Автор: Яптунай Ирина Васильевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МОУ "Школа–интернат среднего общего образования с. Ныда"
Населённый пункт: с. Ныда, ЯНАО, Надымский район
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Викторина "Северные россыпи"
Раздел: среднее образование
Тема «Северные россыпи»
(Викторина)
Цель: закрепить экологические знания.
Задачи:
-формирование экологической культуры;
-развитие речи, памяти, эрудиции;
-воспитание бережного отношения к окружающей среде.
Оборудование: картины с изображениями животных; картины и рисунки о
северной природе; эмблемы «Хитрый лис», «Серый Волк»; жетоны, рисунки с
орнаментами, изделия из меха и бисера.
Ход мероприятия
Воспитатель.
Давным – давно на земле на земле везде было тепло, люди жили в достатке. Пища,
одежда, жилище – все это давала природа. Но прошло много времени, и народ забыл
об окружающей среде – брал от нее много, а ничего взамен не отдавал полезного.
Об этом услышал великий Правитель, он не мог допустить гибели природы, поэтому
дал наказ части народа жить в холоде, это было испытание для забывчивых людей,
так появился Северный край. Земля покрылась снежными коврами, реки сковал лед,
грустно стало народу, но великий Правитель промолвил: я рассыпал по северу
много жемчужин, с тем, чтобы человек находил с великим трудом россыпи –
богатые жемчужины. Тогда он будет мудрым и бережливым. Правитель прятал
россыпи глубоко в земле, а его слуга – северный олень рассыпал богатства на
поверхности.
2-й ведущий.
И вот, ребята, сегодня вы должны найти эти россыпи, жемчужины, о которых
говорил Правитель из легенды.
1-й ведущий.
У нас две команды: «Хитрый лис» и «Серый волк». Кто из них больше наберет
«россыпи». На тропу дружеской борьбы выходят «Хитрый лис» и «Серый волк»,
думающие сегодня, а их способности судит «Большой Олень».
Команды приветствуют друг друга.
2-ведущий. Вопрос команде «Хитрый Лис».
Какая рыба водится на севере? (Лещ, осетр, нельма, щекур).
1-й ведущий. Вопрос команде «Серый Волк».
Кого называют большим ершом? (осетра, по позвонку утолщения).
2-й ведущий. Вопрос команде «Хитрый Лис».
-Какую рыбу нельзя оставлять с другой породы рыбы? Почему? (Миногу,
высасывает кровь; налим – мелкую рыбу ест).
1-й ведущий. Вопрос команде «Серый Волк».
-Какая рыба занесена в Красную книгу? Осетр, муксун. Рыба находятся под
охраной государства.
2-ведущий. Вопрос команде «Хитрый Лис».
- Перечислите животных, населяющих северные просторы. (Белка, олень, росомаха,
лиса, волк, медведь бурый, белый, песец, горностай, тюлень).
1-й ведущий. Вопрос команде «Серый Волк».
-Наступает весна. Назовите месяц ложного отела по – ненецки. (Сие ниць иры –
Апрель).
2-ведущий. Вопрос команде «Хитрый Лис».
-Назовите следующий месяц массового отела. (Ты ниць – начало мая).
1-й ведущий. Вопрос команде «Серый Волк».
- Загадайте загадки друг другу о зверях. Уши торчком, лапки мягкие, хвостом след
заметает. Ответ: лиса
2-ведущий. Вопрос команде «Хитрый Лис».
Маленький клубочек свернулся возле входа в чум. Ответ: собака – лайка.
1-й ведущий. Вопрос команде «Серый Волк».
-Наступает зима, улетают птицы. Назовите их. Ответ: кукушка, снегирь, ворона,
лебедь, гусь, чайка, утка.
2-ведущий. Вопрос команде «Хитрый Лис».
-А какие птицы остаются на севере? Ответ: куропатка, сова, воробей.
1-й ведущий. Вопрос команде «Серый Волк».
-Какая птица выше всех летает? (Орел).
2-ведущий. Вопрос команде «Хитрый Лис».
-Какая птица быстрее всех летает? (Стриж).
1-й ведущий. Вопрос команде «Серый Волк».
-Какая птица самая большая? (Страус).
2-ведущий. Вопрос команде «Хитрый Лис».
-Любимое лакомство аистов? (Лягушка).
1-й ведущий. Вопрос команде «Серый Волк».
-Какая птица может летать хвостом вперед? (Колибри).
2-ведущий. Вопрос команде «Хитрый Лис».
-Кто лесной доктор? Ответ: дятел. Почему? Чистит дерево от личинок, так он
питается.
1-й ведущий. Вопрос команде «Серый Волк».
-Почему нельзя трогать руками гнезда? Ответ: птицы бросают гнезда, птенцы
погибают.
2-ведущий. Вопрос команде «Хитрый Лис».
-Какие птицы спят, зарывшись в снег? Ответ: Куропатки. Они спят в куропачьем
чуме.
1-й ведущий. Вопрос команде «Серый Волк».
-Какая птица на севере занесена в Красную Книгу? Ответ: Журавль – Стерх.
Воспитатель. Мы хотим знать, какие запреты вы знаете? Назовите их. Ведущий
называет начало запрета, а команда должна закончить.
1-й ведущий. Не учись сквернословить –
Ответ команды «Хитрый Лис» –
- плохие слова оставляют запахи зловония.
2-й ведущий. Нельзя вечером шуметь,
Ответ команды «Серый Волк»
- без причины смеяться, дурачиться, потому что все живое вокруг спит: солнце,
трава, земля…
1-й ведущий. Каждой вещи –
Ответ команды «Хитрый Лис» – свое место. (Предметы быта, одежда должны
содержаться в надлежащем порядке).
2-й ведущий. Нельзя оставлять свои игрушки на улице,
Ответ команды «Серый Волк»
так как ими могут играть нечистые силы.
1-й ведущий. Нельзя выбрасывать детские вещи, а…
Ответ команды «Хитрый Лис»:
лучше их кому то подарить. Если некому дарить или их уже невозможно носить, то
нужно вещи сложить в мешочек и привязать к веточке дерева.
2-й ведущий. Расчесав волосы, нужно собрать и…
Ответ команды «Серый Волк»:
сжечь в печке. А не то ветер разнесет по тундре и будет болеть голова.
1-й ведущий. Состриженные ногти нужно…
Ответ команды «Хитрый Лис»:
сжигать в печке.
2-й ведущий. Нельзя перешагивать и тем более наступать на вещи и предметы,
принадлежащие отцу, дяде, дедушке, сыну. Почему?
Ответ команды «Серый Волк»:
Мужчине не будет сопутствовать удача, везение на охоте, на рыбалке и так далее.
Воспитатель. Следующее задание командам на листках.
Задание команде «Хитрый Лис».
– Назовите на родном языке и перевод на русском «северные россыпи» –
орнаменты, которыми украшаем свою национальную одежду, малицу, ягушку,
сумочку.
(Тэваси ха – заячьи ушки, хапт нямд – рога быка, нэпт – косы, падярта хабарта –
плывущий лось, сидя вада – два крючка, тиртя нябы – взлетающая утка, таряха –
белка, хабарта нямд – рога лося, яхадей нямд – рога молодой важенки, мебета –
силач.)
Задание команде «Серый Волк».
Назовите северные россыпи на родном языке и перевод на русском наши северные
ягоды.
(Маранга – морошка, лындермя – голубика, ламдуй – черника, паридена нодя –
водяника, сармик нодя – волчья лыко, кулик пя – можжевельник, сал нодя –
черемуха.)
Задание командам: какая команда быстрее выполнит задание.
Назовите «россыпи» название северных городов и их перевод на русский.
(Салехард – город на мысу, Лабытнанги – семь лиственниц, Харп – северное сияние,
Надым – ягельное место, Тарко – Сале – рукав на мысу, Яр Сале – поселение на яру,
Харасавэй – отдаленная местность, Гыда – место на равнине, Нори – железный
наконечник).
Подведение итога.
Воспитатель. Теперь определим, что мы можем назвать россыпями?
(В прямом смысле, это богатые природные образования, это залежи нефтяных
пластов, руд, золотой жилы. Образно россыпями можно назвать и то, что создано
человеком: орнаменты, изделия из меха и бисера. Устное народное творчество –
загадки, пословицы, поговорки, приметы, сказания, песни. Дары природы – рыба,
зверь, лес, пастбища, ягоды, полезные ископаемые. Все это мы должны не забывать
и сохранить для будущих поколений).
Список литературы:
1. Гризик Т. Познаю мир. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника». –
2004. -128с.
2. Деркунская В.А. Воспитываем, обучаем, развиваем дошкольников в игре. – М.:
Педагогическое общество России, 2006. – 128с.
3.Полярные животные ,Научно-популярное издание ,для дошкольного возраста,
серия «Самая первая энциклопедия«,2014г.
4.Харючи Г.П. «Традиции и инновации в культуре ненецкого этноса»
5.Хомич Л.В., Ненцы: Очерки традиционной культуры Санкт-Петербург.,1995г.
6.ЯднеН. Н. «Я родом из тундры»,Тюмень 1995г.
7.ЯНАО Природа Ямало- Ненецкого автономного округа Екатеринбург
Издательство уральского университета 2006г.