Напоминание

Обобщение инновационного педагогического опыта


Автор: Омельченко Надежда Сергеевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУДО ДДТ с.Быков
Населённый пункт: с.Быков
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Обобщение инновационного педагогического опыта
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей «Дом детского творчества» с.Быков

Долинского района Сахалинской области

Обобщение инновационного педагогического опыта

На тему: «Роль народных традиций в формировании личности

учащихся через занятия танцевальной аэробикой»

Омельченко Надежда Сергеевна

Педагог дополнительного образования

МБОУДОД «Дом детского творчества»

с. Быков

2017г.

Одной из актуальных задач образования и воспитания является

формирование таких общечеловеческих ценностей

у подрастающего поколения,

как здоровье, физическое и психическое благополучие, физическое совершенство,

разностороннее творческое развитие личности.

Мы живём в новом веке, ещё не сделано множества великих открытий, которые

принёс нам век ушедший - двадцатый. Как бы, открывая новую страницу в истории

человечества, нам дано узнать больше чем знали наши отцы, деды, прадеды. Они

внесли свою долю знаний в колесо прогресса, дав нам базу для развития, как

впоследствии и мы отдадим самое лучшее нашим детям.

Всё

в

нашей

жизни

изменяется

столь

стремительно,

что

невозможно

предугадать, что же несёт нам век грядущий, какие ещё испытания, и проблемы

ждут нас впереди, что человечество воплотит в реальность, а что оставит за новым

поворотом колеса истории. И всё таки есть ещё в мире вещи, до которых не

дотронулась рука прогресса, это самая прекрасное, то, что создавалось веками, то,

что свято хранилось нашими предками и оберегалось дабы поколения грядущие

могли оценить, воздать должное и преумножить, добавив что-то новое - это наша

культура. Ведь культура - это не только прекрасные произведения искусства, это

духовная жизнь общества в целом, достижения науки, искусства, усвоенный в

процессе

обучения

и

восприятия

способ

поведения,

духовный

мир

личности,

уровень

развития

чего-либо,

совокупность

традиций

передаваемых

норм

деятельности и поведения. Действительно традиции, обычаи, обряды, ритуалы

играют

немаловажную

роль

в

нашей

жизнедеятельности

и

непосредственно

в

нашем развитии. С другой стороны эти слова могут вызвать представления о силе

прошлого, стремящейся подчинить себе новое, молодое, задержать ход развития

жизни. Именно так мы иногда представляем смысл этих древних и мудрых слов,

забывая порой, что обычаи и традиции всегда закрепляют то, что достигнуто в

общественной

и

личной

жизни,

именно

они

стабилизируют

общественные

отношения,

закрепляя

то,

что

было

достигнуто

веками

поколениями

наших

предков.

Между

традициями,

обычаями

и

обрядами

много

общего.

Все

они

представляют собой особые формы передачи новым поколениям социального и

культурного опыта.

«Традиция

это

особая

форма

закрепления

общественных

отношений,

выражающаяся

в

исторически

сложившихся,

устойчивых

и

наиболее

общих

действиях,

нормах

и

принципах

общественного

поведения,

передаваемых

из

поколения в поколение и сохраняемых, как правило, силой общественного мнения»

Следовательно,

традиция

возникает

в

результате

определенных

исторических

условий. Каждый обряд имеет свой характерный ритуал, свои детали, эмблемы,

песни, свой нравственный смысл, вызывает соответствующие ему настроения и

эмоции. В структуру обряда входит ряд ритуальных действий, одни из которых

закрепляются и становятся обычаями, другие отмирают, взамен им появляются

новые элементы. Но это не значит, что только обряды порождают обычаи. Многие

обычаи возникают вне обрядовой формы на основе тех или иных традиционных

форм бытия, целесообразности применения каждого обычая в каждой конкретной

ситуации. Чаще всего уже существующий обычай включается в обрядовую форму и

становится ее устойчивым элементом.

Как

известно,

народное

искусство

соединяет

в

себе

слово,

музыку

и

движение. В соединении этих трех компонентов образуется гармоничный синтез,

достигающий

большой

силы

эмоционального

воздействия,

позволяющий

комплексно подойти к проблеме освоения детьми различных видов искусств. Танец

и

музыка,

пожалуй,

самые

необъяснимые

из

искусств.

Литература

словесно

рассказывает о конкретных ситуациях, героях, событиях. Живопись, даже если она

абстрактная, рисует, иллюстрирует красками окружающий мир.

Танец,

в

этом

отношении,

лишен

конкретности.

Он

лишь

отдаленно

напоминает реальную действительность. Танец и музыка – продукты той части

человеческого существа, которая именуется душой. Смысл, заложенный в танцах и

музыке, надо ощущать, слышать, видеть.

Дополнительное

образование

создает

условия

для

творче ской

самореализации

детей,

обеспечивая

ребенку

дополнительную

возможность

для

интеллектуального, духовного и физического развития. Разработанная программа

творческого

объединения

«Венера»

по

направлению

-

аэробика

имеет

физкультурно-спортивную направленность. Программа

рассчитана на два года.

Состав ребят, обучающихся в нем не менее десяти человек, это дети младшего и

среднего

школьного

возраста

от

6

до

15

лет.

В

целях

воспитания

культуры

межличностных отношений детей, в свою программу я ввела раздел, обучающий

детей элементам народных танцев и танцев народов мира.

Дети знакомятся не

только с элементами русского, украинского,

латино-американского танцев с их

характерной музыкой, но и с костюмами, обычаями и традициями этих народов.

Программа состоит из четырех тематических блоков, каждый из которых

включает в себя различные виды танцевального искусства: классическая аэробика,

танцевальная аэробика, танцы народов мира. Содержание блоков соответствует

возрастным

периодам,

учитывающие

особенности

и

динамику

развития

способностей детей.

Проблема

формирования

у

детей

музыкально-ритмических

движений

средствами народного искусства является актуальной, поэтому в один из блоков

моей

программы

были

включены

темы

по

изучению

русского

народного

танцевального фольклора, позволяющие также познакомить детей с традициями и

праздниками русского народа.

На

занятиях

в

творческом

объединении

«Венера»,

по

теме

«Русский

народный

танец»

ребята

осваивают

такие

танцевальные

движения

как

«ковырялочка», «веревочка», тройной притоп, перескок, изучают положения рук,

корпуса, головы и др.; знакомятся с рисунком танца: линия, круг, «звездочка»,

«змейка» и др. (танец «Хозяюшка», хоровод «Русский платок», игровой хоровод

«Тетера»,

«Карусель»,

«Во

поле

березка

стояла»);

осваивают

сюжетно-

тематические произведения (инсценировка песни «Во, саду ли, в огороде», танец

«Богатыри»).

Кроме

освоения

танцевальных

движений,

ребята

изучают

происхождение танца, его разновидности и особенности.

Воспитывая детскую аудиторию через образы хореографии, мы раскрываем в

детях эстетическую чуткость к прекрасному и безобразному, возвышенному и

низменному, комическому и трагическому в различных их проявлениях. Мы учим

детей

любить

и

ненавидеть,

страдать

и

радоваться,

чувствовать

нравственную

красоту и уродство и, в конечном счете, чутьем угадывать сущность нравственного

содержания танцевальных образов. Обращаясь к

танцевальной культуре, дети

проходят школу духовного музыкально-танцевального воспитания.

Произведения

русской

народной

хореографии

делятся

на

два

основных

жанра: хоровод и пляска, которые в свою очередь состоят из различных видов. В

жанре хоровод

дети изучают два вида – орнаментальный и игровой. В жанре

пляска – парная пляска, перепляс, массовый пляс, групповая пляска и т.д.

Народные

танцы

интерпретированы

и

приближены

к

детской

тематике,

заимствованной из сюжета сказочного, бытового характера из детских игр и песен.

Трудолюбие

одно

из

важнейших

качеств

личности.

Занятия

требуют

затраты физических и внутренних качества исполнения танца, сил и этим самым

развивают в человеке его скрытые возможности. Ставя перед учащимися задачи

улучшения качества исполнения танца, я указываю, в чем именно эти качества

состоят.

Постепенно

наполняя

движение

всеми

этими

компонентами,

ученик

приучается работать над собой, а это уже труд, который он сам будет уважать.

Несомненно,

эти

навыки

аккуратности,

согласованности

движений,

радость

достижения результата и радость самого процесса преодоления трудностей будут

перенесены им на решение жизненных задач.

Через обучение танцевальной культуре у детей развиваются воображение,

умение передавать музыку и содержание песенного образа движением.

На

начальном

этапе

основное

внимание

уделяется

развитию

у

детей

музыкально-пространственных представлений, музыкально-ритмического чувства

и формированию танцевальных навыков. На основном этапе ведется отработка

музыкально-ритмического слуха и двигательных навыков.

В своей практике я столкнулась с тем, что многие дети, исполняя то или иное

движение,

очень

сильно

зажаты,

и

«скованы».

Это

говорит

о

том,

что

у

них

присутствуют мышечные зажимы, образовавшиеся в результате переживаний и

эмоциональных

проблем.

Взаимосвязь

психики

и

тела

очевидна.

Тревожный,

робкий, скрытый ребенок выглядит сутулым, малоподвижным и пассивным. Чем

меньше

мышечных

зажимов

и

отрицательных

мышечных

ощущений

в

теле

человека, тем здоровее, свободнее и благополучнее он себя чувствует. Именно

поэтому

я

ввела

в

свою

программу

и

использую

на

практике

упражнения,

снижающие контроль сознания над телом, танцевально-двигательные и телесно

ориентированные

техники.

Эти

упражнения

развивают

пластику.

Гибкость,

легкость тела. Снимают мышечные зажимы и дают ребенку ощущение свободы и

радости, стимулируют моторное и эмоциональное самовыражение. Совместные

музыкально-танцевальные

игры

способствуют

укреплению

эмоциональных

контактов,

взаимопониманию

и

доверию.

Кроме

того,

в

них

гармонично

соединяются направленные на развитие общительности, сплочения, выход агрессии

и страхов, на снятие психо-эмоционального напряжения.

Не учу детей улыбаться искусственно. А учу танцевать с удовольствием,

чувствовать настроение изнутри. Как будто свечечка зажигает глаза или чертики

пляшут внутри. Если глаза горят, тогда не надо учить искусственной мимике.

Улыбка будет сама проситься на лицо.

Одним

из

главных

компонентов

танца

является

костюм.

Он

должен

соответствовать не только времени и эпохе исполняемого танца, но и его характеру

и содержанию.

Русские народные танцы создаются на основе развития традиций народных

гуляний, игрищ, посиделок и т.д. В живых русских плясках есть нечто живое

неуловимое,

но

настолько

существенное,

что

они

позволяют

человеку

всегда

оставаться самим собой, выявлять свое начало. Так, изученные и подготовленные

на

занятиях

танцевальные

номера

используются

в

традиционных

народных

праздниках Дома детского творчества, которые включены в «Программу развития

«Родные

истоки»»,

одной

из

задач

которых

является

воспитание

творческой

личности, ориентированной на изучение русской народной культуры.

Реализуя

Программу,

мы

хотим

направить

ее

на

введение

ребенка

в

мир

народной

культуры,

в

мир

искусства,

ремесел,

традиций,

которые

были

содержанием духовно-материальной жизни людей, населяющих Россию.

Так,

в рамках районного семинара педагогов дополнительного образования

коллектив «Дома детского творчества» с.Быков организовал и провел народный

праздник «Русская горница», в котором приняли участие и ребята из творческого

объединения «Венера». Они выступили с русским народным хороводным танцем.

Благодаря

сотрудничеству

с

творческим

объединением

«Родничок»

стало

возможным

включать

танцевальные

номера

в

сценарии

русских

народных

праздников: «Ярмарка», «Коляда», «Масленица», которые с недавних времен стали

проводится

на

базе

общеобразовательной

школы,

что

дало

нам

простор

для

выступлений, а главное большое количество зрителей.

Уже первые шаги в данном направлении показали, насколько велик к этому

интерес детей и их родителей

.

Желающих участвовать с каждым годом все больше

и больше и даже поступают предложения на проведение народных праздников от

других образовательных учреждений не только нашего села, но и города Долинск.

Поэтому

мы

решили

охватить

большее

количество

участников

в

данных

мероприятиях, исходя из этого, был разработан

проект, который позволил бы

задействовать

максимальное

количество

участников

это

организация

и

проведение

народного

праздника

«Веселая

ярмарка»

с

элементами

народных

гуляний

песен,

танцев,

игр

-

для

жителей

с.

Быков.

Данный

проект,

финансируемый компанией «Сахалин Энерджи», который мы выиграли в рамках

проекта «Малые гранты – большие дела»,

нашел положительную оценку своей

деятельности, и был признан «Лучшим проектом 2012 года».

Главными

участниками

ярмарки

были

воспитанники

из

творческого

объединения «Родничок» и «Венера». Ребята радовались огромному количеству

зрителей

и

с

удовольствием

выступали,

что

говорит

о

пользе

приобщения

к

народному творчеству. В дальнейшем было решено проводить русский народный

праздник «Веселая ярмарка» каждый год в сентябре месяце.

В процессе постановочной работы, репетиций дети приучаются к

сотворчеству.

У

них

развиваются

художественное

воображение,

ассоциативная

память, творческие способности. Как и всякое искусство, танец доставляет ни с чем

несравнимое удовольствие. Именно в танце можно познать свой дух и свое тело и

выразить свои чувства. Танцующий стремится выразить свои настроения и эмоции

в пластически красивой и эстетически совершенной форме. Свобода и легкость

движений, красота и пластичность радуют и танцоров, и зрителей. Обучение танцу

является

активным

творческим

процессом

с

его

неповторимо стью,

заразительностью, колоритностью и возможностью импровизировать.

Занятия проводим в форме практической работы, используя как традиционные,

так и современные методы и технологии: творческий диалог, игровой метод, метод

погружения в образ, показ видеоматериала.

Основные формы работы с детьми групповая и индивидуальная.

Обосновывая свой педагогический опыт, я опираюсь на «Концепцию духовно

нравственного развития и воспитания личности гражданина России» от 2009 года.

Важнейшей

целью

«Концепции»

является

социально-педагогическая

поддержка

становления

и

развития

высоконравственного,

ответственного,

инициативного,

творческого, компетентного гражданина России. Занятия по русскому народному

танцу, включенному в программу «Венера» (танцевальная аэробика) - одна из

ступеней

к

достижению

этой

цели,

потому

что

русская

народно-сценическая

хореография в целом полна движениями, которые являются внешним выражением

внутренних психических, духовно значимых процессов, передающих темперамент,

характер,

стиль

поведения.

Если

проанализировать

наиболее

употребляемые

движения в танце, то можно обнаружить в них несколько уровней психической

информации. Один уровень исполнения танцевальных движений подразумевает

определенную

эмоциональную

сдержанность,

Второй

уровень

психической

информации

предполагает,

что

танцевальное

движение

дает

возможность

танцующим проявит некоторую эмоциональную выразительность и характерность.

Третий уровень выразительной активности психических средств обнаруживается в

том случае, когда танцевальными движениями воссоздаются действия какого-то

конкретного персонажа.

В программе используется система развивающего обучения с направленностью

на развитие творческих качеств личности. Это происходит через постановку и

реализацию следующих задач:

- выявить, учесть и развить творческие способности;

- приобщить обучающихся к многообразной творческой деятельности с выходом на

конкретный продукт;

- обучить творческой деятельности;

- ознакомить с приемами творческого воображения;

- воспитать общественно активную творческую личность, способную приумножить

общественную культуру.

Чтобы вырастить поколение танцоров, требуется много лет усердного труда,

мои дети занимаются по программе всего два года и конечно они осваивают

музыкально-танцевальную природу искусства в процессе постановочной работы и

репетиций.

Педагогическая целесообразность заключается в том, что танцевальный

фольклор – уникальная самобытная культура наших предков, осознанная нашим

обществом

как

значимый

фактор

духовности,

преемственности

поколений,

приобщение к жизненным национальным истокам.

Результатом работы творческого тандема объединений «Венера» и

«Родничок»

являются

успешные

показательные

выступления

на

праздничных

концертах Дома детского творчества, Дома культуры и средней школы села Быков.

Мы не останавливаемся на достигнутом, постоянно повышаем мастерство. На базе

коллектива проводим мастер-классы для педагогов дополнительного образования,

СОШ

и

родителей.

Я

считаю

очень

важным

вовлечение

в

«орбиту»

своей

деятельности родителей, общественность, формируя воспитательное пространство,

как

в

самом

детском

объединении,

так

и

в

учреждении,

в

общепоселковом

социуме.

Наблюдение за воспитанниками творческого объединения «Венера» позволяет

увидеть динамику развития ребенка как физически, так и духовно. Интерес к

занятиям

значительно

возрастает,

так

как

ориентирует

ребят

на

решение

творческих задач, дети учатся самой главной профессии – быть взрослым. Ведь все,

чему

они

научатся,

они

возьмут

с

собой

во

взрослую

жизнь.

И

совсем

не

обязательно стать великим танцором. Главное – они станут хорошими людьми.



В раздел образования