Автор: Игуменова Ирина Анатольевна
Должность: учитель специальных (коррекционных) классов
Учебное заведение: МОУ СОШ №4
Населённый пункт: г. Усть–Кут, Иркутская область
Наименование материала: Конспект урока чтения во 2,4 классе для детей с интеллектуальными нарушениями (вариант 1)
Тема: Образ лисы в русских народных сказках.
Раздел: начальное образование
Конспект урока чтения во 2,4 классе
для детей с интеллектуальными нарушениями (вариант 1)
Тема: « Образ лисы в русских народных сказках»
Цель: развитие читательского интереса у младших школьников
.
Задачи:
Образовательные:
1.
Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Русские народные сказки».
2.
Учить находить, выделять из текста поступки, качества, манеры этого персонажа.
3.
Расширить знания о лисе.
4.
Закреплять навык чтения целыми словами.
Коррекционно-развивающие:
1.
Развивать мыслительную деятельность, умение совместно выполнять творческие задания,
работать в группах.
2.
Развивать зрительный гнозис посредствам корректурной пробы и выделения главного.
3.
Развивать процессы классификации, произвольное внимание при составлении «портрета лисы».
4.
Корригировать зрительное восприятие в процессе составления картинки с изображением лисы
из пазлов.
5.
Развивать навыки диалогической речи учащихся при ответах на вопросы.
6.
Развивать навыки монологической речи учащихся при составлении предложений к
иллюстрациям.
7.
Развивать чувственно-эмоциональную сферу учащихся посредством проигрывания сказки «Лиса
и волк», составления описания по иллюстрациям к сказке « Лиса и тетерев»
8.
Корригировать и развивать связную речь, обогащение пассивного и активного словаря.
Воспитательные:
1.
Воспитывать чувство любви к русским народным сказкам.
2.
Воспитывать нравственные качества.
3.
Воспитывать умение работать в парах, самостоятельно.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: урок-путешествие.
Методы обучения: объяснение, рассказ, демонстрация, наблюдение, игра, упражнение, самостоятельная
работа
Оборудование:
пазлы с изображением лисы, карточки для дифференцированной работы, карточка с иллюстрацией к
сказке «Лиса и тетерев» для индивидуальной работы, контуры изображения лисы для д/з.,
стихотворение на карточке для 4 класса д/з., смайлы , карточки для словарной работы, ТСО (компьютер,
проектор, экран), наряд лисы, волка, рыбы-картинки.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: урок -путешествие
План урока.
Этапы урока
Деятельность учителя
1.Организацион-
ный момент
2.Подготовка к
восприятию
новых знаний.
3.
Сообщение
темы урока
Фронтальный
опрос.
Артикуляционная
гимнастика на
дыхание
4.Новый
материал
Рассказ
ученика ,учителя
о сказках.
Словарная
работа
Здравствуйте, ребята!
Сегодня мы отправимся с вами в путешествие по стране сказок. И
полетим на ковре-самолёте. Произнесём заклинание: Игра «Лента».
Карточка на доске (звуки букв, 1 звук цвета). Полетели.
Звук: крик лисы.
-Крик какого животного вы услышали? Узнаете если соберёте пазлы ( у
каждого ученика конверт с пазлами). Это -ЛИСА.
Слайд. Сравниваем изображение лисы.
Вы знаете, что лиса является героем многих сказок?
ПЛАН НА ДОСКЕ
- Сегодня мы поговорим об образе лисы в русских народных сказках;
вспомним народные сказки, в которых главным героем является лиса;
узнаем почему она является героиней многих сказок; какое у неё
отчество. И ответим на вопрос: Правда ли, что лиса, такая как о ней
говорят в народе?
Фронтальный опрос.
- С какими сказками мы познакомились на уроках чтения и во
внеурочное время, в которых главным героем являлась лиса?
Лиса и медведь Лиса и журавль
Лиса и волк Лиса и рак
Лиса и заяц Лиса и тетерев
(Учитель во время ответов учащихся прикрепляет на доску таблички с
названиями сказок)
Игра «Цветочек»
Слайд (сказки народные и авторские)
- Кто придумал эти сказки? Народ. Как они называются?
А почему говорим сказка?
Сказка – это жанр устного народного творчества. Они появились много веков назад,
когда люди еще не умели читать и писать. Впервые сказки были записаны в 16 веке,
а собирать и изучать их начали только в 19 веке. Главная тема сказок – это борьба
добра со злом. Сказки сочиняли простые люди, в них они выразили свою мечту, и
оказалось, что слабый и бедный мог стать сильным и богатым, потому что он умен,
добр и справедлив. Люди хотели быстрее передвигаться, научиться летать – и их
фантазия создавала ковры – самолеты и сапоги – скороходы. Животные в сказках
заговорили, как люди, и очень напоминали людей.
Кто умело рассказывал сказки? (
сказители)
***
Со сказками все дружат –
И сказки дружат с каждым,
Они необходимы,
Как солнышка привет
Кто любит слушать сказки
Тому они расскажут,
О том, что может было
5.Новый
материал
Рассказ
учителя,
ученика о лисе
Работа с
корректурными
пробами.
Дифференциро-
ванная работа по
карточкам.
Физ. Минутка
6. Новый
материал.
Словарная
работа
А, может быть и нет!
Кто является главным героем этих сказок? ( ЛИСА).
Основная пища лисы – грызуны. Чтобы насытиться, лисице надо поймать и съесть
не менее двух десятков мышей и полёвок в день. Любит ягоды, яблоки. Один из
самых характерных способов её охоты – мышкование. Детёныши лисы……..?
ЛИСЯТА.
-А какая лиса в сказке? Какие у неё качества? Карточка №1
-Как её называют в сказках? Карточка №2
Составление «портрета лисы».
Карточка №1 ( 4 класс)
бвловкаятргшхитраяоцзгуцхэьгчауектрочщрмвую
ягшгцгхвастливаяцрсеабесентсджзбьамцыуршро
фщуйгзхболджшзхюэлгшьбшобманщицагхеюжип
хэнздйцукендшизсладкоежкахьвафыапролдабфо
Карточка №2 ( 2 класс)
еслячсимКуматьбаюжювуфцпэждпшмвть
лдрыжаяжьхэгнеекуыфйшзждорлафывюэ
йфячыцувскаплутовкарэхжэьеюдшшглодж
эзбьтрлшшжнпрлисонькакывшлдкцуйфотч
Динамическая пауза
Лиса по лесу ходила, лиса голосом вопила,
Лиса лычки драла, лиса лапти плела.
Мужу – трое, себе – двое,
А детишкам - по лаптишкам.
Лиса единственный лесной зверь, который имеет такое необычное отчество и так
часто встречающееся в русских сказках. Почему же Патрикеевной зовут лису?
Правил
когда-то
Новгородским
княжеством
Патрикей,
и
был
он
удивительно
хитрым да изворотливым. С тех пор о хитрецах и стали говорить: Патрикеевич да
Патрикеевна. Это имя пристало к лисе не зря: она действительно поразительно
хитрый, сообразительный и ловкий зверь. Теперь и хитрых изворотливых людей
иногда называют Лисами.
Патрикеевна
-
Какое у неё отчество было?
- А сейчас мы проверим, как вы помните сказки, которые читали?
а) Проведение викторины «Угадай сказку»
7.Проверка
знаний
учащихся
Выразительно
ечтение.
Работа в
группах
.
Инсценирова
ние сказки.
Словарная
работа
Развитие
логического
мышления
Релаксация
8.Обобщение и
в синем конверте карточки для учащихся 4 класса
в зелёном – для учащихся 2 класса
Используют фрагмент кукольного театра. Кукла-Лиса пальчиковая.
Чтение выразительное.
(дети предварительно были разделены на 2 группы – в зависимости от
способностей детей)
Группа «артистов» Группа «художников»
4 класс Группа
«артистов» покажет отрывок из сказки «Лиса и волк»
Вопросы к «артистам»
- Почему выбрали для инсценирования эту сказку?
- Какими чертами характера наделена лиса в этой сказке?
2 класс Группа «Художников» представляет рассказ по
иллюстрациям.
Вопросы каждому «художнику»
-К какой сказке рисунок?
-Кто изображён на рисунке?
-Почему ты выбрал(а) эту сказку?
- Какими чертами характера наделена лиса в этой сказке?
1)
Как лиса и тетерев приветствовали друг друга?
(Доброжелательно, ласково, притворно)
2)
Из каких слов понятно, что Лиса хотела обмануть тетерева?
Прочитайте. Что она придумала?
УКАЗ-распоряжение властей из города и все жители подчиняются.
3)
А что придумал тетерев?
4)
Каким он оказался?
(Умным, находчивым)
5)
Чему учит нас эта сказка? (Она учит нас смекалке, находчивости,
не надо доверять ласковым, притворным словам)
Работа разноуровневая: 2 ученика составляют предложения по
картинке, 3 ученик читает предложения про лису выразительно.
С помощью этой пословицы можно выразить главную мысль этих
сказок. Составь и запиши на доске.
1
2
3
4
5
6
Г
Д
Е
У
М,
Т
7
8
9
10
11
12
13
А
М
И
Т
О
Л
К
Пословица: Где ум, там и толк
Чтение пословицы хором. Как понимаете?
Молодцы! Релаксация. Пение птиц.
1. Правда ли, что лиса, такая как о ней говорят в народе?
2. Какое у неё отчество?
систематизация
знаний.
Выставка книг
Рефлексия
Д/З
3. Почему она является героиней многих сказок?
-Какой зверь может съесть до двух десятков мышей в день, но больше
нравятся на обед зайцы.
-Какому животному хвост помогает убежать от охотников?
-У этого зверя острый слух, зрение, нюх. Кто это?
Демонстрация книг-сборников русских народных сказок.
ОЦЕНКИ ученикам
Путешествие вам понравилось? Дорисуйте ротик:
,
Понравилось путешествие- ХЛОПАЙ в ладоши!
Домашнее задание зашифровано. Разгадай.
Ребята выполняют группой.
2 класс 11, 5,Д, 46
Раскрасить картинку лисы, написать 5 загадок о лисе.
4 класс С,48,37,Т,29, 104, 43,Е
Стихотворение выучить о лисичке.
Лисичка- сестричка
Сидит под кустом,
Лисичка- сестричка
Машет хвостом.
А бедный зайчишка
Глядит из куста
У зайчика нет такого хвоста.