Автор: Шкуратова Марина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы "Школа на Юго – Востоке имени Маршала В.И.Чуйкова"
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: статья
Тема: "ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Раздел: дошкольное образование
ОПЫТНО –
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК ОДИН
ИЗ ФАКТОРОВ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО
РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Подготовила: Шкуратова
М.Н.
Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда
новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление
наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать
новые сведения о мире, рассматриваются как важнейшие
черты детского поведения. Удовлетворяя свою
любознательность в процессе активной познавательно-
исследовательской деятельности, которая в естественной
форме проявляется в виде детского
экспериментирования, ребенок с одной
стороны расширяет представления о мире, с
другой – начинает овладевать
основополагающими культурными формами
упорядочения опыта: причинно – следственными,
пространственными и временными отношениями,
позволяющими связать отдельные представления
в целостную картину мира.
В работах многих отечественных педагогов Н.Н.
Поддьякова, А.П. Усовой, Е.Л. Панько
говорится, что “детское экспериментирование
претендует на роль ведущей деятельности в
период дошкольного развития”.
Опытно - экспериментальная деятельность
позволяет объединить все виды деятельности
и
все стороны воспитания, развивает
наблюдательность и пытливость ума, развивает
стремление к познанию мира, все познавательные
способности, умение изобретать, использовать
нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать
творческую личность. Усваивается все прочно и надолго,
когда ребенок слышит, видит и делает сам..
Задачи:
Поддержание интереса дошкольников к окружающей
среде, удовлетворение детской любознательности.
Развитие у детей познавательных способностей (анализ,
синтез, классификация, сравнение, обобщение).
Развитие мышления, речи – суждений в процессе
познавательно – исследовательской деятельности: в
выдвижении предположений, отборе способов проверки,
достижении результата, их интерпретации и
применении в деятельности.
воспитание стремления сохранять и оберегать
природный мир, видеть его красоту, следовать
доступным экологическим правилам в деятельности и
поведении.
Формирование опыта выполнения правил техники
безопасности при проведении опытов и экспериментов.
Создание максимальных условий для развития
познавательной активности в процессе
экспериментирования.
НАПРАВЛЕНИЯ ОПЫТНО-
ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Живая природа: характерные особенности
сезонов разных природно-климатических зон,
многообразие живых организмов и их
приспособленность к окружающей среде.
Неживая природа: воздух, почва, вода, магниты,
звук, свет.
Человек: функционирование организма,
рукотворный мир, материалы и их свойства.
КЛАССИФИКАЦИЯ ЭКСПЕРЕМЕНТОВ
По характеру объектов, используемых в эксперименте.
По месту проведения опытов.
По количеству детей.
По причине их поведения.
По характеру включения в педагогический процесс.
По продолжительности.
По количеству наблюдений за одним и тем же объектом.
По месту в цикле.
По характеру мыслительных операций.
По характеру познавательной деятельности детей.
По способу применения в аудитории.
СТРУКТУРА ДЕТСКОГО
ЭКСПЕРЕМЕНТИРОВАНИЯ
Постановка проблемы, которую необходимо
разрешить;
Целеполагание (что нужно сделать для решения
проблемы);
Выдвижение гипотез (поиск возможных путей
решения);
Проверка гипотез (сбор данных, реализация в
действиях);
Анализ полученного результата (подтвердилось -
не подтвердилось);
Формулирование выводов.
ФОРМЫ, МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ
НАБЛЮДЕНИЯ
ПРОГУЛКА
БЕСЕДЫ
ТРУДОВЫЕ
ПОРУЧЕНИЯ
ДИДАКТИЧЕСКИЕ
ИГРЫ
ЭКСКУРСИИ
ПУТЕШЕСТВИЯ
ОПЫТЫ
МОДЕЛИРОВАНИ
Е
ПОСТАНОВКА
ВОПРОСОВ
ПРОБЛЕМНОГО
ХАРАКТЕРА
ФИКСАЦИИ
РЕЗУЛЬТАТОВ
ТРУДОВАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Блоки педагогического
процесса:
•
Экспериментальная деятельность,
организованная педагогом;
•
Демонстрационные опыты, реализуемые
педагогом совместно с детьми
•
Долгосрочные наблюдения-эксперименты.
•
Познавательное занятии с элементами
экспериментирования;
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОПЫТОВ И
ЭКСПЕРИМЕНТОВ
•
Приборы-помощники: лупы, весы, песочные часы, компас, магниты;
•
Разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло,
металл, керамика);
•
Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья,
мох, листья и др.;
•
Бросовый материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы,
пробки и др.;
•
Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;
•
Красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
•
Медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы
(без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.;
•
Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар,
цветные и прозрачные стекла, сито и др.
Опыт с водой
Эксперимент « Тонет- не тонет»
Задачи : расширять представления о свойствах воды: тяжелые предметы в
воде тонут, легкие – плавают. Развивать интерес к экспериментированию.
«Где бывает воздух»
«Свойства песка»
Опыты и эксперименты в домашних условиях.
( совместная работа с родителями)
Ларионов Митя
Я ПЛЮЮСЬ ОГНЁМ И ЛАВОЙ
Я – ОПАСНЫЙ ВЕЛИКАН,
СЛАВЕН Я НЕДОБРОЙ
СЛАВОЙ,
КАК ЗОВУТ МЕНЯ……….
ВУЛКАН
ВУЛКАН
ВУЛКАНЫ НАЧАЛИ «ВУЛКАТЬ»-
ИЗ ЖЕРЛА ЛАВУ ИЗВЕРГАТЬ.
ПО СКЛОНАМ ЛАВА ПОТЕКЛА
И ЗЕМЛЮ СИЛЬНО ОБОЖГЛА.
РОДИНА АЛЁНА
Что даёт экспериментальная
деятельность?
Ребенок, почувствовавший себя исследователем,
овладевший искусством эксперимента, побеждает
нерешительность и неуверенность в себе.
У него просыпаются инициатива, способность
преодолевать трудности, переживать неудачи и
достигать успеха, умение оценивать и восхищаться
достижением товарища и готовность придти ему на
помощь. Опыт собственных открытий — одна из
лучших школ характера.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!