Автор: Касьянова Тамара Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Лицей №8"
Населённый пункт: Салават, Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: Активные методы обучения
Раздел: начальное образование
Активные методы обучения
как средство формирования УУД в условиях реализации ФГОС
Выполнила: Касьянова Тамара Алексеевна,
учитель начальных классов
МБОУ «Лицей №8»
г. Салавата
1
Переход
начального
образования
на
обучение
по
Федеральным
государственным Стандартам второго поколения требуют от нас, педагогов,
абсолютно нового подхода к организации обучения.
Для
формирования
УУД
необходимо
пересмотреть
урок
с
позиции
эффективности
применения
методов,
приемов
обучения
и
способов
организации учебной деятельности учащихся на уроках.
Сегодня
я
остановлюсь
на
роли
активных
методов
обучения
в
формировании УУД,
Слайд 1.
Мы знаем, что дети любят играть и не любят заниматься
неинтересными для них делами. Им не нравится сидеть на скучных уроках,
запоминать массу информации, а затем ее пересказывать. Поэтому включение
активных методов обучения в образовательный процесс позволяет создать
такую среду на уроке, которая дает возможность каждому ребенку найти свое
место,
проявить
инициативу
и
самостоятельность, свободно
реализовать
свои способности.
Слайд
2.
Активные
методы
обучения
–
это
система
методов,
обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической
деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.
Слайд 3. Использование технологии АМО обеспечивает качественное
выполнение новых стандартов образовательного процесса. При системном
использовании
АМ
изменяется
роль
ученика.
Он
с т а н о в и т с я
самостоятельным,
смелым,
активным
участником
в
образовательном
процессе. Так же принципиально меняется и роль учителя. Он становится
консультантом, наставником, старшим партнером.
Слайд 4. Активные методы обучения подразделяются на:
методы начала урока;
методы выяснения целей, ожиданий, опасений;
методы презентации учебного материала;
методы организации самостоятельной работы;
методы релаксации;
методы подведения итогов.
Активные методы обучения помогут учителю эффективно начать урок,
организовать сообщение нового материала и организовать самостоятельную
работу, а также провести релаксацию и подвести итог урока.
Слайд 5. Начнем сначала. Итак, АМ начала урока (нетрадиционное
начало).
2
Цель его – настроить детей на продуктивную работу, задать нужный
ритм,
обеспечить
рабочий
настрой
и
хорошую
атмосферу
в
классе,
способствует установлению контакта между учениками.
На данном этапе помогут такие методы, как
«Приветствие»,
«Комплименты»,
«Летающие имена»
«Улыбнемся друг другу»;
«Здороваемся глазами»
Дети,
выполняя
задания,
должны
коснуться,
улыбнуться,
назвать
имена как можно большего количества одноклассников.
Слайд 6. Метод «Скажем «Здравствуйте!».
Слайд 7. АМ выяснения целей, ожиданий, опасений.
Цель:
эффективно
провести
выяснение
ожиданий
и
опасений и
постановку целей обучения.
Решению этих целей способствуют такие методы:
«Солнышко и туча»,
«Дерево ожиданий».
«Разноцветные листы»
«Фруктовый сад»
Метод «Фруктовый сад»
Цель – результаты применения метода позволят лучше понять класс и
каждого ученика, полученные материалы можно использовать при подготовке
и
проведении
уроков
(внеклассных
мероприятий)
для
обеспечения
личностно-ориентированного
подхода
к
обучающимся. Обучающимся
данный
метод
позволяет
более
четко
определиться
со
своими
образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения. Численность
–
весь
класс.
Заранее
готовятся
плакаты
с
нарисованными
яблоней
и
лимонным
деревом,
скотч.
Обучающимся
раздаются
также
заранее
вырезанные из бумаги крупные яблоки и лимоны. Я предлагаю ученикам
попробовать более четко определить, что они ожидают (хотели бы получить)
от обучения и чего опасаются. Ожиданий и опасений может быть несколько.
К числу ожиданий/опасений относятся формы и методы обучения, стиль и
способы
работы
на
уроках,
атмосфера
в
классе,
отношение
учителей
и
одноклассников
и
т.д. Свои
ожидания
ученикам
предлагаю
записать
на
яблоках,
а
опасения
–
на
лимонах.
Те,
кто
записал,
подходят
к
соответствующим деревьям и прикрепляют фрукты к ветвям. После того, как
все ученики прикрепят свои фрукты к деревьям, я озвучиваю их. После
3
озвучивания
ожиданий
и
опасений
можно
организовать
обсуждение
и
систематизацию
сформулированных
целей,
пожеланий
и
опасений.
В
процессе обсуждения возможно уточнение записанных ожиданий и опасений.
В
завершении
надо
подвести
итоги
выяснения
ожиданий
и
опасений.
Приветствуется участие учителя в процессе, который озвучивает свои цели,
ожидания и опасения.
Метод «Солнышко и туча»
Цель: выявить уровень ожиданий и опасений учащихся. Участники: все
обучающиеся. Необходимые материалы: Карточки с изображением солнышка
и тучи для каждого ученика. Проведение: дети, уверенные в своих силах
прикрепляют
на
доске
с
помощью
магнитов
солнышко,
не
уверенные
–
тучу. Оценка результата: по количеству тучек в начале урока можно отследить
неуверенных в своих способностях учеников; по количеству солнышек в
конце урока можно судить о качестве усвоения нового материала; имена,
записанные на картинках с изображениями тучек, позволять планировать
индивидуальную работу на следующих уроках по этой теме.
Слайд 8. АМ презентации учебного материала.
Цель: сориентировать обучающихся в теме, представить им основные
направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым
материалом.
Методы:
«Белые пятна»
«Мозговой штурм».
«Кластер»,
«Деловая игра»
«Инсерт»
«Ковер идей»
«Верные-неверные утверждения»
Слайд 9. Метод «Инсерт».
Он является средством, позволяющим ученику отслеживать свое
понимание прочитанного задания, текста. Технически он достаточно прост.
Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им
по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и
распечатанного
текста.
Помечать
следует,
отдельные
задания
или
предложения в тексте.
Пометки должны быть следующие:
Знаком «плюс» (+) отмечается в тексте информация, которая уже известна
ученику. Он ранее с ней познакомился.
4
Знаком «минус» (-) отмечается новое знание, новая информация. Ученик
ставит
этот
знак
только
в
том
случае,
если
он
впервые
встречается
с
прочитанным заданием, текстом.
Знаком
«вопрос»
(?) отмечается
то,
что
осталось
непонятным
ученику
и
требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.
Знаком «восклицательный знак» (!) отмечается то, что учеников удивило.
Данный прием требует от ученика не просто читать, а вчитываться в
задание, в
текст, отслеживать
собственное
понимание
в
процессе
чтения
задания, текста или восприятия любой иной информации. На практике
ученики
просто
пропускают
то,
что
не
поняли.
И
в
данном
случае
маркировочный знак «вопрос» обязывает их быть внимательным и отмечать
непонятное.
Использование
маркировочных
знаков
позволяет
соотносить
новую информацию с имеющимися представлениями.
Вопросы, заданные учениками по той или иной теме, приучают их
осознавать что знания, полученные на уроке, не конечны, что многое остается
«за
кадром».
А
это
стимулирует
учеников
к
поиску
ответа
на
вопрос,
обращению
к
разным
источникам
информации:
можно
спросить
у
родителей, что
они
думают
по
этому
поводу, можно
поискать
ответ
в
дополнительной литературе, можно получить ответ от учителя на следующем
уроке.
Сдайд 10. АМ организации самостоятельной работы над темой
Цель: проработать новый материал (в малых группах).
Методы:
«Инфо-карусель»,
«Автобусная остановка»,
«Творческая мастерская»
Метод «Инфо-карусель»
На разных столах раскладывается информационный материал,
связанный с темой урока. Класс разбивается на малые группы по числу
столов.
Каждая
группа
за
своим
столом
знакомится
с
информацией
и
выполняет
поставленные
задания.
По
истечению
отведённого
времени
каждая группа заканчивает работу за своим столом и переходит к другому.
Группы работают до тех пор, пока каждая из них не побывает за каждым
информационным
столом.
На
столах
помимо
информации
лежат
чистые
листы, на которых малые группы записывают свои соображения.
Метод «Автобусная остановка»
Цель: научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых
группах.
5
Участники
разбиваются
на
группы
по
числу
вопросов.
Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке
(на стене или на столе в разных углах класса) расположен лист большого
формата с записанным на нем вопросом по теме. Учитель ставит задачу
группам – записать на листе основные моменты новой темы, относящиеся к
вопросу.
В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и
записываются
ключевые
моменты.
Затем
по
команде
учителя
группы
переходят
по
часовой
стрелке
к
следующей
автобусной
остановке.
Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в
течение 3 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей
группой нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке и
еще 3 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда
группа
возвращается
к
своей
первой
остановке,
она
в
течение
3
минут
знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет
представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты
работы по своему вопросу.
В завершении учитель резюмирует сказанное всеми группами, при
необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы
Метод «Творческая мастерская» с большим успехом применяется
мною на обобщающих уроках литературного чтения и окружающего мира. К
уроку
дети
готовят
рисунки,
иллюстрации
на
заданную
тему,
пишут
сочинения,
стихи,
рассказы,
подбирают
пословицы,
готовят
ватман
или
изготавливают блокноты необычных форм. Дается задание разделиться на
группы,
создать
и
презентовать
групповой
проект
на
заданную
тему.
Предварительно необходимо составить план размещения принесенного на
урок материала, оформления титульного листа. На работу отводится 20-25
минут. По истечении этого времени каждая группа или ее представитель
должны
презентовать
свой
проект.
В
ходе
практической
деятельности
учеников
учебный
кабинет
превращается
в
настоящую
творческую
мастерскую. В конце урока появляются замечательные творения. Научиться
дружно
работать
в
группах,
прислушиваться
к
мнению
товарищей,
коллективно создавать замечательные работы (картины, газеты, книги) из
собранных вместе материалов – главная цель такого урока.
Слайд 11. АМ организации обобщения по теме
Слайд 12. Метод «Написание синквейна».
На этапе обобщения знаний использую приём синквейн. Составление
синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный
материал. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам.
6
На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это и
есть тема синквейна.
На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих
тему синквейна.
На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия,
относящиеся к теме синквейна.
На четвертой строчке размещается целая фраза. Это может быть
крылатое
выражение,
цитата
или
составленное
учеником
предложение
в
контексте темы.
Последняя строчка - это слово-синоним, своё отношение к данной теме,
чувство или сравнение.
Слайд 13. Пример синквейна.
Слайд 14. АМ подведения итогов
Завершить урок, внеклассное мероприятие можно, применив такие методы
«Ромашка»,
«Мудрый совет»,
«Итоговый круг»,
«Ромашка вопросов»
«Куб Блума»
Слайд 15.
1. Дети отрывают лепестки ромашки и отвечают на главные вопросы,
относящиеся к теме урока, мероприятия, записанные на обратной стороне.
2. Берет чистый лепесток. Пишет вопрос другой группе, вывешивает
вопрос, перевернув. С доски берет лепесток другая группа, один участник
читает и выполняет задание, другие дополняют.
«Ромашка» состоит из 6 лепестков, каждый из которых содержит
определенный тип вопросов.
Слайд 16. Куб Блума.
Слайд 17. АМ релаксации
«Роботы»,
«Постройся по росту»,
«Пантомима»,
«Раздувающийся шарик»,
«Порхание бабочки»
Электронные физминутки,
Подвижные физминутки
Если вы чувствуете, что обучающиеся устали, а впереди еще много
работы или сложная задача, сделайте паузу, вспомните о восстанавливающей
7
силе релаксации! Иногда достаточно нескольких минут веселой и активной
игры
для
того,
чтобы
встряхнуться,
весело
и
активно
расслабиться,
восстановить энергию.
Слайд 18. АМ помогают эффективно, грамотно и интересно провести
урок,
подвести
итоги
урока.
Кроме
того,
обратная
связь
от
учеников
позволяет учителю скорректировать урок на будущее. Но самое главное это
позволяет
детям
осваивать
новый
материал
или
закреплять
пройденный
совместно с одноклассниками. Группы сменного состава позволяют развивать
коммуникативные УУД, обучаясь со всеми одноклассниками.
Активные методы помогают :
развивать мотивацию к обучению и наилучшие стороны ученика;
учить учащихся самостоятельно добывать знания;
развивать интерес к предмету;
активизировать
процесс
развития
у
учащихся
коммуникативных
навыков,
учебно-информационных
и
учебно-организационных
умений.
Методы лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся культуру
сотрудничества.
Применять
данные
методики
не
обязательно
на
каждом
уроке. Но использование активных методов обучения позволяет обеспечить
эффективную организацию учебного процесса.
Цель этого небольшого обзора – показать логику и смысл использования
АМО на уроке или во внеклассном мероприятии. Данный обзор показывает,
что перечисленные методы действительно составляют систему, поскольку
обеспечивают
активность
мыслительной
и
практической
деятельности
учащихся
на
всех
этапах
образовательного
процесса,
приводя
к
полноценному
освоению
учебного
материала,
эффективному
и
качественному овладению новыми знаниями.
8