Автор: Дубровина Ольга Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №508
Населённый пункт: Город Екатеринбург, Свердловская область
Наименование материала: статья
Тема: Совместный проект с родителями "Радуга– Дуга"
Раздел: дошкольное образование
Исследовательско - творческий проект
«Радуга - дуга»
Дубровина Ольга Валерьевна
Актуальность проекта.
Радуга – радуга, лента разноцветная!
Семь цветов у радуги, все цвета заметные!
Ты всегда нарядная, звонкая, как песенка.
Хорошо по радуге, прокатиться весело!
Комовская Н.
Недостаточное сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста
приводит
к
возникновению
различных
трудностей
в
ходе
начального
обучения.
Таким
образом,
возникла
необходимость
разработки
проекта
«Радуга», направленного на формирование представлений дошкольника о
сенсорных эталонах цвета.
Дидактические игры, направленные на сенсорное развитие детей, (в
частности, на развитие чувства цвета) обладают большими возможностями:
позволяют знакомить детей с качествами и свойствами предметов, в данном
случае с цветом.
В процессе разнообразных дидактических игр дети учатся выделять
цвет предметов, называть оттенки и цвета, сравнивать предметы по цвету,
группировать
их
по
сходству
в
цвете.
Все
эти
действия
развивают
и
закрепляют
знания
и
представления
детей
о
цвете,
способствуют
формированию
чувства
цвета.
Дидактические
игры,
предшествующие
изобразительной деятельности, готовят детей к более свободному и точному
отражению цветов и оттенков в рисовании, аппликации.
Дети оперируют имеющими знаниями о цвете, которые в ходе игры
усваиваются, систематизируются, обогащаются. С помощью игры ребёнок
получает новые знания о том или ином цвете. В то же время в процессе игры
у детей активизируется цветовой словарь детей.
Этапы
проекта:
I. Подготовительный этап (октябрь):
-
Определение
темы,
целей
и
задач,
содержания
проекта,
прогнозирование результата;
- обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств,
необходимых
для
реализации
проекта,
определение
содержания,
длительности проекта и участия в нем родителей;
- изучение методической литературы по данной теме;
- составление плана деятельности.
II. Основной этап реализации проекта (вторая половина октября -
декабрь):
- реализация самого проекта
Рабочая программа к проекту «Радуга»
№ Разделы программы
Виды детской деятельности
1
Игровая деятельность
Дидактические игры:
«Сложи узор»;
«Блоки Дьенеша»;
«Собери гусеницу»;
«Солнышко и Снеговик»;
«Навстречу радуге»;
«Разноцветные гномы»;
«Разноцветные предметы»;
«Цвета и краски»;
«Радужные облака»;
«Радуга - дуга»
Настольные игры:
«Цветное домино»;
«Лёля и Серёжка в мире цвета».
2
Коммуникативная
деятельность
Составление рассказа по картине
«Что есть синего цвета (и др.)»;
Беседа: «Какой цвет любимый»;
Отгадывание загадок.
3
Конструктивная
деятельность
Конструирование из бумаги
«Разноцветные бабочки»
4
Двигательная деятельность
Подвижные игры:
«Цветные автомобили»;
«Светофор»;
«Краски»
«Ах ты, Радуга - дуга»
Пальчиковая гимнастика:
«Радуга»
5
Изобразительная
деятельность
Рисование:
«Давайте познакомимся, я оранжевый»
«Радуга»
Аппликация:
«Радуга»
Лепка:
«Радуга»
6
Восприятие
художественной литературы
Чтение:
«Цветик – семицветик », В. Катаев;
«Сказка про радугу», М. Юнак;
«Сказка
про
то,
как
краски
рисовали»,
М.
Шкурина;
«Сказка о радуге», Т.Куликова;
«Сказка о Радуге и Цветочке» А. Захарова
«Радужные сказки», М. Толстунова;
«Сказка о лисичке и радуге»
Загадки о цветах
7
П о з н а в а т е л ь н о
–
исследовательская
деятельность
Эксперимент «Радуга появись»
Просмотр презентации «Цвета радуги»
8
Культурно
–
д о суговая
деятельность
Разноцветная неделя
III. Заключительный этап (декабрь)
- Дидактические игры и настольные игры;
- Выставка «Разноцветные бабочки»;
- Развлечение «Разноцветная неделя».
- Создание коллективной работы «Радуга».
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Игровая деятельность
Дидактические игры:
«Сложи узор»
Цель:
развивать
цветоощущение,
пространственное
воображение,
умение синтезировать и комбинировать.
«Блоки Дьенеша»
Цель: учить группировать предметы
по цвету, учить работать по
образцу.
Развивать
творческие
способности,
воображение,
фантазию,
умения
видеть характерные признаки предметов.
«Собери гусеницу»
Цель: знакомить детей со спектральными цветами. Развивать мелкую
моторику рук.
«Солнышко и Снеговик»
Цель: учить различать и подбирать холодные и теплые цвета.
«Навстречу радуге»
Цель: знакомить детей с цветами солнечного спектра.
«Разноцветные гномы»
Цель: закреплять знания о цветах и оттенках. Развивать внимание и
логическое мышление.
«Разноцветные предметы»
Цель: закреплять знания о цветах и оттенках. Развивать зрительную
память, произвольное внимание, логическое мышление.
«Цвета и краски»
Цель: знакомить с цветами и их оттенками, тренировать внимание,
развивать память.
«Радужные облака»
Цель:
формировать
представление
о
цветах
радужного
спектра,
об
окружающем мире; развивать мелкую моторику пальцев рук.
«Радуга-дуга»
Цель: знакомить детей со спектральными цветами.
Настольные игры:
«Цветное домино»
Цель:
развивать у детей знания цветов, их оттенков.
Развивать
внимание и зрительную память.
«Лёля и Серёжка в мире цвета»
Цель: знакомить с цветами радужного спектра, научить объединять
предметы
в
группы
по
цветовому
признаку,
а
так
же
концентрировать
внимание на картинке с объектом и находить ее среди множества других.
Двигательная деятельность
Подвижные игры:
«Цветные автомобили»
Цель: упражнять
детей
в
умении
реагировать
на
цвет,
развивать
внимание, закреплять правила дорожного движения.
«Светофор»
Цель: закрепить представления детей о назначении светофора, о его
сигналах,
закреплять
правила
дорожного
движения.
Совершенствовать
восприятие цвета. Развивать внимание, зрительное восприятие.
«Краски»
Цель: закреплять знание цвета и оттенков; совершенствовать навыки
основных движений.
«Ах ты, Радуга - дуга»
Ц е л ь :
за к р е п л я т ь
у
д е т е й
зн а н и е
ц ве то в
р а д у г и
в
и х
последовательности.
Пальчиковая гимнастика
«Радуга»
Посмотрите: радуга над нами,
(Нарисовать рукой над головой полукруг (маховое движение)
Над деревьями,
(Руки поднять вверх, пальцы разомкнуты)
Домами,
(Руки сложены над головой крышей)
И над морем, над волной,
(Нарисовать волну рукой)
И немножко надо мной.
(Дотронуться до головы)
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Реализация проекта «Разноцветная неделя»
I. Вовлечение в деятельность
Объявление о реализации проекта «Разноцветная неделя».
Понедельник - красный цвет.
Вторник - оранжевый.
Среда - желтый цвет.
Четверг - зеленый цвет
Пятница - голубой цвет.
Понедельник - синий цвет.
Вторник - фиолетовый цвет.
II. Прожитие темы недели.
Понедельник
ОД
«Формирование
целостной
картины
мира,
расширение
кругозора»
-
дидактическая игра «Давайте познакомимся - Я Красный Король».
ОД «Аппликация» - дидактическая игра «Цветные предметы».
ОД «РЭМП» - дидактическая игра «Блоки Дьенеша»
Игры с мячом «Назови со словом красный».
ОД «Рисование» - рисование гуашью «Гроздья рябины».
Вторник
ОД
«Формирование
целостной
картины
мира,
расширение
кругозора»
-
дидактическая игра «Давайте познакомимся - Я Оранжевый Король».
Рассматривание иллюстраций «Что, какого цвета».
ОД «РЭМП»- дидактическая игра «Сложи узор» - оранжевый коврик.
ОД «Аппликация» «Солнышко»
Прослушивание аудиозаписи «Оранжевая песня»
Среда
ОД «Физическая культура» - Нетрадиционная утренняя гимнастика по сказке
«Колобок».
ОД
«Формирование
целостной
картины
мира,
расширение
кругозора»
-
дидактическая игра «Давайте познакомимся – Я Желтый Король»
ОД «Рисование» «Колобок»
Творческое задание «Солнечный луч»
ОД «Физическая культура» - подвижная игра «Узнай цвет»
Четверг
ОД
«Формирование
целостной
картины
мира,
расширение
кругозора»
-
дидактическая игра «Давайте познакомимся - Я Зеленый Король».
ОД «Физическая культура» - подвижная игра «Разноцветные мячики».
ОД «Безопасность» - подвижная игра «Светофор».
ОД «Познание/Экология» - беседа «Любимое комнатное растение».
Образовательная
деятельность
по
ОО
«Художественное
творчество»
-
Оригами «Лягушка».
Пятница
ОД
«Формирование
целостной
картины
мира,
расширение
кругозора»
-
дидактическая игра «Давайте познакомимся - Я Голубой Король».
ОД «Художественное творчество» - дидактическая игра «Гусеница», «Найди
цвета, которыми нарисован Петушок».
Аппликация «Кораблик», Рисование гуашью «Снегопад»
ОД «Чтение художественной литературы» - «Письмо от Незнайки», «Сказка
про цвета».
ОД «Развитие речи» - составление рассказа по картине «Что есть синего
цвета».
ОД «Физическая культура» - подвижная игра «Красочки»
Понедельник
ОД
«Формирование
целостной
картины
мира,
расширение
кругозора»
-
дидактическая игра «Давайте познакомимся - Я Синий Король».
ОД
«Чтение
художественной
литературы»
-
Рассказ
В.Осеевой
«Синие
листья» Заучивание стихотворения, заучивание стихотворения Л.Степановой
«Синим речку нарисую…»
ОД «Художественное творчество» - аппликация с крупой «Зимний вечер»
Конструирование «Строим синий дом»
Вторник
ОД
«Формирование
целостной
картины
мира,
расширение
кругозора»
-
дидактическая игра «Давайте познакомимся – Я Фиолетовый Король».
ОД
«Художественное
творчество»
-
Коллективная
лепка
«Радуга
из
пластилиновых жгутиков».
ОД
«Познание/Экология»
-
дидактическая
игра
«Угостим
фруктами
и
овощами».
ОД «Чтение художественной литературы» - В. Катаев «Цветик-семицветик»
Просмотр мультфильма «Веселая радуга»
ОД «РЭМП» - «Цветные домики».