Напоминание

конспект урока на тему " Глагол как часть речи"


Автор: Кавицкая Нелли Фёдоровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №49 г. Калуги
Населённый пункт: г. Калуга
Наименование материала: методическая разработка
Тема: конспект урока на тему " Глагол как часть речи"
Раздел: начальное образование





Назад




Методическая разработка урока по русскому языку «Глагол как часть речи» учителя начальных

классов МБОУ « СОШ№ 49» г. Калуги Кавицкой Нелли Фёдоровны

Тема: Глагол как часть речи

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений

Цель урока: повторение и систематизация знаний учащихся о глаголе.

Задачи:

Образовательные:

- обобщить знания учащихся по теме «Глагол»;

- повторить морфологические и грамматические признаки глагола;

- закрепить навыки правописания глаголов.

Развивающие:

- развивать умение применять теоретические знания на практике;

– развивать умение работать в группах, активность обучающихся;

– развивать орфографическую зоркость, мышление и внимание.

Воспитывающие:

– воспитывать дружеские отношения между детьми и самостоятельность.

Формируемые УУД:

Личностные УУД:

- уметь создавать благоприятную дружескую атмосферу вокруг себя, принимать активное участие на уроке и быть

воспитанным.

Познавательные УУД:

- уметь правильно употреблять глаголы в устной речи и безошибочно их писать, определять их морфологические и

грамматические признаки;

Регулятивные УУД:

- уметь планировать свою деятельность: формулировать тему урока, ставить перед собой цель, контролировать свои

действия и делать выводы;

Коммуникативные УУД:

- уметь сотрудничать, договариваться о последовательности действий и результате, учиться представлять другим ход

работы и ее результат, слушать мнение других.

Методы: словесный, частично-поисковый, демонстрационный, наглядный.

Средства обучения: учебник «Русский язык» для 4 класса начальной школы 2 ч., авторы: В.П. Канакина, В.Г.

Горецкий, Москва, «Просвещение», 2017 г.

Формы организации работы на уроке: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Ожидаемый результат: каждый ученик, обобщая и систематизируя знания по теме.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, карточки, задания для групп.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1.

Организационны

й этап

2. Словарная

работа

4. Формулировка

- Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемы гости. Я рада

приветствовать Вас на уроке русского языка.

Улыбнемся друг другу! Пусть от улыбки станет тепло на

душе, пусть она поможет легко и радостно трудиться на

уроке. Желаю всем успехов! ( слайд 1)

Г…зета, л…пата, агр…ном, г…ризонт, ов…щи, лаг…рь,

св…ркать

- Что объединяет эти слова? (словарные)

-Спишите слова, вставив пропущенные буквы.

(проверка на слайде)

- Какое слово лишнее? Почему? (сверкать) (на слайде

улетает это слово)

Оценить свою работу.

- Написал без ошибок-2 балла

- Допущена одна ошибка- 1балл

-Допущено более 2 ошибок- 0 баллов

Дети вставляют буквы. Записывают

слова в тетрадь.

Оценивают свою работу.

учащимися темы

и цели урока

5. Актуализация

знаний.

- Подчеркните первую букву в каждом слове и составьте из

них слово, которое подскажет вам тему сегодняшнего урока

(на слайде составляется слово глагол).

-Сформулируйте тему урока

-Тема нашего урока « Глагол». Запись на доске.

- По частоте употребления глагол занимает второе место

после существительного. Говорят, что глагол самая

« деловая» часть речи, так как всегда расскажет, что делает

существительное.

- Как вы думаете почему?

-Давайте вспомним, что мы знаем о глаголе. Для этого

возьмите карточки жёлтого цвета. Прочитайте текст.

Промаркируйте специальными значками, что знаю

V, что не

знаю +.

Инсерт

Детям предлагает текст про глагол, читают текст, маркируя

его специальными значками .

V — я это знаю;

+ — это новая информация для меня;

Глагол — часть речи, которая обозначает действие

предмета. Отвечает на вопросы что делать? что

сделать? Начальная форма глагола называется

неопределенной формой глагола. Глаголы бывают

Дети формулируют тему урока

Систематизировать свои знания о

глаголе

Работа в парах.

6. Определение

грамматических

признаков.

прошедшего, настоящего и будущего времени. Глаголы

спрягаются. В настоящем и будущем времени они

изменяются по лицам и числам. В прошедшем времени по

числам и родам в единственном числе. Глаголы

прошедшего времени образуются с помощью суффикса –

Л-. Постоянными морфологическими признаками у глагола

являются спряжение и вид. Глаголы бывают совершенного

и несовершенного вида. Относятся к I и II спряжению. Не

с глаголами пишется раздельно. В предложении глагол

является сказуемым.

Дети заполняют таблицу.

V

+

- Мы выяснили, что знаем, а что не знаем о глаголе.

Цель урока:

повторить и систематизировать знания о

глаголе, как части речи.

Поможет закрепить наши знания, выполнив задание .

1.

Определение роли глаголов в речи. На какие

вопросы отвечаю глаголы.

- На партах лежат карточки синего цвета с текстом.

Индивидуальная на доске.

Оценивают свою работу.

Прочитайте.

-Что не хватает в тексте?

-Вставьте глаголы и докажите, что это глаголы.

Текст

Весна. Яркое солнце. Проталинки. Ручейки. Жучки и

букашки. В берлоге медведь.

Слова для справок: светит, мороз, наступила, роща,

побежали, наверно, появились, гибкий, выползают,

просыпается, интересный.

Один работает на закрытой доске. Проверка.

- Что такое глагол?

Вывод: глагол- часть речи, обозначают действие предмета и

отвечают на вопросы что делать, что сделать?

Оценить свою работу.

- Выполнили без ошибок- 2 балла

-Допущено 2 ошибки- 1 балл

-Допущено больше-0 баллов

2.

Определение времени и числа

- Как изменяются глаголы? ( по временам и числам)

- На парте у вас лежат карточки зелёного цвета.

Прочитайте.

-Можно ли данные слова разделить на группы и по какому

признаку можно это сделать. Обсудите это в паре.

(Записать слова группами, вставляя пропущенные буквы.

Объяснить написание.

(один работает у доски)

Проб-жит, т-чет, ск-зал, ун-сет, над-вает, п-сал, з-л-

Работа индивидуальная, у доски.

Дети делают вывод

Оценивают свою работу.

Работа в паре. Индивидуальная у

доски

7. Физминутка.

нел, ул-тит, расцв-тает

-Какой же грамматический признак глагола вы вспомнили,

работая над данной группой слов? (время)

Оценить свою работу.

- Выполнили без ошибок- 2 балла

-Допущено 2 ошибки- 1 балл

-Допущено больше-0 баллов

- Возьмите следующее карточку розового цвета с заданием.

- Прочитайте. Найдите и подчеркните глаголы.

- Можно из данных слов составить пары? По какому

признаку? Запишите пары слов

Текст.

Ребёнок играет в мяч. Дети играют в мяч. Чайка летит над

озером. Чайки летят над озером. Артист выступает на

сцене. Артисты выступают на сцене. Ученик читает книгу.

Ученики читают книги.

-Какие же грамматические признаки глагола мы вспомнили

на уроке?

Оценить свою работу.

- Выполнили без ошибок- 2 балла

-Допущено 1 ошибки- 1 балл

-Допущено больше-0 баллов

Физкультминутка

3.

Роль глаголов в предложении.

Работа с учебником. Стр. 68. Упр. 141

-Почитайте задание. Составьте план по заданию.

- Прочитайте задание. Разбор предложения по членам

предложения.

Оценить свою работу.

- Выполнили без ошибок- 2 балла

-Допущено 1 ошибки- 1 балл

-Допущено больше-0 баллов

4.

Глаголы с частичкой НЕ

.

Составить пословицу. (Пословица разрезана на слова)

Работа в группах.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Кто не работает, тот не ест.

С ложью правда не дружит.

Оценить свою работу.

Упражнение для глаз.

Оценка своей работы.

Работа в группах.

Индивидуальная на доске.

8 . Обобщение и

систематизация

знаний.

9. Самооценка

деятельности

учащихся

- Выполнили без ошибок- 2 балла

-Допущено 1 ошибки- 1 балл

-Допущено больше-0 баллов

- Всё мы сегодня повторили о глаголе?

5.

Игра « Верю- не верю»

- Я читаю высказывания, если согласны « +», если

нет «-»

1. Верите, что глагол- это самостоятельная часть

речи, которая обозначает действие предмета.

2. Верит, что глаголы отвечает на вопросы что

делать? Что сделать?

3. Верите, что глаголы изменяются по падежам

4.Верите, что глаголы изменяются только по

временам

5. Верите, что глаголы изменяются по временам и

числам.

6. Верите, не с глаголами пишутся слитно.

7.Верите, что в предложении глагол является

сказуемым

Оцените свою работу.

- Выполнили без ошибок- 2 балла

-Допущено 1-2 ошибки- 1 балл

-Допущено больше-0 баллов

Оценка своей работы.

Заполнение таблицы.

Оценка своей работы.

10. Рефлексия

11. Домашнее

Задание

18-17 баллов - оценка 5

16-13 баллов- оценка 4

12-10 баллов- оценка 3

На полях каждый поставит себе оценку

Закончи предложение:

«Сегодня я убедился, что ….»

«Теперь, я умею….»

«Я знаю, что глагол…..»

С. 69, упр. 142.

Составьте памятку по теме « Глагол.»

- Наш урок, ребята, я хочу закончить словами

пословицы.

“Когда человек учится, он делает свой ум острым

и проницательным. А в жизни всегда есть чему

учиться, и человек, который много знает, многое

может”.



В раздел образования