Напоминание

Образ лисы в русских народных сказках.


Автор: Игуменова Ирина Анатольевна
Должность: учитель специальных (коррекционных) классов
Учебное заведение: МОУ СОШ №4
Населённый пункт: г. Усть–Кут, Иркутская область
Наименование материала: Конспект урока чтения во 2,4 классе для детей с интеллектуальными нарушениями (вариант 1)
Тема: Образ лисы в русских народных сказках.
Раздел: начальное образование





Назад




Конспект урока чтения во 2,4 классе

для детей с интеллектуальными нарушениями (вариант 1)

Тема: « Образ лисы в русских народных сказках»

Цель: развитие читательского интереса у младших школьников

.

Задачи:

Образовательные:

1.

Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Русские народные сказки».

2.

Учить находить, выделять из текста поступки, качества, манеры этого персонажа.

3.

Расширить знания о лисе.

4.

Закреплять навык чтения целыми словами.

Коррекционно-развивающие:

1.

Развивать мыслительную деятельность, умение совместно выполнять творческие задания,

работать в группах.

2.

Развивать зрительный гнозис посредствам корректурной пробы и выделения главного.

3.

Развивать процессы классификации, произвольное внимание при составлении «портрета лисы».

4.

Корригировать зрительное восприятие в процессе составления картинки с изображением лисы

из пазлов.

5.

Развивать навыки диалогической речи учащихся при ответах на вопросы.

6.

Развивать навыки монологической речи учащихся при составлении предложений к

иллюстрациям.

7.

Развивать чувственно-эмоциональную сферу учащихся посредством проигрывания сказки «Лиса

и волк», составления описания по иллюстрациям к сказке « Лиса и тетерев»

8.

Корригировать и развивать связную речь, обогащение пассивного и активного словаря.

Воспитательные:

1.

Воспитывать чувство любви к русским народным сказкам.

2.

Воспитывать нравственные качества.

3.

Воспитывать умение работать в парах, самостоятельно.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: урок-путешествие.

Методы обучения: объяснение, рассказ, демонстрация, наблюдение, игра, упражнение, самостоятельная

работа

Оборудование:

пазлы с изображением лисы, карточки для дифференцированной работы, карточка с иллюстрацией к

сказке «Лиса и тетерев» для индивидуальной работы, контуры изображения лисы для д/з.,

стихотворение на карточке для 4 класса д/з., смайлы , карточки для словарной работы, ТСО (компьютер,

проектор, экран), наряд лисы, волка, рыбы-картинки.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: урок -путешествие

План урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

1.Организацион-

ный момент

2.Подготовка к

восприятию

новых знаний.

3.

Сообщение

темы урока

Фронтальный

опрос.

Артикуляционная

гимнастика на

дыхание

4.Новый

материал

Рассказ

ученика ,учителя

о сказках.

Словарная

работа

Здравствуйте, ребята!

Сегодня мы отправимся с вами в путешествие по стране сказок. И

полетим на ковре-самолёте. Произнесём заклинание: Игра «Лента».

Карточка на доске (звуки букв, 1 звук цвета). Полетели.

Звук: крик лисы.

-Крик какого животного вы услышали? Узнаете если соберёте пазлы ( у

каждого ученика конверт с пазлами). Это -ЛИСА.

Слайд. Сравниваем изображение лисы.

Вы знаете, что лиса является героем многих сказок?

ПЛАН НА ДОСКЕ

- Сегодня мы поговорим об образе лисы в русских народных сказках;

вспомним народные сказки, в которых главным героем является лиса;

узнаем почему она является героиней многих сказок; какое у неё

отчество. И ответим на вопрос: Правда ли, что лиса, такая как о ней

говорят в народе?

Фронтальный опрос.

- С какими сказками мы познакомились на уроках чтения и во

внеурочное время, в которых главным героем являлась лиса?

Лиса и медведь Лиса и журавль

Лиса и волк Лиса и рак

Лиса и заяц Лиса и тетерев

(Учитель во время ответов учащихся прикрепляет на доску таблички с

названиями сказок)

Игра «Цветочек»

Слайд (сказки народные и авторские)

- Кто придумал эти сказки? Народ. Как они называются?

А почему говорим сказка?

Сказка – это жанр устного народного творчества. Они появились много веков назад,

когда люди еще не умели читать и писать. Впервые сказки были записаны в 16 веке,

а собирать и изучать их начали только в 19 веке. Главная тема сказок – это борьба

добра со злом. Сказки сочиняли простые люди, в них они выразили свою мечту, и

оказалось, что слабый и бедный мог стать сильным и богатым, потому что он умен,

добр и справедлив. Люди хотели быстрее передвигаться, научиться летать – и их

фантазия создавала ковры – самолеты и сапоги – скороходы. Животные в сказках

заговорили, как люди, и очень напоминали людей.

Кто умело рассказывал сказки? (

сказители)

***

Со сказками все дружат –

И сказки дружат с каждым,

Они необходимы,

Как солнышка привет

Кто любит слушать сказки

Тому они расскажут,

О том, что может было

5.Новый

материал

Рассказ

учителя,

ученика о лисе

Работа с

корректурными

пробами.

Дифференциро-

ванная работа по

карточкам.

Физ. Минутка

6. Новый

материал.

Словарная

работа

А, может быть и нет!

Кто является главным героем этих сказок? ( ЛИСА).

Основная пища лисы – грызуны. Чтобы насытиться, лисице надо поймать и съесть

не менее двух десятков мышей и полёвок в день. Любит ягоды, яблоки. Один из

самых характерных способов её охоты – мышкование. Детёныши лисы……..?

ЛИСЯТА.

-А какая лиса в сказке? Какие у неё качества? Карточка №1

-Как её называют в сказках? Карточка №2

Составление «портрета лисы».

Карточка №1 ( 4 класс)

бвловкаятргшхитраяоцзгуцхэьгчауектрочщрмвую

ягшгцгхвастливаяцрсеабесентсджзбьамцыуршро

фщуйгзхболджшзхюэлгшьбшобманщицагхеюжип

хэнздйцукендшизсладкоежкахьвафыапролдабфо

Карточка №2 ( 2 класс)

еслячсимКуматьбаюжювуфцпэждпшмвть

лдрыжаяжьхэгнеекуыфйшзждорлафывюэ

йфячыцувскаплутовкарэхжэьеюдшшглодж

эзбьтрлшшжнпрлисонькакывшлдкцуйфотч

Динамическая пауза

Лиса по лесу ходила, лиса голосом вопила,

Лиса лычки драла, лиса лапти плела.

Мужу – трое, себе – двое,

А детишкам - по лаптишкам.

Лиса единственный лесной зверь, который имеет такое необычное отчество и так

часто встречающееся в русских сказках. Почему же Патрикеевной зовут лису?

Правил

когда-то

Новгородским

княжеством

Патрикей,

и

был

он

удивительно

хитрым да изворотливым. С тех пор о хитрецах и стали говорить: Патрикеевич да

Патрикеевна. Это имя пристало к лисе не зря: она действительно поразительно

хитрый, сообразительный и ловкий зверь. Теперь и хитрых изворотливых людей

иногда называют Лисами.

Патрикеевна

-

Какое у неё отчество было?

- А сейчас мы проверим, как вы помните сказки, которые читали?

а) Проведение викторины «Угадай сказку»

7.Проверка

знаний

учащихся

Выразительно

ечтение.

Работа в

группах

.

Инсценирова

ние сказки.

Словарная

работа

Развитие

логического

мышления

Релаксация

8.Обобщение и

в синем конверте карточки для учащихся 4 класса

в зелёном – для учащихся 2 класса

Используют фрагмент кукольного театра. Кукла-Лиса пальчиковая.

Чтение выразительное.

(дети предварительно были разделены на 2 группы – в зависимости от

способностей детей)

Группа «артистов» Группа «художников»

4 класс Группа

«артистов» покажет отрывок из сказки «Лиса и волк»

Вопросы к «артистам»

- Почему выбрали для инсценирования эту сказку?

- Какими чертами характера наделена лиса в этой сказке?

2 класс Группа «Художников» представляет рассказ по

иллюстрациям.

Вопросы каждому «художнику»

-К какой сказке рисунок?

-Кто изображён на рисунке?

-Почему ты выбрал(а) эту сказку?

- Какими чертами характера наделена лиса в этой сказке?

1)

Как лиса и тетерев приветствовали друг друга?

(Доброжелательно, ласково, притворно)

2)

Из каких слов понятно, что Лиса хотела обмануть тетерева?

Прочитайте. Что она придумала?

УКАЗ-распоряжение властей из города и все жители подчиняются.

3)

А что придумал тетерев?

4)

Каким он оказался?

(Умным, находчивым)

5)

Чему учит нас эта сказка? (Она учит нас смекалке, находчивости,

не надо доверять ласковым, притворным словам)

Работа разноуровневая: 2 ученика составляют предложения по

картинке, 3 ученик читает предложения про лису выразительно.

С помощью этой пословицы можно выразить главную мысль этих

сказок. Составь и запиши на доске.

1

2

3

4

5

6

Г

Д

Е

У

М,

Т

7

8

9

10

11

12

13

А

М

И

Т

О

Л

К

Пословица: Где ум, там и толк

Чтение пословицы хором. Как понимаете?

Молодцы! Релаксация. Пение птиц.

1. Правда ли, что лиса, такая как о ней говорят в народе?

2. Какое у неё отчество?

систематизация

знаний.

Выставка книг

Рефлексия

Д/З

3. Почему она является героиней многих сказок?

-Какой зверь может съесть до двух десятков мышей в день, но больше

нравятся на обед зайцы.

-Какому животному хвост помогает убежать от охотников?

-У этого зверя острый слух, зрение, нюх. Кто это?

Демонстрация книг-сборников русских народных сказок.

ОЦЕНКИ ученикам

Путешествие вам понравилось? Дорисуйте ротик:

,

Понравилось путешествие- ХЛОПАЙ в ладоши!

Домашнее задание зашифровано. Разгадай.

Ребята выполняют группой.

2 класс 11, 5,Д, 46

Раскрасить картинку лисы, написать 5 загадок о лисе.

4 класс С,48,37,Т,29, 104, 43,Е

Стихотворение выучить о лисичке.

Лисичка- сестричка

Сидит под кустом,

Лисичка- сестричка

Машет хвостом.

А бедный зайчишка

Глядит из куста

У зайчика нет такого хвоста.



В раздел образования