Автор: Федоркевич Ольга Юрьевна
Должность: преподаватель по классу домры
Учебное заведение: МБУДО "Детская музыкальная школа № 1"
Населённый пункт: Новомосковск Тульской области
Наименование материала: Статья
Тема: Достижение единства исполнения на примере работы со смешанным ансамблем русских народных инструментов.
Раздел: дополнительное образование
ДОСТИЖЕНИЕ ЕДИНСТВА ИСПОЛНЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ
СО СМЕШАННЫМ АНСАМЛЕМ РУССКИХ НАРОДНЫХ
ИНСТРУМЕНТОВ.
Ансамблевое музицирование дает возможность каждому ученику проявить
свои способности в коллективном музыкальном творчестве в соответствии со
своими данными и уровнем подготовки.
В своем классе я формирую ансамбль из учеников разного возраста и с
различным уровнем подготовки. В настоящее время ансамбль состоит из
учащихся
с I
по V класс. Некоторые участники коллектива играют не на
своем
специальном
инструменте,
что
дает
им
возможность
овладеть
дополнительным инструментом, при этом звучание ансамбля наполняется
новыми
красками.
Ежегодно
состав
меняется.
Поэтому
для
такого
коллектива,
смешанного
и
по
возрасту
и
по
инструментарию
делаю
инструментовки произведений, с учетом особенностей каждого инструмента,
уровня
подготовки
каждого
участника,
его
технического
потенциала
и
исполнительской
манеры,
при
этом
стараясь
сохранить
художественный
замысел автора.
Среди компонентов, объединяющих учащихся в единый ансамбль, одно из
главных
мест
занимает
метроритм.
Ощущение
метроритма
помогает
участникам ансамбля создавать впечатление, будто играет один инструмент.
Ощущение
сильных
и
слабых
долей
такта,
ритмической
определенности
является фундаментом на котором основывается искусство игры в ансамбле.
Единство звучания является главным условием. При нарушении метроритма
разрушается ансамбль.
Одной
из
основных
сторон
единства
исполнения
является
синхронность
звучания. Под синхронностью звучания понимается совпадение всех звуков и
пауз
метроритмического
текста
музыкального
произведения
у
всех
исполнителей ансамбля. Синхронность требует умения играть вместе, вместе
вступать, выдержать паузу, четко исполнить затакт, синкопу, одновременно
начинать
и
заканчивать
фразу.
Один
из
исполнителей
ансамбля
должен
показывать вступления, замедления и снятия.
В смешанном ансамбле народных инструментов любому участнику может
быть
поручена
та
или
иная
функция.
Поэтому
каждый
должен
безукоризненно
владеть
следующими
компонентами
ансамблевого
исполнения: 1) уметь выступить солистом, не теряя связи с сопровождением,
чутко
воспринимая
его
гармонические,
ритмические
и
динамические
особенности. Уметь воодушевить партнеров. 2) Владеть навыками плавного
перехода от соло к аккомпанементу и наоборот. Существенные проблема в
таких ситуациях обычно возникают из-за чрезмерно поспешного, суетливого
завершения мелодического фрагмента или сбоя ритмической пульсации в
сопровождении.
3)
Владеть
навыками
передачи
мелодии
другому
инструменту, мысленно интонируя ее от начала до конца и сохраняя единство
характера.
4)
Уметь
исполнять
аккомпанемент
в
полном
соответствии
с
характером мелодии. Обычно сопровождение разделяется на подголосочное,
педальное
и
аккордовое.
Подголосок
произрастает
из
ведущего
голоса,
дополняя
и
оттеняя
его.
Педаль
служит
фоном
для
выразительного
и
рельефного звучания мелодии. Аккордовое сопровождение вместе с басом
выступает в качестве гармонического и ритмического фундамента.
Единое
звучание
в
ансамбле,
несомненно,
зависит
от
штриховых,
громкостно-динамических и тембровых соотношений.
В достижении единства исполнения в ансамбле помогают видеозаписи на
репетициях, просматривая которые ученики видят собственные недостатки и
в последующем стараются их исправить.
И
пусть
исполнение
еще
далеко
от
совершенства
(впереди
еще
много
работы), ценно другое: ученики чувствуют удовлетворение от совместной
работы, от взаимной поддержки, чувствуют радость игры в ансамбле.