Автор: Колесникова Наталия Владимировна
Должность: педагог– библиотекарь
Учебное заведение: МОУ "СОШ № 7 г. Ртищево Саратовской области"
Населённый пункт: город Ртищево, Саратовская область
Наименование материала: План–конспект библиотечного урока во 2 классе на тему « Структура книги»
Тема: Познакомить учащихся 2 класса со структурой книги, дать первые навыки самостоятельной работы с книгой, закрепить полученную на уроке информацию.
Раздел: начальное образование
Приложение 2
План-конспект библиотечного урока
во 2 классе
МОУ «СОШ № 7 г. Ртищево Саратовской области»
на тему:
«
Структура книги»
Разработал:
Колесникова Н.В.
слушатель курсов профессиональной
переподготовки «Библиотечно-
библиографические и информационные знания в
педагогическом процессе»
Проверил:
Заместитель директора по УВР Т.Б. Кузина.
г. Ртищево, 2018
1
Библиотечный урок
Тема: Структура книги
Цель урока: Познакомить учащихся 2 класса со структурой книги, дать первые
навыки самостоятельной работы с книгой, закрепить полученную
на уроке информацию.
Форма проведения: защита проекта.
Материалы
и
оборудование: книги,
рисунки,
Компьютер
+
проектор.
Электронная презентация.
ХОД УРОКА:
Вводная часть:
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МИНУТКА:
Слайд 1
-Дорогие , ребята! Приглашаю вас на библиотечный урок.
Но тему урока я вам не скажу, попробуйте догадаться сами, о чём мы будем
говорить.
Отгадайте загадку:
Не куст, а с листочками
Не рубашка, а сшита
Не человек, а рассказывает. ( Книга)
Молодцы, мы действительно сегодня будем говорить о книге.
Посмотрите! Вот они! Большие и маленькие, красивые и интересные,
занимательные и увлекательные! Давайте скажем хором: “Здравствуй, книга! Ты
наш друг, без тебя мы как без рук!”
Слайд 2- 3
А сейчас мы с вами соберем несколько пословиц о книгах.
Слайд 4
Библиотекарь: Книги входят в нашу жизнь с самого раннего детства и
сопровождают нас всю жизнь, и мы привыкли к ней.
Огромный мир, заманчивый и разнообразный, врывается к нам в комнату со
страниц любимых книг.
2
Как много в нашей библиотеке хороших, интересных, умных книг. Кажется,
ни одна не похожа на другую. Но между разными книгами много общего. Однако
существуют единые правила оформления книги.
Слайд 5
Основная часть:
Посмотрите, пожалуйста, на книги, лежащие на столе. Из чего же они
состоят?
Ребята: Обложка, иллюстрации, фамилия и имя автора, заглавие книги, страницы.
Слайд 6
Библиотекарь:
Посмотрите на экран. Такова структура книги. Многие слова вам не известны.
Сегодня вы узнаете их значение.
Посмотрите еще раз на книги, лежащие на столе. Какую из них вы выбрали бы
для чтения? По каким внешним признакам?
Ответы детей.
1.
по красивой обложке;
2.
по известной фамилии автора;
3.
др.
Библиотекарь: У вас было задание подготовить проект «Структура книги».
- И вот сегодня мы познакомимся с вашей работой, узнаем, как книга
устроена, из каких элементов состоит.
Я приглашаю первую группу участников проекта, которые расскажут об
обложке книги.
Слайд 7-8
1 группа учащихся
1.
ОБЛОЖКА — бумажное покрытие книги, обычно содержит
сведения об
издании (автор, название), а также является элементом внешнего оформления. У
меня в руках книга Сутеева Владимира «Сказки и картинки».
2.
Обложка знакомит читателя с книгой. Она как вход в книгу, и чтобы вам
хотелось открыть ее, обложки делают яркими и интересными.
(В руках у ребенка книга с яркой обложкой).
3.
Обложка сберегает книгу, книга в обложке меньше мнется, дольше живет. Еще
лучше сберегают книги твердые, картонные переплеты.
(В руках у ребенка книга в твердом переплете).
Впервые книги в твёрдых бумажных переплётах появились в России в середине 18
века.
4.
Мы приготовили обложку для своей книги о братьях наших меньших.
(Ребенок показывает свою обложку)
Слайд 9
Библиотекарь:
3
Многие книги одеты в СУПЕРОБЛОЖКУ. Суперобложка — бумажная обложка,
надеваемая на переплёт или основную обложку. Для повышения прочности часто
покрывается
лаком
или
синтетической
плёнкой.
Если
книга
в
обложке,
то
суперобложка
может
быть
приклеена
к
корешку,
чтобы
не
соскальзывала.
Используется как элемент внешнего оформления, предохраняет от повреждений и
загрязнений переплёт.
(Библиотекарь демонстрирует книгу в суперобложке)
Итак, знакомство с книгой начинается с обложки. А как вы думаете,
обложка дает полные сведения о книге? (Ответы детей).
Слайд 6
Библиотекарь:
Открою самый первый лист,
Мне подскажи его названье.
Там для беседы собрались:
Заглавье, автор, год изданья.
(титульный, т.е. начальный)
-Как называется самый первый лист?
Ответ учащихся. – Титульный лист.
Слайд 10
Библиотекарь:
Я приглашаю вторую группу участников проекта, которые расскажут о титульном
листе книги.
2 группа учащихся
1.
Давайте откроем книгу. Первая страница книги - титульный лист.
С титульного листа мы начинаем изучать книгу. Он дает нам первое
представление о ней.
2.
Титульный лист — начальная страница книги, на которой размещаются её
основные выходные сведения.
3.
На титульном листе сверху мы видим фамилию автора книги:
Сутеев В. Ниже, красивыми крупными буквами - заглавие книги: «Сказки и
картинки». Под заглавием мы видим фамилию художника, нарисовавшего
картинки в нашей книге.
4.
Мы тоже приготовили титульный лист книги.
Библиотекарь:
1.
А теперь прочитайте содержание титульного листа книг, лежащих на вашем
столе: фамилию автора, название книги, фамилию художника.
Дети читают фамилию автора, название книги, фамилию художника.
4
СЛАЙД 11
Библиотекарь:
Перелистнув страничку, на обороте титульного листа, мы видим мелким
шрифтом написанный текст. Это важная часть аппарата книги – аннотация.
АННОТАЦИЯ – это короткий рассказ о книге. Иногда это всего две-три фразы,
но о самой главной теме произведения. Аннотации чаще всего печатаются на
обороте титульного листа или в конце книги. (Показывают на примере).
В книгу замечательного детского писателя Сутеева В. вошли сказки и
сказочные истории для самых маленьких. Многие из них знакомы детям по
мультфильмам.
Теперь нам понятно, что, прочитав аннотацию, мы сразу поймем, о чем
написана книга
Слайд 12
- Я приглашаю 3 группу учащихся.
3 группа учащихся
1.
Автор обычно хочет сказать несколько слов тому, кто взял в руки его книгу.
И он делает это в ПРЕДИСЛОВИИ. «ПРЕДИСЛОВИЕ» - это то, что перед
«словом» (т.е. перед текстом).
2.
Предисловие расскажет вам об авторе, его жизни и творчестве, о книге, об
истории ее создания.
3.
Мы составили предисловие к нашей книге.
(Зачитывает предисловие)
Слайд 13
Библиотекарь:
Приступаем к следующему элементу - тексту. Текст - это и есть сказки, рассказы,
стихи. Рассмотрим его внимательно.
Часто вы выбираете книги с картинками. Это не случайно. Ребята, а для чего
нам нужны ИЛЛЮСТРАЦИИ?
Ответы детей.
Картинки, а точнее иллюстрации, дополняют текст, помогают лучше его
понять. Иногда писатели сами рисуют картинки к своим произведениям.
Библиотекарь:
Правильно.
Слайд 14
- Я приглашаю 4 группу учащихся.
4 группа учащихся
5
1.
Мы составляли рассказы о героях любимых сказок. Сейчас некоторые из
них мы прочитаем.
2.
Чтение рассказов.
Слайд 15
Библиотекарь:
Эти рассказы и иллюстрации к ним станут текстом вашей книги.
Некоторые книги имеют еще ПОСЛЕСЛОВИЕ, в котором автор книги
обращается к читателю, дает советы.
Слайд 16 -17
Библиотекарь:
А теперь мы подошли к еще одному секрету книги - это СПРАВОЧНЫЙ
АППАРАТ КНИГИ, который может состоять из:
- указателя имён;
- предметного указателя;
- словаря терминов;
- словаря географических названий.
( Показать книгу со справочным аппаратом)
Слайд 18
Библиотекарь:
Есть в книге еще один раздел – это СОДЕРЖАНИЕ КНИГИ, который
помогает понять структуру книги, содержит перечень названий глав или
параграфов (в учебнике) с указанием страниц.
Найдите содержание в книгах, лежащих на вашем столе.
Слайд 19
Библиотекарь:
Корешок – дедушка страничек. Он всегда на виду. Если книга стоит на полке, то
всякий может его увидеть. Глядя на корешок каждый узнает, как называется книга
и кто её написал.
Слайд 20
Итог урока. Рефлексия.
Вот мы и закончили рассказ о структуре книги. Вы познакомились с
элементами книги, с их помощью вы можете понять, о чем книга, нужна ли она
вам, будет ли вам интересно ее читать.
Вы закончили выполнение вашего общего проекта, каждая группа
представила одноклассникам определенный элемент книги: 1 группа сделала
обложку, 2-титульный лист, 3- предисловие, 4-составила текст и иллюстрации к
тексту. Получилась книжка, которую мы сейчас сошьем. Теперь вы настоящие
авторы книги. Писать книги и составлять теперь вы можете самостоятельно.
Теперь давайте с вами соберем «ромашку» и вспомним, из каких частей
состоит книга?
1. Обложка
2. Суперобложка
6
3.Титульный лист
4.Аннотация
5. Предисловие
6.Текст книги
7. Иллюстрации
8. Послесловие
9. Справочный аппарат
10. Содержание
Слайд 21
Ребята на этом мы заканчиваем наш библиотечный урок. Вам понравился
урок? Какое у вас настроение? На столах у вас лежат символы настроения.
Покажите символ, соответствующий вашему настроению.
Спасибо вам за помощь в проведении библиотечного урока.
Список литературы:
1. Библиотечно-библиографические знания – школьникам [Текст]: практическое
пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Кн. палата, 1989. – 216 с.
2.Кузякина Н. Любите книгу и цените библиотеку [Текст]: метод. пособие для шк.
библиотекарей / Н.Кузякина // Библиотека в школе. – 2004. – № 13.
3.Средь умных книг, хранящихся на полке [Текст]: сценарии библиотечных уроков
и праздников / сост. Н.М. Макарова. - М.: Школьная библиотека, 2002. - 168с. -
(Прилож. к журналу «Школьная библиотека).
7