Автор: Иванчина Наталья Ильинична
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №2 СПДС "Золотой петушок"
Населённый пункт: п.г.т. Усть–Кинельский, Самарская область
Наименование материала: Развитие словаря
Тема: "Рассматривание предметов как средство развития словаря детей"
Раздел: дошкольное образование
ГБОУ СОШ № 2 СПДС «Золотой петушок»
1
Тема: Рассматривание предметов как средство развития словаря детей 5
5
2
Воспитатель Иванчина Наталья Ильинична о
п.г.т. Усть-Кинельский, 2018
1
Содержание
Введение……………………………………………………………..…………...…..3
1. Особенности развития словаря детей в средней группе…………………….….5
2. Методика рассматривания предметов………………………………………...….7
3. Активизация словаря детей в процессе игр и упражнений с предметами……10
Заключение…………………………………………………………………………..12
Список использованных источников…………………………………………........13
Приложение……………………………………………………………………….....14
2
Введение
Развитие словаря понимается как длительный процесс количественного
накопления
слов,
освоения
их
социально
закрепленных
значений
и
формирование умения использовать их в конкретных условиях общения.
Овладение
словарным
запасом
составляет
основу
речевого
развития
детей,
поскольку
слово
является
важнейшей
единицей
языка.
В
словаре
отражается
содержание
речи.
Слова
обозначают
предметы
и
явления,
их
признаки,
качества,
свойства
и
действия
с
ними.
Дети
усваивают
слова,
необходимые для их жизнедеятельности и общения с окружающими.
Главное в развитии детского словаря – освоение значений слов и их
уместное
употребление
в
соответствии
с
контекстом
высказывания,
с
ситуацией, в которой происходит общение.
Словарная работа в детском саду проводится на основе ознакомления с
окружающей
жизнью.
К
методам
непосредственного
ознакомления
с
окружающим
относятся
также
рассматривание
предметов,
наблюдения
за
животными, деятельностью взрослых. Они проводятся во всех группах и имеют
цель
уточнить
и
углубить
знания
о
предметах,
с
которыми
ребенок
часто
соприкасается в своей жизни (посуда, одежда, мебель, орудия труда, школьные
принадлежности).
Дети
учатся
последовательно
наблюдать,
выделять
существенные
признаки
предметов.
При
этом
широко
используются
обследование, приемы сравнения, позволяющие выделять различие и сходство
между
предметами,
обобщать,
классифицировать.
На
этой
основе
ребенок
постепенно осваивает слова разной степени обобщения, выражающие видовые
и родовые понятия, относящиеся к разным частям речи.
Рассматривание
игрушек
как
метод
уточнения,
закрепления
и
активизации
словаря
используется
во
всех
возрастных
группах.
Игрушки
предоставляют
многократные
возможности
для
закрепления
представлений,
которые дети опытным путем добыли в жизни, и для обусловленных этими
3
представлениями
словесных
форм
(Е.
И.
Тихеева).
Содержание
и
подбор
игрушек для каждой группы определяются возрастными особенностями детей и
задачами речевой работы. Особое значение имеет предложенная Е. И. Тихеевой
дидактически оборудованная кукла (платье, белье и обувь, постель, посуда,
мебель, орудия труда), которая является средством закрепления и активизации
бытового словаря в организованных играх и занятиях.
А также много сил вложили Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, С. Л.
Рубинштейн и К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, М. М. Конина, А. М. Леушина, Л.
А.
Пеньевская,
О.
И.
Соловьева,
А.
П.
Усова,
Е.
А.
Флерина.
Проблемы
содержания и методов развития словаря детей в детском саду плодотворно
разрабатывались А.М. Бородич, Н.Ф. Виноградовой, Л.В. Ворошниной, В. В.
Гербовой,
Э.
П.
Коротковой,
Н.
А.
Орлановой,
Е.А.
Смирновой,
Н.Г.
Смольниковой, О. С. Ушаковой, Л. Г. Шадриной, В. И. Яшиной и др.
Особую тревогу вызывает значительный рост числа детей с бедным
словарным запасом. В словаре отражается содержание речи. Слова обозначают
предметы и явления, их признаки, качества, свойства и действия с ними. Дети
усваивают
слова,
необходимые
для
их
жизнедеятельности
и
общения
с
окружающими.
Рассматривание
предметов
является
средством
развития
словаря детей.
Развитие
речи
является
одним
из
важных
приобретений
ребёнка
в
дошкольном
возрасте
и
рассматривается
в
современном
дошкольном
воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Развитие речи
самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего
мира, развитием личности в целом.
4
1. Особенности развития словаря детей в средней группе
Особенности
развития
детского
словаря
достаточно
полно
изучены
в
физиологии, психологии, психолингвистике.
В
средней
группе
у
ребенка
быстро
развивается
способность
к
обобщению. М.М. Кольцова, выделяя четыре ступени в овладении словом как
сигналом, считает, что последняя ступень приходится на пятый год жизни.
Здесь сигнальное значение слова становится очень широким. Дети производят
обобщения
по
характерным
признакам.
Чаще
всего
такими
признаками
являются действие или назначение предмета.
Для развития словаря используются различные категории игрушек: люди
(фигурки
детей,
взрослых),
жилища
людей
и
их
окружение,
средства
передвижения, животные, птицы, овощи, фрукты, грибы, орудия труда.
На
пятом
году
жизни
у
ребёнка
отмечаются
значительные
успехи
в
умственном
и
речевом
развитии.
Малыш
начинает
выделять
и
называть
наиболее
существенные
признаки
и
качества
предметов,
устанавливать
простейшие
связи
и
точно
отражать
их
в
речи.
Речь
его
становится
разнообразней,
точнее
и
богаче
по
содержанию.
Возрастает
устойчивость
внимания к речи окружающих, он способен до конца выслушивать ответы
взрослых. Чем старше становится ребёнок, тем большее влияние на его речевое
развитие оказывают семейное и общественное воспитание.
В психологической литературе указывается, что в течение пятого года
жизни
значительно
увеличивается
словарный
запас
детей.
Происходит
углубление понятий и связанное с ним усвоение значений слов. Увеличение
активного
словаря
(от
2000
до
2500
слов
к
концу
года)
создаёт
ребёнку
возможность полнее строить свои высказывания, точнее излагать мысли. В речи
детей
этого
возраста
всё
чаще
появляются
прилагательные,
которыми
они
пользуются
для
обозначения
признаков
и
качеств
предметов,
отражения
временных и пространственных отношений (при определении цвета ребёнок,
кроме
основных
цветов,
называет
дополнительные
–
голубой,
темный,
5
оранжевый),
начинают
появляться
притяжательные
прилагательные
(лисий
хвост,
заячья
избушка).
Всё
шире
ребёнок
использует
наречия,
личные
местоимения
(последние
часто
выступают
в
роли
подлежащих),
сложные
предлоги (из-под, около и др.); появляются собирательные существительные
(посуда,
одежда,
мебель,
овощи,
фрукты),
однако
последние
ребёнок
употребляет ещё очень редко.
Исследования В. И. Яшиной показали, что у детей среднего дошкольного
возраста
были
обнаружены
очень
большие
индивидуальные
различия
в
представления и лексике. Ученый отмечает, что «характерной чертой многих
представлений
является
недостаточная
четкость
и
дифференцировка.
Наблюдается
значительная
разница
представлений
и
соответствующей
им
лексики.
Причем
этот
разрыв
отмечается
главным
образом
в
направлении
отставания объема словаря от роста представлений».
Рост словаря, употребление более сложных в структурном отношении
предложений нередко приводит к тому, что дети начинают чаще допускать
грамматические
ошибки:
неправильно
изменяют
глаголы
(«хочут»
вместо
хотят), не согласовывают слова (например, глаголы и существительные в числе,
прилагательные и существительные в роде), допускают нарушение в структуре
предложений.
В этом возрасте дети начинают овладевать монологической речью. В их
речи впервые появляются предложения с однородными обстоятельствами. Они
усваивают и правильно согласовывают прилагательные с существительными в
косвенных
падежах.
Однако
многие
всё
ещё
не
могут
самостоятельно
без
помощи взрослых связно пересказать текст прочитанной сказки, рассказа.
У
четырёхлетних
детей
резко
возрастает
интерес
к
звуковому
оформлению слов. Вслушиваясь в речь взрослого, ребёнок пытается установить
сходство в звучании слов и нередко сам довольно успешно подбирает пары
слов: Маша – каша, Миша – Гриша. Некоторые дети, фиксируя неправильности
в произношении у своих сверстников, могут не замечать нарушений звучания
собственной речи. Это говорит о недостаточно развитом самоконтроле. Дети
6
склонны к словотворчеству в этот период. Очень часто они придумывают свои
слова, комбинируя уже известные им. В этом возрасте у детей велико тяготение
к рифме. Такое стремление закономерно, оно способствует развитию у ребёнка
внимания к звуковой стороне речи, развивает речевой слух и требует всякого
поощрения со стороны взрослых.
О.С.Ушакова
отмечает,
что
словарь
обогащается
прилагательными
и
глаголами.
Дети
могут
определять
назначение
предмета,
функциональные
признаки («Мяч – это игрушка, в него играют»). Они начинают подбирать слова
с противоположным значением, сравнивают предметы и явления, употребляют
обобщающие слова. В результате специальной работы по ознакомлению со
словом
у
ребенка
формируется
представление
о
том,
что
слово
имеет
смысловую и звуковую стороны.
Таким образом, у детей пятого года жизни при нормальном речевом
развитии и благоприятных условиях воспитания, словарный запас очень быстро
увеличивается. Дети правильно называют окружающие предметы и явления,
словесно
обозначают
их
качества
и
свойства,
действия
и
функции.
Они
стараются активно пользоваться видовыми и родовыми понятиями посредством
слов-обобщений. Это связано с расширением жизненного опыта ребенка и
круга
его
общения.
В
тоже
время
у
детей
наблюдаются
большие
индивидуальные различия в представлениях и лексике.
2. Методика рассматривания предметов
Средний дошкольный возраст – это новая ступень в развитии ребенка.
На
этом
этапе
происходит
дальнейшее
обогащение
словаря,
развивается
способность к обобщению. Это связано с расширением жизненного опыта
ребенка и его круга общения со взрослыми, и другими детьми.
Занятия имеют четкую структуру: первая часть – выделение качества
предмета
в
какой-либо
ситуации
или
деятельности,
ознакомление
с
новым
словом
(прозрачный,
непрозрачный);
вторая
часть
–
обучение
детей
7
обследовательским
действиям,
выделение
каждым
ребенком
качеств,
закрепление названий, освоение слов, обозначающих действия; третья часть –
упражнение детей в выделении данного качества в разнообразных предметах и
в использовании новых слов.
Ознакомление с предметом идет поэтапно:
– ознакомление с внешним видом предмета, с его назначением;
– восприятие частей, деталей предмета;
–
знакомство
со
свойствами
и
качествами
предметов,
материалов,
из
которых
они
сделаны
(стекло,
бумага,
дерево,
метал;
стекло
хрупкое,
прозрачное, бьется; бумага мнется, рвется, размокает).
Основные методические требования к проведению занятий такого рода
следующие:
– широкое использование игровых приемов – сюрпризность появления
предметов, неожиданные исчезновения и поиск, игровые действия, игровые
атрибуты и т.д.
– сюжетный характер игр-занятий;
– рассматривание предмета, его деталей;
– многократное называние воспитателем предметов, действий в момент
сосредоточения внимания ребенка;
– активное подражание детей речевому образцу;
– использование вопросов, предполагающих ответ действием;
– формирование умения находить нужный предмет по слову воспитателя;
8
– активные действия детей по обследованию предмета;
– сравнение предметов по их внешнему виду;
Еще
одной
разновидностью
занятий
по
развитию
словаря
являются
занятия
по
ознакомлению
с
качествами
и
свойствами
предметов.
Детей
знакомят
с
материалами,
из
которых
сделаны
предметы.
Особое
внимание
уделяют тем предметам, с которыми дети действуют. Их учат ориентироваться
на качествах предметов в повседневной жизни, в играх.
Особенностью
этих
занятий
является
использование
раздаточного
материала, выделение качества и свойств предметов на основе тщательного
сенсорного
обследования
каждым
ребенком
предметов
и
сравнения
их
противоположных
качеств
и
свойств
(твёрдый
–
мягкий,
прозрачный
–
непрозрачный), организуя результативной деятельности ребенка с предметами.
Также
используется
прием
сравнения.
Перед
сравнением
необходимо
внимательно рассмотреть предметы, в процессе сравнения оба сравниваемых
предмета должны быть перед глазами детей.
Для развития словаря используются различные категории игрушек: люди
(фигурки
детей,
взрослых),
жилища
людей
и
их
окружение,
средства
передвижения, животные, птицы, овощи, фрукты, грибы, орудия труда. Особое
значение
имеет
предложенная
Е.
И.
Тихеевой
дидактически
оборудованная
кукла (платье, белье и обувь, постель, посуда, мебель, орудия труда), которая
является
средством
закрепления
и
активизации
бытового
словаря
в
организованных играх и занятиях.
Детей учат использовать антонимы для обозначения величины, цвета
(большой – маленький, длинный – короткий, светлый – темный), продолжают
развивать понимание и навыки употребления слов, выражающих видовые и
родовые понятия, формируют умение использовать обобщающие слова (овощи,
посуда, мебель, игрушки, одежда).
9
Рассматривание
предметов
сопровождается
беседой
о
материале,
из
которого они сделаны и кем сделаны.
В процессе беседы целесообразно
использовать загадки, песенки, стихи. Благодаря им занятия становятся более
эмоциональными.
3.
Активизация
словаря
детей
в
процессе
игр
и
упражнений
с
предметами
Активизация словаря – это важнейшая задача словарной работы в детском
саду. В процессе этой работы воспитатель побуждает детей употреблять в речи
наиболее
точные,
подходящие
по
смыслу
слова.
Специальные
приемы
активизации словаря должны вызвать у ребенка внимание к выбору слова,
формировать точность и ясность речи. В «Программе воспитания и обучения в
детском саду» специально подчеркнуты требования к активному словарю детей,
определены слова, которые они должны не только понимать, но и свободно
употреблять,
усвоение
которых
представляет
для
дошкольников
известную
трудность
(справа,
слева,
треугольник,
узкий
и т. д.).
Следовательно,
активизация словаря – это увеличение количества используемых в речи слов,
содержание
которых
точно
понимается
ребенком. Работа над синонимами
(слова, разными по звучанию, но имеющими одинаковое или близкое значение)
помогает понимать смысловую сторону слова, выбирать наиболее подходящее
слова из всего лексического богатства. Антонимы заставляют вспомнить и
сопоставлять
предметы
и
явления
по
их
временным
и
пространственным
отношениям, величине и свойствам и т. д. (холодный – горячий, толстый –
тонкий, утро – вечер). С этой целью можно использовать сравнение игрушек,
предметов.
В средней группе необходимо особое внимание уделять правильному
пониманию слов и их употреблению, расширению активного словаря детей.
Продолжается
работа
по
формированию
обобщающих
понятий,
большое
10
внимание уделяется вычленению качеств, свойств и правильному обозначению
их соответствующими словами.
Например, для активизации глаголов используется упражнение на подбор
действий к предметам: «Для чего нужен утюг? Что можно делать веником? Для
чего нужна лейка?». В упражнении «Кто что делает?» ребёнок должен назвать
как
можно
больше
действий:
«Что
делает
кошка?»
–
«Мяукает,
мурлычет,
играет, лакает молоко».
Для
формирования
умения
вычленять
качества,
свойства
предметов,
игрушек следует шире использовать приём сравнения. При сравнении двух
кукол задаётся вопрос: «Что у них одинаковое, а что разное? Чем ещё куклы
отличаются друг от друга?». Дети рассматривают и называют цвет глаз, волос,
детали
одежды
(например,
мягкий,
пушистый,
меховой
воротник).
При
рассказывании по картинам, чтобы научить подбирать определения, задают
вопросы: «Какой снег? (Белый, пушистый, холодный.) А как можно сказать про
зиму,
какая
она?»
(Снежная,
морозная,
холодная.)
Затем
можно
прочитать
стихотворение.
На
следующем
занятии
воспитатель
предлагает
рассмотреть
предложенные
игрушки
(например,
мяч,
машину,
куклу,
матрёшку)
и
последовательно задаёт вопросы: «Что это? Какая она? Для чего нужна? Что с
ней
можно
делать?».
Такое
предварительное
словарное
упражнение
подготавливает детей к проведению на этом же занятии дидактической игры
«Петрушка,
угадай
мою
игрушку».
Загадывая
какую-либо
игрушку,
дети
должны
использовать
все
названные
слова
и
оформить
их
связное
высказывание.
Рассматривание чайников: электрический и простой, пластмассовый и
железный, большой и маленький, цвет зеленый и белый, ручки с боку и сверху.
11
Заключение
Итак, хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного
развития
детей.
Чем
богаче
и
правильнее
у
ребёнка
речь,
тем
легче
ему
высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей
действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками
и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Развитие
речи – словарного состава – одна из важнейших задач обучения детей.
По мере развития ребёнка увеличивается его потребность в общении, что
стимулирует
развитие
у
него
речевых
навыков.
Уже
к
концу
дошкольного
возраста ребёнок достигает такого уровня речевых умений и навыков, который
обеспечивает
ему
необходимое
структурное
и
смысловое
оформление
высказываний в разных формах.
Значительное
место
в
развитии
словаря
детей
имеет
рассматривание
предметов.
Воспитатель
обязан
помнить,
что
речь
–
инструмент
развития
высших
отделов
психики
растущего
человека.
Обучая
ребенка
речи,
одновременно
способствуют
развитию
его
интеллекта
и
высших
эмоций,
готовят почву для успешного его учения в школе, для творческого поведения его
в трудовой деятельности. Задержка речевого развития на первых возрастных
ступенях не может быть компенсирована впоследствии.
Поскольку
игра
является
ведущей
деятельностью
дошкольника,
в
развитии словаря ребенка необходимо использовать различные игры и игровые
упражнения.
12
Список использованных источников
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения
родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб.
заведений. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. –
400 с.
2. Дыбина О. В. Ознакомление дошкольников с предметным миром: Учеб.
пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2008. –128 с.
3. Методика развития речи детей дошкольного возраста / Л. П. Федоренко,
Г. А. Фомичева, В.К. Лотарев, А.П. Николаичева. – 2-е изд., дораб. – М.:
Просвещение, 1984. – 240 с.
4. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа
дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А.
Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 368 с.
5. Ушакова О.С. Кн. для воспитателей дет. сада и родителей. – 2-е изд.,
перераб. и доп. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 208 с.
13
Приложение
Занятие «Поиграем с нашими гостями».
Цель: формирование у детей умения сравнивать предметы одного вида;
группировать
картинки
по
функциональному
признаку;
активизировать
названия
одежды,
обобщающие
слова:
мебель,
посуда,
игрушки,
одежда,
фрукты, овощи.
Материал: две одинаковые куклы в разной одежде, коробка с набором
картинок по числу детей в группе.
Ход занятия:
1. В гости приходят куклы. Дети знакомятся с ними, рассматривают их,
сравнивают
внешний
вид
и
одежду.
Таня
со
светлыми
волосами,
она
светловолосая, с красным бантом. На ней клетчатая юбочка и белая блузка.
Таня обута в красивые туфли. У Оли темные волосы, она темноволосая. На ней
нарядное красное платье с кружевами. Она обута в такие же туфли, как и Таня.
Куклы красивые, нарядные, веселые.
2. Воспитатель загадывает детям загадку об одной из кукол. Дети по
описанию определяют, о ком загадка. Затем 2-3 ребенка загадывают про кукол,
называя несколько характерных деталей их внешнего вида.
Дидактическая игра «Поможем куклам разобрать картинки».
Воспитатель раздает детям картинки. Куклы спрашивают, что на них
нарисовано. По просьбе кукол к столу выходят все дети, у которых на картинках
нарисована
одежда.
Все
внимательно
смотрят
и
проверяют,
правильно
ли
выполнена просьба. Затем аналогично группируются другие картинки.
Занятие заканчивается тем, что куклы благодарят детей.
14