Автор: Лукина Ольга Викторовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 149 "Детский сад общеразвивающего вида"
Населённый пункт: г.Кемерово
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Мастер–класс для родителей по развитию речи детей
Раздел: дошкольное образование
Мастер-класс для родителей по развитию речи малышей.
Цель. Повышение компетентности родителей в вопросах воспитания
малышей, установление партнерских отношений на основе субъектной
позиции.
В
возрасте
1,5
–
3
лет
речь
является
основным,
ведущим
психическим
процессом,
который
в
значительной
мере
влияет
на
интеллектуальное
развитие ребенка. Психологи называют этот период сенситивным, то есть
чувствительным
для
активного
развития
речи.
Речь
развивается
сразу
в
нескольких
направлениях:
в
первую
очередь
происходит
максимальное
накопление словаря, осваиваются также грамматические правила построения
фраз, развивается способность связно выражать мысли, совершенствуется
понимание речи. Родителям необходимо помнить о том, что речь – это не
врожденная способность, она развивается посредством общения ребенка с
окружающей средой. Поэтому так важно, чтобы взрослые чаще общались с
ребёнком
и
в
разговоре
следили
за
своим
произношением,
говорили
не
торопясь, чётко произносили все звуки и слова. Если не хватает времени для
того, чтобы заниматься с малышом дома, можно делать это во время прогулки
или приготовления пищи.
Педагог просит родителей поделиться опытом, в какие речевые игры они
играют с собственным ребенком. Затем предлагает родителям поиграть
речевые игры, которые можно использовать с ребёнком во время прогулки.
Что я слышу?
Цель. Закрепить представление об окружающих звуках, развивать умение
соотносить предмет с его звучанием. Предложите ребенку назвать, что он
слышит. Например: «Я слышу, как гудит паровоз. А ты?»
Где позвонили?
Цель. Накопление словаря и развитие фразовой речи. Взрослый предлагает
детям закрыть глаза, внимательно послушать и определить, какие звуки они
услышали (сигнал машины, лай собаки, разговор прохожих и т.д.).
Внимательные ушки
Цель. Развивать остроту слуха, слуховое внимание, восприятие. Взрослый
отходит на определённое расстояние, становится напротив и чётким, внятным
шёпотом
(уловимым
только
в
том
случае,
если
каждый
активно
вслушивается) отдаёт команды («Руки вверх, в стороны, кругом» и другие,
более сложные).
Поймай звук.
Цель. Развитие
фонематического
слуха.
Нахождение
звука
в
словах,
воспринятых на слух. Предложите малышу вслушиваться и определять, в
каком слове есть заданный звук. Вариант. Назвать предметы, в названии
которых есть обусловленный звук.
Телеграф
Цель. Обучение
слоговому
анализу
слов.
Предложите
ребенку
протопать
слово, четко деля его на части (слоги). Произносите отчётливо и громко,
слово, например, колесо. Вместе с ребёнком протопайте столько раз, сколько
слогов в данном слове. Предлагайте разные по количеству слогов слова.
Что я вижу.
Ц е л ь . Закрепить
представление
об
окружающем
мире,
развитие
грамматического
строя
речи.
Предложите
ребенку
называть
то,
что
встречается на пути. Например: «Я вижу синицу, а ты?» Вариант. Называть
только птиц или домашних животных, виды транспорта.
Посчитай-ка.
Ц е л ь . Закрепить
представление
об
окружающем
мире,
развитие
грамматического строя речи. Предложите ребенку посчитать кошек (Одна
кошка, две кошки. Первая кошка, вторая кошка) или красные автомобили, или
магазины, или мам с колясками.
Педагог предлагает родителям подойти к столу и поиграть в речевые игры,
которые можно использовать с ребенком дома.
Кто кого перескороговорит
Цель. Развитие
дикции.
Если
малыш
уже
неплохо
говорит,
предложите
ребенку разучить скороговорки. И проговаривать их сначала вместе с вами
медленно и ритмично, затем самостоятельно, с постепенным ускорением
темпа. «У Потапки на лапках по тапку. Купил в лавке по тапку Потапка».
Узнай на ощупь (на вкус).
Цель. Развитие сенсомоторного опыта ребенка, знакомство с предметами
окружающего мира. Предложите ребенку с закрытыми глазами узнать овощ
или фрукт на ощупь, на вкус.
Рисунки на крупе.
Цель. Развитие сенсомоторного опыта ребенка, мелкой моторики кистей и
пальцев рук. Насыпав манную крупу тонким слоем на поднос, предложите
ребенку нарисовать мяч, морковку и т.д.
Сортируем крупу.
Цель. Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук, развитие темпо-
ритмической
организации.
Предложите
ребенку
сортировать
крупу
(например,
горох
и
фасоль).
Можно
посчитать
горошины,
можно
выкладывать их в определенной последовательности, а затем прикасаясь
пальчиком к каждой горошине четко проговаривать слоги ТА – ТА – ТА, или
слова МАМА – МАМА – МАМА. Можно предложить ребенку вспомнить
название стольких игрушек, сколько перед ним горошин.