Автор: Трухина Ольга Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д⁄с №11 "Лучик"
Населённый пункт: город Петровск, Саратовская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: НОД "Королевство Геометрия"
Раздел: дошкольное образование
НОД «Королевство Геометрия»
Программное содержание:
Цель: развитие представлений и систематизация знаний детей о
геометрических фигурах, воспитывать доброжелательность, чувство
милосердия.
Задачи: Продолжать развивать представление детей о геометрических
фигурах: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
Совершенствовать умения составлять целое из частей.
Формировать умение выделять особые признаки фигур с помощью
зрительного и осязательно- двигательного анализаторов.
Развивать умение соотносить форму предметов с известными
геометрическими фигурами.
Развивать умение делать анализ элементарных чертежей, выделять основные
части, различать и соотносить их по форме, устанавливать пространственное
расположение этих частей относительно друг друга.
Развивать логическое мышление, внимание, память, воображение;
Повышать познавательную активность детей за счет привлекательности
процесса обучения, его эмоциональной мотивации;
Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу во время
совместной деятельности;
Воспитывать желание помогать другим, нуждающимся в нашей помощи.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»,
«Социально – коммуникативное развитие», « Физическое развитие»,
« Художественно – эстетическое развитие».
Оборудование: Мультимедиа проектор, дидактическое пособие «Ящик
ощущений», дидактическая игра « Логический куб», дидактическая игра
«Ассоциация», д /игра « Найди такую же фигуру», геометрические фигуры
для постройки самолёта, схема «Самолёт», фигуры - жители волшебной
страны, дуги, медали.
Ход НОД
Вход детей. (Звучит музыка « В гостях у сказки»)
Вос-ль. Ребята, у нас сегодня гости поздоровайтесь.
Дети. Здравствуйте.
Вос-ль. Ребята, я вам предлагаю отправиться в волшебную страну.
Вы согласны?
Дети. Да.
Вос-ль. В этой стране живут удивительные жители. А кто они, вы узнаете,
отгадав загадки.
• Нет углов у меня
И похож на блюдце я,
На медаль, на блинок,
На осиновый листок.
Людям я старинный друг.
Называют меня (круг)
Дети. Круг.
Вос-ль. Молодцы ребята, отгадали загадку.
Вос-ль. Послушайте ещё загадку.
Три вершины,
Три угла,
Три сторонки –
Кто же я? (Треугольник)
Дети. Треугольник.
Вос-ль. Правильно, ребята, и эту загадку вы отгадали.
Вос-ль. Ещё загадка.
Не овал я и не круг,
Треугольнику не друг
Прямоугольнику я брат,
А зовут меня (квадрат).
Дети. Эта загадка о квадрате.
Вос-ль. Молодцы ребята и с этой загадкой вы справились.
Вос-ль. Отгадайте ещё одну загадку.
Растянули мы квадрат
И представили на взгляд,
На кого он стал похожим
Или с чем-то очень схожим?
Не кирпич, не треугольник, стал квадрат (прямоугольник)
Дети. Это прямоугольник.
Вос-ль. Молодцы ребята, все загадки отгадали.
Кто живет в этой волшебной стране?
Дети. В этой волшебной стране живут геометрические фигуры.
Вос-ль. Правильно ребята.
( Презентация « Геометрические фигуры» Слайд №1)
Вос-ль.
Правили волшебной страной «Геометрия» король.
Ребята, на какую геометрическую фигуру похож король?
Дети. На квадрат.
Вос-ль. Королева.
На какую геометрическую фигуру похожа королева?
Дети. На круг.
Вос-ль. И были у них дети. Принц.
На какую геометрическую фигуру похож принц?
Дети. На прямоугольник.
Вос- ль. И принцесса.
На какую геометрическую фигуру похожа принцесса?
Дети. На квадрат.
Вос-ль. Жители этого государства жили дружно и счастливо, пока не
случилась беда. Злой волшебник заточил всех жителей страны в подземелье.
Ребята, вы хотите помочь геометрическим фигурам?
Дети. Да.
Игра «Геометрическое болото» (На зелёном «болоте» выложена дорожка
из геометрических фигур (Круг, квадрат)).
Вос-ль. А теперь в путь. Дорога к подземелью долгая и трудная.
Ребята, посмотрите на нашем пути болото.
Как нам пройти? Смотрите здесь кочки! Какую форму имеют кочки.
Дети. Круг и квадрат
Вос-ль. Будьте внимательными. Девочки пойдут по круглым кочкам, а
мальчики по квадратным кочкам. Так мы пройдём топкое болото.
Вос-ль. У всех сухие ноги? Не провалились в болото? Молодцы ребята
справились с заданием. Пойдем дальше.
Вос-ль. Ребята, вот и проход в подземелье. Он очень низкий, нужно
присесть низко наклониться, и продвигаться к двери. ( Дети проходят под
двумя дугами к подземелью).
Вос-ль. Вот и подземелье. А где же дверь? Чтобы найти её, следует
выполнить одно задание.
Игра «Составь из частей целое»
Ребята, нужно из отдельных частей составить целую фигуру.
И тогда мы найдем дверь в подземелье.
Ребята, какие фигуры у вас получились?
Дети. Круг, квадрат, треугольник.
Вос-ль. Молодцы ребята, справились с заданием. Подойдем к подземелью.
4. Дид/игра «Найди на ощупь»
Вос-ль. Посмотрите ребята, двери подземелья открылись.
Чтобы спасти жителей волшебной страны, нужно каждому из вас,
проникнуть в подземелье двумя руками, нащупать одну фигуру и назвать
её, и достать из подземелья.
Вос-ль. Молодцы ребята, справились с заданием.
Ребята пойдёмте со мной.
Игра. «Подбери по форме».
Вос-ль. Что бы, жители волшебной страны были не одиноки, нужно найти
им друзей.
Для этого, подойдите к столу.
Найти карточку с изображением вашей фигуры, положить на неё вашу
фигуру.
Затем найдите два предмета похожих на вашу фигуру, и положить на
карточку.
Вос-ль. Какие предметы похожи на круг? Квадрат? Треугольник?
Прямоугольник?
Вос-ль. Теперь у наших фигур, есть друзья.
Но, им очень хочется домой, но как это сделать?
На чём можно отправить фигуры?
Дети. На ракете, самолете.
Вос-ль. А давайте отправим их домой на большом, красивом самолете. Вы,
конечно, спросите где его взять?
Конечно, сделать!
Игра «Собери самолёт» (коллективная работа) ( По схеме)
Ребята возьмите все по одной фигуре.
Посмотрите на схему самолёта.
Начнём строить с корпуса самолёта.
Из каких фигур он состоит?
Дети. Прямоугольник, квадрат.
Вос-ль. Посмотрите на схему, из каких фигур сделаем крылья и нос
самолета?
Дети. Из треугольников.
Вос-ль. Посмотрите на схему. Из какой фигуры сделаем хвост?
Дети. Из треугольника.
Вос-ль. Нужно поставить иллюминатор.
Вос-ль. Ребята, молодцы справились с заданием.
А теперь возьмите, свои спасенные геометрические фигуры и поместите их
в самолёт.
Фигуры быстро долетят на самолёте, до своей волшебной страны.
(Шум самолета)
( Презентация « Геометрические фигуры летят в королевство» Слайд
№2)
Ребята посмотрите, геометрические фигуры добрались до своей волшебной
страны «Геометрия». И благодарят вас за помощь.
Вос-ль.
Спасибо ребята, вы помогли жителям страны геометрии.
Вос-ль. Ребята, приключения наши закончились.
Что вам больше всего запомнилось? Что понравилось?
Вос-ль. Ребята я хочу поблагодарить вас, что были смелыми,
внимательными, сообразительными, дружелюбными.
За это, я хочу наградить вас медалями, а король страны « Геометрия» за вашу
помощь, дарит вам замечательную игру о геометрических фигурах.
Дети выходят под музыку « В гостях у сказки».
Методическая литература.