Напоминание

"Чтение–понимание (молча) научно–популярных текстов о культуре общения"


Автор: Павлова Вера Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Уютненская средняя школа–гимназия"
Населённый пункт: с.Уютное Сакского района Республики Крым
Наименование материала: Урок развития речи в 8 классе.
Тема: "Чтение–понимание (молча) научно–популярных текстов о культуре общения"
Раздел: среднее образование





Назад




Урок русского языка в 8 классе по теме «Развитие речи. Чтение-понимание (молча)

научно-популярных текстов о культуре общения» составила Павлова Вера

Николаевна, учитель русского языка МБОУ «Уютненская средняя школа-гимназия»

Сакского района Республики Крым.

Тема. Чтение-понимание (молча) научно-популярных текстов о культуре общения.

Цель. Вырабатывать умение понимания научно-популярных текстов, определять стиль,

типы речи, указывать их роль в раскрытии авторского замысла.

Основное содержание работы.

I.

Организационный момент.

II.

Актуализация знаний учащихся.

Беседа по вопросам.

- Как называется раздел науки о языке, изучающий стили литературного языка и

языковые средства, создающие их особенности?

- Что значит стиль языка?

- Назовите известные вам стили речи?

- Какие типы речи вам знакомы?

- Какие типы речи встречаются в научно-популярном стиле?

- Какую роль в раскрытии авторского замысла они играют?

- Вспомните, по какой схеме строится рассуждение? (Тезис; аргументы,

доказывающие его; вывод).

III. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Слово учителя.

Часто в художественных текстах можно встретить сразу все типы речи.

Благодаря им писатель осуществляет свою главную задачу: полно и достоверно показать

жизнь своих героев. И публицистика, и научный стиль не обходятся без описания,

повествования и рассуждения.

III.

Объявление темы и целеполагание (учащиеся ставят цели урока).

IV.

Восприятие учащимися учебного материала.

1.

Чтение учащимися текста (текст на партах).

Культура человека выражается не только в умении говорить, но и слушать.

Если даже захочешь возразить собеседнику, терпеливо выслушай его до конца,

не перебивай его, возражение может и не понадобиться.

Некрасиво выглядит человек, который не умеет владеть собой, грубо

перебивает собеседника, пытается подавить его криком, грубым словом,

повелительной интонацией. Этим он унижает не только собеседника, но и себя.

Убеждай силой логики, фактами, не торопись навязать своё мнение, уважай

мнение собеседника.

Во время разговора следи за выражением лица так же, как и за речью.

Естественное и приветливое выражение лица подчёркивает уважение к

собеседнику. Слушай собеседника внимательно и с живым участием.

Следи за собой, когда рассказываешь что-нибудь смешное. Лучший

рассказчик – тот, кто заставляет других смеяться, а сам остаётся серьёзным.

Разговаривая, старайся не размахивать руками. Если хочешь подчеркнуть

какую-то мысль, чувство, достаточно одного скупого, но выразительно жеста.

Нельзя вмешиваться без разрешения в чужой разговор. Если уж это крайне

необходимо, обратись к товарищам со словами: «Простите, я вас перебью».

Если вы случайно перебили собеседника, обязательно следует сказать:

«Простите, я вас перебил. Продолжайте, пожалуйста».

Соблюдай правила культуры речи, когда пишешь письмо. Старайся

выбирать точные выражения, слова, чтобы читающий мог правильно и

однозначно понять твою мысль, ведь он не может сразу переспросить тебя,

уточнить, что же ты хотел сказать.

Не разговаривай долго по телефону. Не звони по пустякам, ты можешь

отвлечь человека от срочных дел. Недопустимо звонить рано утром или поздно

вечером. (Только если дело чрезвычайное!) Звони тогда, когда уверен, что тебе

могут уделить внимание.

(Из книги «Мир детства»).

2.

Вопросы и задания учащихся.

- Определите стиль, тип текста.

- Укажите их роль в раскрытии авторского замысла.

- Назовите лексические особенности данного текста.

- В чём выражается культура человека?

- Что необходимо соблюдать во время разговора?

- Какие «волшебные» слова необходимо использовать при общении?

3.

Составление сложного плана текста.

I.

Культура человека – это умение не только говорить, но и слушать.

II.

Основные правила общения.

1.

Не перебивай собеседника, не подавляй его криком, грубым словом,

повелительной интонацией.

2.

следи за выражением лица так же, как и за речью.

3.

Помни: лучший рассказчик тот, кто заставляет других смеяться, а сам

остаётся серьёзным.

4.

При разговоре не размахивай руками.

5.

Не вмешивайся без разрешения в чужой разговор.

6.

Соблюдай правила культуры речи, когда пишешь письмо.

7.

Не разговаривай долго по телефону.

III.

Культурный человек – культурный собеседник.

V. Подведение итога урока.

- Что особенно понравилось вам при прочтении и понимании текста?

- Чему научились на уроке?

- Поможет ли вам умение понимания текста в дальнейшем?

VI. Домашнее задание. Подобрать текст об общении и речи, культуре

общения, составить план текста.



В раздел образования