Напоминание

Мастер–класс для родителей по развитию речи детей


Автор: Лукина Ольга Викторовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 149 "Детский сад общеразвивающего вида"
Населённый пункт: г.Кемерово
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Мастер–класс для родителей по развитию речи детей
Раздел: дошкольное образование





Назад




Мастер-класс для родителей по развитию речи малышей.

Цель. Повышение компетентности родителей в вопросах воспитания

малышей, установление партнерских отношений на основе субъектной

позиции.

В

возрасте

1,5

3

лет

речь

является

основным,

ведущим

психическим

процессом,

который

в

значительной

мере

влияет

на

интеллектуальное

развитие ребенка. Психологи называют этот период сенситивным, то есть

чувствительным

для

активного

развития

речи.

Речь

развивается

сразу

в

нескольких

направлениях:

в

первую

очередь

происходит

максимальное

накопление словаря, осваиваются также грамматические правила построения

фраз, развивается способность связно выражать мысли, совершенствуется

понимание речи. Родителям необходимо помнить о том, что речь – это не

врожденная способность, она развивается посредством общения ребенка с

окружающей средой. Поэтому так важно, чтобы взрослые чаще общались с

ребёнком

и

в

разговоре

следили

за

своим

произношением,

говорили

не

торопясь, чётко произносили все звуки и слова. Если не хватает времени для

того, чтобы заниматься с малышом дома, можно делать это во время прогулки

или приготовления пищи.

Педагог просит родителей поделиться опытом, в какие речевые игры они

играют с собственным ребенком. Затем предлагает родителям поиграть

речевые игры, которые можно использовать с ребёнком во время прогулки.

Что я слышу?

Цель. Закрепить представление об окружающих звуках, развивать умение

соотносить предмет с его звучанием. Предложите ребенку назвать, что он

слышит. Например: «Я слышу, как гудит паровоз. А ты?»

Где позвонили?

Цель. Накопление словаря и развитие фразовой речи. Взрослый предлагает

детям закрыть глаза, внимательно послушать и определить, какие звуки они

услышали (сигнал машины, лай собаки, разговор прохожих и т.д.).

Внимательные ушки

Цель. Развивать остроту слуха, слуховое внимание, восприятие. Взрослый

отходит на определённое расстояние, становится напротив и чётким, внятным

шёпотом

(уловимым

только

в

том

случае,

если

каждый

активно

вслушивается) отдаёт команды («Руки вверх, в стороны, кругом» и другие,

более сложные).

Поймай звук.

Цель. Развитие

фонематического

слуха.

Нахождение

звука

в

словах,

воспринятых на слух. Предложите малышу вслушиваться и определять, в

каком слове есть заданный звук. Вариант. Назвать предметы, в названии

которых есть обусловленный звук.

Телеграф

Цель. Обучение

слоговому

анализу

слов.

Предложите

ребенку

протопать

слово, четко деля его на части (слоги). Произносите отчётливо и громко,

слово, например, колесо. Вместе с ребёнком протопайте столько раз, сколько

слогов в данном слове. Предлагайте разные по количеству слогов слова.

Что я вижу.

Ц е л ь . Закрепить

представление

об

окружающем

мире,

развитие

грамматического

строя

речи.

Предложите

ребенку

называть

то,

что

встречается на пути. Например: «Я вижу синицу, а ты?» Вариант. Называть

только птиц или домашних животных, виды транспорта.

Посчитай-ка.

Ц е л ь . Закрепить

представление

об

окружающем

мире,

развитие

грамматического строя речи. Предложите ребенку посчитать кошек (Одна

кошка, две кошки. Первая кошка, вторая кошка) или красные автомобили, или

магазины, или мам с колясками.

Педагог предлагает родителям подойти к столу и поиграть в речевые игры,

которые можно использовать с ребенком дома.

Кто кого перескороговорит

Цель. Развитие

дикции.

Если

малыш

уже

неплохо

говорит,

предложите

ребенку разучить скороговорки. И проговаривать их сначала вместе с вами

медленно и ритмично, затем самостоятельно, с постепенным ускорением

темпа. «У Потапки на лапках по тапку. Купил в лавке по тапку Потапка».

Узнай на ощупь (на вкус).

Цель. Развитие сенсомоторного опыта ребенка, знакомство с предметами

окружающего мира. Предложите ребенку с закрытыми глазами узнать овощ

или фрукт на ощупь, на вкус.

Рисунки на крупе.

Цель. Развитие сенсомоторного опыта ребенка, мелкой моторики кистей и

пальцев рук. Насыпав манную крупу тонким слоем на поднос, предложите

ребенку нарисовать мяч, морковку и т.д.

Сортируем крупу.

Цель. Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук, развитие темпо-

ритмической

организации.

Предложите

ребенку

сортировать

крупу

(например,

горох

и

фасоль).

Можно

посчитать

горошины,

можно

выкладывать их в определенной последовательности, а затем прикасаясь

пальчиком к каждой горошине четко проговаривать слоги ТА – ТА – ТА, или

слова МАМА – МАМА – МАМА. Можно предложить ребенку вспомнить

название стольких игрушек, сколько перед ним горошин.



В раздел образования