Напоминание

"ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"


Автор: Шкуратова Марина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы "Школа на Юго – Востоке имени Маршала В.И.Чуйкова"
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: статья
Тема: "ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ОПЫТНО –

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК ОДИН

ИЗ ФАКТОРОВ

ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО

РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Подготовила: Шкуратова

М.Н.

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда

новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление

наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать

новые сведения о мире, рассматриваются как важнейшие

черты детского поведения. Удовлетворяя свою

любознательность в процессе активной познавательно-

исследовательской деятельности, которая в естественной

форме проявляется в виде детского

экспериментирования, ребенок с одной

стороны расширяет представления о мире, с

другой – начинает овладевать

основополагающими культурными формами

упорядочения опыта: причинно – следственными,

пространственными и временными отношениями,

позволяющими связать отдельные представления

в целостную картину мира.

В работах многих отечественных педагогов Н.Н.

Поддьякова, А.П. Усовой, Е.Л. Панько

говорится, что “детское экспериментирование

претендует на роль ведущей деятельности в

период дошкольного развития”.

Опытно - экспериментальная деятельность

позволяет объединить все виды деятельности

и

все стороны воспитания, развивает

наблюдательность и пытливость ума, развивает

стремление к познанию мира, все познавательные

способности, умение изобретать, использовать

нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать

творческую личность. Усваивается все прочно и надолго,

когда ребенок слышит, видит и делает сам..

Задачи:

Поддержание интереса дошкольников к окружающей

среде, удовлетворение детской любознательности.

Развитие у детей познавательных способностей (анализ,

синтез, классификация, сравнение, обобщение).

Развитие мышления, речи – суждений в процессе

познавательно – исследовательской деятельности: в

выдвижении предположений, отборе способов проверки,

достижении результата, их интерпретации и

применении в деятельности.

воспитание стремления сохранять и оберегать

природный мир, видеть его красоту, следовать

доступным экологическим правилам в деятельности и

поведении.

Формирование опыта выполнения правил техники

безопасности при проведении опытов и экспериментов.

Создание максимальных условий для развития

познавательной активности в процессе

экспериментирования.

НАПРАВЛЕНИЯ ОПЫТНО-

ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Живая природа: характерные особенности

сезонов разных природно-климатических зон,

многообразие живых организмов и их

приспособленность к окружающей среде.

Неживая природа: воздух, почва, вода, магниты,

звук, свет.

Человек: функционирование организма,

рукотворный мир, материалы и их свойства.

КЛАССИФИКАЦИЯ ЭКСПЕРЕМЕНТОВ

По характеру объектов, используемых в эксперименте.

По месту проведения опытов.

По количеству детей.

По причине их поведения.

По характеру включения в педагогический процесс.

По продолжительности.

По количеству наблюдений за одним и тем же объектом.

По месту в цикле.

По характеру мыслительных операций.

По характеру познавательной деятельности детей.

По способу применения в аудитории.

СТРУКТУРА ДЕТСКОГО

ЭКСПЕРЕМЕНТИРОВАНИЯ

Постановка проблемы, которую необходимо

разрешить;

Целеполагание (что нужно сделать для решения

проблемы);

Выдвижение гипотез (поиск возможных путей

решения);

Проверка гипотез (сбор данных, реализация в

действиях);

Анализ полученного результата (подтвердилось -

не подтвердилось);

Формулирование выводов.

ФОРМЫ, МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ

НАБЛЮДЕНИЯ

ПРОГУЛКА

БЕСЕДЫ

ТРУДОВЫЕ

ПОРУЧЕНИЯ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ

ИГРЫ

ЭКСКУРСИИ

ПУТЕШЕСТВИЯ

ОПЫТЫ

МОДЕЛИРОВАНИ

Е

ПОСТАНОВКА

ВОПРОСОВ

ПРОБЛЕМНОГО

ХАРАКТЕРА

ФИКСАЦИИ

РЕЗУЛЬТАТОВ

ТРУДОВАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Блоки педагогического

процесса:

Экспериментальная деятельность,

организованная педагогом;

Демонстрационные опыты, реализуемые

педагогом совместно с детьми

Долгосрочные наблюдения-эксперименты.

Познавательное занятии с элементами

экспериментирования;

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОПЫТОВ И

ЭКСПЕРИМЕНТОВ

Приборы-помощники: лупы, весы, песочные часы, компас, магниты;

Разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло,

металл, керамика);

Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья,

мох, листья и др.;

Бросовый материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы,

пробки и др.;

Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;

Красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);

Медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы

(без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.;

Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар,

цветные и прозрачные стекла, сито и др.

Опыт с водой

Эксперимент « Тонет- не тонет»

Задачи : расширять представления о свойствах воды: тяжелые предметы в

воде тонут, легкие – плавают. Развивать интерес к экспериментированию.

«Где бывает воздух»

«Свойства песка»

Опыты и эксперименты в домашних условиях.

( совместная работа с родителями)

Ларионов Митя

Я ПЛЮЮСЬ ОГНЁМ И ЛАВОЙ

Я – ОПАСНЫЙ ВЕЛИКАН,

СЛАВЕН Я НЕДОБРОЙ

СЛАВОЙ,

КАК ЗОВУТ МЕНЯ……….

ВУЛКАН

ВУЛКАН

ВУЛКАНЫ НАЧАЛИ «ВУЛКАТЬ»-

ИЗ ЖЕРЛА ЛАВУ ИЗВЕРГАТЬ.

ПО СКЛОНАМ ЛАВА ПОТЕКЛА

И ЗЕМЛЮ СИЛЬНО ОБОЖГЛА.

РОДИНА АЛЁНА

Что даёт экспериментальная

деятельность?

Ребенок, почувствовавший себя исследователем,

овладевший искусством эксперимента, побеждает

нерешительность и неуверенность в себе.

У него просыпаются инициатива, способность

преодолевать трудности, переживать неудачи и

достигать успеха, умение оценивать и восхищаться

достижением товарища и готовность придти ему на

помощь. Опыт собственных открытий — одна из

лучших школ характера.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!



В раздел образования