Автор: Федорова Нюрбина Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Намская СОШ №1
Населённый пункт: с.Намцы Намского улуса Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: урок русского языка в 4 классе
Тема: "Неопределенная форма глагола"
Раздел: начальное образование
Урок русского языка по теме: «Неопределенная форма глагола»
Тип урока: « Открытие нового знания».
Цели урока:
познакомить с новым понятием «начальная форма глагола»;
развивать умение ставить вопрос к глаголам в неопределенной форме;
закреплять умение распознавать форму слова и однокоренные слова;
развивать мыслительные операции сравнения, класификации;
воспитывать самостоятельность у учащихся.
Формирование УУД.
Личностные:
признавать важность учебы и познавания нового, понимать ,зачем выполнять те или иные учебные действия;
проявлять интерес к поиску и присвоению общих способов решения учебных задач.
Регулятивные:
участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения;
сотрудничать с одноклассниками при работе в паре;
сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и одноклассников;
вырабатывать критерии оценки своих действий в диалоге с учителем, одноклассниками.
Познавательные:
делать выводы на основе обобщения, определять последовательность действий для решения предметных задач.
Коммуникативные:
подтверждать аргументы фактами;
слушать ,сотрудничать с одноклассниками при работе в паре;
участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения.
Оборудование:
1Карточки с заданиями для работы в парах.
2. Карточки с заданием для индивидуальной работы.
3. Презентация.
Ход урока
1.Этап мотивации к учебной деятельности. Организационноый момент.
2.Этап актуализации и пробного учебного действия. Повторение
Работа с карточками.
Задание 1 - Проверка.
Мы на уроках уже много говорили об этой части речи. Как вы думаете, мы уже все знаем о ней? (нет). Хотите узнать новое о глаголе?
1.
Этап выявления места и причины затруднения. Слайд 1.
Задание №2
- Найдите глаголы в предложениях, определите время и число. ( дети работают в парах, у каждого на парте карточка с предложениями и
таблица)
Наш класс идет в музей. Маленький мальчик играл в мяч. Скоро мы будем писать сочинение. Трудно увидеть в лесу дикое животное. Лучше
всего читать следы зверей на свежем снегу.
Настоящее время
Прошедшее время
Будущее время
(Проверка. Дети зачитывают какие глаголы они нашли.)Слайд №2
-Вы смогли определить время и лицо глаголов увидеть, читать?( запишите их в четвертый столбик)
-В чем затруднения? ( не изменяются по временам)
- На какие вопросы отвечают эти глаголы?
- А чем похожи эти глаголы? (Вопросы, на конце- ть)
- Ясно ли, кто действует и когда?
1.
Этап построения проекта выхода из затруднения.
- Ребята, предложите, как можно назвать форму у глаголов, в которых не определишь ни время, ни лицо? ( ответы детей)
- Это неопределенная форма глагола. Это и есть тема нашего сегодняшнего урока. Слайд № 3
На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме? ( Что делать? Что сделать?) увидеть (что сделать), читать (что делать)
Этап реализации построенного проекта.
Сравните наш вывод с определением в учебнике на с. 77. ( читают правило)
- Как по другому называется неопределенная форма? (Инфинитив)
-Что еще узнали важное из прочитанного? ( глаголы в неопределенной форме имеют суффиксы -ть, -ти, -чь) Слайд № 4.
6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
-Открываем тетради, пишем число. Вызываю 1 ученика к доске
- Я называю глагол в настоящем времени, а вы записываете его неопределенную форму.
Открываю(открыть), берегу(беречь), говорю(говорить), выхожу(выйти), принесу(принести).
- И еще очень важно запомнить! Начальная форма образуется при помощи суффиксов -ть,
-ти,-чь .
Суффиксы -ть, -ти,-чь в основу
глаголов не входят, т. к. не образуют новые слова, только меняют форму. Слайд 4 прод
- Выделите суффиксы у глаголов, выделите основы.
1.
Физминутка,
Сейчас немного отдохнем. (Все встали)
Послушайте условие:
Если услышите глагол в настоящем времени.
Присядьте..
Если я назову глагол в прошедшем.
Поднимаете вверх обе руки.
Услышав глагол в будущем времени.
наклон вперед.
Слова:
Блестит,(присели) блестело (руки вверх), будет блестеть(наклон вперед);
Спали, спят, будут спать;
Прочитали, читают, прочтут;
Летят, прилетел, будет лететь;
Убежали, убегут, бегут;
– Отдохнули, садитесь.
2.Посмотрите на экран и скажите, все ли правильно тут? Слайд 5 Посл.слайд (Можно включить документ камсеру)
Купить, обедать, бегать, войти, прыгать, думать. (выделены основы)
9.Этап включения в систему знаний и повторения.
-А сейчас поиграем.
1
. Игра «Кто самый внимательный!»(если остается 10 мин.) упр. 108 с.78 (если остается 15 минут)
-Я зачитываю слова, среди которых есть разные части речи. Вы должны записать (хлопать, если услышите) только глаголы в неопределенной
форме.
Ходить, ходит, кость, косит,
косить, кровать, нести, носят, носить, скатерть, стричь, плести, кости, ногти, грусть, лошадь, медь,стеречь.
Плакать, прыгать, бегать, стричь, нести, писать, смотреть.
Замените фразеологический оборот глаголами в неопределенной форме, выделите суффикс.
Пускать пыль в глаза (врать)
Зарубить на носу ( запомнить)
Держать язык за зубами (молчать)
Вешать нос (грустить)
1.
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Что нового узнали на уроке?
На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?
Какие имеют суффиксы? Входят ли они в основу?
Самооценивание? Если будет время, показать на документ камере
Оцените свою работу,оценивание учителем.
Д.з. с. 78, упр. 110
Раздаточный материал к открытому уроку по теме «Неопределенная форма глагола». 4 класс
1. Распределите данные слова по временам.
п.в. н.в. б.в.
Выкопал, выдержал, угрожают, зашагает, стемнеет, сбегут, решить, беречь, привезти
2. Работа в парах.
1 ПАРА (Лена, Рома)
-Данные словосочетания замените глаголами в Н.Ф.
Оказать помощь - ______________________________
очищать пол от сора - ______________________________
вести наблюдения - ______________________________
давать совет - ______________________________
покрываться цветами - ______________________________
принимать решение - ______________________________
2 ПАРА (Вика, Олег)
-От данных существительных образовать однокоренные глаголы в Н.Ф.
игра - ____________________
мороз - ____________________
свет - ____________________
холод - ____________________
просьба - _____________________
крик - _____________________
служба - _____________________
3 ПАРА ( Кирилл, Вова)
-Укажи предложения с глаголами в Н.Ф.
1. Молодой лось пришел из леса в деревню.
2. Он позволил людям близко подходить к себе.
3. Лось брал пищу из рук.
4. Что заставило дикое животное покинуть свой мир?
5. На правой ноге у лося была рана.
6 Он сам не мог залечить ее.
7. Вот и решил зверь пойти за помощью к человеку.
8. Трогать рану лось не позволял никому.
9 Лось мычал, как бы просил помочь ему
4 ПАРА (Женя, Алеша)
-“ Четвёртый лишний
А) играть, гулять, думал, петь.
Б) читает, пишет, считает, дружить.
В) говорил, смотрели, читали, считали.
Г) держал, думал, дремлет, делал.
3. Выборочный диктант.
-Прочитайте отрывок. Выпишите глаголы в неопределенной форме.
Кто-то в поле стал ходить
И пшеницу шевелить
Мужички такой печали
Отродяся не видали:
Стали думать да гадать –
Как бы вора соглядать.
Наконец себе смекнули,
Чтоб стоять на карауле,
Хлеб ночами поберечь,
Злого вора подстеречь.
4. Подберите к каждому глаголу синоним, стоящий в Н.Ф. и запишите рядом.
Рыдать - ___________________________
Торопить – ___________________________
Хохотать – ___________________________
Бранить – ___________________________
Бродить – _______________________
Орать – _______________________
Караулить – _______________________
Растолковать – _______________________
5. Тест.
1) Указать неверное утверждение:
- глагол обозначает предмет;
- глагол изменяется по временам;
- глагол бывает сказуемым
2) Найдите вариант, в котором НЕ с глаголом пишется раздельно:
- ремонт ещё (не) сделали;
- (не) навидел врага;
- ученик (не) годовал ;
3) Найдите слово с орфографической ошибкой:
- увидиш;
- беречь;
- играться;
- стелить;
4) Изменяются по родам и числам глаголы
- прошедшего времени
- настоящего времени
- будущего времени
5) Найдите предложение с пунктуационной ошибкой:
- Все мои одноклассники сдали зачёт и сразу пошли домой.
- Урок закончился и все пошли домой.
6) Указать неверное утверждение:
- ТЬ и ТИ – это суффиксы глаголов Н.Ф.
- ЧЬ, ТЬ и ТИ - это суффиксы глаголов Н.Ф.
-ЧЬ входит в состав корня глагола в Н.Ф.