Автор: Елисеева Татьяна Михайловна
Должность: Социальный педагог
Учебное заведение: ГБДОУ НАО "Детский сад "Кораблик"
Населённый пункт: г. Нарьян–Мар НАО Архангельской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Викторина "Знаешь ли ты северный край?"
Раздел: дошкольное образование
Викторина
«Знаешь ли ты свой северный край?»
Выполнила:
Елисеева Т.М.
Нарьян - Мар
2018г.
Цель. Формировать позитивное отношение к обычаям, традициям своего народа, к родному
краю.
Задачи:
1. Развивать интерес к родному краю.
2. Развивать любознательность, творческий поиск.
3.. Закрепить знания о родном крае.
Предварительная работа:
- оформление стенда «Наш край», где расположен материал
- о животном, растительном мире, поэтах НАО, населенных пунктах, г. Нарьн- Маре и т.д. );
- Беседы о природе, животном, растительном мире, культуре и быте НАО и т.д.
Вед:
Край наш богат и песнями, и стихами, сказками, загадками, прекрасными
населенными пунктами. Сегодня мы узнаем, как вы знаете свой округ.
«РАСТЕНИЯ»
1.
Какие деревья и кустарники растут в округе? ( береза, рябина, черемуха, ива, ольха,
ель, ёлка, лиственница, можжевельник, смородина ,жимолость, шиповник )
2.
Какие из деревьев остаются вечно зелеными? ( ёлка, сосна, можжевельник ).
3.
Какие ягоды растут в округе? (брусника, черника, голубика, клюква,вороника,
жимолость, морошка, рябина, черемуха, шиповник )
4.
Какое лекарственное растение растет на острове Вайгач? ( северный женьшень ,
Радиола розовая - золотой корень )
5.
Назовите « родственницу « женьшеня « (аралия манчжурская )
6.
Как в народе называют радиолу розовую ? (золотой корень )
7.
Как называется самый ранний тундровый витаминонос? ( ложечница арктическая )
8.
Какая из северных ягод поспевает самая первая? И когда? (морошка , в июле )
9.
Как еще называют психу? ( вороника, водяника, шикша )
10. Как иначе называют можжевельник? ( северный кипарис – единственный вечно
зеленый кустарник ).
11. Назовите северное растение – хищник. (росянка – заглатывает насекомых ).
12.
«ЖИВОТНЫЕ»
1.
Кто носит лес на голове? ( олень )
2.
Каких животных, проживающих на территории НАО вы знаете? ( олень, нерпа, медведь,
лиса, андатра, лось, лемминг, рассомаха , заяц, волк, песец ).
3.
Какая рыба водится в реках и озерах НАО? ( семга, сиг, чир, зельдь, сорога, саурей, язь,
омуль, нельма, щука, зубатка ).
4.
5.
Какая птица остается зимовать? (куропатка, ворона, сорока, чайка,голубь, воробей, белая
сова ).
6.
Какие перелетные птицы залетают в НАО? (лебеди, гуси, утки ).
«ГРИБЫ»
1.
Ножка белая, прямая, шляпка красная такая,
А на шапке на верхушке беленькие конопушки. (мухомор)
2. Нет грибов дружней, чем эти, знают взрослые и дети,
На пеньках растут в лесу, как веснушки на носу (опята)
3.Он в красной шапочке растет среди корней осиновых
его увидишь за версту зовется (подосиновик).
4.Глубоко был спрятан он, раз, два, три и вышел вон.
И стоит он на виду, белый, я тебя найду, (боровик )
5.Зашел мужик в сосняк, нашел слизняк, бросить жалко, съесть сыро (груздь)
6.Ходят в рыженьких беретах, осень в лес приносят летом,
Очень дружные сестрички, золотистые (лисички)
7. В роще у березки повстречались тёзки, (подберезовик)
8. У лесных дорожек много разных ножек собирай, не мешкай! Это (сыроежки )
« НЕНЕЦКАЯ ИГРУШКА»
1. Что используют ненцы для изготовления детских игрушек? ( рога оленя, копытца,
грудные кости от птицы и птичьи носики )
2.Как называется игрушка, изготовленная из птичьего носа? ( уко )
3. Носики каких птиц использовали для кукол? ( утки и гуся )
4. Кого символизировали утиные носики? А гусиные? ( утиные- женщин, девочек, а гусиные-
мужчин, мальчиков) .
5. Кто играл в игрушки УКО , девочки или мальчики? ( девочки )
6. Как называется игрушка на нитке, издающая воющий звук? ( это пуговица или круглая
деревяшка на нитке – вылко )
7. Как называется игрушка, похожая на юлу? ( песько )
8. Кто играл в игры вылко и песько? ( мальчики )
« ОДЕЖДА»
1.
Как называется верхняя женская одежда? ( паница ).
2. Как называется верхняя мужская одежда? ( малица ).
3.Помимо национального узора что еще располагали на одежде ? ( у мальчиков –
колокольчики, у девочек – копытца )
4.
Для чего подвешивают колокольчики и копытца? ( для красоты и для того, чтобы
отогнать злых духов )
5.
Назовите элементы национального узора, используемого для украшения изделий (рога
оленя, копытца, уши зайца, подобные чуму ).
6.
Как называется национальная меховая мужская обувь? ( пимы )
7.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Ненецкий автономный округ . Энциклопедический словарь .-М.: Дом книги «Аванта +»,
2001г.
2.
Арктика мой дом – полярная энциклопедия для школьника 3-х томник.
3.Хомич Л.В. Ненцы .-М.- Ленинград : Наука, 1966.-327 стр.
4. Бармич М.Я. Малыш учится. – С –ПБ: Просвещение, 200г.