Напоминание

"Развитие устной речи детей второй младшей группы средствами малого фольклора"


Автор: Михайлюк Светлана Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС №308
Населённый пункт: г. Челябинск
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие устной речи детей второй младшей группы средствами малого фольклора"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №308 г. Челябинска

Статья на тему:

«Развитие устной речи детей второй младшей группы

средствами малого фольклора»

Воспитатель 1 категории

Михайлюк С.В.

г. Челябинск, 2018

«Язык народа – лучший, никогда не увядающий и вечно вновь

распускающийся цвет всей его духовной жизни».

К.Д. Ушинский

Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития

ребенка в младшем дошкольном возрасте, так как она становится основным

средством общения. Ребенок понимает часть слов и не все грамматические

конструкции,

но

именно

речь

привлекает

его

внимание

к

предметам

и

действиям.

Действия

взрослого

при

этом

играют

важную

роль,

которым

ребенок

пытается

подражать.

Именно

подражание

действиям

взрослого

является

одним

из

важнейших

механизмов

формирования

общения

в

младшем возрасте.

Главная

задача

педагога

в

области

развития

речи

детей

младшего

дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть

родным языком.

Важнейшим

источником

развития

выразительности

детской

речи

являются произведения устного народного творчества, в том числе малые

фольклорные формы (загадки, считалки, потешки, колыбельные).

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора

огромно,

так

как

он

расширяет

знания

ребенка

об

окружающей

действительности,

развивает

умения

тонко

чувствовать

художественную

форму, мелодику и ритм родного языка.

Одним из действенных средств в воспитании такого человека и его

полноценного развития является устное народное творчество.

Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения, благодаря их

мягкому

юмору,

ненавязчивому

дидактизму

и

знакомым

жизненным

ситуациям.

Устное народное творчество – неоценимое богатство каждого народа,

выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его

способности и таланта. Через устное народное творчество ребенок не только

овладевает

родным

языком,

но

и,

осваивая

его

красоту,

приобщается

к

культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. Устное народное

творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе

начало,

использование

в

работе

с

детьми

устного

народного

творчества

создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации

поведения,

накопления

положительного

и

морального

опыта

в

межличностных отношениях.

Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни

ребенка приобщать его к народной поэзии.

С помощью малых форм фольклора можно решать практически все

задачи методики развития речи, поэтому наряду с основными приемами и

средствами речевого развития дошкольников я использую этот богатейший

материал словесного творчества народа.

Потешки, считалки, заклички являются богатейшим материалом для

развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, готовим

ребенка к дальнейшему восприятия поэтической речи и формируем у него

интонационную выразительность.

Загадки

обогащают

словарь

детей

за

счет

многозначности

слов,

помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления об их

переносном

значении.

Они

помогают

детям

усвоить

звуковой

и

грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой

форме

и

анализировать

ее.

Разгадывание

загадок

развивает

способность

дошкольников к анализу, обобщению.

Для

решения

всех

перечисленных

задач

речевого

развития

детей

стремлюсь

подобрать

и

составить

картотеку

игр

на

основе

детского

фольклора.

Русские

народные,

хороводные

игры

привлекли

мое

внимание

не

только как огромный потенциал для физического развития ребенка, но и как

жанр устного народного творчества. Содержащийся в играх фольклорный

материал способствует эмоционально положительному овладению родной

речью. Дети с большим удовольствием, желанием и интересом играют в

подвижные игры.

Мною отмечено, что в процессе ознакомления детей с подвижными и

пальчиковыми играми не только формируется речь, но и развивается мелкая

моторика

кистей

и

пальцев,

что

готовит

руку

ребенка

к

письму,

дает

возможность импровизировать, сочетать слово с действием, а самое главное -

уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени

сформированности тонких движений кистей и пальцев рук.

Я уверена, что фольклор эффективно развивает устную речь ребёнка,

влияет на его духовное, эстетическое и эмоциональное развитие.

Таким образом, считаю, что приобщение ребёнка к народной культуре

следует

начинать

с

раннего

детства.

Фольклор

является

уникальным

средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном

этапе их развития. Детское творчество основано на подражании, которое

служит важным фактором развития ребенка, его речи. Постепенно у малышей

формируется

внутренняя

готовность

к

более

глубокому

восприятию

произведений

русской

народной

литературы,

обогащается

и

расширяется

словарный запас, способность к овладению родной речью.



В раздел образования