Напоминание

"Роль музыки в системе нравственно – патриотического воспитания дошкольников"


Автор: Радзецкая Светлана Ивановна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №44 "Белоснежка"
Населённый пункт: город Тамбов, Тамбовская область
Наименование материала: статья
Тема: "Роль музыки в системе нравственно – патриотического воспитания дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Роль музыки в системе

нравственно – патриотического воспитания дошкольников»

М

узыкальный руководитель

Высшей квалификационной категории

МБДОУ №44 «Белоснежка» г.Тамбова

Радзецкая Светлана Ивановна

Как часто звучат в наше время слова:

«русская душа», «феномен русской души». Но не менее часто: «падение

нравственности», «деградация общества». Поэтому сегодня, возможно, как

никогда

актуальны

вопросы

нравственно

патриотического

воспитания

детей. Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие, дорогие каждому

образы: мать и отец, родные места, речь, музыка, история…. Чувство любви к

Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не

ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной

земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и

воспитания.

Поэтому

важно,

чтобы

ребенок

уже

в

дошкольном

возрасте

почувствовал

личную

ответственность

за

родную

землю

и

ее

будущее.

Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остаётся стремление человека к

добру, любви, красоте, истине.

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка,

стартовый период всех человеческих начал. Сохранить человеческое в наших

детях,

заложить

нравственные

основы,

которые

сделают

их

более

устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и

умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно-

патриотических чувств у дошкольников. Общеизвестно, что дошкольники

очень эмоциональны. Это эмоционально-образное восприятие окружающего

мира может стать основой формирования патриотизма. Воспитание чувств

патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Невозможно

переоценить

роль

музыки

в

нравственно-патриотическом

воспитании

дошкольников

В нашем дошкольном учреждении нравственно-патриотическому

воспитанию уделяется большое внимание. Я, как педагог, осуществляющий

музыкальное воспитание детей, работаю в соответствии с государственными

требованиями, с учетом основных принципов ФГОС, в тесном контакте с

воспитателями и специалистами.

Поскольку музыка способна воздействовать на чувства, настроения

ребёнка,

постольку

она

способна

преобразовывать

его

нравственный

и

духовный мир. Использование фольклорных, патриотических произведений

в

непосредственно

образовательной

деятельности,

в

повседневной

жизни

детей,

в

праздниках

и

развлечениях

несёт

с

собой

более

целостное

восприятие окружающего мира.

Педагоги раскрывают перед детьми их

красоту,

стараются

сделать

эти

произведения

знакомыми

и

любимыми.

Образы, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими,

конкретными, вызывающими интерес, будящими воображение.

Сила воздействия на ребёнка музыкальных произведений

возрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной

деятельности дошкольника. Исходя из этого, в работе с детьми необходимо

добиваться, чтобы они были не только активными слушателями и зрителями,

но и активными исполнителями песен, плясок, хороводов, музыкальных игр и

в самостоятельной деятельности. Работа по формированию чувства любви к

родному краю, стране более эффективна, если установлена тесная связь с

родителями детей. Они не только большие и активные помощники детского

сада, но и равноправные участники формирования личности ребёнка. Ведь

самое

большое

счастье

для

родителей

вырастить

здоровых

и

высоконравственных детей.

Используемая мной методическая литература также соответствует

федерально

государственным

требованиям:

Общеобразовательная

программа

«Детство»

под

редакцией

Т.И.

Бабаевой,

З.А.

Михайловой

;

Программа

по

музыкальному

воспитанию

детей

дошкольного

возраста

«Ладушки»

авторы

И.Каплунова,

И.Новоскольцева.

;

Программа

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры» авторы О.Л.

Князева,

М.Д.

Маханева

,

«Русский

фольклор»

Л.Л.

Куприяновой,

«Музыкальные шедевры» О.П.Радыновой.

Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить своё доброе отношение к

тому

уголку

Родины,

в

котором

он

живёт,

ребёнку

помогает

обстановка

праздников и развлечений. Фольклорные праздники – это неотъемлемая

часть нашей духовной культуры, и всей жизни. Фольклорные праздники

включают

в

себя

целый

комплекс

различных

видов

народного

художественного

творчества.

Сюда

входят

народные

и

обрядовые

песни,

танцы, хороводы,

художественное слово, пословицы, поговорки, потешки,

прибаутки, театрализации, народные игры.

Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического

воздействия

заключаются

в

народной

музыке.

Народные

музыкальные

произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с

обычаями

и

бытом

русского

народа,

трудом,

бережным

отношением

к

природе, жизнелюбием, чувством юмора.

Ребенок дошкольного возраста очень восприимчив ко всему, что дается

в яркой увлекательной форме, а потому фольклорные праздники,

которые

проводятся

у

нас

в

ДОУ

«Осенины»,

«Рождественские

святки»;

«Масленица»; «Сорок сороков»; «Троица»; «Посиделки»,

и др. являются

сильнейшим

воспитательным

средством

приобщения

детей

к

народному

фольклору, художественному творчеству. Готовя материал к тому или иному

празднику,

дети

с

родителями

и

педагогами

готовят

костюмы

для

выступления, разучивают стихи, частушки, хороводы. Но никогда не знают

ход всего праздника. Это и является интригой, которую хотят скорее увидеть

и дети и гости.

Произведения русского музыкального и устного народного творчества,

используемые

в

работе

с

дошкольниками,

просты,

образны,

мелодичны.

Интонационные достоинства песен позволяют детям исполнять их как в

младшем

возрасте,

так

и

в

старшем.

Разнообразие

народных

мелодий

обогащает

музыкально

ритмические

движения

детей

и

придаёт

им

определённую окраску. Все мелодии и песни, используемые в слушании и

ритмической

деятельности ребят, обладают большими художественными

достоинствами

и

высокой

познавательной

ценностью.

Дети

начинают

понимать разный характер используемого материала: мелодичные, спокойные

песни о природе; задушевные о маме; глубокие, трагичные о войне; гордые,

торжественные о победе, армии; весёлые, задорные – о детстве…

Посредством народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом

русского народа, с образцами народного музыкального творчества. В нашем

саду есть аудио и видео записи народной музыки, сказок, звучания народного

оркестра.

Таким

образом,

даются

понятия:

“народная

музыка”,

“оркестр

народных инструментов”. В доступной форме рассказываю детям, что песни,

сказки, прибаутки люди начали сочинять очень

давно, но не умели их

записывать,

и

так

они

передавались

из

поколения

в

поколение.

Кто

их

сочинял – неизвестно. Говорят – народ сложил эти песни, сказки. Поэтому их

и

называют

народными.

Старшим

дошкольникам

называю

имена

выдающихся русских композиторов: М.И. Глинка, П.И. Чайковский, Н.А.

Римский-Корсаков,

говорю,

что

эти

композиторы

использовали

народные

мелодии в своем творчестве.

В ряде случаев мы используем взаимосвязь музыкального и

художественного

творчества.

Народная

музыка

включается

в

совместную

музыкально

-

художественную

деятельность,

когда

дети

создают

декоративные

композиции

по

мотивам

народных

промыслов.

Часто

включается и устный фольклор (сказки, потешки, пословицы, поговорки,

загадки, скороговорки), что обогащает содержательную и образную сторону

речи

и

стимулирует

эмоциональные

отклики

детей,

делает

процесс

восприятия народного искусства более ярким, глубоким и осознанным. Таким

образом,

приобщая

детей

к

музыкальному

наследию

своего

народа,

мы

воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания

чувства национальной гордости.

Следующим этапом работы в этом направлении является

использование

музыки

при

ознакомлении

детей

с

образом

Родины.

Патриотизм – это уважение и почитание

традиций

родной страны. Суть

нравственно-патриотического

воспитания

дошкольников

состоит

в

том,

чтобы посеять и возрастить в детской душе интерес и уважение к истории и

культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут

соотечественниками.

Праздники, познавательные досуги, совместная музыкально-

познавательная деятельность, проводимая в ДОУ, способствует воспитанию

гражданина

и

патриота

своей

страны,

формированию

нравственных

ценностей. В

моей творческой копилке имеются различные презентации,

интерактивные

игры

по

ознакомлению

дошкольников

с

государственно

геральдикой, историческими событиями, народными промыслами и т.д.

Нравственное воспитание ребёнка – это, прежде всего воспитание

любви и уважения к матери, ведь для ребенка-дошкольника Родина – это

мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живет, двор,

где играет, это детский сад с его воспитателями и друзьями.

С большой

любовью

ребята

делают

для

мам

подарки,

рисуют

их

портреты

и

даже

сочиняют про них стихи и сказки. Песни о маме устойчиво вошли в детский

репертуар. Нет ни одной песни про маму, где бы не звучала ласковая, нежная,

добрая мелодия, передающая нежность и любовь к единственной на свете

мамочке… Песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар. Чувства

малышей

отличаются

простотой,

непосредственностью:

Более

сложные

чувства у старших дошкольников. Это и гордость за свою маму, и чувство

дружелюбия: мама – старший друг и товарищ, и чувство нежной радости,

ласкового спокойствия. Для того чтобы эти песни прочно вошли в жизнь

ребенка, я, совместно с воспитателями и специалистами, использую их в

разных

ситуациях:

во

время

утренних

бесед

о

маме,

после

чтения

стихотворений о маме, при рассматривании репродукций с изображением

матери с ребенком, а также в праздничном концерте, посвященном Женскому

дню 8 Марта, Дню матери.

В продолжение этой темы хочется отметить еще один аспект, над

которым работает наш коллектив. Это знакомство с малой Родиной. Дети

любят узнавать о том месте, где они родились и живут в настоящее время. В

рамках празднования посвященного Дню города Тамбова педагогами была

проведена

познавательная

неделя,

в

течение

которой

дошкольники

знакомились

с фольклором Тамбовской области, с творчеством местных

авторов,

с

достопримечательностями

города

Тамбова

и

области.

Также

дошкольники

приняли

участие

в

муниципальном

конкурсе

детского

творчества «Мы дети твои, Россия!»

Показать красоту нашего города нетрудно в любом виде деятельности

(будь то прогулка, беседа, экскурсия или познавательная интерактивная игра).

Очень важно это сделать умело, в доступной для детей форме. В моей работе

очень

важно,

чтобы

искусство

помогало

восприятию

окружающего,

развивало

у

детей

чувство

прекрасного,

создавало

у

них

определенное

настроение, воспитывало любовь к родному городу и уважение к людям,

живущим в нем. Ребенок будет любить и по-настоящему ценить свой родной

край, если мы научим его этому.

Чувство любви к родной природе – еще одно из слагаемых

патриотизма. Именно воспитанием любви к родной природе, можно и нужно

развивать патриотическое чувство дошкольников: ведь природные явления и

объекты, окружающие ребенка с его появления на свет, ближе ему и легче для

его восприятия, сильнее воздействуют на эмоциональную сферу.

В нашем детском саду это достигается разными средствами, в

том

числе

и

средствами

музыкального

искусства.

Через

восприятие

музыкальных образов, вызывающих у детей разнообразные эмоциональные

переживания, чувства радости, грусти, нежности, доброты, я воспитываю

такое

же

отношение

и

к

образам

реальной

природы.

Выразительность

музыкального

языка,

яркость

и

поэтичность

стихов

помогают

детям

почувствовать теплоту и сердечность песен, воспевающих красоту родной

природы.

В

репертуаре

программы

по

музыке

много

музыкальных

произведений, в которых переданы образы хорошо знакомых детям животных

и птиц.

Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания

имеет тема “Защитников Отечества”. Эта тема очень любима детьми, тем

более что основную массу наших воспитанников составляют мальчишки.

Песни этой тематики легко запоминаются ребятами. Говоря о защитниках

нашей Родины, нельзя оставлять без внимания и тему Великой Победы. В

этой теме мы раскрываем детям величие подвига советского солдата, знакомя

их

с

песнями

тех

времен.

Музыкальные

впечатления

дошкольников

опираются

на

знания,

полученные

в

совместной

деятельности

по

ознакомлению

с

окружающим

миром,

на

впечатления

от

экскурсий

к

памятнику погибших воинов. Наши

талантливые дошколята

ежегодно

выступают на концерте, посвященном празднованию Дня Победы.

В год 70-летия Великой Победы мы стали активными

участниками мероприятий «Георгиевская ленточка», «Нет в России семьи

такой, где не памятен свой герой», «Тимур и его команда», «Сирень Победы»,

«Зарничка»,

«Хочется

мальчишкам

в

Армии

служить»

и

др.

в

рамках

социального проекта «Воспитываем патриотов», получившего

грантовую

поддержку

Президента

РФ,

реализуемого

Тамбовским

региональным

отделением Общероссийской общественной благотворительной организацией

«Союз семей военнослужащих России». Эти мероприятия надолго останутся

в

памяти

ребят

и

являются

важнейшим

фактором

в

формировании

их

морального облика и духовного воспитания.

Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего

народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от

воспитания чувства национальной гордости.

Безусловно, эта работа интересна, многогранна и очень важна.

Поэтому её обязательно нужно продолжать, поскольку

встреча с музыкой

развивает

воображение

детей,

помогает

воспитывать

чувство

любви

к

Родному краю и окружающему миру. И от нас с вами зависит, какими будут

наши дети, что они унесут из детства.

Пусть это будет богатство души, полученное от общения с высоким

искусством – музыкой!



В раздел образования