Напоминание

«Оптимизация двигательной активности детей дошкольного возраста на основе использования игр и игровых ситуаций с нестандартным оборудованием»


Автор: Чеботаева Оксана Витальевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ детский сад № 95
Населённый пункт: Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: «Оптимизация двигательной активности детей дошкольного возраста на основе использования игр и игровых ситуаций с нестандартным оборудованием»
Раздел: дошкольное образование





Назад




ДОКЛАД

«Оптимизация двигательной активности детей дошкольного возраста на

основе использования игр и игровых ситуаций

с нестандартным оборудованием»

Дошкольный возраст является одним из основных периодов развития челове-

ка, когда закладывается фундамент всех жизненно

важных систем организма, то

есть формируется основы здоровья. Роль и значение физической культуры в этом не-

льзя переоценить. Многие работы и исследования специалистов (Логвина Т.Ю,

2014.; Кравченко В.М., Минченков К.А., Бартновская Л.А., Пономарев В.В., 2014;

Михайлов Н.Г., Кавокин А.И., 2014 и др.) доказывают, что ведущее звено в решение

этой проблемы принадлежит двигательной активности. (СЛАЙД 1)

Двигательная активность представляет собой естественную биологическую

потребность человека, от степени, реализации которой зависит развитие организма в

целом. Организованная двигательная активность в детских дошкольных учреждени-

ях исполняет роль своеобразного регулятора роста и развития и должна быть необ-

ходимым условием для совершенствования всех функций и систем организма детей,

а так же создавать реальные возможности для его нормальной жизнедеятельности.

Благоприятное воздействие на организм оказывает только двигательная актив-

ность, находящаяся в пределах оптимальных величин. Так, при гиподинамии (режи-

ме малоподвижности) возникает целый ряд негативных для ребенка последствий:

происходит нарушение функций и структуры ряда органов, регуляции обмена ве-

ществ и энергии, снижается сопротивляемость организма к изменяющимся внешним

условиям. Гиперкинезия (чрезмерно большая двигательная активность) также нару-

шает принцип оптимальной физической нагрузки, что и может повлечь за собой

перенапряжение сердечно-сосудистой системы и неблагоприятно отразиться на раз-

витии организма ребенка. Поэтому требуется особое внимание к созданию пред-

посылок для обеспечения детей рациональным уровнем двигательной активности

(Рунова М.А., 2004).

Кроме того тенденция ухудшения здоровья детей, наблюдаемая в последние

десятилетия, подтверждает актуальность нашей темы. Так, по данным Министерства

здравоохранения и соцразвития России общая заболеваемость детей в возрасте 6-7

лет за последние пять лет возросла на 32%, в среднем каждый ребенок имеет 54 про-

пуска по причине болезни или карантина, количество детей, страдающих ожирени-

ем, в среднем возрастает на 1% каждый год (Ноткина Н.А., Казьмина Л.И., Бойновичс

Н.Н., 2003).

Таким образом, чрезвычайно важен поиск путей и способов оптимизации фи-

зических нагрузок и режимов двигательной активности детей в детских дошкольных

учреждениях.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом

в физическом воспитании дошкольников должено отдаваться приоритет:

- охране и укреплению физического и психического здоровья детей, в том чис-

ле их эмоционального благополучия;

- формированию общей культуры личности детей, в том числе ценностей здо-

рового образа жизни, развитию их физических качеств, инициативности, самостоя-

тельности ребенка;

-

обеспечению

психолого-педагогической

поддержки

семьи

и

повышению

компетентности родителей в вопросах развития охраны и укрепления здоровья де-

тей.

Реализация данных положений на практике возможна посредством путем оп-

тимизации двигательной активности за счет более рационального и эффективного

использования средств, форм и видов организаций дошкольного физического воспи-

тания. (СЛАЙД 2)

В настоящее время большую популярность в оптимизации двигательной ак-

тивности детей в дошкольных учреждениях и в частности на занятиях по физическо-

му воспитанию представляет собой вопрос организации предметно-пространствен-

ной среды и прежде всего это двигательная предметно-развивающая среда, которая

должна носить развивающий характер, быть разнообразной, динамичной, трансфор-

мируемой,

многофункциональной

и

конечно

интересной

для

дошкольников .

(СЛАЙД 3)

На наш взгляд один из путей решения этого вопроса возможно благодаря раци-

ональному использованию игровых упражнений с использованием нестандартного

оборудования.

В нашей работе нами были использованы следующие нестандартные оборудо-

вания: (СЛАЙД 4)

- пробки от бутылок;

- крышки от пластиковых ведерок;

- коврики с нашитыми пуговицами;

- пластиковые бутылочки с водой;

- воронки;

- полусферы из мячей;

- «цветик-семицветик».

Используя данные нестандартное оборудование мы так же разработаны раз-

личные варианты игровых ситуаций, которые мы и представляем вашему вниманию:

«Веселый мячик» (СЛАЙД 5)

По сигналу дети бегут по гимнастической скамейке, перешагивая через полу-

сферы, обегаю ориентиры и возвращаются обратно.

«Строим башню» (СЛАЙД 6)

Первый ребенок бежит с воронкой в руках, ставит ее в обруч, обегает ориен-

тир и возвращается обратно. Следующий бежит, ставит на воронку еще одну и воз-

вращается обратно и последующий выполняет тоже самое.

«Медвежьи лапки» (СЛАЙД 7)

Ребенок передвигается по ориентирам и обратно бежит бегом.

«Перемени положение бутылочки» (СЛАЙД 8)

Первый ребенок кладет бутылку в обруч, второй - ставит бутылочки и т.д.

«Не урони» (СЛАЙД 9)

Дети стоят в шеренге передают друг другу в воронку яйцо от киндер-сюрпри-

за. Побеждает команда выполнившая задание первой.

«Сосчитай» (СЛАЙД 10)

Под музыку дети начинают двигаться по кругу, музыка остановилась, они

должны встать там, где сумма равна, например 3 (1+2).

«Цветик-семицветик» (СЛАЙД 11)

Ребенок бежит до ориентира и забрасывает «яйцо» в цель. Следующий выпол-

няет то же самое.

«Части суток» (СЛАЙД 12)

На ковре раскладываются пробки от бутылок с цветом: желтый, красный, си-

ний, черный. Дети передвигаются по кругу и по команде: «День» берут красные

крышки, по команде: «Утро» - желтые крышки, по команде: «Ночь» - черные крыш-

ки, по команде: «Вечер» - синие.

«Не опаздывай» (СЛАЙД 13)

По кругу раскладываются цветочки с нашитыми пуговицами, которых на один

меньше, чем участников. По сигналу дети передвигаются по кругу, музыка останав-

ливается, они прыгают на цветочки. Кто опоздал, выбывает из игры.

Использование таких упражнений по нашему наблюдению обогащают двига-

тельный

опыт дошкольников, вызывают интерес к занятиям, а так же непосред-

ственно к самому нестандартному оборудованию, что создает положительный эмо-

циональный настрой к занятиям по физическому воспитанию и конечно оптимизи-

рует и увеличивает двигательную активность детей дошкольного возраста (СЛАЙД

14).



В раздел образования