Автор: Боброс Матрена Кирилловна
Должность: воспитатель детского сада
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР – Детский сад №3 " Катюша"
Населённый пункт: город Якутск РС(Я)
Наименование материала: Работа с семьей
Тема: " Современный детский сад в работе с семьей"
Раздел: дошкольное образование
Тема «Педагогическая поддержка развития субъектной позиции
современной семьи в сельской местности»
Радикальные социальные перемены, в жизни села, произошедшие за последние годы,
отражаются и на педагогическом пространстве, влияют на деятельность дошкольного
учреждения. Социально ответственная миссия детского сада позволяет поиски педагогами
новой интерпретации воспитательных реальностей частью которой является и работа с
семьей. Современная семья «больна» теми же недугами, что и общество в целом, и
значительно сдает свои педагогические позиции. Родители, как правило, не считают себя в
полной мере ответственными за воспитание и развитие своих детей, не уделяют
дошкольному детству ребенка как периоду становления личности должного внимания, не
находят взаимопонимания и единства во взглядах на воспитание своего малыша. И
учитывая это, нам – педагогам – необходимо пересмотреть свои позиции в работе с
семьей. Особенно велик сегодня общественный спрос на формирование ответственной
родительской позиции. И педагогическая поддержка развития такой позиции у родителей
на сегодняшний день очень актуальна.
Своевременное выявление проблемных сфер в работе с семьей облегчит
согласование деятельности, поможет достичь единства в реализации воспитательных
факторов. Таким образом, возникла потребность в обновлении системы форм совместной
деятельности детского сада и семьи. Это и обусловило выбор темы проекта работы с
семьей «Педагогическая поддержка развития субъектной позиции современной семьи в
сельской местности».
Цель: Педагогическая поддержка развития субъектной позиции родителей детей-
дошкольников.
Задачи:
1.Проанализировать современное состояние развития семейного и общественного
дошкольного воспитания в контексте взаимодействия между ними и выделения
проблемных сфер.
2. Представить актуальную систему разнообразных форм взаимодействия между
детским садом и семьей.
3. Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить
усилия для развития и воспитания детей, создать атмосферу общности интересов,
эмоциональной поддержки и взаимопроникновения в проблеме воспитания детей.
4. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать
их уверенность в собственных педагогических возможностях, помогать им осознать свою
воспитательную роль в семье, свой опыт взаимоотношений с ребенком.
Основная идея проекта: Анализ социокультурной ситуации в работе с семьей
проблематика следующего этапа Приоритетного национального проекта « Образование,
реализуемого через Комплексный проект модернизации образования и
трансформируемого в основной механизм реализации национальной образовательной
стратегии « Наша новая школа: неизбежно выводит на идею разработки проекта по
выявлению проблемных сфер в работе с современной семьей и достижения единства в
реализации воспитательных факторов, в обновлении системы форм совместной
деятельности детского сада и семьи, с целью осуществления современного подхода к
совместной работе дошкольного учреждения с семьей, с целью создания условий и
предпосылки для оптимизации процесса воспитания ребенка в современном мире.
Новизна: Инновации во взаимодействии в общественной дошкольной и семейной
воспитании.
Психологическая концепция:
Психолого-педагогическое основание предлагаемой системы:
Важное значение для решения проблемы имеют труды: Л.Н. Гумилева (субъект-
субъектные отношения человека и среды), Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, (деятельность
и развитие личности), А.П. Оконешниковой, К.С.Чиряева (этнопсихологические
особенности развития личности).
Описание дошкольного уклада.
В ДОУ ведется плановая, системная работа с родителями. В 199 была разработана
комплексная программа «Семья», где раскрыты формы работы с родителями такие как:
консультации, беседы, устный журнал, выпуск газеты «Теремок», семинары-практикумы,
родительские собрания, круглые столы, выставки, конференции по проблемным вопросам
воспитания и т.д. Родители являются главными помощниками в работе ДОУ по
воспитанию детей.
Содержание образования:
- формирование ребенка как личность;
- создание условий для профессиональной реализации родителей;
- сохранение физического и психического здоровья детей;
- обеспечение единства интеллектуального, эмоционального и социального развития
ребенка;
- личностно ориентированный подход.
Описание структуры предлагаемой системы:
В нашем ДОУ педагогическая поддержка развития субъектной позиции родителей
построена по определенному алгоритму и состоит из четырех последовательных этапов:
Первый этап направлен на развитие способности познания своего ребенка и себя
как родителя, раскрытие возможностей развития ребенка в условиях нашего ДОУ,
возможностей и способов своего педагогического образования;
Второй этап нацелен на оптимизацию детско-родительских отношений;
Третий этап развивает организационно - деятельностные способности и
гармонизацию межличностных отношений в семьях;
Четвертый этап направлен на развитие у родителей способности к самоанализу
собственного педагогического роста, результатов развития ребенка и определение
новых задач своего развития и развития ребенка.
Семья: Новая позиция родителя:
1. Новая формула: « педагог – ребенок – родитель» в центре педагогической
системы кроме ребенка находится и родитель.
2. Свобода выбора ( путей и средств повышения своей психолого-педагогической
компетентности, способ познания себя и своего ребенка, дополнительных
образовательных услуг для своего ребенка)
3. степени своего участия в деятельности ДОУ.
4. Форм сотрудничества с ДОУ.
Нами разработана схема «Сотрудничество с родителями», которая охватывает все звенья,
формы и методы взаимодействия педагогов и родителей. Работая по этой схеме мы все
больше убеждаемся в том, что использование инновационных форм в комплексе с
традиционными дает наибольший эффект.
Описание способа (механизма) реализации проекта.
Изучение опыта работы других детских садов по данной проблеме. (Интернет)
•
Разработка алгоритма педагогической поддержки развития субъектной позиции
родителей
•
Создание творческих групп.
•
Выбор дидактических и образовательных технологий в соответствии с целями
проекта.
•
Создание консультативного центра для педагогов и родителей.
•
Оптимизация традиционных форм работы
•
Развитие социального и равноправного партнерства и взаимодействие с
родительской общественностью и попечительским советом.
Этапы реализации: Сроки реализации проекта:
3 года 1.09.2011-2014г.г.
План реализации проекта:
Подготовительный этап:
Цель - создание системообразующей функции.
1.
Создание единого банка сведений о контингенте родителей.
2.
Изучить материально-технические ресурсы ДОУ .
3.
Обеспечить кадровый потенциал ДОУ с учетом поставленной цели.
4.
Изучить социальный заказ населения по месту жительства.
Основной этап:
1.
Создать
структуру
(модель)
организации
системы
работы
с
родителями
и
социумом.
2.
Разработка комплексной программы «Семья».
3. Изучение уровня педагогической компетентности родителей;
.4.Оказание консультационной, диагностической и методической помощи семьям
по проблемам воспитания детей.
Обобщающий этап:
1.
Обеспечить доступность образовательных услуг.
2.
Корректировать существующие формы организации взаимодействия ДОУ и
родителей по итогам мониторинга и отслеживания результатов.( Мониторинг
формирования педагогической компетентности родителей, мониторинг качества
взаимодействия с родителями)
3.
Скорректировать механизм совместной деятельности ДОУ и семьи.
Предполагаемые результаты:
1.Осмысление роли и значения дошкольного учреждения родителями.
( заинтересованность родителей в работе ДОУ)
2. Качество воспитания
3.Решение проблемы взаимодействия педагог-родитель
4. Новая позиция родителя
5.Поднятие престижа дошкольного образования в глазах общества и родителей.
Критерии оценки ожидаемых результатов:
образовательные
Воспитание, развитие и
обучение
Социализирующая
Быстрая
социализация ребенка
социальная
Профессиональная
реализация
родителей .
(финансовое
обеспечение семьи)
Журнал регистрации
Посещаемости детей
ГКП «Всезнайка»
МБДОУ ЦРР – Д/с №3
«Катюша»
Журнал регистрации
осмотра на педикулез
ГКП «Всезнайка»
МБДОУ ЦРР – Д/с №3
«Катюша»
Журнал
По охране труда
ГКП «Всезнайка»
Начат «6» сентября 2018 г.
Окончен « _ »_______20__ г.