броня.
Корова, лошадь и собака заспорили между собою, кого из них хозяин больше
любит.
– Конечно, меня, – говорит лошадь. – Я ему соху и борону таскаю, дрова из
лесу вожу; сам он на мне в город ездит: пропал бы без меня совсем.
– Нет, хозяин любит больше меня, – говорит корова. – Я всю его семью
молоком кормлю.
– Нет, меня, – ворчит собака, – я его добро стерегу.
Подслушал хозяин этот спор и говорит:
– Перестаньте спорить по-пустому: все вы мне нужны, и каждый из вас
хорош на своем месте.
Беседа по содержанию.
Логопед: Какие животные живут в этой сказке?
Дети: В этой сказке живут корова, лошадь, собака.
Логопед: Что они делали?
Дети: Животные спорили между собой - кто же из них главный.
Логопед: Какую пользу приносит лошадь хозяину?
Дети: Лошадь таскает соху, бороню хозяину, дрова из леса возит. Хозяин ездит
на лошади на рынок.
Логопед: А корова какую пользу приносит хозяину?
Дети: Корова даёт молоко для всей семьи.
Логопед: Собака чем помогает хозяину?
Дети: Собака стережёт дом хозяина от воров.
Логопед: Кто услышал спор животных?
Дети: Спор животных услышал хозяин.
Логопед: Что же хозяин сказал животным?
Дети: Перестаньте спорить. Вы мне все нужны, каждый на своём месте.
Физкультурная минутка.
Конь
Конь меня в дорогу ждет (руки за спиной сцеплены в замок)
Бьет копытом у ворот, (ритмичные поочередные поднимания согнутых в
коленях ног)
На ветру играет гривой пышной, сказочно красивой, (покачивания головой,
затем наклоны в стороны)
Быстро на седло вскочу, не поеду — полечу, (подскоки на месте)
Цок- цок, цок- цок, я лошадка - серый бок! (Детки кружатся на месте)
Пёс Барбос (имитация движений)
Вот сидит наш пес Барбос.
В лапы спрятал черный нос.
Пёсик дремлет или спит.
На ребяток не глядит.
Наши дети тихо встали
И к собачке подбежали
— Ну-ка пёс скорей вставай
И ребяток догоняй!
Дети садятся на места за столы.
Повторное чтение сказки с установкой на пересказ.
Цепной пересказ сказки по опорным картинкам.
Распределение ролей, надеваем маски на головы детей.
Театрализованный пересказ сказки детьми по ролям. Следим за
интонационной выразительностью каждого персонажа
3. Итог занятия.
Логопед: Молодцы ребята! Вы все хорошо справились с пересказом сказки!
Давайте встанем на ковёр в круг дружбы.
Собрались все дети в круг
Я твой друг, и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Будем вместе мы дружить
В мире дружбы будем жить!