Автор: Львович Татьяна Михайловна
Должность: учитель русского языка
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №19"
Населённый пункт: город Северодвинск, Архангельская область
Наименование материала: конспект урока
Тема: Дж. Родари. Философский смысл «Сказок по телефону».
Раздел: среднее образование
Учитель: Афанасьева Татьяна Михайловна
Конспект урока литературы в 5 «Б» классе.
Тема: Дж. Родари. Философский смысл «Сказок по телефону».
Цель урока: познакомить детей с биографией Дж. Родари и приоткрыть философский смысл «Сказок по
телефону».
Задачи урока: обучающие и развивающие.
Обучающие: познакомить учащихся с некоторыми фактами жизни Дж. Родари, дать представление об
основных особенностях сказок писателя, обучение умению рассуждать и доказывать свою точку зрения.
Развивающие: совершенствовать умение анализировать прозаический текст, развивать умение эмоционально
откликаться на художественное слово, развивать культуру общения и речи, развивать познавательный интерес
через организацию игровых ситуаций, развивать память, развить воображение детей.
Воспитательные: воспитание творчества, воспитание культуры поведения.
Методы и приемы: объяснительно-иллюстративный, проблемный,
беседа по вопросам, рассказ учителя, сообщения учащихся, выразительное чтение, инсценировка сказки.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: портрет Дж. Родари, иллюстрации к «Сказкам по телефону», учебники, тетради, раздаточный
материал (карточки с заданиями).
План урока:
1.Орг. момент (1 мин.)
2.Тема урока. Цели формулируют учащиеся (2 мин).
3.Биография Дж. Родари (сообщение, 5 мин.)
4. Работа с карточками. Проверка в парах.(5 мин)
5. Особенности «Сказок по телефону» (5 минут)
6. Инсценировка сказки. Ответы на вопросы (10 мин)
7. Физминутка(1 мин)
8. Выразительное чтение сказки «Старые пословицы». Ответы на вопросы(10 мин.)
9. Работа в парах по карточкам (3 мин.)
10. Рефлексия (3 мин.)
11.Домашнее задание (2 мин.)
Ход урока.
I.
Орг. момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята, садитесь. Проверим готовность к уроку (тетрадь, учебник, дневник, ручка).
II.
Тема нашего урока: Дж. Родари «Сказки по телефону». Открываем тетради, записываем тему урока.
Как вы думаете, какая цель нашего урока? (1. Познакомиться с биографией писателя. 2. Приоткрыть
философский смысл «Сказок по телефону»).
III.
Биографию писателя подготовила Карина. Прошу вас слушать очень внимательно.
Выступление Карины.
Работа с иллюстрациями. Обратите внимание на доску. Вы видите портрет Дж. Родари и иллюстрации к его
самым известным произведениям (Приключения Чипполино, Сказки по телефону).
IV. Надеюсь, что вы были хорошими слушателями и с лёгкостью сможете восполнить пропуски в карточках.
Возьмите в руки карточки, вписывайте ручкой ответы (на выполнение 5 минут). Карина получает
индивидуальное задание. Проверяем в парах (меняемся листочками), выставляем оценки. Кто выполнил без
ошибок? У кого одна ошибка?
V. Давайте вспомним, как автор объясняет появление «Сказок по телефону»?
Почему они такие короткие?
Особенности «Сказок по телефону»(записываем в тетрадь):
1.
Очень (короткие), но имеют чёткий сюжет.
2.
Герои наделены (простыми и ясными) характерами.
3.
Предельная лаконичность, подобная лаконичности (басен), подталкивает читателей к выводам о
героях.
4.
Содержат (глубокий) смысл.
VI. Работа с иллюстрацией. На доске осталась одна картинка, про которую Карина ничего не сказала. К
какой сказке нарисована данная иллюстрация? (Про мышь, которая ела кошек)
Инсценировку данной сказки подготовили ребята вашего класса. Все открыли учебник на с. 62, готовьтесь
отвечать на вопросы по сказке.
VII. Физминутка.
VIII.Сегодня на уроке мы поговорим ещё об одной сказке – «Старые пословицы».
Что такое пословица? (Краткое, ритмически организованное, устойчивое в речи, образное изречение народа
(БСЭ))
Открываем с. 64. Выразительно читаем сказку. Сколько пословиц в Сказке? (6)
Почему каждая из них названа старой?
IX.
Дж. Родари очень часто использовал в своих сказках пословицы.
Возьмите в руки карточки, которые лежат посередине стола. Все пословицы перепутались. Ваша задача
найти продолжение пословицы. Работаем в парах. Будьте готовы объяснить смысл пословиц.
1. Где лук - …………………… ...…………..без костей
2. На сердце……………………………. .……увидим.
3. Язык без костей…………………… ………там и слезы.
4. Остался……………………………………. не легче
5. Словно……………………………………. только время терять
6. Здесь и……………………………………. кошки скребут.
7. Поживем -…………………………………у стен есть уши.
8. Час от часу ……………………………….в дураках
9. Спать - ……………………………………о стенку горох
X. Рефлексия.
Что запомнилось с урока? Кто лучше всех работал? Понравился урок?
XI. Домашнее задание. Мини-сочинение на тему «Какая сказка Дж.Родари мне понравилась больше?»