Автор: Простакова Галина Денисовна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МКОУ СОШ с.Таежное Хабаровского муниципального района Хабаровского края
Населённый пункт: г. Хабаровск–43
Наименование материала: Рабочая программа внеурочной деятельности
Тема: "Природа родного края".
Раздел: среднее образование
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Таежное
Рабочая программа
по внеурочной деятельности 5 класс
«Природа Хабаровского края»
Учитель: Простакова Г.Д.
2018г.
Анатация
к рабочей программы внеурочной деятельности
«Природа Хабаровского края»
Рабочая программа составлена на основе:
Федерального Компонента Государственного Стандарта,
Примерной основной образовательной программы основного общего образования,
Письма МИНОБРНАУКИ России от 28.10.2015 №08-1786 «О рабочих программах учебных
предметов»
Модуль «Природа Хабаровского края» - мировоззренческий курс, формирующий знание о среде
обитания, естественнонаучный фундамент кругозора школьника на основе регионального материала и
высокий уровень владения деятельностью, установленный требованиями ФГОС для учащихся .
Актуальность изучения эколого-географического материала, на основе которого составлена
программа, продиктована потребностями современного мира. Состояние среды обитания сегодня
становится небезопасным средством жизнеобеспечения общества. У школьника необходимо воспитать
потребность сохранить окружающую среду средой безопасной для растительного и животного мира.
Беречь и охранять природу.
Согласно учебному плану на изучение курса в 5 классе отводится 34 часа, 1 час в неделю
Рабочая программа
составлена на основе Федерального Компонента Государственного Стандарта,
Рабочая программа
составлена на основе ФГОС ООО, примерной основной образовательной программы основного общего
образования, письма МИНОБРНАУКИ России от 28.10.2015 №08-1786 «О рабочих программах учебных
предметов»
Пояснительная записка.
Модуль «Природа Хабаровского края» - мировоззренческий курс, формирующий знание о среде обитания,
естественнонаучный фундамент кругозора школьника на основе регионального материала и высокий уровень
владения деятельностью, установленный требованиями ФГОС для учащихся .
Актуальность изучения эколого-географического материала, на основе которого составлена программа,
продиктована потребностями современного мира. Состояние среды обитания сегодня становится небезопасным
средством жизнеобеспечения общества. У школьника необходимо воспитать потребность сохранить окружающую
среду средой безопасной.
Рабочая программа составлена на основе ФГОС ООО, примерной основной образовательной программы
основного общего образования, письма МИНОБРНАУКИ России от 28.10.2015 №08-1786 «О рабочих программах
учебных предметов», основной образовательной программы основного общего образования МБОУ лицея
«Вектор».
Цель и задачи.
Целью программы является обеспечение развития у детей географичексой,биологической и экологической
культуры, бережного отношения к родной земле, чувства гордости к природным богатствам Хабаровского края;
воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного
природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред живым организмам.
Задачи:
-научить разрабатывать учебный проект на базе фактологического материала курса;
-научить осуществлять поиск информации направленный на формирование географической,
биологической грамотности;
Планируемые результаты освоения программы.
1.Работа с информацией и понимание уникального разнообразия природы ХК.
Учащийся научится:
- ориентироваться в содержании курса и понимать его целостный смысл;
- определять факторы среды безопасного обитания;
- предвосхищать содержание материала об объекте с опорой на предыдущий опыт;
-находить информацию о рациональном природопользовании;
-решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического
понимания важности роли природы в жизни человека;
- думать глобально, применяя информацию локально;
- сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;
- формировать систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;
2.Преобразование и интерпретация информации.
Учащийся научится:
-изготавливать модели
-разрабатывать программы маршрута, проекты, кроссворды,схемы, рисунки, таблицы,
- сравнивать и противопоставлять информацию разного характера;
- обнаруживать доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;
- делать выводы из сформулированных посылок;
3.Оценка информации.
Учащийся научится:
- откликаться на вопросы сохранения природы;
- гордиться уникальной природой края;
4.Личностные результаты.
- Осознавать целостность и многообразие внешнего мира;
- Совершенствовать биологическую и географическую культуру;
-Сопереживать за будущее планеты
5. Метапредметные результаты.
Коммуникативные:
- организовывать работу в паре, группе, самостоятельно вырабатывать решение;
- использовать ИКТ как инструмент для достижения цели.
Регулятивные:
- определять цель и проблему в деятельности;
- планировать деятельность;
- работать по плану, сверяясь с целью;
- оценивать степень и способы достижения цели;
Формы организации деятельности учащихся.
Занятия учащихся строятся на применении технологий деятельностного метода обучения.
Деятельность учащихся организована на использовании визуальных материалов (презентации, видео,
карты, фото). Эти материалы способствуют лучшему усвоению информации у учащихся. Занятия иллюстрируются
собственными примерами и творческими работами учащихся.
Эффективные вопросы: поощрение, обсуждение классом разобранного материала и особенностей
взаимодействия учащихся в коллективе (целеполагание, распределение обязанностей, отслеживание рабочего
процесса).
Групповая работа. Организация работы учащихся в группах по 4-6 человек. При работе в малых группах
основной акцент делается на достижение общего результата группы при условии четкого распределения
обязанностей. Особенность деятельности учащихся в рамках данного модуля заключается в том, что под контролем
учителя учащиеся самостоятельно подбирают и обрабатывают всю необходимую для достижения результата
информацию, а также самостоятельно выполняют все задания, связанные с подготовкой и оформлением проектных
работ.
Виды деятельности для групповой работы:
-анализ статей по заданным темам в средствах массовой информации, рекламных объявлений и другой подобной
информации;
-короткие презентации (устные и письменные сообщения, новостные сообщения, подготовка коротких анкет,
постеры) на заданную тему;
-составление списков, примеров, обзорных вопросов или вопросов интервью, имеющих отношение к темам
модуля.
Срок реализации программы.
Курс рассчитан на преподавание в объеме 34 часов в 5-ых классах.
Структура и содержание курса.
№
п/п
Наименование
темы
Содержание
темы
Виды деятельности обучающихся
(прикладной проект)
1
Я знаю- я горжусь
Уникальные объекты природы
края, охраняемые территории
Составление карты уникальных
объектов природы Хабаровского
края.
2
Роскошь и разнообразие
кедрово-
широколиственного леса
Видовое разнообразие флоры и
фауны КШЛ, применение
Составление слогана о природе
края
3
Тайга -кормилица
Практическое использование
природных дикоросов.
Дегустация плодов дикоросов,
приготовление варенья, патоки,
соков. изготовление аппликации с
описанием и применения
4
Ореховый край
Видовое разнообразие
голосеменных , использование
семян для питания и
приготовления орехового масла.
Дегустация масла, изготовление
аппликации лианы с описанием
применения
5
Таежные овощи
Особенности дикоросов ,богатых
витаминами и применяемых в
пищевом рационе жителями края.
Демонстрация различных блюд,
приготовленных из дикоросов
6
Страна нектара и красот.
Медовая жница
Особенности природного
разнообразия, для развития
пищевой промышленности по
сбору мёда в крае
Дегустация мёда, выставка
медовой продукции, фотоколлаж
7
Тайга врачует
Богатство края лекарственными
растениями.
Выставка медицинских
препаратов. изготовленных на
основе природного сырья
Хабаровского края, лекарственных
трав.
8
Грибное раздолье
Образ жизни животных, ареал
обитания, роль в экосистеме.
Изготовление открытки-раскраски,
прихватки
9
Тропические лианы КШЛ
Видовой состав лиан КШЛ, ареал
распространения,
лекарственные свойства,
применение.
Дегустация плодов лиан,
изготовление аппликации лианы с
описанием применения.
10
Лотос Комарова
Лотос в культуре разных народов
мира, его биологические
особенности, применение
Изготовление модели лотоса из
пластмассы и бумаги
11
Каменный лес Сизимана
Условия образования каменного
леса, возраст.
Письмо-предположение о чем
сможжет мне рассказать каменный
лес.
12
Их дом тайга
Особенности среды обитания
животных Хабаровского края.
Рисунки, фотовыставка.
13
Удивительный мир
земноводных
Условия обитания и видовой
состав земноводных.
Презентации, выставки
фотографий.
14
Пресмыкающиеся
Приамурья.
Условия обитания и видовой
состав пресмыкающихся..
Презентации, выставки
фотографий.
15
Птицы леса.
Особенности разнообразия птиц в
крае. Реликты и эндемики.
Дневники наблюдений, рисунки,
фотографии
16
Редкие и охраняемые
птицы края
Реликты и эндемики.
Дневники наблюдений, рисунки,
фотографии
17
По тропе тигра и
гималайского медведя
Особенности среды обитания
тигров в Хабаровском края.
Презентации, видеоролики.
18
Уникальные копытные
Особенности видового состава
копытных. Охраняемые
животные.
Дневники наблюдений, рисунки,
фотографии, кроссворды
19
Государственные
природные заповедники и
заказника.
Характеристика заказников и
заповедников
Презентация, стенд
20
Рыбохозяйственные
заказники
государственного значения
Характеристика заказников и
заповедников
Сбор информации
21
Гурский,Горинский,
Альканский,Улский,
Хутинский
Особенности видового состава
рыб
Сбор информации,фотовыставка
22
Джугджурский,
Верхнебуреинский,
Комсомольский.
Особенности флоры и фауны
заповедников, эндемики и
реликты.
Фотоколлаж
23
Большехихцирский,
Ботнический заповедники
Особенности флоры и фауны
заповедников, эндемики и
реликты.
Фотоколлаж,видеоролик
24
Хехцирский,
Ольджиканский заказники
Особенности флоры и фауны
заповедников, эндемики и
реликты
Разработка программы
туристического маршрута на
острова
25
Удыль,
ТумнинскийУльинский.
Особенности флоры и фауны
заповедников, эндемики и
реликты
Разработка программы
туристического маршрута на
острова
26
Затерянный мир Дуссе-
Алиня
Особенности формирования
хребта
Разработка настольной игры
«Путешествие к Д-А»
27
Уникальный мир Кондера
Разнообразие горных пород и
минералов Кондера
Разработка эскизов украшений
28
Пещеры и вершины
Сихотэ-Алиня
Гора Ко, Тардока-Янга, пещера
Прощальная
Разработка кроссворда
29
Озеро Болонь Вулканы
озера Болонь
Особенности вулканов озера
Болонь
Изготовление модели вулкана
Остров Ионы и
Географическое положение и
Разработка программы
30
Шантарские острова
обитатели островов
туристического маршрута на
острова
31
Амур- великая река
Речная система Амура, его
обитатели
Построение модели моста через
Амур, амурария
32
Загадочное озеро Амут
Загадочные характеристики озера
Разработка проекта базы отдыха
33
Минеральные источники
края
Минеральные особенности
источников края: Тумнинского,
Вяземского, Аннинского,
Мухенского
Разработка бренда минеральной
воды
34
Природа как среда
безопасного обитания
Важность качества среды
обитания человека
Защита проекта
Календарно-тематический план.
№
п\п
Тема урока
Всего
часов
дата
план
факт
1
Край, родной мой- с лесами да сопками
1
2,3
Роскошь и разнообразие кедрово-широколиственного леса
2
4-5
Тайга -кормилица
2
6
Ореховый край
1
7-8
Таежные овощи
2
9
Страна нектара и красот. Медовая жница
1
10
Тайга врачует
1
11
Сокровища корней и стволов
1
12
Грибное раздолье
1
13
Тропические лианы КШЛ
1
14
Лотос Комарова
1
15
Каменный лес Сизимана
1
16
Их дом тайга
1
17
Удивительный мир земноводных
1
18
Пресмыкающиеся Приамурья.
1
19
Птицы леса.
1
20
Редкие и охраняемые птицы края
1
21
Озеро Болонь Вулканы озера Болонь
1
22
По тропе тигра и гималайского медведя
1
23
Уникальные копытные
1
24
Государственные природные заповедники и заказника.
1
25
Рыбохозяйственные заказники государственного значения
1
26
Гурский,Горинский, Альканский,Улский, Хутинский
1
27
Джугджурский, Верхнебуреинский, Комсомольский.
1
28
Большехихцирский, Ботнический заповедники
1
29
Хехцирский, Ольджиканский заказники
1
30
Удыль, ТумнинскийУльинский.
1
31
Затерянный мир Дуссе-Алиня
1
32
Уникальный мир Кондера
1
33
Пещеры и вершины Сихотэ-Алиня
1
34
Остров Ионы и Шантарские острова
1
35
Амур- великая река
1
36
Загадочное озеро Амут
1
31,3
2
Амур- великая река
1
33
Загадочное озеро Амут
1
34
Минеральные источники края Природа как среда безопасного
обитания
1
Перечень учебно-методического и программного обеспечения.
- словари
-фильмы «Уссурийская тайга», «Тигр»
-авторские презентации о природных объектах курса
-энциклопедия
-атлас Хабаровского края
1.
Энциклопедия Хабаровского края и ЕАО
2.
Фотоальбом « Тайга Дальневосточная»
3.
Фотоальбом «Амур»