Автор: Чеботаева Оксана Витальевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ детский сад № 95
Населённый пункт: Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: «Оптимизация двигательной активности детей дошкольного возраста на основе использования игр и игровых ситуаций с нестандартным оборудованием»
Раздел: дошкольное образование
ДОКЛАД
«Оптимизация двигательной активности детей дошкольного возраста на
основе использования игр и игровых ситуаций
с нестандартным оборудованием»
Дошкольный возраст является одним из основных периодов развития челове-
ка, когда закладывается фундамент всех жизненно
важных систем организма, то
есть формируется основы здоровья. Роль и значение физической культуры в этом не-
льзя переоценить. Многие работы и исследования специалистов (Логвина Т.Ю,
2014.; Кравченко В.М., Минченков К.А., Бартновская Л.А., Пономарев В.В., 2014;
Михайлов Н.Г., Кавокин А.И., 2014 и др.) доказывают, что ведущее звено в решение
этой проблемы принадлежит двигательной активности. (СЛАЙД 1)
Двигательная активность представляет собой естественную биологическую
потребность человека, от степени, реализации которой зависит развитие организма в
целом. Организованная двигательная активность в детских дошкольных учреждени-
ях исполняет роль своеобразного регулятора роста и развития и должна быть необ-
ходимым условием для совершенствования всех функций и систем организма детей,
а так же создавать реальные возможности для его нормальной жизнедеятельности.
Благоприятное воздействие на организм оказывает только двигательная актив-
ность, находящаяся в пределах оптимальных величин. Так, при гиподинамии (режи-
ме малоподвижности) возникает целый ряд негативных для ребенка последствий:
происходит нарушение функций и структуры ряда органов, регуляции обмена ве-
ществ и энергии, снижается сопротивляемость организма к изменяющимся внешним
условиям. Гиперкинезия (чрезмерно большая двигательная активность) также нару-
шает принцип оптимальной физической нагрузки, что и может повлечь за собой
перенапряжение сердечно-сосудистой системы и неблагоприятно отразиться на раз-
витии организма ребенка. Поэтому требуется особое внимание к созданию пред-
посылок для обеспечения детей рациональным уровнем двигательной активности
(Рунова М.А., 2004).
Кроме того тенденция ухудшения здоровья детей, наблюдаемая в последние
десятилетия, подтверждает актуальность нашей темы. Так, по данным Министерства
здравоохранения и соцразвития России общая заболеваемость детей в возрасте 6-7
лет за последние пять лет возросла на 32%, в среднем каждый ребенок имеет 54 про-
пуска по причине болезни или карантина, количество детей, страдающих ожирени-
ем, в среднем возрастает на 1% каждый год (Ноткина Н.А., Казьмина Л.И., Бойновичс
Н.Н., 2003).
Таким образом, чрезвычайно важен поиск путей и способов оптимизации фи-
зических нагрузок и режимов двигательной активности детей в детских дошкольных
учреждениях.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
в физическом воспитании дошкольников должено отдаваться приоритет:
- охране и укреплению физического и психического здоровья детей, в том чис-
ле их эмоционального благополучия;
- формированию общей культуры личности детей, в том числе ценностей здо-
рового образа жизни, развитию их физических качеств, инициативности, самостоя-
тельности ребенка;
-
обеспечению
психолого-педагогической
поддержки
семьи
и
повышению
компетентности родителей в вопросах развития охраны и укрепления здоровья де-
тей.
Реализация данных положений на практике возможна посредством путем оп-
тимизации двигательной активности за счет более рационального и эффективного
использования средств, форм и видов организаций дошкольного физического воспи-
тания. (СЛАЙД 2)
В настоящее время большую популярность в оптимизации двигательной ак-
тивности детей в дошкольных учреждениях и в частности на занятиях по физическо-
му воспитанию представляет собой вопрос организации предметно-пространствен-
ной среды и прежде всего это двигательная предметно-развивающая среда, которая
должна носить развивающий характер, быть разнообразной, динамичной, трансфор-
мируемой,
многофункциональной
и
конечно
интересной
для
дошкольников .
(СЛАЙД 3)
На наш взгляд один из путей решения этого вопроса возможно благодаря раци-
ональному использованию игровых упражнений с использованием нестандартного
оборудования.
В нашей работе нами были использованы следующие нестандартные оборудо-
вания: (СЛАЙД 4)
- пробки от бутылок;
- крышки от пластиковых ведерок;
- коврики с нашитыми пуговицами;
- пластиковые бутылочки с водой;
- воронки;
- полусферы из мячей;
- «цветик-семицветик».
Используя данные нестандартное оборудование мы так же разработаны раз-
личные варианты игровых ситуаций, которые мы и представляем вашему вниманию:
«Веселый мячик» (СЛАЙД 5)
По сигналу дети бегут по гимнастической скамейке, перешагивая через полу-
сферы, обегаю ориентиры и возвращаются обратно.
«Строим башню» (СЛАЙД 6)
Первый ребенок бежит с воронкой в руках, ставит ее в обруч, обегает ориен-
тир и возвращается обратно. Следующий бежит, ставит на воронку еще одну и воз-
вращается обратно и последующий выполняет тоже самое.
«Медвежьи лапки» (СЛАЙД 7)
Ребенок передвигается по ориентирам и обратно бежит бегом.
«Перемени положение бутылочки» (СЛАЙД 8)
Первый ребенок кладет бутылку в обруч, второй - ставит бутылочки и т.д.
«Не урони» (СЛАЙД 9)
Дети стоят в шеренге передают друг другу в воронку яйцо от киндер-сюрпри-
за. Побеждает команда выполнившая задание первой.
«Сосчитай» (СЛАЙД 10)
Под музыку дети начинают двигаться по кругу, музыка остановилась, они
должны встать там, где сумма равна, например 3 (1+2).
«Цветик-семицветик» (СЛАЙД 11)
Ребенок бежит до ориентира и забрасывает «яйцо» в цель. Следующий выпол-
няет то же самое.
«Части суток» (СЛАЙД 12)
На ковре раскладываются пробки от бутылок с цветом: желтый, красный, си-
ний, черный. Дети передвигаются по кругу и по команде: «День» берут красные
крышки, по команде: «Утро» - желтые крышки, по команде: «Ночь» - черные крыш-
ки, по команде: «Вечер» - синие.
«Не опаздывай» (СЛАЙД 13)
По кругу раскладываются цветочки с нашитыми пуговицами, которых на один
меньше, чем участников. По сигналу дети передвигаются по кругу, музыка останав-
ливается, они прыгают на цветочки. Кто опоздал, выбывает из игры.
Использование таких упражнений по нашему наблюдению обогащают двига-
тельный
опыт дошкольников, вызывают интерес к занятиям, а так же непосред-
ственно к самому нестандартному оборудованию, что создает положительный эмо-
циональный настрой к занятиям по физическому воспитанию и конечно оптимизи-
рует и увеличивает двигательную активность детей дошкольного возраста (СЛАЙД
14).