Напоминание

"Повышение эффективности учебной-исследовательской деятельности учащихся при обучении математики"


Автор: Трощева Анна Петровна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МОУ "Берсеневская СОШ"
Населённый пункт: село Берсеневка
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Повышение эффективности учебной-исследовательской деятельности учащихся при обучении математики"
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Беерсеневская средняя общеобразовательная школа»

Лямбирского муниципального района

Республики Мордовия

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

«

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ

УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УЧАЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ»

2017

Информационная карта проекта

Направление проекта

Математическое образование

Название проекта

Повышение эффективности учебно-исследовательской

деятельности учащихся при обучении математике

Организация – заявитель

Наименование

Муниципальное

общеобразовательное

учреждение

«Берсеневская средняя общеобразовательная школа»

Адрес

431520 Республика Мордовия, Лямбирский район,

с. Берсеневка, ул.Пролетарская, д.15

Номер телефона, факса

(883441) 2-86-34

Адрес электронной почты

bersе

nevka@bk.

ru,

Руководитель проекта

Фамилия, имя, отчество

должность

Трощева Анна Петровна, учитель математики

Участники проекта

Учащиеся МОУ «Берсеневская СОШ»

Обоснование

актуа льно сти

проекта

Исследовательская работа учащихся является одним из

компонентов обучения в условиях реализации ФГОС

ООО.

Она

приобретает

все

большее

значение

как

эффективное

средство

решения

образовательно-

воспитательных

задач

каждого

предмета.

Это

необходимое звено процесса усвоения знаний. Главной

функцией

исследовательской

работы

является

формирование

высококультурной

личности,

так

как

только

в

самостоятельной

интеллектуальной

и

духовной деятельности развивается человек.

Цель проекта

Повышение эффективности учебно-исследовательской

деятельности учащихся при обучении математике.

Задачи проекта

изучение

психолого-педагогической

и

учебно-методической литературы по теме;

выявление

дидактических

методов

и

средств

для

достижения

положительной

мотивации

учащихся;

выявление

дидактических

средств,

способствующих повышению эффективности учебно-

исследовательской

деятельности

учащихся

при

обучении математике

Нормативные документы

- ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации»

-

Федеральный

государственный

образовательный

с т а н д а р т

о с н о в н о г о

о б щ е г о

о б р а з о в а н и я

- Концепция развития образования РФ до 2020 года

- Концепция развития математического образования в

РФ

Сроки

выполнения

проекта

(продолжительность,

начало

и

окончание)

2015 -2017 гг

Ожидаемые результаты

формирование

устойчивой

положительной

мотивации при изучении математики;

п о в ы ш е н и е

э ф ф е к т и в н о с т и

у ч е б н о -

исследовательской деятельности;

осознанное изучение предмета;

активная умственная деятельность.

Пояснительная записка

Актуальность проекта. В Концепции развития образования РФ до

2020

года

необходимым

условием

для

формирования

инновационной

экономики

является

модернизация

системы

образования,

являющейся

основой

динамичного

экономического

роста

и

социального

развития

общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны.

Исследовательская работа учащихся является одним из компонентов

обучения в условиях реализации ФГОС ООО. Она приобретает все большее

значение

как

эффективное

средство

решения

образовательно-

воспитательных задач каждого предмета. Это необходимое звено процесса

усвоения знаний. Главной функцией исследовательской работы является

формирование

высококультурной

личности,

так

как

только

в

самостоятельной интеллектуальной и духовной деятельности развивается

человек.

В

основу

развития

системы

образования

должны

быть

положены

такие принципы проектной деятельности как открытость образования к

внешним запросам, применение проектных методов, конкурсное выявление

и поддержка лидеров, успешно реализующих новые подходы на практике,

адресность инструментов ресурсной поддержки и комплексный характер

принимаемых решений.

Исходя

из

этого,

необходимо

формировать

у

школьников

развернутую

и

полноценную

учебно-исследовательскую

деятельность,

содержание которой составляют теоретические знания, исследовательские

умения и навыки, играет ведущую роль в интеллектуальном и личностном

развитии школьников.

Стратегической целью моего профессионального проекта является

повышение

эффективности

учебно-исследовательской

деятельности

учащихся при обучении математике.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

изучение

психолого-педагогической

и

учебно-методической

литературы по теме;

выявление дидактических методов и средств для достижения

положительной мотивации учащихся;

выявление

дидактических

средств,

спо собствующих

повышению

эффективности

учебно-исследовательской

деятельности

учащихся при обучении математике;

проверка

эффективности

предложенных

средств

в

реальной

практике;

анализ результатов.

Ожидаемые результаты:

формирование

устойчивой

положительной

мотивации

при

изучении математики;

повышение

эффективности

учебно-исследовательской

деятельности;

осознанное изучение предмета;

активная умственная деятельность.

Этапы реализации проекта:

I. Теоретический. 2015 г

Содержание: изучение и анализ методической литературы по указанной

проблеме, анализ проблемы и корректировка педагогической деятельности в

соответствии с поставленными задачами

II. Практический. 2016 г.

Содержание: разработка и реализация методики повышения эффективности

учебно-исследовательской деятельности через использование современных

педагогических технологий

III. Аналитический. 2017 г.

Содержание: обобщение полученных результатов, разработка методических

рекомендаций

и

конспектов

уроков, соотношение

прогнозируемых

результатов с реально достигнутыми.

Проблема

повышения

эффективности

учебно-исследовательской

деятельности учащихся изучается уже давно, однако на сегодняшний день,

несмотря на широкие изыскания в этой области и освещение различных

аспектов проблемы, единого общепринятого определения исследовательской

деятельности учащихся нет.

Исследовательское

обучение

-

особый

подход

к

обучению,

построенный

на

основе

естественного

стремления

ребёнка

к

с а м о с т о я т е л ь н о м у

и зу ч е н и ю

о к р у ж а ю щ е го .

Гл а в н а я

ц е л ь

исследовательского обучения – формирование у учащегося готовности и

способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые

способы

деятельности

в

любой

сфере

человеческой

культуры. А

чтобы

достичь данной цели необходима положительная мотивация учащихся.

Теоретический

анализ

литературы

показывает,

что

элементы

исследовательского подхода в обучении наибольшее освещение получили в

60-х

годах

ХХ

века,

в

связи

с

поиском

способов

активизации

и

стимулирования

самостоятельной

деятельности

учащихся

на

основе

положения, выдвинутого психологом Л.С. Выготским, что обучение ведет за

собой

развитие.

Исследования

В.В.

Давыдова,

А.Н.

Леонтьева,

Л.С.

Рубинштейна,

Д.Б.

Эльконина

направлены

на

выявление

и

структуры

учебной

деятельности

школьников

в

процессе

развивающего

обучения.

Анализ данных, полученных в ходе рассмотрения психолого-педагогической

литературы, показал, что исследовательский метод в обучении учащихся

используется достаточно давно. М.И. Махмутова отмечает: «...поскольку

научное познание есть процесс творческий, то сближение методов обучения

с методами науки должно обеспечить развитие творческих способностей

учащихся».

Рассмотрим

технологию

повышения

эффективности

учебно-

исследовательской деятельности учащихся на уроках математики, которая

была использована при реализации проекта.

Теоретической основой технологии являются:

методологические

положения

теории

учебной

деятельности

(В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин), целью которой, является не столько усвоение

знаний и умений, сколько развитие познавательных способностей, которое

выступает как специально организуемый процесс обучения. Обучение в

данной

концепции

понимается

и

как формирование личностных качеств

ученика:

вырабатывается

знание

и

понимание

самого

себя,

умение

контролировать процесс усвоения новых знаний, способность критически

оценивать

собственные

и

чужие

действия,

независимость

в

оценках

и

самооценках, привычка искать доказательства, склонность к дискуссионным

способам поиска ответов на любые вопросы, способность аргументировать

свое мнение;

теоретические основы исследовательского метода обучения;

теоретические основы оптимизации процесса обучения (Ю.К.

Бабанский, В.И. Крупич);

теоретические

основы

обучения

школьников

математике

методом

укрупнения

методических

единиц,

в

частности,

использовала

методы

составления

блоков

взаимосвязанных

задач,

выделенные

И.В.

Ульяновой, в основе которых лежит деятельностный аспект решения задач;

теоретические

положения

развивающего

обучения

(Л.С.

Выготский, С.Л. Рубинштейн);

теория и практика проектирования учебного процесса (В.М.

Монахов).

Принципы технологии

1.

Принцип

целеполагания.

«...степень

реализации

целей

образования

определяет

качество

образования.

Принцип

конечного

целеполагания выступает в качестве системообразующего принципа».

2.

Принцип

диагностируемости.

Возможность

однозначного

понимания целей образования учителями, учениками, родителями.

3.

Принцип оптимизации процесса обучения учащихся математике

во

времени.

Сжатие

учебной

информации,

за

счет

структурирования

учебной информации в дидактические модули.

4.

Процесс конструирования дидактического модуля включает в

себя

следующие

этапы:

отбор

содержания

учебного

материала,

проектирование

целей

обучения,

проектирование

диагностического

материала

(диагностика),

дозированное

домашнее

задание,

коррекция.

Технологическая

карта

паспорт

дидактического

модуля

(проект

темы

курса).

5.

Принцип

признания

учебно-исследовательской

деятельности

учащихся

в

процессе

обучения

математике

одним

из

основных

видов

учебной деятельности. Обучение учащихся приемам и способам учебно-

исследовательской

деятельности.

Взаимодействие

учащихся

с

этими

объектами обеспечивает усвоение этих действий, что приводит к развитию

учащихся.

6.

Принцип обучения на высоком уровне сложности.

7.

Принцип результативности.

Критерии эффективности технологии

1.

Качество

овладения

учащимися

предметным

содержанием

школьного курса математики. Определяется по результатам промежуточного

контроля (диагностические работы), итоговой аттестации.

2.

Изменение мотива учения. Повышение интереса к предмету, к

творческой и исследовательской деятельности. Определяется по результатам

входного и итогового анализа.

Средства

повышения

эффективности

учебно-исследовательской

деятельности

учащихся:

динамические

задачи,

учебно-исследовательские

задачи, блоки взаимосвязанных задач.

Ю.М. Калягин, В.М. Крупич выделяют следующую типологию задач:

стандартные, обучающие – неизвестен один компонент информационной

структуры

задачи;

поисковые

(частично-поисковые)

-

неизвестны

два

компонента информационной структуры задачи; проблемные (творческие) -

неизвестны три или более компонентов информационной структуры задачи.

Учебные

задания,

которые

я

ставлю

перед

учащимися,

чтобы

сформировать

у

них

навыки

учебно-исследовательской

деятельности,

содержат вопросы на выявление, обобщение, анализ и т. п.

На уроках я, посредством учебных заданий, побуждаю учащихся к

решению

совокупности динамических

задач

(средство

формирования

приемов

учебно-исследовательской

деятельности

учащихся

в

процессе

обучения

математики;

совокупность

задач,

полученных

из

предметной

задачи

посредством

изменения

компонентов,

входящих

в

е е

информационную структуру (условие, требование, базис, способ решения) ),

оставляя

последовательно

неизвестным

один,

затем

два

и

более

компонентов, тем самым на одном и том же объекте организуя деятельность

учащихся на репродуктивном, частично-поисковом, творческом уровнях.

Учебно-исследовательские

задачи.

В к л юч е н и е

у ч е б н о -

исследовательских задач обусловлено тем, что через деятельность, которую

совершает

учащийся

в

процессе

учебного

исследования,

он

овладевает

способами

и

приемами

учебной

и

исследовательской

деятельности.

Формированию приемов анализа и синтеза способствуют учебные задания

следующего содержания: решите предметную задачу (если возможно, то

различными

способами);

составьте

аналогичную

задачу

или

обратную

исходной; составьте и решите задачу, используя данные, полученные при

решении исходной или обратной задачи. При решении задач использую

обобщение, сравнение, аналогию, что оказывает положительное влияние на

формирование

у

обучающихся

приемов

учебно-исследовательской

деятельности.

Использование

приемов

аналогии

в

обучении

учащихся

способствует формированию и развитию таких мыслительных операций,

как анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация.

С помощью блоков задач, взаимосвязанных между собой в контексте

деятельности по их решению, происходит развитие мышления учащихся;

достижение

необходимой

целостности

представлений

обучаемых

об

эффективности и ценности математического аппарата;

повышение качества

усваиваемых учащимися знаний без потери его познавательной ценности и

при меньшем потреблении временных ресурсов.

Эффективность

использования

блоков

взаимосвязанных

задач

в

обучении математике, конечно, зависит не от разнообразия формулировок

составляющих

их

задач.

В

большей

степени

этому

способствует

разнообразие форм и методов организации работы с такими блоками. Часто

вместе

с

детьми

возможно

самостоятельное

составление

или

восстановление, а затем решение таких блоков задач.

Повышение эффективности учебно-исследовательской деятельности

учащихся

дает

возможность

школьникам

проявлять

исследовательские

способности, самостоятельность в суждении, служит началом творчества и

развития личности каждого ученика.

Выше указанные задачи развивают исследовательские навыки, но не

одна цель не будет достигнута, если не мотивировать учащихся. Поэтому на

своих уроках пытаюсь создать благоприятную психологическую атмосферу,

поддерживающую познавательную активность учащихся, а именно:

включение учеников в коллективистские формы деятельности;

привлечение

учеников

к

оценочной

деятельности

и

формирование адекватной самооценки;

сотрудничество

ученика

и

учителя,

совместная

учебная

деятельность;

создание творческой атмосферы;

занимательность изложения учебного материала.

Применение

современных

педагогических

технологий

один

их

главных приемов повышения мотивации учащихся к урокам математики.

Чаще

всего

мы

стараемся

найти

наиболее

яркий

материал

для

уроков

изучения

новой

темы.

Это

оправдано,

если

ребенок

«зажегся»,

заинтересовался темой, то это станет стимулом для последующих уроков.

Но важно помнить, что любое «пламя» гаснет. Так и интерес ученика нужно

поддерживать на каждом уроке.

Результат реализации проекта

Для анализа результатов деятельности использую различные методы

диагностики:

1.

Проведено

анкетирование

среди

учащихся,

где

я

преподаю

математику (входное – на начало реализации проекта и итоговое – для

определения

динамики)

с

целью

определения

мотивации

школьников

к

изучению математики. Использовалась методика К. Замфир в модификации

А.

Реана.

В

основу

положена

концепция

о

внутренней

и

внешней

мотивации.

О

внутреннем

типе

мотивации

следует

говорить,

когда

для

учащегося имеет значение предмет сам по себе. Если же в основе мотивации

изучения

математики

лежит

стремление

к

удовлетворению

иных

потребностей внешних (мотивы социального престижа, уход от конфликтов

с родителями

и т.д.), то в данном случае принято говорить о внешней

мотивации.

Внешние мотивы дифференцируются на положительные и

отрицательные.

После

обработки

данных

были

получены

таблицы

и

графики, которые показывают, что у более половины учащихся преобладает

внутренняя

мотивация

(ВМ)

или

внешняя

положительная

(ВПМ),

хотя

входное тестирование показывало, что преобладала внешняя положительная

ли отрицательная мотивация(ВОМ).

Входное тестирование: ВПМ=ВОМ>ВМ

Итоговое тестирование: ВМ=ВПМ>ВОМ

Полученные результаты позволяют говорить о позитивной динамике

мотивации школьников при изучении математики.

2.

Отслеживаю

уровень

предметной

обученности,

используя

диагностические

работы,

тесты,

самостоятельные

работы

вариативного

характера, дифференцированные задания и т.д. По результатам диагностики

можно сделать вывод о положительной динамике успеваемости (качество

знаний) по математике обучающихся в течение реализации проекта.

2014-2015

2015-2016

2016-2017

0%

10%

20%

30%

40%

50%

60%

Качество знаний учащихся

3.

Своим

опытом стараюсь делиться с коллегами, участвую в

различных методических мероприятиях.

В

2013

году

была

выпущена

статья

«Обучение

учащихся

элементарным

функциям

и

их

свойствам

в

контексте

укрупнения

дидактических единиц», напечатанная в сборнике статей IX Всероссийской

научно-практической

конференции

с

международным

участием

«АРТЕМОВСКИЕ

ЧТЕНИЯ»

(«СОВРЕМЕННОЕ

ОБРАЗОВАНИЕ:

НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ, ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ»), в том же

году

выступала

перед

коллегами

в

МРИО

при

прохождении

курсов

повышения

квалификации.

В

2016

году

приняла

участие

в

конкурсе

образовательных

проектов

по

теме

«Методика

изучения

темы

«Элементарные функции и их свойства» в контексте создания укрупненных

дидактических единиц».

Представляя свой опыт работы, я хотела показать, что данные методы и

технологии организации урока – универсальное средство реализации ФГОС,

создания

условия

для

достижения

всех

видов

результатов,

подготовки

учеников к самостоятельной взрослой жизни.

Литература

1.

Концепция развития образования РФ до 2020 г.

2.

Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. –

М.: Педагогика, 1991. – 388 с.

3.

Давыдов,

В.

В.

Психологические

исследования

учебной

деятельности

младших

школьников

при

обучении

математики

/

В.В.

Давыдов, Ф.Г. Боданский – Ереван: Ереванское кн. изд-во, 1976. – 120с.

4.

Саранцев, Г. И. Методика обучения математике : методология и

теория

:

учеб.

пособие

для

студентов

бакалавриата

высших

учебных

заведений

по

направлению

«Педагогическое

образование»

(профиль

«Математика»)

/

Г. И. Саранцев.

Казань

:

Центр

инновационных

технологий, 2012.

292 с.

5.

Сборник

психологических

тестов.

Часть

III:

Пособие

/

Сост.

Е.Е.Миронова – Мн.: Женский институт ЭНВИЛА, 2006. – 120 с

6.

Таранова,

М.В.

Методологические

аспекты

повышения

эффективности

учебно-исследовательской

деятельности

учащихся

профильных классов при обучении математики / М.В. Таранова.

– Н.:

НГПУ, 2007. - 51 с.

7.

Ульянова, И. В. Обучение учащихся элементарным функциям и их

свойствам в контексте укрупнения дидактических единиц / И. В. Ульянова,

А. П. Трощева

//

IX всерос.

научно-практич.

конф.

«Современное

образование

:

научные

подходы,

опыт,

проблемы,

перспективы

(Артемовские чтения)», 16-17 мая 2013 г. : сб. статей – Пенза : Изд-во ПГУ,

2013. – С. 52–55.

8.

Ульянова, И. В. Развитие темы задачи в контексте деятельностной

концепции укрупнения дидактических единиц / И. В. Ульянова // Начальная

школа плюс ДО и После. – 2010. – № 9. – С. 91–94.



В раздел образования