Автор: Чернова Галина Федоровна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МОУ СОШ №2 им. М.К.Аммосова
Населённый пункт: город Нерюнгри Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: Методическая разработка родительского собрания
Тема: "Психологический климат в семье и его влияние на поведение ребенка"
Раздел: среднее образование
«Психологический климат в семье и его влияние на поведение ребенка»
Разработала Чернова Галина Федоровна,
социальный педагог
МОУ СОШ № 2 им. М.К.Аммосова
г. Нерюнгри Республика Саха (Якутия)
Родительское собрание для родителей детей «группы риска» с элементами тренинга в
рамках Месячника психологического здоровья.
Повестка:
1.
Вступление «Характер воспитания и моральный климат в семье, законопослушное
поведение родителей», социальный педагог Чернова Г.Ф.
2.
Презентация – рекомендация «Как сохранить благоприятный психологический
климат в семье», педагог-психолог Центра психолого-педагогической помощи
детям.
3.
Практическая часть «Информирование родителей о понятии психологического
климата», тренинг, школьный педагог-психолог.
Цель: повышение психолого-педагогической компетентности родителей; поиск способов
улучшения психологического климата в семье.
Задачи:
создать доброжелательную атмосферу в коллективе родителей;
повысить правовую и психологическую культуру родителей;
способствовать формированию у родителей стремления к созданию благоприятного
психологического климата в семье;
оказать консультативно-методическую помощь родителям в вопросах воспитания и
развития ребёнка.
Ход мероприятия
1.
Характер
воспитания
и
моральный
климат
в
семье,
законопослушное
поведение родителей. (Социальный педагог)
Семья выступает как важнейший фактор развития личности. Ребенок рождается в
семье, в семье он получает первоначальные знания о мире и первый жизненный опыт
Воспитание -
это
сот рудниче ство,
взаимодействие,
в з а и м о в л и я н и е ,
взаимообогащение детей и взрослых. При этом каждая семья обладает большими или
меньшими
воспитательными
возможностями,
то
есть
различным
воспитательным
потенциалом. От этого потенциала и зависят результаты воспитания. В связи с особой
воспитательной
ролью
семьи,
возникает
вопрос
о
том,
как
сделать
так,
чтобы
максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на
воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-
психологические факторы, имеющие воспитательное значение.
Для
полноценного
развития
личности
ребенка,
в
семье
должны
складываться
благоприятные детско-родительские отношения. Дети, растущие в атмосфере любви и
понимания,
имеют
меньше
проблем
со
здоровьем
и
трудностей
в
обучении,
растут
доброжелательными,
общительными,
и
открытыми,
а
нарушение
детско-родительских
отношений ведет к формированию различных психологических проблем (агрессивность,
тревожность,
лживость)
и
комплексов.
В
каждой
семье
складывается
определенная
система
воспитания,
которая
представляет
собой
целенаправленные
воспитательные
воздействия, осуществляемые родителями с целью формирования определенных качеств и
умений у детей. Совокупность способов общения с ребенком, методов и приемов
воспитания,
строгость
родительского
контроля
и
наличие
эмоциональной
поддержки определяют стиль семейного воспитания.
Оптимальным является демократичный стиль воспитания, при котором в
ребенке ценится его самостоятельность, к нему проявляется доверие и уважение. А вот
ослабление родительского контроля, как и его гипертрофия, способствует формированию
пассивной и неуверенной в себе личности, а также нарушают процесс социализации
ребенка в обществе.
Именно семья, семейное воспитание играет основную роль в развитии ребенка.
Ребенка
должны
воспитывать
родители,
а
все
социальные
институты
(детские
сады,
школы) могут лишь помочь им в обеспечении условий для саморазвития ребенка, помогая
ему познать свои индивидуальные задатки, склонности и реализовать их в приемлемой
форме, полезной для него самого и общества.
Важно с раннего детства прививать ребенку законопослушное поведение через
личный
пример.
Никакие
беседы
и
лекции
о
правопослушном
поведении
не
имеют
эффекта,
если
в
семье
ребенок
видит
нарушения.
Эмоциональное
состояние
самих
родителей,
отношения
между
членами
семьи
влияют
на
психологическое
состояние
ребенка.
Всевозможные
ссоры,
злоупотребление
алкоголем,
сцены
физического
причинения вреда родителей друг другу, частая ругань при ребенке негативно сказывается
на его эмоциональном состоянии. А если данные случаи постоянны в семье и ребенок в
связи с этим испытывает постоянное напряжение, то может возникнуть невротическое
состояние.
Чтобы
исправить
сложившуюся
ситуацию,
необходимо,
чтобы
родители
осознали свои ошибки и стремились скорректировать свой стиль воспитания.
Эмоциональное состояние ребенка в свою очередь влияет на интеллектуальное
развитие ребенка. Известно,
что умственные способности детей и молодых людей,
растущих
в
негативной
социальной
среде,
определяется
ниже,
чем
растущих
в
благоприятной социальной среде.
Всем известна истина:
РЕБЕНОК УЧИТСЯ ТОМУ, ЧТО ВИДИТ ОН В СВОЕМ ДОМУ.
2.
Презентация
–
рекомендация
«Как
сохранить
благоприятный
психологический климат в семье». (Психолог ЦПППД)
Консультация для родителей о прохождении ПМПК, о платных и бесплатных
услугах комиссии.
Родителям подготовлены буклеты об услугах ЦПППД и Центра Развития детей
«Пирамидка».
3.
Тренинг
«Психологический
климат
в
семье
и
его
влияние
на
поведение
ребенка»
1.
Приветствие «Поделимся настроением»
Участники садятся в круг. Каждый приветствует всех и делится своим настроением,
сравнивая каким-либо природным явлением. Например: «Здравствуйте! Моё настроение
сегодня похоже на солнечное утро/ грозу/ лёгкий ветерок/ пасмурное небо и т.д.»
2.
Выступление
педагога-психолога
«Информирование
родителей
о
понятии
психологического климата»
3.
Основная часть тренинга:
I.
Педагог-психолог
предлагает
родителям
на
листочке
в
течении
5
минут
написать мини-сочинение на тему «Идеальная семья».
II. Вопросы для обсуждения:
После того как все родители закончат сочинение педагог психолог предлагает
обсудить ими написанное.
- Какие эмоции вы испытали, написав и перечитав своё сочинение?
-
Захотелось ли Вам что-то изменить в своих взаимоотношениях с членами
Вашей семьи?
- Каким образом можно повлиять на эти изменения?
III. Рефлексия
Необходимость осознания того, что все изменения должны исходить от родителей
(кто
хочет
изменений,
тот
и
должен
менять
своё
поведение
в
первую
очередь).
Благополучие, самочувствие всех членов семьи во многом зависит от психологического
климата, который царит в этой семье.
Упражнение «Продолжи фразу»
Стимульный материал: листы бумаги в клетку, ручки или карандаши исходя из
количества человек, ватман или аудитория оборудованная доской.
IV Психолог предлагает продолжить фразы (фразы можно записать на доске или
ватмане):
- мои эмоции сейчас…
- мне сегодня было трудно…
- меня сегодня удивило…
- я сегодня понял…
- теперь я буду…
Идет обсуждения того что родители поняли, что для них было новом и т. д.
V Рефлексия
Родителям предлагается порассуждать над следующими вопросами:
- Как влияет психологический климат в семье на ребёнка (чем благоприятнее климат,
тем лучше ребёнок себя чувствует, а значит и развитие идёт лучше; в доброжелательной
атмосфере ребёнку комфортно, а там, где ребёнка постоянно ругают, он испытывает
психологическое напряжение)?
- Из чего складывается психологический климат (манера общения членов семьи друг
с другом, общее настроение в семье, и т.д.)?
VI Ритуал прощания Упражнение «Аплодисменты»
Окончание
тренинга
в
позитивном
эмоциональном
состоянии).
Участники
аплодируют друг другу как бы благодаря друг друга за работу, за общение.
По результатам родительского собрания, тренинга, беседы, родителям предлагается
записаться на индивидуальные консультации к специалистам школы.