Автор: Михайлюк Светлана Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС №308
Населённый пункт: г. Челябинск
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие устной речи детей второй младшей группы средствами малого фольклора"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №308 г. Челябинска
Статья на тему:
«Развитие устной речи детей второй младшей группы
средствами малого фольклора»
Воспитатель 1 категории
Михайлюк С.В.
г. Челябинск, 2018
«Язык народа – лучший, никогда не увядающий и вечно вновь
распускающийся цвет всей его духовной жизни».
К.Д. Ушинский
Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития
ребенка в младшем дошкольном возрасте, так как она становится основным
средством общения. Ребенок понимает часть слов и не все грамматические
конструкции,
но
именно
речь
привлекает
его
внимание
к
предметам
и
действиям.
Действия
взрослого
при
этом
играют
важную
роль,
которым
ребенок
пытается
подражать.
Именно
подражание
действиям
взрослого
является
одним
из
важнейших
механизмов
формирования
общения
в
младшем возрасте.
Главная
задача
педагога
в
области
развития
речи
детей
младшего
дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть
родным языком.
Важнейшим
источником
развития
выразительности
детской
речи
являются произведения устного народного творчества, в том числе малые
фольклорные формы (загадки, считалки, потешки, колыбельные).
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора
огромно,
так
как
он
расширяет
знания
ребенка
об
окружающей
действительности,
развивает
умения
тонко
чувствовать
художественную
форму, мелодику и ритм родного языка.
Одним из действенных средств в воспитании такого человека и его
полноценного развития является устное народное творчество.
Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения, благодаря их
мягкому
юмору,
ненавязчивому
дидактизму
и
знакомым
жизненным
ситуациям.
Устное народное творчество – неоценимое богатство каждого народа,
выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его
способности и таланта. Через устное народное творчество ребенок не только
овладевает
родным
языком,
но
и,
осваивая
его
красоту,
приобщается
к
культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. Устное народное
творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе
начало,
использование
в
работе
с
детьми
устного
народного
творчества
создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации
поведения,
накопления
положительного
и
морального
опыта
в
межличностных отношениях.
Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни
ребенка приобщать его к народной поэзии.
С помощью малых форм фольклора можно решать практически все
задачи методики развития речи, поэтому наряду с основными приемами и
средствами речевого развития дошкольников я использую этот богатейший
материал словесного творчества народа.
Потешки, считалки, заклички являются богатейшим материалом для
развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, готовим
ребенка к дальнейшему восприятия поэтической речи и формируем у него
интонационную выразительность.
Загадки
обогащают
словарь
детей
за
счет
многозначности
слов,
помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления об их
переносном
значении.
Они
помогают
детям
усвоить
звуковой
и
грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой
форме
и
анализировать
ее.
Разгадывание
загадок
развивает
способность
дошкольников к анализу, обобщению.
Для
решения
всех
перечисленных
задач
речевого
развития
детей
стремлюсь
подобрать
и
составить
картотеку
игр
на
основе
детского
фольклора.
Русские
народные,
хороводные
игры
привлекли
мое
внимание
не
только как огромный потенциал для физического развития ребенка, но и как
жанр устного народного творчества. Содержащийся в играх фольклорный
материал способствует эмоционально положительному овладению родной
речью. Дети с большим удовольствием, желанием и интересом играют в
подвижные игры.
Мною отмечено, что в процессе ознакомления детей с подвижными и
пальчиковыми играми не только формируется речь, но и развивается мелкая
моторика
кистей
и
пальцев,
что
готовит
руку
ребенка
к
письму,
дает
возможность импровизировать, сочетать слово с действием, а самое главное -
уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени
сформированности тонких движений кистей и пальцев рук.
Я уверена, что фольклор эффективно развивает устную речь ребёнка,
влияет на его духовное, эстетическое и эмоциональное развитие.
Таким образом, считаю, что приобщение ребёнка к народной культуре
следует
начинать
с
раннего
детства.
Фольклор
является
уникальным
средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном
этапе их развития. Детское творчество основано на подражании, которое
служит важным фактором развития ребенка, его речи. Постепенно у малышей
формируется
внутренняя
готовность
к
более
глубокому
восприятию
произведений
русской
народной
литературы,
обогащается
и
расширяется
словарный запас, способность к овладению родной речью.