Автор: Макарова Ирина Анатольевна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: КОУ ВО "Воронежская школа–интернат №3 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
Населённый пункт: г. Воронеж
Наименование материала: статья
Тема: "Здоровьесбережение на уроках химии и биологии"
Раздел: среднее образование
Казенное общеобразовательное учреждение Воронежской области
"Воронежская
школа-интернат № 3 для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья"
И.А. Макарова, зам. директора по УВР, учитель химии и
биологии
Забота о здоровье ребенка – это не просто комплекс
санитарно-гигиенических норм и правил…
и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху.
Это, прежде всего, забота о гармонической полноте
всех физических и духовных сил,
и венцом этой гармонии является радость творчества.
В.А. Сухомлинский
Задача любого учителя состоит в том, чтобы создать условия для
включения ребенка в процесс творчества и найти методы, адекватные его
психофизическим особенностям, помогающие формированию позитивного
мышления ребенка и его способности к «конструированию» собственного
здоровья.
Можно
ли
рассматривать
процесс
творчества
как
фактор
здоровьесбережения? Думаю, что да, ведь творческий человек не приемлет
однообразия, шаблона, стандарта. Он постоянно стремится попробовать что-
то новое, интересное, неповторимое, отличное от других. Если посмотреть на
урок с позиции здоровьесбережения, то становится очевидным, что ученик
чувствует себя комфортно, если ему интересно на нём, если он вовлечен в
увлекательное
действие,
если
он
испытывает
положительные
эмоции,
и,
наконец, ему очень хочется реализовать себя на этом уроке. Учебный труд
интересен, если он разнообразен. Ничто так не утомляет, как однообразие,
поэтому
на
уроке
должны
разумно
чередоваться
различные
формы
деятельности, и каждый урок должен быть неповторим, непохож на другие. В
каждом уроке должна быть своя «изюминка», что-то волшебное. Как этого
добиться?
По
моему
мнению,
этому
способствуют
различные
приемы.
Например,
урок
может
начинаться
с
какого-то
удивительного
факта,
с
необычного
описания
объекта
изучения,
с
загадки,
с
рисунка.
Интригой
занятия могут послужить факты из серии «Правда ли, что…» или «А Вы
знаете, что…». При подготовке
к уроку я стараюсь учитывать реальные
возможности и индивидуальные особенности обучающихся, отобрать такую
совокупность приемов мотивации, которая создает оптимальные условия для
включения каждого ученика в активную познавательную деятельность.
В
своей
практике
я
использую
такие
виды
уроков,
как
урок-лекция,
урок-
беседа,
урок
практических
работ,
урок-семинар,
урок-тренинг.
Для
обучающихся
со
сниженным
эмоциональным
компонентом,
которым
свойственны
холодность,
равнодушие,
слабые
отрицательные
эмоции,
появляющиеся
в
учебной
деятельности,
являются
особенно
полезными
уроки-конкурсы, уроки КВН, которые вызывают непосредственное желание
участвовать в уроке, осваивая необходимый учебный материал. Чтобы любое
занятие было интересным, познавательным, считаю важным в планировании
темы оставлять место неизвестному, загадочному, чтобы каждый урок был
маленьким окошечком в большой мир науки. На своих уроках я стараюсь
создать такие условия, при которых ребенок оказался бы втянутым в самую
гущу событий и испытывал настоящий азарт и стремление докопаться до
самой
сути,
найти
ответы
на
поставленные
вопросы.
Например,
урок
«Внутреннее строение земноводных» начинаю с проблемных вопросов: 1.
Можно ли сделать рентген грудной клетки лягушки? 2. Голова лягушки
широкая и приплюснутая, имеет треугольную форму. Почему? 3. Почему у
лягушки
глаза
«выпучены»?
На
уроках
анатомии
использую
очень
эффективный прием «Практичность теории», который
заставляет детей
почувствовать
не
только
значимость
материала,
но
и
причастность
к
явлению.
Например,
урок по теме «Витамины». На этапе закрепления
использую викторину «Зачем нам витамины?».
На уроке по теме «Работа
мы шц»
у ч а щие с я
с
б ольшим
инт е р е с ом
в ы с ту па ют
в
р о л и
экспериментаторов
и
проводят
опыты
(прием
«Экспериментатор»).
Подведение
итогов
опытов
заканчиваем
практическими
выводами
по
физиологии труда и отдыха. Этот прием использую при изучении основных
тем
курса
анатомии
человека,
так
как
он
способствует
не
только
гигиеническому
воспитанию
и
повышению
интереса
к
предмету,
но
и
убеждает
обучающихся
в
истинности
изучаемых
знаний
и
практических
следствиях.
Прием
«Лови
ошибку»
актуален
и
на
этапе
закрепления
материала, и на этапе проверки ЗУН. Использую его практически на каждом
уроке
в
различных
формах:
это
может
быть
текст
со
специально
допущенными ошибками, или рисунок с ложными обозначениями, или схема
с неверно расставленными понятиями и многое другое. Для упрочнения
знаний,
развития
интереса
и
взаимосвязи
с
другими
предметами
обучающимся предлагаю различные творческие задания, которые вызывают у
них неподдельный интерес и активность, ведь интерес и радость творчества
у детей всегда шагают рядом.
Это и составление кроссвордов по теме, и
сочинение
рассказов,
сказок,
стихов,
загадок.
Интересно
задание
«Интервью»: учащимся предлагаю придумать вопросы по определенной теме
и
сформулировать
ответы
на
них
от
имени
какого-либо
организма.
Или
задание «Разрешите представиться…», здесь надо рассказать о строении,
физиологии
организма
от
первого
лица.
В
старших
классах
в
ходе
обсуждения
какого-либо
спорного
вопроса
использую
дискуссию,
она
позволяет
учащимся
рассмотреть
проблему
с
разных
сторон,
повысить
интерес
к
данному
материалу
(«Возникновение
жизни
на
Земле»,
«Профилактика вредных привычек»).
Учителю
химии
и
биологии
отводится
особая
роль,
т.к.
преподавание
предмета
тесно
связано
с
гигиеническим
обучением
и
воспитанием
школьников.
Цель
такой
работы
–
не
только
научить
детей
соблюдать
гигиенические приёмы, причём ученики об этом могут даже не догадываться.
Например,
экскурсия
«Охота
натуралиста».
В
начале
урока
школьники
получают задание отыскать в парке то, что указано в списке натуралиста:
следы пребывания животного, лист с волосками; предмет, отражающий твоё
настроение и т. д.
Сама форма урока, поскольку он проходит на свежем
воздухе, способствует оздоровлению детей. Известно, что в парке, в лесу
организм человека заряжается активной положительной энергией, снижается
напряжение, зелёный цвет листвы благотворно воздействует на зрение. В
ходе
работы
у
детей
развивается
внимание,
умение
работать
с
живыми
объектами,
наблюдать
за
явлениями
природы,
совершать
маленькие
открытия, беречь природу. Результатом такой работы могут быть маленькие
сочинения,
эссе,
в
которых
ученики
делятся
своими
наблюдениями,
высказывают свои мысли, чувства.
В заключение хочется сказать, что на своих уроках биологии и химии я хочу
дать
детям
главное
–
ключ
к
пониманию
того,
что
здоровье
зависит
исключительно
от
него
самого,
а
здоровьесберегающее
обеспечение
педагогического процесса позволяет создавать эмоционально благоприятную
атмосферу,
формировать
положительную
мотивацию
к
учебе
и
культивировать знания учащихся по вопросам здоровья.