Напоминание

"Неопределенная форма глагола"


Автор: Федорова Нюрбина Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Намская СОШ №1
Населённый пункт: с.Намцы Намского улуса Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: урок русского языка в 4 классе
Тема: "Неопределенная форма глагола"
Раздел: начальное образование





Назад




Урок русского языка по теме: «Неопределенная форма глагола»

Тип урока: « Открытие нового знания».

Цели урока:

познакомить с новым понятием «начальная форма глагола»;

развивать умение ставить вопрос к глаголам в неопределенной форме;

закреплять умение распознавать форму слова и однокоренные слова;

развивать мыслительные операции сравнения, класификации;

воспитывать самостоятельность у учащихся.

Формирование УУД.

Личностные:

признавать важность учебы и познавания нового, понимать ,зачем выполнять те или иные учебные действия;

проявлять интерес к поиску и присвоению общих способов решения учебных задач.

Регулятивные:

участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения;

сотрудничать с одноклассниками при работе в паре;

сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и одноклассников;

вырабатывать критерии оценки своих действий в диалоге с учителем, одноклассниками.

Познавательные:

делать выводы на основе обобщения, определять последовательность действий для решения предметных задач.

Коммуникативные:

подтверждать аргументы фактами;

слушать ,сотрудничать с одноклассниками при работе в паре;

участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения.

Оборудование:

1Карточки с заданиями для работы в парах.

2. Карточки с заданием для индивидуальной работы.

3. Презентация.

Ход урока

1.Этап мотивации к учебной деятельности. Организационноый момент.

2.Этап актуализации и пробного учебного действия. Повторение

Работа с карточками.

Задание 1 - Проверка.

Мы на уроках уже много говорили об этой части речи. Как вы думаете, мы уже все знаем о ней? (нет). Хотите узнать новое о глаголе?

1.

Этап выявления места и причины затруднения. Слайд 1.

Задание №2

- Найдите глаголы в предложениях, определите время и число. ( дети работают в парах, у каждого на парте карточка с предложениями и

таблица)

Наш класс идет в музей. Маленький мальчик играл в мяч. Скоро мы будем писать сочинение. Трудно увидеть в лесу дикое животное. Лучше

всего читать следы зверей на свежем снегу.

Настоящее время

Прошедшее время

Будущее время

(Проверка. Дети зачитывают какие глаголы они нашли.)Слайд №2

-Вы смогли определить время и лицо глаголов увидеть, читать?( запишите их в четвертый столбик)

-В чем затруднения? ( не изменяются по временам)

- На какие вопросы отвечают эти глаголы?

- А чем похожи эти глаголы? (Вопросы, на конце- ть)

- Ясно ли, кто действует и когда?

1.

Этап построения проекта выхода из затруднения.

- Ребята, предложите, как можно назвать форму у глаголов, в которых не определишь ни время, ни лицо? ( ответы детей)

- Это неопределенная форма глагола. Это и есть тема нашего сегодняшнего урока. Слайд № 3

На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме? ( Что делать? Что сделать?) увидеть (что сделать), читать (что делать)

Этап реализации построенного проекта.

Сравните наш вывод с определением в учебнике на с. 77. ( читают правило)

- Как по другому называется неопределенная форма? (Инфинитив)

-Что еще узнали важное из прочитанного? ( глаголы в неопределенной форме имеют суффиксы -ть, -ти, -чь) Слайд № 4.

6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

-Открываем тетради, пишем число. Вызываю 1 ученика к доске

- Я называю глагол в настоящем времени, а вы записываете его неопределенную форму.

Открываю(открыть), берегу(беречь), говорю(говорить), выхожу(выйти), принесу(принести).

- И еще очень важно запомнить! Начальная форма образуется при помощи суффиксов -ть,

-ти,-чь .

Суффиксы -ть, -ти,-чь в основу

глаголов не входят, т. к. не образуют новые слова, только меняют форму. Слайд 4 прод

- Выделите суффиксы у глаголов, выделите основы.

1.

Физминутка,

Сейчас немного отдохнем. (Все встали)

Послушайте условие:

Если услышите глагол в настоящем времени.

Присядьте..

Если я назову глагол в прошедшем.

Поднимаете вверх обе руки.

Услышав глагол в будущем времени.

наклон вперед.

Слова:

Блестит,(присели) блестело (руки вверх), будет блестеть(наклон вперед);

Спали, спят, будут спать;

Прочитали, читают, прочтут;

Летят, прилетел, будет лететь;

Убежали, убегут, бегут;

– Отдохнули, садитесь.

2.Посмотрите на экран и скажите, все ли правильно тут? Слайд 5 Посл.слайд (Можно включить документ камсеру)

Купить, обедать, бегать, войти, прыгать, думать. (выделены основы)

9.Этап включения в систему знаний и повторения.

-А сейчас поиграем.

1

. Игра «Кто самый внимательный!»(если остается 10 мин.) упр. 108 с.78 (если остается 15 минут)

-Я зачитываю слова, среди которых есть разные части речи. Вы должны записать (хлопать, если услышите) только глаголы в неопределенной

форме.

Ходить, ходит, кость, косит,

косить, кровать, нести, носят, носить, скатерть, стричь, плести, кости, ногти, грусть, лошадь, медь,стеречь.

Плакать, прыгать, бегать, стричь, нести, писать, смотреть.

Замените фразеологический оборот глаголами в неопределенной форме, выделите суффикс.

Пускать пыль в глаза (врать)

Зарубить на носу ( запомнить)

Держать язык за зубами (молчать)

Вешать нос (грустить)

1.

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Что нового узнали на уроке?

На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?

Какие имеют суффиксы? Входят ли они в основу?

Самооценивание? Если будет время, показать на документ камере

Оцените свою работу,оценивание учителем.

Д.з. с. 78, упр. 110

Раздаточный материал к открытому уроку по теме «Неопределенная форма глагола». 4 класс

1. Распределите данные слова по временам.

п.в. н.в. б.в.

Выкопал, выдержал, угрожают, зашагает, стемнеет, сбегут, решить, беречь, привезти

2. Работа в парах.

1 ПАРА (Лена, Рома)

-Данные словосочетания замените глаголами в Н.Ф.

Оказать помощь - ______________________________

очищать пол от сора - ______________________________

вести наблюдения - ______________________________

давать совет - ______________________________

покрываться цветами - ______________________________

принимать решение - ______________________________

2 ПАРА (Вика, Олег)

-От данных существительных образовать однокоренные глаголы в Н.Ф.

игра - ____________________

мороз - ____________________

свет - ____________________

холод - ____________________

просьба - _____________________

крик - _____________________

служба - _____________________

3 ПАРА ( Кирилл, Вова)

-Укажи предложения с глаголами в Н.Ф.

1. Молодой лось пришел из леса в деревню.

2. Он позволил людям близко подходить к себе.

3. Лось брал пищу из рук.

4. Что заставило дикое животное покинуть свой мир?

5. На правой ноге у лося была рана.

6 Он сам не мог залечить ее.

7. Вот и решил зверь пойти за помощью к человеку.

8. Трогать рану лось не позволял никому.

9 Лось мычал, как бы просил помочь ему

4 ПАРА (Женя, Алеша)

-“ Четвёртый лишний

А) играть, гулять, думал, петь.

Б) читает, пишет, считает, дружить.

В) говорил, смотрели, читали, считали.

Г) держал, думал, дремлет, делал.

3. Выборочный диктант.

-Прочитайте отрывок. Выпишите глаголы в неопределенной форме.

Кто-то в поле стал ходить

И пшеницу шевелить

Мужички такой печали

Отродяся не видали:

Стали думать да гадать –

Как бы вора соглядать.

Наконец себе смекнули,

Чтоб стоять на карауле,

Хлеб ночами поберечь,

Злого вора подстеречь.

4. Подберите к каждому глаголу синоним, стоящий в Н.Ф. и запишите рядом.

Рыдать - ___________________________

Торопить – ___________________________

Хохотать – ___________________________

Бранить – ___________________________

Бродить – _______________________

Орать – _______________________

Караулить – _______________________

Растолковать – _______________________

5. Тест.

1) Указать неверное утверждение:

- глагол обозначает предмет;

- глагол изменяется по временам;

- глагол бывает сказуемым

2) Найдите вариант, в котором НЕ с глаголом пишется раздельно:

- ремонт ещё (не) сделали;

- (не) навидел врага;

- ученик (не) годовал ;

3) Найдите слово с орфографической ошибкой:

- увидиш;

- беречь;

- играться;

- стелить;

4) Изменяются по родам и числам глаголы

- прошедшего времени

- настоящего времени

- будущего времени

5) Найдите предложение с пунктуационной ошибкой:

- Все мои одноклассники сдали зачёт и сразу пошли домой.

- Урок закончился и все пошли домой.

6) Указать неверное утверждение:

- ТЬ и ТИ – это суффиксы глаголов Н.Ф.

- ЧЬ, ТЬ и ТИ - это суффиксы глаголов Н.Ф.

-ЧЬ входит в состав корня глагола в Н.Ф.



В раздел образования