Автор: Мурзашева Айгуль Явдатовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Башкирская республиканская гимназия–интернат № 1 имени Рами Гарипоа
Населённый пункт: город Уфа, Республика Башкортостан
Наименование материала: Научно–исследовательская работа
Тема: «Экологические и нравственные проблемы в повести Валентина Распутина "Прощание с Матёрой"»
Раздел: полное образование
Научно-исследовательская работа
по теме:
«Экологические и нравственные проблемы
в повести Валентина Распутина
"Прощание с Матёрой"»
Автор: Тукаева Карина,
ученица 11Д класса, ГБОУ
БРГИ №1 им. Рами Гарипова
Руководитель:
Мурзашева Айгуль Явдатовна,
учитель русского языка
и литературы ГБОУ БРГИ № 1
имени Рами Гарипова
Уфа 2017
Целью
исследовательской
работы является
выявление
экологических
и
нравственных проблем, связанных со строительством ГЭС. Доказать на примерах
из произведения, что повесть написана на реальных событиях.
Тема актуальна и в XXI веке, так как в наше время особо остро стоит
вопрос
о
сохранении
природы
всей
страны.
Леса
подлежат
безжалостному
уничтожению,
реки
мелеют
и
исчезают
с
лица
земли,
а
научно-технический
прогресс продолжает своё наступление.
Целью
исследовательской
работы
является
выявление
экологических
и
нравственных проблем, связанных со строительством ГЭС. Доказать на примерах
из произведения, что повесть написана на реальных событиях.
Для
достижения
поставленной
цели
нам
необходимо
было
решить
следующие задачи:
1.
С
помощью
литературных
источников,
материалов
периодической
печати,
специализированных Интернет - сайтов собрать информацию о
строительстве
гидроэлектростанций, о достоинствах и недостатках ГЭС;
2. Составить таблицу путем
анализа о достоверности сюжета произведения с
современной действительностью.
3. На основании собранных данных сделать собственные выводы.
Объектом исследования является повесть Валентина Распутина «Прощание
с Матёрой», история строительства Братской ГЭС.
Методы исследования:
Исследование. Изучение различных материалов.
Анализирование. Подвести итоги на основе полученных сведений.
Исследовательская работа состоит из нескольких этапов:
1.
Анализ литературы и исторических фактов
2.
Сбор необходимых материалов
3.
Систематизация материалов
4.
Создание папки на основе исследования
5.
Создание презентации на основе исследования
6.
Составление таблицы на основе исследования
Оглавление:
1.
Введение. Главные достоинства и недостатки гидроэлектростанций
2. Основная часть:
Братская ГЭС. Строительство гидроэлектостанции и его последствия
«Прощание с Матёрой». История создания. Проблемы, поднятые в повести.
Параллели. Реальные события, описанные в повести.
3. Вывод. Проблема защиты природы, охраны окружающей среды неразрывно
связана с проблемой «экологии души».
4. Литература
Введение
Если
брать
все
крупные
источники
электроэнергии,
то
ГЭС
-
самые
экологичные. По крайней мере, у них нет выбросов в атмосферу и гидросферу. Но
и у ГЭС есть как достоинства, так и недостатки, негативно сказывающиеся на
экологии.
Главные достоинства и недостатки гидроэлектростанций
Достоинства ГЭС
Невысокие
расходы
на
электроэнергию.
Главным
достоинством
гидроэлектростанции
признано
отсутствие
расходов
на
топливо
и
полная
независимость от ископаемых типов горючего. Все подобные станции обладают
огромным
сроком
использования,
даже
с егодня
работ ают
т а к и е
гидроэлектростанции, которые были возведены около 100 лет назад.
Использование
в
промышленных
целях.
Гидроэлектростанция
применяется
как
для
обслуживания
населения,
так
и
для
обеспечения
электроэнергией определенных заводов.Гидроэнергия признана гибким источником
электроэнергии,потому что гидроэлектростанция легко и максимально оперативно
может приспосабливаться к меняющимся потребностям в энергии.
Минимальные выбросы углекислого газа. Сами гидроэлектростанции не
способны вырабатывать углекислый газ, который чаще всего может образовываться
только в ходе реализации строительных работ станции. Немецкий ученый Пауль
Шеррер, проводя исследования, пришел к выводу, что гидроэнергетика занимает
первое место по минимальному производству углекислого газа, после нее стоят
ветер, ядерная энергетика и солнечная энергия.
Польза от создания водохранилища. Построенные водохранилища часто
являются отличным вариантом для занятий водными видами спорта, а некоторые
даже считаются достопримечательностями для приезжих гостей. Также вода из них
отлично подойдет для полива или для разведения в ней различных видов рыб.
Плюс
ко
всему
искусственные
плотины
способствуют
предотвращению
наводнений.
Недостатки гидроэлектростанций
Нанесение вреда экологии и потеря земли. Огромные резервуары, которые
требуются
для
работы
гидроэлектростанций,
являются
причинами
затопления
колоссальных
площадей
земли,
расположенной
выше
по
течению
плотины,
а
значит, происходит уничтожение лесов, полей, болот и их обитателей.
Переселение. Многие исследователи к значительным минусам строительства
гидроэлектростанций
относят
необходимость
переселения
населения,
которое
проживает
в
районе
будущего
водохранилища.
В
начале
XXI
века
Всемирная
комиссия по плотинам опубликовала свою статистику, данные которой показали,
что из-за возведения плотин практически 80 миллионов человек во всем мире
пришлось покинуть места своего проживания.
При
создании
водохранилища
в
равнинных
условиях
затапливаются
огромные
территории,
уничтожаются
места
обитания
многих
организмов,
начинается
процесс
переработки
берегов
водохранилища,
большие
территории
становятся подтопленными (поднимается уровень грунтовых вод).
В сейсмичных районах водохранилище становится источником наведенных
землетрясений, сейсмичность поднимается на 1 балл, иногда больше.
Плотина
является
источником
шума
и
сильных
вибраций,
особенно
при
большом
сбросе
в
паводок.
Это
очень
чувствуется
в
домах,
построенных
в
пределах 3-5 км от ГЭС.
Основная часть
Братская ГЭС
Лидером в Евразии по общему объему выпуска электроэнергии с начала
пуска первого агрегата является Братская ГЭС. Решение о строительстве Братской
ГЭС было принято в сентябре 1954 года, а 21 декабря 1954 года были начаты
подготовительные
работы
по
возведению
гидроэлектростанции.
Благодаря
Братской ГЭС у Восточной Сибири должна была появиться реальная возможность
с т ат ь
м е т а л л у р г и ч е с к и м ,
х и м и ч е с к и м ,
м а ш и н о с т р о и т е л ь н ы м
и
лесообрабатывающим центром. В ходе заполнения Братского водохранилища было
затоплено более 100 деревень и не менее 70 хозяйственно освоенных островов.
Нередко население 10-15 деревень, расположенных по берегам Ангары, переселяли
в одно место.Тем самым освобождалась площадь для водохранилища. Причём
людей,
естественно,
не
спрашивали,
согласны
ли
они.
Просто
переселяли
в
ближайшие окрестности, попутно объединяя мелкие деревни в одну. К слову о
переселении людей- ни один из новых посёлков не был построен до конца: не
проведена вода, не сделаны подъездные дороги, отсутствовала инфраструктура.
Во второй половине XX века слова «Братская ГЭС» были известны не только
всей стране, но и миру. Во-первых, потому что это была крупнейшая в мире ГЭС
мощностью 3200 тысяч киловатт. Во - вторых, это была всесоюзная молодёжная
стройка, которая должна была доказать всем могущество и единство советского
народа. В-третьих, громкую славу одной из всесоюзных строек – Братской ГЭС –
принесли
деятели
культуры
и
искусств
СССР:
журналисты,
писатели,
поэты,
художники, композиторы.
И во всей этой шумихе совсем не слышны были почти единичные протесты
учёных, выступающих в защиту сибирской природы и исторического наследия
коренного русского населения края. Впервые, громко, во всеуслышание прозвучала
тема затопления родовых гнёзд в 1976 году в повести Валентина Распутина
«Прощание с Матёрой».
В. Распутин касается многих нравственных вопросов в своей повести, но
судьба Матеры – ведущая тема этого произведения. В ней легко прочитывается
судьба родной деревни Распутина – Аталанки, в годы строительства Братской ГЭС
попавшей в зону затопления.
Матера – это и остров, и одноименная деревня. Триста лет обживали это
место русские крестьяне. Неторопливо, без спешки, идет жизнь на этом острове, и
за те триста с лишним лет многих людей сделала счастливыми Матера. Всех
принимала она, всем становилась матерью и заботливо вскармливала детей своих,
и дети отвечали ей любовью. Но уходит Матера, уходит душа этого мира.
Надумали построить на реке мощную электростанцию. Остров попал в зону
затопления. Всю деревню нужно было переселять в новый поселок на берегу
Ангары. Но эта перспектива не радовала стариков. Душа бабки Дарьи обливалась
кровью, ведь в Матёре она не только выросла. Это – родина ее предков, а сама
Дарья считала себя хранительницей традиций своего народа. Она искренне верит,
что «Матёру на подержание только дали… чтобы обихаживали мы ее с пользой и
кормились».
Но для чужих этот остров всего лишь территория, зона затопления. Прежде
всего, новоявленные строители попытались снести на острове кладбище. Дарья
приходит
к
выводу,
что
в
людях
и
обществе
стало
утрачиваться
чувство
совестливости. «Народу стало много боле, - размышляет она, - а совесть, поди-ка та
же…,наша совесть постарела, старуха стала, никто на нее не смотрит… Че про
совесть ежели этакое твориться!»
Утрату совести герои Распутина связывают впрямую с отрывом человека от
земли, от своих корней, от вековых традиций. К сожалению, остались верными
Матёре лишь старики и старухи. Молодежь живет будущим и спокойно расстается
со своей малой родиною.
Но писатель заставляет задуматься, будет ли человек, покинувший свою
родную землю, порвавший со своими корнями, счастливым, и, сжигая мосты,
покидая Матёру, не теряет ли он свою душу, свою нравственную опору?
Павлу, старшему сыну Дарьи, тяжелей всего. Он разрывается на два дома:
нужно обустраивать жизнь в новом поселке, но еще не вывезена мать. Душой
Павел на острове. Ему трудно расстаться с материнской избой, с землей предков.
Но и восстать против переселения Павел не в силах.
Итог плачевен… С карты Сибири исчезло целое селение, а вместе с ним –
традиции и обычаи, которые на протяжении столетий формировали душу человека,
его неповторимый характер.
Что же теперь будет с Павлом, который мечется между деревней и поселком,
между островом и материком, между нравственным долгом и мелочной суетой и
так и остается в финале повести в лодке посреди Ангары, не пристав ни к одному
из берегов? Что будет с тем гармоническим миром, который для каждого человека
становится святым местом на земле. Что будет с Россией? Надежду на то, что
Россия все-таки не утратит своих корней, Распутин связывает с бабкой Дарьей. Она
несет
в
себе
те
духовные
ценности,
которые
утрачиваются
с
надвигающейся
городской цивилизацией: память, верность роду, преданность своей земле. Берегла
она Матеру, доставшуюся ей от предков, и хотела передать в руки потомков. Но
приходит последняя для Матеры весна, и передавать родную землю некому.
Повесть насыщена символикой, чтобы лучше был раскрыт перед читателями
смысл и идея произведения.
Символы:
1.
Царский
листвень:
Слово
«лиственница»
женского
рода,
но
автору,
очевидно, важно показать мужское начало этого символа Матеры. Опора
острова - царский листвень, с помощью которого, по легенде, «крепится
остров к речному дну, общей земле, и покуда стоять будет он, будет стоять
и Матера». Этот «листвень» - олицетворение самого острова, недаром они
накрепко связаны в старинной легенде. Он так же незыблемо стоит, как и
остров. Ни топоры, ни огонь «чужих людей» не могут повредить гордое
дерево, этот некий природный корень жизни. Листвень стоит как бы на
страже острова, поэтому он не может поддаться напору «поджигателей».
Пока стоит остров, будет стоять и он, листвень.
2.
Матёра: Как уже было сказано, в повести много символики. Символично
названия
самого
острова:
Матера.
Матера
–
символ
«малой
родины»
человека, символ совести и нравственной чистоты людей. Он, конечно же,
связан с таким понятиями, как мать (мать – земля, мать – Родина), материк
– земля, окруженная со всех сторон океаном (остров Матера – это как бы
«малый
материк»).
Также
со
словом
«Матера»
возникает
еще
одна
ассоциация – матерый, что значит здоровый, крепкий. Это уже относится к
народному укладу жизни.
3.
Хозяин
острова: символом является в повести маленький, молчаливый,
но
с
выразительным
взглядом
зверек
–
Хозяин
Матеры.
Сам
автор
подчеркивает его значение даже графически – пишет с большой буквы.
Писатель так говорит о нем: «Если в избах есть домовые, то на острове
должен быть и хозяин». Этот зверек сравнивается здесь с домовым, а мы
знаем,
что
домовой
–
хранитель
очага,
это
своеобразный
дух
дома.
Поэтому Хозяин Матеры – это хранитель, душа острова и деревни. Он
оберегает остров от любой беды, но спасти Матеру от затопления он не
сможет: «Предчувствовал Хозяин, что скоро…все изменится настолько,
что ему не быть хозяином, не быть и вовсе ничем, он с этим смирился».
4.
Дом: Одним из центральных образов–символов повести является Дом. Он
символизирует устои человеческой жизни: нравственные, семейные, социальные.
Для стариков Дом – это не просто деревянная постройка, но и живое существо.
Недаром Дарья перед отъездом, перед тем, как подожгут ее жилище, убирает его,
белит, моет. Она готовит свой Дом в последний путь, как умершего человека: «Не
обмыв, не обрядив во все лучшее, что есть у него, покойника в гроб не кладут. А
как можно отдать на смерть родную избу… отказав ей в таком обряженье?». И
героиня прощается со своим домом, наказав «поджигателям» не заходить внутрь,
не «поганить» его чужим присутствием. Дарья чувствует, что дом понимает, куда
его обряжают: «вся изба сразу приняла скорбный, отрешенный, застывший лик».
5. Вода: Вода — один из ключевых символов повести: она затопит деревню. В
фольклоре существует образ «живой воды», но в «Прощании с Матерой» вода
становится символом смерти. По мысли автора, человек искажает основы бытия,
превращая жизнь в смерть.
7.
Огонь:
Воде противопоставляется стихия огня, огня «пожирающего», также
символа небесной кары: горят поджигаемые беспутным Петрухой дома.
7. Орудия: Не менее символичны орудия труда: топор, пила.
Таким образом, символы воды, огня и тяжелая техника - то, что было создано
для помощи в развитии цивилизации, разрушает природу. Один символ поглощает
второй.
Составить таблицу путем анализа о достоверности сюжета произведения с
современной действительностью.
Параллели
между реальностью и событиями,
описанными в повести «Прощание с Матёрой».
1.
Решение о строительстве Братской ГЭС было принято в сентябре 1954 года.
На тот момент Валентину Григорьевичу Распутину было всего 17 лет. Я
считаю, что этом возрасте он мог наблюдать за событиями, связанными с его
деревней, мог переживать за жителей, за близких ему людей, но написать
произведение, которое затрагивает экологические и нравственные проблемы,
ему не позволял опыт. Строительство закончилось в 1967 году-30 лет.
В 1974 году начинается строительство следующей ГЭС - Богучанской. А уже
через два года он издает произведение «Прощание с Матерой». Тогда
писателю, набравшему жизненный опыт, было 39 лет.
2.
Сюжет повести взят из жизни самого писателя. И это легко угадывается при
чтении. Матеру ждет участь Аталанки - родной деревни писателя, которая
находилась в зоне затопления, когда строилась Братская ГЭС. В некоторых
источниках упоминается населенный пункт Горный Куй, который так же мог
послужить реальным местом событий. А в произведении Матёра – это и
остров, и одноименная деревня.
3.
В
ходе
заполнения
Братского
водохранилища
было
затоплено
более
100
деревень
и
не
менее
70
хозяйственно
освоенных
островов.
Нередко
население 10-15 деревень, расположенных по берегам Ангары, переселяли в
одно место. Тем самым освобождалась площадь для водохранилища,
велась
санитарная очистка будущего дна.
В тексте упоминается об этом в словах чиновника:
«У нас 70 точек под
затопление и везде кладбища».
4.
Лишь часть его деревянных строений была перевезена. Во время подготовки
лож водохранилищ Братской и Усть-Илимской ГЭС из зон затопления были
вывезены
памятники
деревянного
зодчества,
и
на
их
базе
в
Иркутской
области
создано
два
интересных
архитектурно-этнографических
музея
-
«Тальцы»
под
Иркутском
и
«Ангарская
деревня»
в
Братске.
В
повести
описывается изба Петрухи, которая должна была быть увезена в музей, как
памятник деревянного зодчества академии наук.
5.
Мы предполагаем, что эпизоды с праздником, с отъездом детей, о которых
повествуется в произведении, были и в реальной жизни.
№
Реальные события
События, описанные
в повести
«Прощание с Матерой»
1.
Решение о строительстве Братской ГЭС
было принято в сентябре 1954 года.
21 декабря 1954 года были начаты
подготовительные работы п
о возведению гидроэлектростанции.
Работа велась по 1961 год.
С 1961 по 1963 заполнение
водохранилища.
Строительство закончилось
1967 году.
1974 году начинается
строительство следующей ГЭС
Богучанской.
А уже через два года он издает
произведение «Прощание с Матерой».
Автору 17 лет.
Распутину 30 лет.
Ему 37 лет.
39 лет- опытен и зрел.
2.
Аталанка- родная деревня Распутина.
Матёра
-
« о п ы т н ы й » ,
«старинный», «зрелый»
корень - Мать
3.
В ходе заполнения водохранилищ было
затоплено более 100 деревень.
В
т е к с т е
т а к ж е
упоминается
об
этом
в
словах чиновника: «У нас
70 точек под затопление и
везде кладбища».
— Из соседних деревень люди
перебирались в другие места — подальше
от
зоны затопления, — продолжает
рассказ Тамара Викторовна. — Нашу
Малышовку разбили на
две части.
Люди разбирали добротные дома
и
перевозили
их
на
новое
место,
ветхие
постройки сжигали —
населению предоставлялось жилье.
Скотину уводили на новое место,
переносили скарб. Потом вода начала
затапливать старые деревни.
Деревни не были уничтожены до конца —
много каменных домов,
усадеб ушли под воду.
На месте деревень остались немые
монументы печных глинобитных труб.
Кое-какая забытая людьми утварь
всплывала после затопления.
Но самое страшное началось, когда вода
размыла кладбища.
— Плавали гробы, рыбаки вылавливали
человеческие кости, — говорит Тамара
Ткачева.
События
начинаются
с
к о н ф л и к т а
ж и т е л е й
деревни
с
с анитарной
бригадой, приехавшей для
о ч и с т к и
л о ж а
водохранилища.
•
-
Товарищи!
Тут
с
в а ш е й
с т о р о н ы
н е п о н и м а н и е .
Е с т ь
специальное
п о с т а н о в л е н и е
о
специальной очистке всего
ложа
водохранилища,
а
также кладбища. На этом
месте
разольётся
море,
пойдут большие пароходы,
п о е д у т
т у р и с т ы
и
интуристы,
а
тут
ваши
кресты
плавают…(эпизод
очистки
кладбища
и з
п о в е с т и
В . Р а с п у т и н а
«Прощание с Матёрой»)
4.
Нередко население 10-15 деревень,
расположенных по берегам
Ангары, переселяли в одно место.
Самый крупный поселок, Усть-Уда, был
перенесен на 35 километров.
«Где-то на правом берегу
с т р о и л с я
у ж е
н о в ы й
поселок
для
совхоза,
в
который
сводили
в с е
ближние
и
неближние
колхозы, а старые деревни
решено
было,
чтобы
не
в о з и т ь с я
с
х л а м ь е м ,
пустить под огонь»
5.
Лишь часть его деревянных
строений была перевезена.
Во время подготовки лож водохранилищ
Братской и Усть-Илимской ГЭС
из зон затопления были вывезены
памятники деревянного зодчества,
и на их базе в Иркутской области
создано два интересных архитектурно-
этнографических музея - «Тальцы»
под Иркутском и «Ангарская деревня» в
Братске.
«Еще два года назад какие-
то
люди,
которые
ходила
по Матёре и простукивали,
просматривали чуть ли не
все постройки, прибили на
Петрухину избу жестяную
пластинку:
«Памятник
деревянного
зодче ства.
Собственность
Ак.
наук».
Петрухе
сказали,
что
его
избу увезут в музей».
6.
Судя
по
тому,
что
события
происходили
летом в деревне, я полагаю, что эти они
тоже были в реальности, тем более во время
начала строительства ГЭС автор был более
менее взрослым (17 лет).
Вечером
возвращались
с
пе сней.
И
ч ва н л и в ы е
раньше
к
трезвой
песне
мужики подтягивали тоже.
З а с л ы ш а в
п е с н ю ,
выходили и выстраивались
вдоль
улицы
все,
кто
оставался
в
деревне,
–
ребятишки,
старухи,
а
также
понаехавшие
со
стороны.
Приезжали
не
только
из
совхоза
–
из
городов, из дальних краев
наезжали те, кто когда-то
здесь жил и кто не забыл
совсем
Матёру.
Это
был
горький, но праздник.
Данная таблица, то есть наше исследование подтверждает, что эта повесть
написана на основе реальных событий.
Вывод
Таким
образом,
исследовав
материалы
о
строительстве
Братской
ГЭС,
проанализировав
повесть
Валентина
Григорьевича
Распутина
«Прощание
с
Матёрой», мы смогли провести параллели и доказать, что повесть написана на
реальных событиях. Выявили затронутые в повести экологические и нравственные
проблемы,
связанные
со
строительством
гидроэлектростанций.
Они
взаимосвязаны. Действительно, проблема защиты природы, охраны окружающей
среды неразрывно связана с проблемой «экологии души» .
Распутин не против перемен, он не пытается в своей повести протестовать
против
всего
нового,
прогрессивного,
а
заставляет
задуматься
о
таких
преобразованиях в жизни, которые бы не истребили человеческого в человеке. В
силах людей сберечь родную землю, не дать ей исчезнуть без следа, быть на ней не
временным жильцом, а вечным ее хранителем, чтобы потом не испытывать перед
потомками горечь и стыд за утерю чего-то родного, близкого твоему сердцу.
Хочу
закончить
свое
выступление
словами
Василия
Александровича
Сухомлинского: «Человек стал Человеком потому, что увидел глубину лазурного
неба,
мерцание
звезд,
розовый
разлив
вечерней
зари,
багровый
закат
перед
ветреным днем, бесконечную даль степей, отражение солнца в мериадах капель
утренней росы, серые нити дождя в пасмурный осенний день, фиолетовое облачко
в сиреневом кусте, нежный стебелек и голубой колокольчик подснежника – увидел
и, изумленный, пошел по земле, создавая новую красоту».