Напоминание

Краеведение – как средство патриотического воспитания учащихся на уроках истории.


Автор: Янчарук Вера Павловна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 67 имени Героя России В.Н.Шатова
Населённый пункт: Хабаровск
Наименование материала: статья
Тема: Краеведение – как средство патриотического воспитания учащихся на уроках истории.
Раздел: полное образование





Назад




Краеведение

как

средство

патриотического

воспитания

учащихся

на

уроках

истории.

В

настоящее

время

в

России

происходит

процесс

формирования

новой

системы

образования,

переориентация

на

социализацию

личности,

формирование

активной

гражданской позиции, патриотического сознания.

Патриотизм

и

гражданственность

выступают

как

составные

части

социального

и

духовного развития человека.

Наиболее эффективным средством формирования патриотического сознания включения

школьников

в

общественную

жизнь

является

краеведческая

работа.

Историческое

краеведение является тем элементом исторического образования на сегодняшнем этапе,

который обогащает учащихся знаниями родного края, воспитывает любовь к нему и

способствует

формированию

гражданственных

понятий

и

навыков.

Оно

раскрывает

учащимся связи родного города, села с великой Родиной, помогает уяснить неразрывное

единство истории, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим

долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций родного края.

В основе краеведческой работы лежат поиск, глубокий интерес к прошлому. Память о

прошлом - источник чувства гражданственности. Героический период в жизни страны,

народа, живая связь поколений позволяют учащимся

по-новому взглянуть на историю

родины, прикоснуться к истокам ее национальной гордости, помогают формировать у них

собственную гражданскую позицию. Ознакомление с фактами из истории края, города,

села, сопричастность к ним помогают школьникам лучше усвоить общие закономерности

развития нашей страны, сделать их более понятными, близкими, органически связать

изучаемый материал с прошлым и настоящим своего района, тем самым способствуя

формированию глубоких идей и превращению их в убеждения.

Каждый старый, пожелтевший архивный листок, воспоминания ветеранов, записанные на

встрече с ними, каждая чудом уцелевшая фотография помогают бороться с равнодушием к

родной истории. Память о прошлом - источник чувства гражданственности и патриотизма.

Героический период в жизни страны, народа, живая связь поколений позволяют ребятам

по-новому

взглянуть

на

историю

родины,

прикоснуться

к

истокам

ее

национальной

гордости,

помогают

формировать

у

них

собственную

гражданскую

позицию.

Ознакомление с фактами из истории края, города, села, сопричастность к ним помогают

школьникам лучше усвоить общие закономерности развития нашей страны, сделать их

более понятными, близкими, органически связать изучаемый материал с прошлым и

настоящим

своего

района,

тем

самым

способствуя

формированию

глубоких

идей

и

превращению их в убеждения.

Я, как учитель истории, отдаю отчет в значении краеведения для воспитания школьников

и провожу работу по приобщению учащихся к изучению истории родного края. В курсе

изучения истории России, провожу уроки по историческому краеведению: урок истории

для 9 класса «Экономика Хабаровского края в годы Великой Отечественной войны», урок

истории для 11 класса «Советский тыл в годы Великой Отечественной войны. Вклад

Хабаровского края в победу советского народа над фашистской Германией», « Наш край в

годы гражданской войны». Успешно проводится внеклассная работа по краеведению.

Много лет действует кружок «Русичи». Ребята ведут переписку с ветеранами войны,

оформляют школьный музей, в котором проводятся уроки по истории края, классные часы.

( См. Приложение №1,классный час « Афганистан живая память»).

Краеведческая деятельность позволяет ученику познакомиться со своим краем, познать

духовно-нравственные традиции народа. А это и есть истоки и основа патриотического

воспитания.

Возможности

воспитания

патриотизма

у

подрастающего

поколения,

заложенные

в

историческом краеведении, не реализуются сами по себе, необходима целенаправленная,

систематическая

деятельность

педагогов,

разработка

программ,

методических

рекомендаций и т. д. Оптимальным решением построения целостной системы историко-

краеведческого

образовательного

пространства,

на

мой

взгляд,

выступает

музейная

педагогика.

Встреча современного ребенка с предметным миром прошлых эпох не предусмотрена в

школьном курсе. Поэтому необходимо включение музеев в

единое образовательно-

воспитательное пространство. Стержнем, соединяющим школу и музей, должна стать

музейная педагогика, которая, используя музейные формы коммуникации, может и должна

оказать существенное влияние на воспитание детей. Поэтому, в своей педагогической

деятельности использую регулярные экскурссии в музей.

Мои ученики с большим

удовольствием посещают Военно- исторический музей КДВО, краеведческий музей

имени Гродекова, панораму «Волочаевская битва» и школьный музей « Истории Красной

речки и школы».

Давно известно, что любое государство можно победить без оружия - для этого достаточно

забыть

историю,

разорвать

связь

поколений,

внедрить

чужую

культуру

и

опорочить

армию. Наша задача - не забыть, «незамолчать», не предать Великого подвига нашего

народа.

Краеведческая работа дает возможность ребёнку представить целостную картину мира,

позволят раскрыть и развить свои способности, помогает осознать себя гражданином и

патриотом.

Приложение 1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная

школа им. Героя Российской Федерации В.Н.Шатова

Конкурс

« Афганистан – живая память»

Руководитель: Янчарук Вера Павловна,

учитель истории и обществознания;

тел.89144251664

Хабаровск

2018г.

Афганистан - живая память.

Пояснительная записка

Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы

воспитательной работы.

На сегодняшний день уделяется мало внимания локальным конфликтам 20 века, учащиеся мало

знают о них, не могут объяснить почему они происходили. Кроме того, изучение истории

Отечества необходимо для того, чтобы извлечь из нее серьезные уроки, которые должны оградить

наше общество от многих ошибок, допущенных в те годы.

Также в связи с последними событиями, историю начали переписывать, забывать события,

унесшие тысячи жизней, обесценивать подвиги героев… Но нельзя никогда забывать свою

историю, нельзя забывать советских героев, ведь война – это самая страшная катастрофа...

В этих условиях на первый план в воспитании подрастающего поколения выходят вопросы

развития гражданской ответственности, патриотизма, любви к Родине, возросла и необходимость

воспитания у подростков ответственного отношения к своей судьбе и жизни других россиян.

Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического

воспитания, то есть в воспитательной системе, обеспечивающей активную субъектную

включенность детей в различные формы, развивающую их опыт гражданского поведения и

выращивания патриотических убеждений

С подростками 10-11 лет очень важно проводить военно-патриотические мероприятия, ведь

формирование личности ребёнка, его воспитание начинаются с воспитания чувств через мир

положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и

интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается, взращивания у молодого поколения

целеустремленной гражданственности, веры в Отчизну и уважение к национальным приоритетам.

Цели:

воспитание

у

школьников

гражданственности

и

патриотизма,

чувства

долга,

ответственности, отваги на личных примерах воинов-интернационалистов; развитие интереса

к

истории

прошлого

столетия;

привитие

уважения

к

старшему

поколению;

расширение

кругозора учащихся; духовное обогащение учащихся поэтическим и песенным наследием воинов-

интернационалистов.

Задачи мероприятия:

- создание условий для воспитания у обучающихся чувства патриотизма;

- привлечение обучающихся к внеурочной деятельности;

- совместное участие взрослых и детей в мероприятии.

Категории участников:

обучающиеся 6-11 классов,

Режиссерский замысел:

использовать в мероприятии показ слайдов;

привлечь к участию в мероприятии преподавателей

показать участникам необходимость и важность таких мероприятий.

Оборудование: комплект мультимедийного оборудования.

Ход классного часа.

На фоне мелодии Я. Никитина «Вальс дождя»

Чтец 1:

Вчера мальчишки выпускной гуляли,

Ломился стол от всяческих сластей.

И в ночь подруги им судьбу гадали,

И нагадали тысячу путей.

Но выпала всем дальняя дорога

в чужую неизвестную страну.

И не нашлось другой судьбы у Бога,

Чем эта - через страшную войну!

Чтец 2:

И им пришлось испить ее до края

И, обманув в письме отца и мать,

Мол, не на бой - «по делу» вылетаем

В жестокой сече к смерти привыкать.

Их уносили «Черные тюльпаны»,

Не в небо - к Богу в девятнадцать лет...

За землю предков дрались там душманы.

А мы за что? Никто не даст ответ.

Чтец 3:

И вот вернулись к нам мальчишки. Поседели.

У сердца - боевые ордена.

И шрамы - как отметины - на теле.

И в душах - не кончается война.

И в снах - опять восстанет из могилы

Тот, на твоих глазах погибший друг.

И не найдется в целом мире силы,

Чтоб разорвать порочный этот круг!

Чтец 1: ( слайд 1, 2,3).

Нашу встречу сегодня мы назвали «Живая память». Именно живая память, потому что ещё

живы те, кто воевал в Афганистане, Чечне, других «горячих точках». Живая, потому что память о

погибших свято хранят их товарищи по оружию, их семьи и близкие. И память эта будет жива,

пока мы об этом помним, пока мы об этом говорим и поем.

На фоне мелодии Андрея Данилко « После тебя» ( слайд 3)

Ведущий 1: Каждый человек испытывает чувство национальной гордости за свою Родину. А

настоящие мужчины обязаны заботиться о чести своей армии ,а через нее и чести Отечества.

Примером мужества и героизма стали подвиги советских солдат и офицеров во время афганской

войны. Сегодня мы собрались, чтобы почтить память павших бойцов: солдат и офицеров, чьих – то

сыновей, отцов, братьев и отдать дань уважения мужеству и героизму выживший в этой жестокой

суровой войне.

Ведущий 2: 27 апреля 1978 года в Афганистане произошел военный переворот. В результате

переворота был свергнут и убит Даур, что явилось прологом многолетней кровопролитной войне,

продолжавшейся в Афганистане долгих 10 лет. 12 декабря на заседании Политбюро ЦК КПСС

было принято решение – ввести советские войска в Афганистан. А 25 декабря 1979 года в 15-00 в

солнечный зимний день начался ввод войск. Первые погибшие появились уже через два часа.

( звук бомбежки)

Чтец: Первый взрыв, первый крик

Первый мертвый пацан,

И душевный надрыв,

И горящий Коран,

Налетела броня,

Вертолетов стена

Вновь эрессы пошли

Все с собой хороня.

Чтец: Все погибло в огне,

Стерт фугасом аул,

Бьется ярость во мне

Жаждет крови Кабул.

Искалечен навек,

Не один человек. ( включить мелодию «После тебя» А.Данилко)

Чтец: Афганистан!

Это плен и позор,

Смерть и страх сыновей

Афганистан!

Это слезы, мольба

Жен, отцов, матерей

Афганистан!

Это гордость за тех

Кто презрев пули свист,

Не дожил

Афганистан!

Это скорбь и беда

Это траур не нужных могил.

Ведущий1: Трудной была война… Душманы получили и освоили новейшее вооружение, вплоть

до ракетных установок. А восточные традиции и религиозный фанатизм проявлялись во всем

поведении моджахетов: убить и надругаться над трупом считалось особой доблестью. Для них

шурави были не только чужеземцами, они были врагами свято веры и война с ними считалась

священной.

Ведущий 2: Наши солдаты оказались окруженными со всех сторон, ненавидящими их афганцами.

Удар можно было ждать от каждого, будь то старик, женщина или ребенок. Но они не сдавались!

Чтец: Вспомним гордо и прямо погибших в борьбе

Есть великое право: забывать о себе

Есть высокое право: пожелать и посметь!

Стала вечною славой мгновенная смерть.

Ведущий1: Давайте послушаем отрывки из писем наших земляков, которых нет рядом с нами,

которые погибли на суровой афганской земле. Письма. Которые отражают их чувства, мысли.

( Слайд 6) (музыка не звучит).

Чтец: Бобров Евгений Петрович: « Сейчас стоим в городе Кимише. Ночью службу несем, а днем

наш взвод сооружает для себя бассейн. Воды здесь много, только пить ее страшно, нужно

кипятить. Мама, все цветет, трава, как у нас – зеленая, а какие здесь маки! Я пошлю тебе. По

ночам, когда стою на посту вспоминаю свой дом, край свой…» Ему осталось жить чуть больше

месяца.

Чтец: Казаков Анатолий Евгеньевич : «Нинушка, дорогая! Прости, что сразу не сказал тебе всей

правды никак язык не поворачивался, и сейчас так об этом писать не хочется, я ведь знаю, какая ты

у меня, реветь постоянно будешь. В общем, завтра убываем в Афганистан…» Он погиб на 12 день

пребывания в Афганистане.

Чтец: Грядушкин Сергей Анатольевич: « Мама, не надо зря лить слезы и оплакивать меня, ведь я

не навечно ушел служить, а всего лишь на два года.Зря не волнуйся за меня и я обязательно

приеду. Крепко, крепко целую, ваш сын Сергей». Письмо было написано 14 марта 1981 года, а на

слудующий день он погиб.

Чтец: Гамченко Сергей Владимирович: «Мама, еще раз тебя прошу, не переживай, ничего

страшного со мной не случится. Ведь я везучий и попал в хорошее место!». В Афган он прибыл

20 июня 1982 года, 22 июня написал письмо, а 28 июня его отправили домой в цинковом гробу.

Песня « Письмо к матери».

Чтец: Что случилось и как?

Матерям нет ответа!

Сына нет. Все, что есть,-

Неизвестность и боль

И летит над землею

Не первое лето

С той поры, как ушел он

В последний свой бой.

Чтец: Что с ним? Где он?

Погиб на крутом перевале,

Где свинец не щадил

Ни чужих ни своих

Или плена оковы солдата

Сковали

И не может он вырваться

Долго из них.

Чтец: Где вы, парни, что в письмах

Прийти обещали?

Если живы, вернитесь!

Вернитесь скорей!

Лишь молчанье в ответ

И морщины печали

Старят лица сраженных

Войной матерей… ( минута молчания )

Стихотворение « Памяти погибших в Афганистане».

Чтец: Простите те, кому мы не успели

Сказать слова о трепетной любви

За то, что на горячий снег осели,

Захлебываясь в собственной крови.

Простите нас, распластанных на скалах,

Разорванных осколками гранат,

Вписавших в вашу память кровью алой

Черты навеки молодых солдат

Простите нас, что мы уже не с вами

И что приходим только лишь во сне.

И не травите горькими словами

Ребят, что уцелели на войне.

Песня « Довоюй родной» в исполнении Веры Вячеславовны.

Ведущий2: Это была своеобразная война, и мы оказались в ней лишними. Наши солдаты и

офицеры расплачивались за недальновидность советского правительства. Наконец 15 февраля

1989 года стал днем, когда кончился счет потерям наших солдат, офицеров. Начался вывод

советских войск из этой войны.

Слайд 4,5.

Стихотворение « Ты мне снишься Афган»

Чтец: Ты мне снишься ночами Афган

Хоть прошло долгих 29 лет…

Я давно не сопливый пацан,

Только твой не истерся след

След от пота, что ест глаза

След от пули, когда стрельба

След, когда по щеке – слеза

След, что люди зовут судьба.

Злость прошла на своих врагов

Боль притупилась старых ран…

Не успел я отдать долгов,

Только помню тебя Афган.

Ведущий 1: Итог этой войны печален. Через афганскую мясорубку прошли сотни тысяч советских

солдат. Более 30.000 остались инвалидами. Более 15 тысяч матерей и отцов не дождались своих

сыновей, не услышали они: « Мама, я пришел…».

Слайд 12.

Песня « Помяни нас Россия». ( участники держат свечи…… ).

На этом наш классный час окончен. Благодарим за внимание.

Песня « Письмо к матери».

Слова: Ю. Слатов Музыка: Ю. Слатов

Здравствуй, Мама !

Я опять пишу письмо

Здравствуй, Мама !

Все как прежде хорошо

Все нормально, светит солнце

Над горой встает туман

Знаешь, мама, здесь не страшно

Просто здесь Афганистан

Как там наши?

Я во сне всех видел вас

Как сестренка?

Перешла-ль в четвертый класс?

Ты бы, мама, Ольгу в гости

К нам почаще бы звала

И скажи ей, что вернусь я

Чтоб она меня ждала

Мать читает, а в глазах стоит туман

Мать читает, все здесь правда, что - обман

Мать не в силах оторваться от могильного холма

Сын в земле, а на ладони - листик этого письма

Мать не в силах оторваться от могильного холма

Сын в земле, а на ладони - орден "Красная звезда"

Лишь вчера с осенним ветром

Ворвалась беда в окно

А сегодня, на рассвете

Почтальон принес письмо

В нем живой он, он смеется

И так хочет долго жить

Здравствуй, Мама!

Здравствуй, Вечность

Мы не в праве их забыть

Помяни нас, Россия

Помяни нас, Россия, в декабрьскую стужу

Перед тем, как сойдешься за праздничный стол,

Вспомни тех, кто присяги тебе не нарушил,

Кто берег тебя вечно и в вечность ушел.

Помяни нас, засыпанных пеплом и пылью,

Пулеметами врезанных в скальную твердь,

Запиши нас в историю горестной былью

И рубцом материнское сердце отметь.

Помяни нас, Россия, и злых, и усталых,

Одуревших от зноя, без сна, без воды,

Отмеряющих жизнь от привала к привалу,

От звезды до звезды, от беды до беды.

Помяни нас, Россия в извечной печали,

Златорусую косу свою расплетя,

Мы оставшимся помнить и жить обещали,

Жить, как коротко прожили мы для тебя

ПЕСНЯ ЖЕНЩИНЫ (Довоюй родной)

Муз Е.Птичкина, сл.Р.Рожденственского

На плече твоем до зари лежать,

О любви шептать ночью вешнею,

Сыновей рожать, дочерей рожать -

Исполнять свое дело

вечное

Припев.:

Довоюй, родной! Дотерпи, родной!

Не давай вздохнуть злому ворогу!

Мы за вас горой, вы за нас стеной,

Все у нас с тобой нынче поровну!.

Как мы держимся - у людей спроси..

Подсчитают пусть люди добрые,

Сколько баб теперь на большой Руси

До замужества стали вдовами

Припев.

Я бы выпила, да запал не тот,

Я сплясала бы, да не хочется.

Это жизнь идет, и война идет.

Неизвестно, что раньше кончится...



В раздел образования