Автор: Радзецкая Светлана Ивановна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №44 "Белоснежка"
Населённый пункт: город Тамбов, Тамбовская область
Наименование материала: статья
Тема: "Роль музыки в системе нравственно – патриотического воспитания дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
«Роль музыки в системе
нравственно – патриотического воспитания дошкольников»
М
узыкальный руководитель
Высшей квалификационной категории
МБДОУ №44 «Белоснежка» г.Тамбова
Радзецкая Светлана Ивановна
Как часто звучат в наше время слова:
«русская душа», «феномен русской души». Но не менее часто: «падение
нравственности», «деградация общества». Поэтому сегодня, возможно, как
никогда
актуальны
вопросы
нравственно
–
патриотического
воспитания
детей. Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие, дорогие каждому
образы: мать и отец, родные места, речь, музыка, история…. Чувство любви к
Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не
ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной
земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и
воспитания.
Поэтому
важно,
чтобы
ребенок
уже
в
дошкольном
возрасте
почувствовал
личную
ответственность
за
родную
землю
и
ее
будущее.
Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остаётся стремление человека к
добру, любви, красоте, истине.
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка,
стартовый период всех человеческих начал. Сохранить человеческое в наших
детях,
заложить
нравственные
основы,
которые
сделают
их
более
устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и
умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно-
патриотических чувств у дошкольников. Общеизвестно, что дошкольники
очень эмоциональны. Это эмоционально-образное восприятие окружающего
мира может стать основой формирования патриотизма. Воспитание чувств
патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Невозможно
переоценить
роль
музыки
в
нравственно-патриотическом
воспитании
дошкольников
В нашем дошкольном учреждении нравственно-патриотическому
воспитанию уделяется большое внимание. Я, как педагог, осуществляющий
музыкальное воспитание детей, работаю в соответствии с государственными
требованиями, с учетом основных принципов ФГОС, в тесном контакте с
воспитателями и специалистами.
Поскольку музыка способна воздействовать на чувства, настроения
ребёнка,
постольку
она
способна
преобразовывать
его
нравственный
и
духовный мир. Использование фольклорных, патриотических произведений
в
непосредственно
образовательной
деятельности,
в
повседневной
жизни
детей,
в
праздниках
и
развлечениях
несёт
с
собой
более
целостное
восприятие окружающего мира.
Педагоги раскрывают перед детьми их
красоту,
стараются
сделать
эти
произведения
знакомыми
и
любимыми.
Образы, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими,
конкретными, вызывающими интерес, будящими воображение.
Сила воздействия на ребёнка музыкальных произведений
возрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной
деятельности дошкольника. Исходя из этого, в работе с детьми необходимо
добиваться, чтобы они были не только активными слушателями и зрителями,
но и активными исполнителями песен, плясок, хороводов, музыкальных игр и
в самостоятельной деятельности. Работа по формированию чувства любви к
родному краю, стране более эффективна, если установлена тесная связь с
родителями детей. Они не только большие и активные помощники детского
сада, но и равноправные участники формирования личности ребёнка. Ведь
самое
большое
счастье
для
родителей
–
вырастить
здоровых
и
высоконравственных детей.
Используемая мной методическая литература также соответствует
федерально
государственным
требованиям:
Общеобразовательная
программа
«Детство»
под
редакцией
Т.И.
Бабаевой,
З.А.
Михайловой
;
Программа
по
музыкальному
воспитанию
детей
дошкольного
возраста
«Ладушки»
авторы
И.Каплунова,
И.Новоскольцева.
;
Программа
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры» авторы О.Л.
Князева,
М.Д.
Маханева
,
«Русский
фольклор»
Л.Л.
Куприяновой,
«Музыкальные шедевры» О.П.Радыновой.
Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить своё доброе отношение к
тому
уголку
Родины,
в
котором
он
живёт,
ребёнку
помогает
обстановка
праздников и развлечений. Фольклорные праздники – это неотъемлемая
часть нашей духовной культуры, и всей жизни. Фольклорные праздники
включают
в
себя
целый
комплекс
различных
видов
народного
художественного
творчества.
Сюда
входят
народные
и
обрядовые
песни,
танцы, хороводы,
художественное слово, пословицы, поговорки, потешки,
прибаутки, театрализации, народные игры.
Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического
воздействия
заключаются
в
народной
музыке.
Народные
музыкальные
произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с
обычаями
и
бытом
русского
народа,
трудом,
бережным
отношением
к
природе, жизнелюбием, чувством юмора.
Ребенок дошкольного возраста очень восприимчив ко всему, что дается
в яркой увлекательной форме, а потому фольклорные праздники,
которые
проводятся
у
нас
в
ДОУ
–
«Осенины»,
«Рождественские
святки»;
«Масленица»; «Сорок сороков»; «Троица»; «Посиделки»,
и др. являются
сильнейшим
воспитательным
средством
приобщения
детей
к
народному
фольклору, художественному творчеству. Готовя материал к тому или иному
празднику,
дети
с
родителями
и
педагогами
готовят
костюмы
для
выступления, разучивают стихи, частушки, хороводы. Но никогда не знают
ход всего праздника. Это и является интригой, которую хотят скорее увидеть
и дети и гости.
Произведения русского музыкального и устного народного творчества,
используемые
в
работе
с
дошкольниками,
просты,
образны,
мелодичны.
Интонационные достоинства песен позволяют детям исполнять их как в
младшем
возрасте,
так
и
в
старшем.
Разнообразие
народных
мелодий
обогащает
музыкально
–
ритмические
движения
детей
и
придаёт
им
определённую окраску. Все мелодии и песни, используемые в слушании и
ритмической
деятельности ребят, обладают большими художественными
достоинствами
и
высокой
познавательной
ценностью.
Дети
начинают
понимать разный характер используемого материала: мелодичные, спокойные
песни о природе; задушевные о маме; глубокие, трагичные о войне; гордые,
торжественные о победе, армии; весёлые, задорные – о детстве…
Посредством народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом
русского народа, с образцами народного музыкального творчества. В нашем
саду есть аудио и видео записи народной музыки, сказок, звучания народного
оркестра.
Таким
образом,
даются
понятия:
“народная
музыка”,
“оркестр
народных инструментов”. В доступной форме рассказываю детям, что песни,
сказки, прибаутки люди начали сочинять очень
давно, но не умели их
записывать,
и
так
они
передавались
из
поколения
в
поколение.
Кто
их
сочинял – неизвестно. Говорят – народ сложил эти песни, сказки. Поэтому их
и
называют
народными.
Старшим
дошкольникам
называю
имена
выдающихся русских композиторов: М.И. Глинка, П.И. Чайковский, Н.А.
Римский-Корсаков,
говорю,
что
эти
композиторы
использовали
народные
мелодии в своем творчестве.
В ряде случаев мы используем взаимосвязь музыкального и
художественного
творчества.
Народная
музыка
включается
в
совместную
музыкально
-
художественную
деятельность,
когда
дети
создают
декоративные
композиции
по
мотивам
народных
промыслов.
Часто
включается и устный фольклор (сказки, потешки, пословицы, поговорки,
загадки, скороговорки), что обогащает содержательную и образную сторону
речи
и
стимулирует
эмоциональные
отклики
детей,
делает
процесс
восприятия народного искусства более ярким, глубоким и осознанным. Таким
образом,
приобщая
детей
к
музыкальному
наследию
своего
народа,
мы
воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания
чувства национальной гордости.
Следующим этапом работы в этом направлении является
использование
музыки
при
ознакомлении
детей
с
образом
Родины.
Патриотизм – это уважение и почитание
традиций
родной страны. Суть
нравственно-патриотического
воспитания
дошкольников
состоит
в
том,
чтобы посеять и возрастить в детской душе интерес и уважение к истории и
культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут
соотечественниками.
Праздники, познавательные досуги, совместная музыкально-
познавательная деятельность, проводимая в ДОУ, способствует воспитанию
гражданина
и
патриота
своей
страны,
формированию
нравственных
ценностей. В
моей творческой копилке имеются различные презентации,
интерактивные
игры
по
ознакомлению
дошкольников
с
государственно
геральдикой, историческими событиями, народными промыслами и т.д.
Нравственное воспитание ребёнка – это, прежде всего воспитание
любви и уважения к матери, ведь для ребенка-дошкольника Родина – это
мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живет, двор,
где играет, это детский сад с его воспитателями и друзьями.
С большой
любовью
ребята
делают
для
мам
подарки,
рисуют
их
портреты
и
даже
сочиняют про них стихи и сказки. Песни о маме устойчиво вошли в детский
репертуар. Нет ни одной песни про маму, где бы не звучала ласковая, нежная,
добрая мелодия, передающая нежность и любовь к единственной на свете
мамочке… Песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар. Чувства
малышей
отличаются
простотой,
непосредственностью:
Более
сложные
чувства у старших дошкольников. Это и гордость за свою маму, и чувство
дружелюбия: мама – старший друг и товарищ, и чувство нежной радости,
ласкового спокойствия. Для того чтобы эти песни прочно вошли в жизнь
ребенка, я, совместно с воспитателями и специалистами, использую их в
разных
ситуациях:
во
время
утренних
бесед
о
маме,
после
чтения
стихотворений о маме, при рассматривании репродукций с изображением
матери с ребенком, а также в праздничном концерте, посвященном Женскому
дню 8 Марта, Дню матери.
В продолжение этой темы хочется отметить еще один аспект, над
которым работает наш коллектив. Это знакомство с малой Родиной. Дети
любят узнавать о том месте, где они родились и живут в настоящее время. В
рамках празднования посвященного Дню города Тамбова педагогами была
проведена
познавательная
неделя,
в
течение
которой
дошкольники
знакомились
с фольклором Тамбовской области, с творчеством местных
авторов,
с
достопримечательностями
города
Тамбова
и
области.
Также
дошкольники
приняли
участие
в
муниципальном
конкурсе
детского
творчества «Мы дети твои, Россия!»
Показать красоту нашего города нетрудно в любом виде деятельности
(будь то прогулка, беседа, экскурсия или познавательная интерактивная игра).
Очень важно это сделать умело, в доступной для детей форме. В моей работе
очень
важно,
чтобы
искусство
помогало
восприятию
окружающего,
развивало
у
детей
чувство
прекрасного,
создавало
у
них
определенное
настроение, воспитывало любовь к родному городу и уважение к людям,
живущим в нем. Ребенок будет любить и по-настоящему ценить свой родной
край, если мы научим его этому.
Чувство любви к родной природе – еще одно из слагаемых
патриотизма. Именно воспитанием любви к родной природе, можно и нужно
развивать патриотическое чувство дошкольников: ведь природные явления и
объекты, окружающие ребенка с его появления на свет, ближе ему и легче для
его восприятия, сильнее воздействуют на эмоциональную сферу.
В нашем детском саду это достигается разными средствами, в
том
числе
и
средствами
музыкального
искусства.
Через
восприятие
музыкальных образов, вызывающих у детей разнообразные эмоциональные
переживания, чувства радости, грусти, нежности, доброты, я воспитываю
такое
же
отношение
и
к
образам
реальной
природы.
Выразительность
музыкального
языка,
яркость
и
поэтичность
стихов
помогают
детям
почувствовать теплоту и сердечность песен, воспевающих красоту родной
природы.
В
репертуаре
программы
по
музыке
много
музыкальных
произведений, в которых переданы образы хорошо знакомых детям животных
и птиц.
Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания
имеет тема “Защитников Отечества”. Эта тема очень любима детьми, тем
более что основную массу наших воспитанников составляют мальчишки.
Песни этой тематики легко запоминаются ребятами. Говоря о защитниках
нашей Родины, нельзя оставлять без внимания и тему Великой Победы. В
этой теме мы раскрываем детям величие подвига советского солдата, знакомя
их
с
песнями
тех
времен.
Музыкальные
впечатления
дошкольников
опираются
на
знания,
полученные
в
совместной
деятельности
по
ознакомлению
с
окружающим
миром,
на
впечатления
от
экскурсий
к
памятнику погибших воинов. Наши
талантливые дошколята
ежегодно
выступают на концерте, посвященном празднованию Дня Победы.
В год 70-летия Великой Победы мы стали активными
участниками мероприятий «Георгиевская ленточка», «Нет в России семьи
такой, где не памятен свой герой», «Тимур и его команда», «Сирень Победы»,
«Зарничка»,
«Хочется
мальчишкам
в
Армии
служить»
и
др.
в
рамках
социального проекта «Воспитываем патриотов», получившего
грантовую
поддержку
Президента
РФ,
реализуемого
Тамбовским
региональным
отделением Общероссийской общественной благотворительной организацией
«Союз семей военнослужащих России». Эти мероприятия надолго останутся
в
памяти
ребят
и
являются
важнейшим
фактором
в
формировании
их
морального облика и духовного воспитания.
Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего
народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от
воспитания чувства национальной гордости.
Безусловно, эта работа интересна, многогранна и очень важна.
Поэтому её обязательно нужно продолжать, поскольку
встреча с музыкой
развивает
воображение
детей,
помогает
воспитывать
чувство
любви
к
Родному краю и окружающему миру. И от нас с вами зависит, какими будут
наши дети, что они унесут из детства.
Пусть это будет богатство души, полученное от общения с высоким
искусством – музыкой!