Автор: Янчарук Вера Павловна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 67 имени Героя России В.Н.Шатова
Населённый пункт: Хабаровск
Наименование материала: статья
Тема: Краеведение – как средство патриотического воспитания учащихся на уроках истории.
Раздел: полное образование
Краеведение
–
как
средство
патриотического
воспитания
учащихся
на
уроках
истории.
В
настоящее
время
в
России
происходит
процесс
формирования
новой
системы
образования,
переориентация
на
социализацию
личности,
формирование
активной
гражданской позиции, патриотического сознания.
Патриотизм
и
гражданственность
выступают
как
составные
части
социального
и
духовного развития человека.
Наиболее эффективным средством формирования патриотического сознания включения
школьников
в
общественную
жизнь
является
краеведческая
работа.
Историческое
краеведение является тем элементом исторического образования на сегодняшнем этапе,
который обогащает учащихся знаниями родного края, воспитывает любовь к нему и
способствует
формированию
гражданственных
понятий
и
навыков.
Оно
раскрывает
учащимся связи родного города, села с великой Родиной, помогает уяснить неразрывное
единство истории, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим
долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций родного края.
В основе краеведческой работы лежат поиск, глубокий интерес к прошлому. Память о
прошлом - источник чувства гражданственности. Героический период в жизни страны,
народа, живая связь поколений позволяют учащимся
по-новому взглянуть на историю
родины, прикоснуться к истокам ее национальной гордости, помогают формировать у них
собственную гражданскую позицию. Ознакомление с фактами из истории края, города,
села, сопричастность к ним помогают школьникам лучше усвоить общие закономерности
развития нашей страны, сделать их более понятными, близкими, органически связать
изучаемый материал с прошлым и настоящим своего района, тем самым способствуя
формированию глубоких идей и превращению их в убеждения.
Каждый старый, пожелтевший архивный листок, воспоминания ветеранов, записанные на
встрече с ними, каждая чудом уцелевшая фотография помогают бороться с равнодушием к
родной истории. Память о прошлом - источник чувства гражданственности и патриотизма.
Героический период в жизни страны, народа, живая связь поколений позволяют ребятам
по-новому
взглянуть
на
историю
родины,
прикоснуться
к
истокам
ее
национальной
гордости,
помогают
формировать
у
них
собственную
гражданскую
позицию.
Ознакомление с фактами из истории края, города, села, сопричастность к ним помогают
школьникам лучше усвоить общие закономерности развития нашей страны, сделать их
более понятными, близкими, органически связать изучаемый материал с прошлым и
настоящим
своего
района,
тем
самым
способствуя
формированию
глубоких
идей
и
превращению их в убеждения.
Я, как учитель истории, отдаю отчет в значении краеведения для воспитания школьников
и провожу работу по приобщению учащихся к изучению истории родного края. В курсе
изучения истории России, провожу уроки по историческому краеведению: урок истории
для 9 класса «Экономика Хабаровского края в годы Великой Отечественной войны», урок
истории для 11 класса «Советский тыл в годы Великой Отечественной войны. Вклад
Хабаровского края в победу советского народа над фашистской Германией», « Наш край в
годы гражданской войны». Успешно проводится внеклассная работа по краеведению.
Много лет действует кружок «Русичи». Ребята ведут переписку с ветеранами войны,
оформляют школьный музей, в котором проводятся уроки по истории края, классные часы.
( См. Приложение №1,классный час « Афганистан живая память»).
Краеведческая деятельность позволяет ученику познакомиться со своим краем, познать
духовно-нравственные традиции народа. А это и есть истоки и основа патриотического
воспитания.
Возможности
воспитания
патриотизма
у
подрастающего
поколения,
заложенные
в
историческом краеведении, не реализуются сами по себе, необходима целенаправленная,
систематическая
деятельность
педагогов,
разработка
программ,
методических
рекомендаций и т. д. Оптимальным решением построения целостной системы историко-
краеведческого
образовательного
пространства,
на
мой
взгляд,
выступает
музейная
педагогика.
Встреча современного ребенка с предметным миром прошлых эпох не предусмотрена в
школьном курсе. Поэтому необходимо включение музеев в
единое образовательно-
воспитательное пространство. Стержнем, соединяющим школу и музей, должна стать
музейная педагогика, которая, используя музейные формы коммуникации, может и должна
оказать существенное влияние на воспитание детей. Поэтому, в своей педагогической
деятельности использую регулярные экскурссии в музей.
Мои ученики с большим
удовольствием посещают Военно- исторический музей КДВО, краеведческий музей
имени Гродекова, панораму «Волочаевская битва» и школьный музей « Истории Красной
речки и школы».
Давно известно, что любое государство можно победить без оружия - для этого достаточно
забыть
историю,
разорвать
связь
поколений,
внедрить
чужую
культуру
и
опорочить
армию. Наша задача - не забыть, «незамолчать», не предать Великого подвига нашего
народа.
Краеведческая работа дает возможность ребёнку представить целостную картину мира,
позволят раскрыть и развить свои способности, помогает осознать себя гражданином и
патриотом.
Приложение 1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная
школа им. Героя Российской Федерации В.Н.Шатова
Конкурс
« Афганистан – живая память»
Руководитель: Янчарук Вера Павловна,
учитель истории и обществознания;
тел.89144251664
Хабаровск
2018г.
Афганистан - живая память.
Пояснительная записка
Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы
воспитательной работы.
На сегодняшний день уделяется мало внимания локальным конфликтам 20 века, учащиеся мало
знают о них, не могут объяснить почему они происходили. Кроме того, изучение истории
Отечества необходимо для того, чтобы извлечь из нее серьезные уроки, которые должны оградить
наше общество от многих ошибок, допущенных в те годы.
Также в связи с последними событиями, историю начали переписывать, забывать события,
унесшие тысячи жизней, обесценивать подвиги героев… Но нельзя никогда забывать свою
историю, нельзя забывать советских героев, ведь война – это самая страшная катастрофа...
В этих условиях на первый план в воспитании подрастающего поколения выходят вопросы
развития гражданской ответственности, патриотизма, любви к Родине, возросла и необходимость
воспитания у подростков ответственного отношения к своей судьбе и жизни других россиян.
Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического
воспитания, то есть в воспитательной системе, обеспечивающей активную субъектную
включенность детей в различные формы, развивающую их опыт гражданского поведения и
выращивания патриотических убеждений
С подростками 10-11 лет очень важно проводить военно-патриотические мероприятия, ведь
формирование личности ребёнка, его воспитание начинаются с воспитания чувств через мир
положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и
интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается, взращивания у молодого поколения
целеустремленной гражданственности, веры в Отчизну и уважение к национальным приоритетам.
Цели:
воспитание
у
школьников
гражданственности
и
патриотизма,
чувства
долга,
ответственности, отваги на личных примерах воинов-интернационалистов; развитие интереса
к
истории
прошлого
столетия;
привитие
уважения
к
старшему
поколению;
расширение
кругозора учащихся; духовное обогащение учащихся поэтическим и песенным наследием воинов-
интернационалистов.
Задачи мероприятия:
- создание условий для воспитания у обучающихся чувства патриотизма;
- привлечение обучающихся к внеурочной деятельности;
- совместное участие взрослых и детей в мероприятии.
Категории участников:
обучающиеся 6-11 классов,
Режиссерский замысел:
использовать в мероприятии показ слайдов;
привлечь к участию в мероприятии преподавателей
показать участникам необходимость и важность таких мероприятий.
Оборудование: комплект мультимедийного оборудования.
Ход классного часа.
На фоне мелодии Я. Никитина «Вальс дождя»
Чтец 1:
Вчера мальчишки выпускной гуляли,
Ломился стол от всяческих сластей.
И в ночь подруги им судьбу гадали,
И нагадали тысячу путей.
Но выпала всем дальняя дорога
в чужую неизвестную страну.
И не нашлось другой судьбы у Бога,
Чем эта - через страшную войну!
Чтец 2:
И им пришлось испить ее до края
И, обманув в письме отца и мать,
Мол, не на бой - «по делу» вылетаем
В жестокой сече к смерти привыкать.
Их уносили «Черные тюльпаны»,
Не в небо - к Богу в девятнадцать лет...
За землю предков дрались там душманы.
А мы за что? Никто не даст ответ.
Чтец 3:
И вот вернулись к нам мальчишки. Поседели.
У сердца - боевые ордена.
И шрамы - как отметины - на теле.
И в душах - не кончается война.
И в снах - опять восстанет из могилы
Тот, на твоих глазах погибший друг.
И не найдется в целом мире силы,
Чтоб разорвать порочный этот круг!
Чтец 1: ( слайд 1, 2,3).
Нашу встречу сегодня мы назвали «Живая память». Именно живая память, потому что ещё
живы те, кто воевал в Афганистане, Чечне, других «горячих точках». Живая, потому что память о
погибших свято хранят их товарищи по оружию, их семьи и близкие. И память эта будет жива,
пока мы об этом помним, пока мы об этом говорим и поем.
На фоне мелодии Андрея Данилко « После тебя» ( слайд 3)
Ведущий 1: Каждый человек испытывает чувство национальной гордости за свою Родину. А
настоящие мужчины обязаны заботиться о чести своей армии ,а через нее и чести Отечества.
Примером мужества и героизма стали подвиги советских солдат и офицеров во время афганской
войны. Сегодня мы собрались, чтобы почтить память павших бойцов: солдат и офицеров, чьих – то
сыновей, отцов, братьев и отдать дань уважения мужеству и героизму выживший в этой жестокой
суровой войне.
Ведущий 2: 27 апреля 1978 года в Афганистане произошел военный переворот. В результате
переворота был свергнут и убит Даур, что явилось прологом многолетней кровопролитной войне,
продолжавшейся в Афганистане долгих 10 лет. 12 декабря на заседании Политбюро ЦК КПСС
было принято решение – ввести советские войска в Афганистан. А 25 декабря 1979 года в 15-00 в
солнечный зимний день начался ввод войск. Первые погибшие появились уже через два часа.
( звук бомбежки)
Чтец: Первый взрыв, первый крик
Первый мертвый пацан,
И душевный надрыв,
И горящий Коран,
Налетела броня,
Вертолетов стена
Вновь эрессы пошли
Все с собой хороня.
Чтец: Все погибло в огне,
Стерт фугасом аул,
Бьется ярость во мне
Жаждет крови Кабул.
Искалечен навек,
Не один человек. ( включить мелодию «После тебя» А.Данилко)
Чтец: Афганистан!
Это плен и позор,
Смерть и страх сыновей
Афганистан!
Это слезы, мольба
Жен, отцов, матерей
Афганистан!
Это гордость за тех
Кто презрев пули свист,
Не дожил
Афганистан!
Это скорбь и беда
Это траур не нужных могил.
Ведущий1: Трудной была война… Душманы получили и освоили новейшее вооружение, вплоть
до ракетных установок. А восточные традиции и религиозный фанатизм проявлялись во всем
поведении моджахетов: убить и надругаться над трупом считалось особой доблестью. Для них
шурави были не только чужеземцами, они были врагами свято веры и война с ними считалась
священной.
Ведущий 2: Наши солдаты оказались окруженными со всех сторон, ненавидящими их афганцами.
Удар можно было ждать от каждого, будь то старик, женщина или ребенок. Но они не сдавались!
Чтец: Вспомним гордо и прямо погибших в борьбе
Есть великое право: забывать о себе
Есть высокое право: пожелать и посметь!
Стала вечною славой мгновенная смерть.
Ведущий1: Давайте послушаем отрывки из писем наших земляков, которых нет рядом с нами,
которые погибли на суровой афганской земле. Письма. Которые отражают их чувства, мысли.
( Слайд 6) (музыка не звучит).
Чтец: Бобров Евгений Петрович: « Сейчас стоим в городе Кимише. Ночью службу несем, а днем
наш взвод сооружает для себя бассейн. Воды здесь много, только пить ее страшно, нужно
кипятить. Мама, все цветет, трава, как у нас – зеленая, а какие здесь маки! Я пошлю тебе. По
ночам, когда стою на посту вспоминаю свой дом, край свой…» Ему осталось жить чуть больше
месяца.
Чтец: Казаков Анатолий Евгеньевич : «Нинушка, дорогая! Прости, что сразу не сказал тебе всей
правды никак язык не поворачивался, и сейчас так об этом писать не хочется, я ведь знаю, какая ты
у меня, реветь постоянно будешь. В общем, завтра убываем в Афганистан…» Он погиб на 12 день
пребывания в Афганистане.
Чтец: Грядушкин Сергей Анатольевич: « Мама, не надо зря лить слезы и оплакивать меня, ведь я
не навечно ушел служить, а всего лишь на два года.Зря не волнуйся за меня и я обязательно
приеду. Крепко, крепко целую, ваш сын Сергей». Письмо было написано 14 марта 1981 года, а на
слудующий день он погиб.
Чтец: Гамченко Сергей Владимирович: «Мама, еще раз тебя прошу, не переживай, ничего
страшного со мной не случится. Ведь я везучий и попал в хорошее место!». В Афган он прибыл
20 июня 1982 года, 22 июня написал письмо, а 28 июня его отправили домой в цинковом гробу.
Песня « Письмо к матери».
Чтец: Что случилось и как?
Матерям нет ответа!
Сына нет. Все, что есть,-
Неизвестность и боль
И летит над землею
Не первое лето
С той поры, как ушел он
В последний свой бой.
Чтец: Что с ним? Где он?
Погиб на крутом перевале,
Где свинец не щадил
Ни чужих ни своих
Или плена оковы солдата
Сковали
И не может он вырваться
Долго из них.
Чтец: Где вы, парни, что в письмах
Прийти обещали?
Если живы, вернитесь!
Вернитесь скорей!
Лишь молчанье в ответ
И морщины печали
Старят лица сраженных
Войной матерей… ( минута молчания )
Стихотворение « Памяти погибших в Афганистане».
Чтец: Простите те, кому мы не успели
Сказать слова о трепетной любви
За то, что на горячий снег осели,
Захлебываясь в собственной крови.
Простите нас, распластанных на скалах,
Разорванных осколками гранат,
Вписавших в вашу память кровью алой
Черты навеки молодых солдат
Простите нас, что мы уже не с вами
И что приходим только лишь во сне.
И не травите горькими словами
Ребят, что уцелели на войне.
Песня « Довоюй родной» в исполнении Веры Вячеславовны.
Ведущий2: Это была своеобразная война, и мы оказались в ней лишними. Наши солдаты и
офицеры расплачивались за недальновидность советского правительства. Наконец 15 февраля
1989 года стал днем, когда кончился счет потерям наших солдат, офицеров. Начался вывод
советских войск из этой войны.
Слайд 4,5.
Стихотворение « Ты мне снишься Афган»
Чтец: Ты мне снишься ночами Афган
Хоть прошло долгих 29 лет…
Я давно не сопливый пацан,
Только твой не истерся след
След от пота, что ест глаза
След от пули, когда стрельба
След, когда по щеке – слеза
След, что люди зовут судьба.
Злость прошла на своих врагов
Боль притупилась старых ран…
Не успел я отдать долгов,
Только помню тебя Афган.
Ведущий 1: Итог этой войны печален. Через афганскую мясорубку прошли сотни тысяч советских
солдат. Более 30.000 остались инвалидами. Более 15 тысяч матерей и отцов не дождались своих
сыновей, не услышали они: « Мама, я пришел…».
Слайд 12.
Песня « Помяни нас Россия». ( участники держат свечи…… ).
На этом наш классный час окончен. Благодарим за внимание.
Песня « Письмо к матери».
Слова: Ю. Слатов Музыка: Ю. Слатов
Здравствуй, Мама !
Я опять пишу письмо
Здравствуй, Мама !
Все как прежде хорошо
Все нормально, светит солнце
Над горой встает туман
Знаешь, мама, здесь не страшно
Просто здесь Афганистан
Как там наши?
Я во сне всех видел вас
Как сестренка?
Перешла-ль в четвертый класс?
Ты бы, мама, Ольгу в гости
К нам почаще бы звала
И скажи ей, что вернусь я
Чтоб она меня ждала
Мать читает, а в глазах стоит туман
Мать читает, все здесь правда, что - обман
Мать не в силах оторваться от могильного холма
Сын в земле, а на ладони - листик этого письма
Мать не в силах оторваться от могильного холма
Сын в земле, а на ладони - орден "Красная звезда"
Лишь вчера с осенним ветром
Ворвалась беда в окно
А сегодня, на рассвете
Почтальон принес письмо
В нем живой он, он смеется
И так хочет долго жить
Здравствуй, Мама!
Здравствуй, Вечность
Мы не в праве их забыть
Помяни нас, Россия
Помяни нас, Россия, в декабрьскую стужу
Перед тем, как сойдешься за праздничный стол,
Вспомни тех, кто присяги тебе не нарушил,
Кто берег тебя вечно и в вечность ушел.
Помяни нас, засыпанных пеплом и пылью,
Пулеметами врезанных в скальную твердь,
Запиши нас в историю горестной былью
И рубцом материнское сердце отметь.
Помяни нас, Россия, и злых, и усталых,
Одуревших от зноя, без сна, без воды,
Отмеряющих жизнь от привала к привалу,
От звезды до звезды, от беды до беды.
Помяни нас, Россия в извечной печали,
Златорусую косу свою расплетя,
Мы оставшимся помнить и жить обещали,
Жить, как коротко прожили мы для тебя
ПЕСНЯ ЖЕНЩИНЫ (Довоюй родной)
Муз Е.Птичкина, сл.Р.Рожденственского
На плече твоем до зари лежать,
О любви шептать ночью вешнею,
Сыновей рожать, дочерей рожать -
Исполнять свое дело
вечное
Припев.:
Довоюй, родной! Дотерпи, родной!
Не давай вздохнуть злому ворогу!
Мы за вас горой, вы за нас стеной,
Все у нас с тобой нынче поровну!.
Как мы держимся - у людей спроси..
Подсчитают пусть люди добрые,
Сколько баб теперь на большой Руси
До замужества стали вдовами
Припев.
Я бы выпила, да запал не тот,
Я сплясала бы, да не хочется.
Это жизнь идет, и война идет.
Неизвестно, что раньше кончится...