Автор: Кладова Ольга Викторовна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: ГБУ РРЦ для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья
Населённый пункт: город Уфа
Наименование материала: Коррекционная программа
Тема: "Программа методов работы, коррекции и профилактики речевых нарушений у детей разноуровневого речевого развития."
Раздел: дополнительное образование
ГБУ Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными
возможностями здоровья
Программа методов работы, коррекции и
профилактики речевых нарушений у детей
разноуровневого речевого развития.
Кладова Ольга Викторовна
учитель-логопед ГБУ РРЦ
для детей и подростков
с ограниченными возможностями
здоровья
Уфа 2018 г.
Содержание:
I. Целевой раздел программы
1.1.Пояснительная записка……………………………………………….
1.2. Нормативно-правовые основы разработки коррекционной
программы………………………………………………………………………..
1.3. Цель коррекционной программы……………………………………
1.4. Принципы и подходы формирования и реализации коррекционной
программы………………………………………………………………………..
1.5. Механизмы реализации коррекционной программы………………
II. Организация и содержание коррекционно-развивающей работы
2.1. Направления логопедической работы…………………………….
2.2. График работы логопедического кабинета………………………..
2.3.Взаимодействие педагогических работников в процессе реализации коррекционной
программы…………………………………………………….
2.4.Планирование содержания групповых логопедических занятий с детьми 1 класса
(группа ФН, группа ОНР 1 этап)……………………………
2.5. Примерный план индивидуальной коррекционной работы по исправлению
нарушений звукопроизношения……………………………….
2.6. Планирование содержания групповых логопедических занятий с детьми,
имеющими нарушение письма, обусловленное ОНР……………….
III. Планируемые результаты реализации коррекционно-развивающей работы
3.1.Коммуникативно-речевая сфера……………………………………25
IV.Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения
коррекционной программы
4.1. Критерии оценки устной речи по методике М.А.Поваляевой……
4.2. До реализации коррекционной программы………………………...
4.3. После реализации коррекционной программы…………………….
V. Учебно-методическое и информационное обеспечение коррекционной
программы……
Пояснительная записка.
Современные
исследователи
выделяют
ряд
особенностей
развития
речи
детей
с
ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ):
-
от к л о н е н и я
в
с р о ка х
с т а н о в л е н и я
р еч и
и
с в о е о б р а з и е
э т о го
п р о ц е с с а ;
-
н а р у ш е н и я
р е ч и
в с т р е ч а ю т с я
ч а щ е ,
ч е м
у
з д о р о в ы х
с в е р с т н и к о в ;
- в последние годы отмечается увеличение детей с нарушениями речи и, соответственно возникает
необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения детей.
Логопедическая
реабилитация
детей
с
ОВЗ -
создание
системы
оптимальных
условий,
обеспечивающих
максимально
возможную
коррекцию
их
речи
с
учетом
особенностей,
возможностей
и
потребностей
каждого
ребенка.
Таким
образом,
субъектами
логопедической
реабилитации являются дети с ОВЗ, в том числе дети-инвалиды, их семьи.
У детей с различными нарушениями речи имеются существенные отклонения от нормы в
речевом
и
психомоторном
развитии.
Могут
отмечаться
несформированость
мелкой
и
артикуляторной
моторики,
слухоречевого
ритма,
при
несформированности
общей
моторики
может быть повышен мышечный тонус, нарушены статистическая и динамическая координация
движений, переключаемость движений, темп и ритм. Эти особенности характерны для всей
моторной
сферы
–
общей
моторики,
мимической,
мелкой
и
артикуляторной
и
оказывают
отрицательное
влияние
на
формирование
и
развитие
других
сторон
речи
(фонематической,
лексической,
грамматической),
затрудняют
процесс
школьного
обучения,
снижают
его
эффективность. В настоящее время в современной педагогике существует мнение, что устранять
дефекты речи необходимо у детей как можно раньше, в дошкольном возрасте, так как любое
нарушение
речи
в
дальнейшем
может
отразиться
не
только
на
речевом
развитии,
но
и
на
поведении ребенка. По данным мировой статистики число речевых расстройств у дошкольников
растёт, и в связи с чем, актуальность проблемы профилактики речевых нарушений, в том числе и
тяжёлых речевых нарушений, принимает глобальный характер.
Методологические и теоретические основы программы
Как и любая программа, «Программа методов работы, коррекции и профилактики речевых
нарушений у детей разноуровневого речевого развития»
имеет под собой методологические и
теоретические основания. В качестве одного из таких оснований могут выступать принципы,
определяющие реализацию программы и организацию работы по ней:
- принцип гуманизма – вера в возможности ребёнка, позитивный подход;
- принцип системности – рассмотрение ребёнка как целостного, качественно своеобразного,
динамично развивающегося субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с
другими сторонами психического развития;
-
принцип реалистичности – учёт реальных возможностей ребёнка, единства диагностики и
коррекционно-развивающей работы;
- принцип деятельностного подхода – опора коррекционно-развивающей работы на ведущий вид
деятельности, свойственный возрасту;
-
принцип
индивидуально-дифференцированного
подхода
–
изменение
содержания,
форм
и
способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей
ребёнка, целей работы;
-
принцип
системного
подхода
–
взаимосвязь
коррекционно-развивающих
воздействий
на
звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи.
Теоретической основой для создания данной программы явились разработки о различных
формах речевых нарушений и создании эффективных методик их преодоления Р.Е. Левиной, Р.И.
Лалаевой, Ф.А. Рау и др., которые базируются на учении Л.С. Выготского, А.Р. Лурии и А.А.
Леонтьева о сложной структуре речевой деятельности.
Цели и задачи программы
Логопедическая реабилитация детей с ОВЗ - создание системы оптимальных
условий, обеспечивающих максимально возможную коррекцию их речи с учетом
особенностей, возможностей и потребностей каждого ребенка. Таким образом,
субъектами логопедической реабилитации являются дети с ОВЗ, в том числе дети-
инвалиды, их семьи.
Основные цели логопедической реабилитации:
- проведение логопедического обследования ребенка
- определение приоритетной задачи индивидуального маршрута ребенка
- формирование эффективного участия родителей в коррекции детей;
- повышение логопедической компетентности родителей
Задачи:
1. Обследование и выявление детей, нуждающихся в профилактической и
коррекционно-речевой помощи.
2. Проведение профилактической и коррекционно-речевой работы с детьми в
соответствие с индивидуальным маршрутом.
3. Формирование у родителей информационной готовности к логопедической
работе.
4. Привлечение родителей к активному участию в коррекционно-педагогическом
процессе.
5. Информирование родителей для создания в семье благоприятных условий для
общего и речевого развития детей.
6. Оценка результатов помощи детям
Отличительные особенности программы:
- Кратковременное пребывание детей (11дней, 2 курса в год)
- Дети с ОВЗ и дети - инвалиды
- Наличие сочетанных диагнозов у детей
- Дети разновозрастные (от 1 до 18 лет).
Логопедическая реабилитация состоит из четырех этапов.
1.
Диагностический включает два этапа обследования речи ребенка: при
поступлении, для выявления нарушений речи и при выходе - для
отслеживания динамики (Экспресс-методика для обследования речи –
приложение 1)
2.
Планово - прогностический предполагает составление индивидуального
маршрута коррекции для каждого ребенка с нарушение речи. Определяется
как отдаленная (коррекция или компенсация нарушенных функций), так и
ближайшая цель логопедической реабилитации (достигаемая за время
пребывания) (Приложение 2)
3.
Коррекционно - развивающий - включает организацию логопедических
занятий в соответствии с индивидуальном маршрутом
4.
Информационно-консультативный - включает:
Индивидуальные консультации для родителей:
- информирование родителей о выявлении у детей нарушений речи о
запланированной коррекционной работе.
-консультирование родителей по закреплению полученных на логопедических
занятиях знаний и умений.
-предупреждение вторичных отклонений вторичных отклонений.
-разработка памяток, информационных листков по логопедической тематике.
Формы и режим занятий
Формы работы:
-анкетирование родителей (1 раз за курс реабилитации)
*первичное (приложение 3)
*итоговое (обратная связь) (приложение 4)
*индивидуальные занятия (ежедневные)
*консультации для родителей (обучение родителей основам реабилитации в
домашних условиях, не менее 2 за курс, в начале, в конце для отслеживания
динамики)
*разработка индивидуальных рекомендаций (1 раз за курс) (приложение 5)
Содержание, дидактические оснащение и методическая инструментовка занятий
логопеда выстроены в соответствии со структурой речевых нарушений детей, их
возрастными и индивидуальными особенностями.
Для большего раскрытия ресурсов индивидуального подхода речевая работа с
детьми осуществляется в ходе индивидуальных занятий.
На основе рекомендаций логопеда родители создают условия для обогащения
предметно-развивающей и поддерживающей речевой среды. Это позволяет
привлекать внимание к речевому развитию близких ему взрослых.
В процессе работы с родителями используются вспомогательные (наглядные)
средства:
*специальные «логопедические уголки»
*информационные стенды
Ожидаемые результаты:
1.
Повышение информированности родителей (разработаны индивидуальные
рекомендации).
2.
Привлечение родителей к активному участию участию в коррекционно-
педагогическом процессе (родители владеют простыми, доступными
приемами постановки звуков, элеменетами логопедического массажа)
3.
Успешное проведение профилактической и коррекционно-речевой работы с
детьми (постановка нарушенных звукрв и введение в речь ребенка).
Уровни речевого развития
При составлении плана (программы) использованы: Программа воспитания и
обучения детей в детском саду (под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С
Комаровой), Программа коррекционного обучения и воспитания детей с ОНР
(авторы Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина), Программа дошкольных образовательных
учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта
«Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» (авторы: Е.А. Екжанова, А.А.
Стребелева).
Всех детей подразделили на 3 уровня речевого развития. В основу программы
положены три уровня речевого развития:
1-й уровень - полное отсутствие общеупотребительных средств общения;
2-й уровень - аграмматичная, неразвернутая (упрощенная), структурно нарушенная
фраза, активный словарь состоит состоит из существительных и глаголов;
3-й уровень - фразовая речь развернутая, но с пробелами развития фонетики,
лексики и грамматического строя.
Программные задачи.
Для детей 1-го уровня речевого развития:
-Формировать у детей невербальные формы коммуникации: умение фиксировать
взгляд, смотреть в глаза, выполнять предметно-игровые действия.
- Создавать у ребенка предпосылки к развитию речи. Формировать языковые
способности, вызывая подражательную речевую деятельность в форме любых
звуковых проявлений.
-Расширять объем понимания речи, учить выполнять инструкции «дай», «на»,
«возьми».
-Обучать правильному построению двухсложных предложений с помощью
соединительных слов: дай, на, вот, тут, это, где.
-Развивать умение правильно отвечать на вопросы.
-Учить воспринимать отдельные предметы, выделяя их из общего фона.-Учить
различать свойства и качества предметов.
-Развивать мелкую мелкую моторику.
-Развивать зрительно-двигательную координацию.
-выработать правильное речевое дыхание, укреплять мышцы артикуляционного
аппарата.
Для детей 2-го уровня речевого развития:
-Формировать у детей умение высказывать свои потребности во фразовой речи.
-продолжить уточнять и обогащать словарный запас.
-Формировать у детей грамматический строй речи, стимулируя использование
детьми знакомых и новых речевых конструкций.
- Учить детей разучивать наизусть стихи, считалочки, чистоговорки.
-Учить составлять рассказ по картинке.
-Учить составлять описание предметов по образцу.
-Учить дословному пересказу сказок (с помощью логопеда).
-Развивать фонематический слух.
-Учить соотносить плоскостную и объемную форму.
-Счет в пределах 5.
Учить производить сравнение предметов по форме, величине, цвету.
-Развивать пространственную ориентировку.
-Формировать графические навыки.
-Постановка и первоначальное закрепление отсутствующих в произношении звуков.
Для детей 3-го уровня речевого развития:
-Развивать у детей вербальные формы общения со взрослыми и сверстниками.
-Закреплять умение детей пользоваться в речи монологическими и диалогическими
формами.
-Учить задавать вопросы.
-Продолжать формировать у детей грамматический строй речи.
-Продолжать учить детей рассказыванию по картинке и по серии картинок.
-Учить творческому рассказыванию
-Знакомиться со звукобуквенным анализом слов.
-Обучать грамоте
-Закреплять навыки счета и счетных операций в пределах 10 с участием разных
анализов.
-Учить детей детей определять пространственные отношения.
-Учить ориентироваться во времени.
-Автоматизация в разговорной речи всех поставленных звуков.
В планировании представлены темы на весь учебный год, которые едины для всех
трех уровней. Эти лексические темы беруться за основу ежедневных
логопедических занятий. («Комплесное планирование для групп детей
разноуровневого развития «, 2010 г.)
Организация работы по программе
Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного
мозга. Органы артикуляции лишь выполняют приказы, поступающие из мозга.
Резкое
несоответствие
особенностей
произношения
его
возрастным
нормам
и
стойкость неправильных форм произношения характерны для различных случаев
патологии. Они могут быть обусловлены как нарушениями фонематического слуха,
артикуляционного аппарата, так и расстройствами нейродинамики (недостаточной
дифференцировкой процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга),
несформированностью межанализаторных связей.
“При
поражении
нижне-лобных
отделов
сенсо-моторной
области
коры
фонематические
нарушения
характеризуются
недостаточным
пониманием
речи
окружающих. Моторика при этом нарушена по кортикальному типу, преобладают
тормозные реакции”. Речевая активность недостаточна, словарный запас беден,
фраза короткая. Фонематические нарушения характеризуются искажениями или
заменами звуков.
“При поражении нижне-теменных отделов сенсо-моторной области коры возникает
алалический синдром по афферентному типу”. При этом фонематичекий слух не
сформирован,
наблюдается
нечеткость,
смазанность
речи,
нестойкие
звуковые
замены и поиски артикуляции. Наблюдаются ускоренный темп речи, нарушение
плавности речевого потока, спотыкание.
“При поражении верхне-височных отделов коры головного мозга чувство ритма
грубо нарушено, трудно сочетать речь с движением”. При развивающейся большой
речевой
активности
наблюдается
замена
и
потеря
слоговых
элементов,
замены
звуков, перестановки и пропуски слогов, нарушение ритмической структуры слова.
Н.И.Жинкин отмечал: “Управление речевыми органами никогда не наладиться,
если сами не будут сообщать в управляющий центр, что ими делается…Таким
образом, кинестезии не что иное, как обратная связь. По которой центральное
управление осведомляется, что выполнено из тех приказов, которые посланы на
исполнение…” Ребенок с легкими проявлениями дизартрии плохо воспринимает
состояние
напряженности
или
расслабленности
мышц
речевого
аппарата,
насильственные
движения.
Он
испытывает
значительные
затруднения
при
выполнении
заданных
движений
и
поз,
так
как
не
может
правильно
и
точно
определить
положение
и
состояние
органов
движения.
Кроме
того,
снижение
обратной
кинестетической
афферентации
может
задерживать
интеграцию
различных функциональных систем, таких как слуховая и зрительная, имеющих
отношение к речевому процессу.
По словам В.А.Сухомлинского: “Истоки способностей и дарований детей на
кончиках
их
пальцев.
От
пальцев
идут
тончайшие
ручейки,
которые
питают
источник
творческой
мысли”.
Истоки
пальчиковых
игр
лежат
в
народной
педагогике. Многие ученые (М.И.Кольцова, Е.И.Исенина, А.В.Антакова-Фомина и
др.) считают, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается
на становлении детской речи. Было установлено, что развитие тонких движений
пальцев
рук
положительно
влияет
на
функционирование
речевых
зон
коры
головного мозга.
Проекция кисти руки в головном мозге расположена очень близко с речевой
моторной зоной. Взаимосвязь моторной и речевой зон проявляется в том, что
человек,
который
затрудняется
с
выбором
подходящего
слова,
помогает
себе
жестами,
и
наоборот:
сосредоточенно
рисующий
или
пишущий
ребенок
непроизвольно
высовывает
язык.
Поскольку
существует
тесная
взаимосвязь
и
взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого
дефекта
у
ребенка
особое
внимание
необходимо
обратить
на
развитие
тонких
движений пальцев рук, что положительно повлияет на функционирование речевых
зон коры головного мозга.
Такая
успешная
коррекционная
работа
может
быть
осуществлена
только
при
наличии
достаточно
высокой
познавательно-коррекционной
активности,
при
высоком уровне развития тонкой, общей и артикуляционной моторики, достаточном
уровне сформированности пространственной ориентации на себе.
Работа с ребенком должна быть игровой, динамичной, эмоционально приятной,
неутомимой
и
разнообразной.
А
это
объективно
подталкивает
к
поискам
как
традиционных,
так
и
нетрадиционных
игровых
приемов
в
коррекционной
логопедической
работе
с
детьми.
Анализ
литературы
по
проблеме
речевых
нарушений, личный опыт работы и результативность использования традиционных
методов:
пальчиковая
гимнастика,
манипуляции
с
различными
предметами,
дыхательная гимнастика, логоритмика т.д. выявил возможность и необходимость
сочетания
в
коррекции
речевой
патологии
у
детей
различных
способов
вариативности традиционных и нетрадиционных методов.
Структура занятия состоит из 6 блоков, за одно индивидуальное занятие мы
успеваем
задействовать
все
психические
процессы,
которые
задействованы
в
процессе речи. Коррекционная работа подразделена на 6 блоков:
1
блок: Биоэнергопластика
(Совместные
движения
руки
и
артикуляционного
аппарата);
2 блок: Дыхательная гимнастика (зарядка для дыхания);
3 блок: Массаж лица и пальцев;
4 блок: Развитие фонематического восприятия;
5 блок: Кинезиология (межполушарная работа).
В структуру занятия включаются задания с каждого блока.
Предполагаемые результаты нетрадиционной работы.
Биоэнергопластика
Кинезиология
Совместные движения руки и артикуляционного
аппарата, если они пластичны, раскрепощены и
с в о б о д н ы ,
п о м о г а ю т
а к т и в и з и р о в а т ь
естественное
распределение
биоэнергии
в
организме.
Это
усиливается
кровообращение,
укрепляются мышцы лица, развиваются гибкость
отд е л ь н ы х
ч а с т е й
р еч е в о го
а п п а р а т а ,
развиваются
координация
движений
и
мелкая
моторика
рук.
Сочетание
движений
речевого
аппарата и кистей рук создает предпосылки к
развитию
координации
движений
и
мелкой
моторики, произвольности поведения, внимания,
памяти, речи и других психических процессов,
необходимых
для
становления
полноценной
учебной деятельности
Учитывая
функциональную
специализацию
полушарий (правое – гуманитарное, образное;
левое – математическое, знаковое), а также роль
совместной
деятельности
в
осуществлении
высших психических функций, можно полагать,
что
нарушение
межполушарной
передачи
информации
искажает
поз нават ел ь ную
д е я т е л ь н о с т ь
д е т е й .
П о д
в л и я н и е м
к и н е з и о л о г и ч е с к и х
т р е н и р о в о к
межполушарного взаимодействия складывается
единство
мозга
из
деятельности
двух
его
полушарий,
тесно
связанных
между
собой
системой
нервных
волокон
(мозолистое
тело,
межполушарные связи).
Вариативность воздействия на речевые зоны коры головного мозга заключается в
использовании комплексов кинезиологии, бионергопластики
В работе с детьми разработываются комплексы. Каждый комплекс разучивается в
течение недели, а затем повторяется. Он состоит из упражнений:
-
кинезиологических
тренировок
межполушарного
взаимодействия
(обе
руки
работают одновременно – синхронно;
- биоэнергокомплексов (артикуляционные упражнения проводятся одновременно с
движениями сначала одной кисти руки (правой, левой), затем обеих, имитирующих
движения челюсти, языка и губ;
На первом занятии проводиться 2-3 артикуляционных упражнения. Демонстрируя
их, мы сочетаем артикуляционные упражнения с движениями кистей рук. При этом
особое внимание детей обращается на необходимость четкого выполнения каждого
движения. Это касается не только артикуляционных упражнений, но и упражнений
для развития речевого дыхания, мимической деятельности и т.п. Если у ребенка в
силу
каких-либо
причин
не
получается
упражнение,
то
оно
отрабатывается
индивидуально перед зеркалом. Необходимо постоянно следить, чтобы не было
передозировки.
Упражнения
надо
давать
малыми
порциями,
но
делать
их
с
оптимальной
нагрузкой,
большой
амплитудой
движений.
Не
дает
эффекта
небрежное, расслабленное выполнение упражнений. Особое внимание уделяется
тренировке движений повышенной сложности, то есть таких, какие наши пальцы не
делают в повседневной жизни В результате использования комплексов усиливается
кровообращение,
укрепляются
мышцы
лица,
развивается
гибкость
отдельных
частей речевого аппарата, развивается координация движений и мелкая моторика,
произвольность
поведения,
внимания,
памяти,
речи
и
других
психических
процессов, необходимых для становления полноценной учебной деятельности.
Использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и
приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей познавательную
активность, повышает эффективность логопедической работы.
Заключение
Мы прекрасно понимаем, что важнейшей задачей является оценка эффективности.
Здесь невозможно выбрать абсолютные критерии. К тому же результаты данной
работы, как правило, проявляются через годы.
В заключение хотелось бы отметить следующее.
Апробация представленной разработки проводилась в реабилиатационном центре
для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в городе Уфа (1
отделение)
с
2010
по
2018
г.г.
Анализ
полученных
нами
результатов
показал
значимость и необходимость подобных занятий с детьми
Таким
образом,
вариативность
использования
в
логопедической
практике
разнообразных методов и приемов коррекции речи, развития ручного праксиса и
стимуляция систем соответствия речевых зон коры головного мозга, выявляет явные
преимущества: сокращаются сроки коррекционной работы, повышается качество
работы,
снижаются
энергетических
затраты,
налаживается
преемственность
в
работе всех заинтересованных в коррекции речи детей.
В
результате
использования
коррекционных
занятий,
заметила
значительные
улучшения в речи детей-логопатов: заик, дизартриков, зпрр. Например, мальчик 6
лет, родился недоношенным, отставал в физическом и психическом развитии, в
контакт
входил тяжело, держался обособленно от детей. После коррекционных
занятий
ребенок
стал контактен, появился интерес к занятиям, стал играть с
детьми
Использование специальных комплексов в виде разнообразных игр и упражнений,
наиболее
способствуют
активизации
речевой
деятельности.
Комплексы
для
использования можно рекомендовать логопедам, педагогам и родителям.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Речевая карта
Ф.И.О._________________________________________________________________
Возраст____________________________________________________________
Основной диагноз____________________________________________________
Дата обследования « » __________________________20___г.
Основной диагноз_____________________________________________________
Контакту_____________________________________________________________
Эмоционально - волевая сфера: _________________________________________
_____________________________________________________________________
Внимание:____________________________________________________________
Моторика:___________________________________________________________
Запас общих представлений:____________________________________________
Работоспособность психических процессов_________________________________
Доречевое развитие:____________________________________________________
____________________________________________________________________
Понимание обращенной речи:___________________________________________
Словарный запас:_____________________________________________________
Лексико-грамматический строй речи:_____________________________________
____________________________________________________________________
Связная речь: (описание сюжетной картины, составление рассказа по серии сюжетных
картин, пересказ текста)________________________________________
____________________________________________________________________
Слоговая структура слов:_______________________________________________
_____________________________________________________________________
Звукопроизношение:___________________________________________________
____________________________________________________________________
Фонематический слух (различение звуков, слогов, слов, звуковых рядов, звуковой анализ
слова): ________________________________________________________
____________________________________________________________________
Просодическая сторона речи (дыхание, голос, темп, ритм, интонация): _________
____________________________________________________________________
Строение и подвижность органов артикуляции: _____________________________
_____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Заключение
______________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Рекомендации:_________________________________________________________________
________________________________________________________________
Логопед: _______________________ « » _______________20__ г.
.
СЕРИЯ I Исследование понимания речи.
1.Исследование понимания
логико-грамматических
отношений.
Педагог: Ответь на вопросы.
2. Исследование
понимания связной
речи.
Педагог: Послушай
рассказ «Катя и
Маша». Ответь на
вопросы.
Катя пошла в лес за
грибами. Она с собой
взяла маленькую Машу.
На пути была речка.
Катя посадила Машу
себе на спину и
перенесла Машу через
речку.
□Мальчик бежит за собакой.
Скажи, кто бежит первый?
Вопросы к тексту:
□ Скажи, кто пошел
в лес?
□ Кого Катя взяла с
собой?
□ Что повстречали
дети на своем пути?
□ Кого Катя
посадила себе на
спину?
□Вася выше Пети. Скажи, кто
меньше ростом?
□Мальчик уронил мячик, который
взял у девочки. Скажи, чей был
мяч?
Серия II. Исследование сенсомоторного уровня речи.
1.Состояние фонематического восприятия.
Педагог: Послушай и повтори за мной
слоговые ряды.
ма - на - ма на - ма - на
за - са - за са - за – са
ца - са - ца са - ца - са
ча - тя - ча тя - ча - тя
ла - ра - ла ра - ла - ра
ла - ля - ла ля - ла - ля
ра - ря - ра ря - ра - ря
2. Состояние фонематического анализа и синтеза. Педагог: Послушай слова и выполни мои
задания:
□определи первый согласный звук
в словах: мак, дым, трава, кошка
□определи
количество звуков в
словах: дом, рак,
луна, совы, банан
□определи последний звук в
словах: дом, мак, камыш, ключ,
булка
□определи общий
звук в словах: коСа,
Сом, миСка; пиЛа,
Ландыш, стоЛ;
Осы, дОм, Окна;
кРан, Рыба, сыР.
□назови последовательность
звуков в слове: мак, суп, лук, каша
□подбери слова к
заданному звуку:
«С», «М», «К»
3. Исследование артикуляционной моторики. Педагог: Выполни движения по моей
инструкции:
□«лопаточка - иголочка»
□«змейка»
□«трубочка»
□«качели»
□«чашечка»
4.1.Исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова.Педагог: Повтори за
мной слова:
□сквозняк
□скворечник
□велосипед
□водопроводчик
□простокваша
□сковорода
□температура
□регулировщик
4.2.Исследование
предложений.Педагог: Повт
ори за мной предложения:
□Мальчики слепили
снеговика.
□Водопроводчик чинит
водопровод.
□Волосы подстригают в
парикмахерской
□Саше понравился
пластмассовый кораблик.
□У девочки Дины котёнок
Тима.
□Регулировщик стоит на
перекрестке.
Всего 14 проб-14 баллов:
5.Исследование звукопроизношения.
Вата, сова, вилка
Шуба, кошка,
малыш
Дом, удочка, еда
Чай, очки, ночь
Банка, обед, батон
Жук, ножи, ежи
Собака, миска, нос
Щука, вещи, лещ
Зайка, зонт, коза
Лапа, молоко, стол
Сено, письмо, гусь
Рыба, корова, забор
Зима, козёл, магазин
Лев, пальто, соль
Цапля, овца, палец
Репа, варенье, дверь
Нога, кино, сон
Гуси, иголка, вагон
Йод, сойка, май
Муха, лимон, дом
СЕРИЯ III. Исследование грамматического строя речи и словоизменения.
1.Исследование
употребления
существительных в
единственном
и множественном числе.
Педагог: Я назову один, а ты
назови много:
2.Исследование
употребления
существительных
в форме
множественного
числа родительног
о падежа
Педагог: Измени
слова. Скажи, чего
много:
□пень - пни
□ шар - шаров
□рот - рты
□ стол - столов
□лев - львы
□ стул - стульев
□ковер - ковры
□ книга - книг
3. Исследование употребления существительных с числительными.
Педагог: Сосчитай и назови (один, два, пять):
□ключ
□гриб
□ворона
□платье
СЕРИЯ IV. Исследование словаря и навыков словообразования.
1.Исследование предметного словаря.
1.1. Исследование предметного словаря. Педагог: Я покажу, а ты назови части тела:
□брови
□ноготь
□колено
□локоть
□ресницы
1.2. Исследование существительных, обозначающих части предметов.
Педагог: Посмотри на картинки. Назови части предметов:
□окно (стекло, рама, подоконник,
форточка);
□диван (спинка, сиденье,
подлокотник, ножки)
1.4. Исследование глагольного словаря. Педагог: Ответь на вопрос: «Что делает?» (назови
слова-действия):
□глаголы движения (самолет,
поезд, теплоход, человек;
выполняется по предъявляемым
картинкам);
□кто какие звуки издает (мышь,
волк, тигр, комар, жук);
□кто что делает (по профессиям,
не менее четырех действий: врач,
повар, продавец, воспитатель,
хлебороб, животновод;
выполняется по предъявляемым
картинкам)
2. Исследование словообразования
2.1. Употребление
существительных с
уменьшительно-
ласкательным суффиксом.
Педагог: Я скажу про
большой предмет, а ты - про
маленький, ласково:
2.2. Образование
названий
детенышей.
Педагог: Скажи,
как называют
детенышей:
□
гриб
□коровы
□лист
□лошади
□
лиса
□собаки
□
воробей
□овцы
□
одеяло
□свиньи
□карандаш
□кошки
2.3.Исследование словаря прилагательных (определений).
Педагог: Я буду называть слова-предметы, а ты образуй от них слова-признаки:
□относительные прилагательные
(материал изготовления): стакан
из стекла - стеклянный и т. п.;
□притяжательные
прилагательные: сумка мамы -
мамина сумка, газета папы, хвост
зайца, лапа медведя.
СЕРИЯ V. Исследование связной речи.
1.Пересказ короткого текста (по или ).
Педагог: Я сейчас тебе прочитаю небольшой рассказ, а ты послушай внимательно, запомни и
перескажи его*.
* Рассказ читается два раза, после первого раза возможна краткая беседа по содержанию.
2.Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
Педагог: Посмотри на картинки. Составь по ним рассказ
СЕРИЯ VI Исследование общей и мелкой моторики Выполни мои инструкции
Общая моторика.
Движения рук и плечевого
пояса.
Подними руки вверх
(покажи, какой ты большой)
Покажи, как летают
птицы, машут
крыльями
Движения туловища
Покачайся, как маятник
часов (тик-так)
Наклонись и возьми
предмет с пола (колени
не сгибать)
Движения ног и
состояние равновесия.
Выполни мои
инструкции
Покажи, каким ты был
маленьким (Приседание)
Покажи, как петушок
стоит на одной ноге
Прыгай на одной ноге
до указанного
ориентира
Перешагивай через
«лужи» или «камни»
(ходьба с высоким
подниманием колен)
Статика
Вытяни руки вперед и
закрой глаза. Стой так в
течение5секунд.
Динамика
Шагай, как солдат
(маршировка)
Выполни подряд 3
приседания
Пространственная
ориентировка по
подражанию
Пройди по кругу сначала по
часовой стрелке, потом
против часовой стрелки
Пройди по кругу и встать
в центр
Обойди весь кабинет и
встань в заданном месте
□Покажи «козу рогатую»
поочередно каждой
рукой, а затем обеими
руками вместе
□Покажи «ушки
зайчика» поочередно
каждой рукой, а затем
двумя руками вместе
□Покажи
«колечко»(каждый палец
поочередно
соприкасается с большим
пальцем на одной руке,
затем на другой)
□Покажи «очки»
одновременно двумя
руками
□Поочередно сгибай
пальцы правой и левой
руки («Сорока-
сорока…»)
□Пальчики
«здороваются»(поочеред
ное касание
подушечками пальцев
руки, а затем
одноименных пальцев
обеих рук)
□ «Игра на пианино»
□Изменение положения
кистей рук (кулак-левая
рука/ ладонь-правая рука
и наоборот, двумя
руками)
□Кулак-ребро-ладонь
Дата проведения:________________ / ___________
Учитель-логопед:_____________________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
Индивидуальный маршрут работы с ребенком
Учителя - логопеда ГБУ РРЦ для детей и подростков с ограниченными
возможностями здоровья
Ф. И. ребенка: _______________________________________________________________
Речевое заключение – ________________________________________________________
Проведено речевое обследование ребенка (__________) и выявлено нарушение
звукопроизношения _________________________________________________________
На основании речевого обследования определена цель работы
№
п/п
Индивидуальное занятие
Дата, содержание
Рекомендации родителям
Примечание
1
2
3
4
5
6
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
1.Фамилия Имя ребенка, возраст (полных лет)__________________________________________
Фамилия Имя Отчество мамы, возраст ________________________________________________
2.Не было ли серьезных заболеваний, операций, травм в первые годы жизни Вашего ребенка?
_________________________________________________________________________________
3.Есть ли еще дети в семье? (если да, то указать возраст)_________________________________
4.Считаете ли Вы, что у Вашего ребенка существуют речевые проблемы? Если да, то в чем они заключаются?
(Невнятная речь, в речи запинки, не хочет говорить, нарушен грамматический строй речи, не умеет составлять
предложения, рассказ, нарушено звукопроизношение, связная речь и т.
д.)________________________________________________________________________
5.Если есть то, какие звуки или сочетания звуков являются у Вашего ребенка проблемными?
_________________________________________________________________________________
6.Как Вы в семье помогаете своему ребенку справляться с речевыми проблемами? (Исправляете, объясняете,
занимаетесь индивидуально с ребенком, не обращаете внимания - со временем все само
пройдет)__________________________________________________________
7.Каким образом реагирует ребенок на речевые трудности? (Плачет, обращается за помощью, наблюдает за Вашими
действиями, молчит, не обращает внимания, затихает, «общается» с игрушками, повторяет за взрослыми речь) другое
______________________________________
8.Какие отношения у ребенка с членами семьи?________________________________________
9.Кому в общении он отдает предпочтение?___________________________________________
Чем это вызвано на Ваш взгляд? (По мере необходимости, желание самого ребенка, исполняет все желания)
другое________________________________________________________________
10. Как вы можете определить характер ребенка?
11. Легко ли контактирует с другими детьми?
12. Чем больше всего любит заниматься ваш ребенок?
13. Какие предложения, просьбы есть к сотрудникам, педагогам в разрешении Ваших проблем с
ребенком______________________________________________________________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ №5
Методические рекомендации учителя-логопеда ГБУ РРЦ для детей и подростков с ограниченными
возможностями
1
блок: Биоэнергопластика
(Совместные
движения
руки
и
артикуляционного
аппарата);
2 блок: Дыхательная гимнастика (зарядка для развития речевого дыхания);
3 блок: Массаж лица и пальцев;
4 блок: Развитие фонематического восприятия;
5 блок: Кинезиология (межполушарная работа).
Упражнения по биоэнергопластике (1 блок)
«Птенчики»
Ладонь в вертикальном положении. Большой палец выставлен вперед, перпендикулярно
остальным.
«Лопаточка»
Ладонь с сомкнутыми пальцами опущена вниз.
«Чашечка»
Ладонь с согнутыми пальцами, образует форму чашки.
«Иголочка»
Пальцы сжаты в кулак, указательный палец выставлен вперёд.
«Киска сердится», «горка»
Пальцы сомкнуты, ладонь согнута.
«Часики»
Ладонь сжата в кулак. Указательный палец поднят вверх. Под счёт кисть руки поворачивается
влево-вправо.
«Змейка»
Ладонь сжата в кулак. Под счёт ладонь с сомкнутыми пальцами выпрямляется, затем опять
сжимается, производя движение вперёд-назад.
«Качели»
Ладонь с сомкнутыми пальцами в вертикальном положении. Движение ладони вниз-вверх.
«Футбол»
Ладонь сжата в кулак. Указательный палец впереди. Указательный палец вместе с кистью
поворачивается влево-вправо.
«Почистить зубы»
Ладонь сжата в кулак, указательный палец выдвинут вперёд. Указательный палец производит
движение по кругу.
«Лошадка»
Рука в горизонтальном положении (лежит на столе). Ладонь с сомкнутыми пальцами согнута. Под
счёт поочерёдно касаются стола кончики пальцев и запястье.
«Вкусное варенье»
Ладонь в форме чашечки. Сомкнутые пальцы сгибать-разгибать.
«Улыбка»
Ладонь находится в вертикальном положении, пальцы широко расставлены.
«Заборчик»
Ладонь находится в вертикальном положении, пальцы сомкнуты.
«Трубочка»
Ладонь с согнутыми пальцами, образует трубочку.
«Хоботок»
Ладонь сжата в кулак.
«Наказать непослушный язычок»
В горизонтальном положении четыре сомкнутых пальца, большой палец прижат к среднему.
Производить быстрые постукивания большого пальца по среднему.
«Почистим зубы»
Согнутая ладонь с сомкнутыми пальцами. Ладонь выпрямляется, опять сгибается. Затем согнутая
ладонь движется влево-вправо.
«Кто дальше загонит мяч?»
Рука ладонью вниз находятся в горизонтальном положении. Во время движения ватки по столу,
ладонь движется вперёд.
«Фокус»
Ладонь сжата в кулак. Когда вата взлетает вверх, пальцы разжаты и расставлены.
«Приклей конфетку»
Кисть находится в горизонтальном положении ладонью вверх. Пальцы сомкнуты. Кисть
поднимается вверх, затем опускается.
«Грибок»
Кисть одной руки располагается вертикально, кисть другой расположена горизонтально на кисти
первой руки.
«Гармошка»
Рука лежит на столе ладонью вниз. Во время опускания и поднимания нижней челюсти
опускается и поднимается кисть руки с сомкнутыми прямыми пальцами.
«Индюк», «Болтушка»
Четыре пальца сомкнуты, большой палец прижат к указательному. Четыре пальца производят
быстрые движения вверх-вниз.
«Пароход гудит»
Ладонь с сомкнутыми пальцами располагается горизонтально.
«Самолёт гудит»
Ладонь с расставленными пальцами располагается горизонтально.
«Маляр»
Ладонь располагается вертикально, пальцы сомкнуты. Движение ладони вперёд-назад.
«Дятел»
Пальцы одной руки сомкнуты и немного сжаты, стучат по ладони другой руки.
Дыхательная гимнастика (зарядка для развития речевого дыхания) (блок 2)
Речевое дыхание
Источником
образования
речевого
звуков
речи
является
воздушная
струя,
выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу.
-Речевое дыхание, в отличие от неречевого, является произвольным.
-При неречевом дыхании вдох и выдох осуществляется через нос, вдох по
продолжительности почти равен выдоху.
-При неречевом дыхании за вдохом сразу следует выдох, затем пауза.
Речевое дыхание осуществляется через нос, вдох совершается быстро, выдох
замедлен через рот.
-При речевом дыхании за вдохом следует пауза, а затем плавный выдох.
Правильное
речевое
речевое
дыхание
обеспечивает
нормальное
звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости
речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной
выразительности.
Нарушения
речевого
дыхания
могут
следствием
общей
ослабленности
,
аденоидных разращений, различных сердечно-сосудистых заболеваний и т.д.
Такие
несовершенства
речевого
дыхания,
как
неумение
рационально
использовать выдох, речь на вдохе, неполное возобновление запаса воздуха и
др. отрицательно влияют на развитие речи детей, могут быть обусловлены
неправильным
воспитанием,
недостаточным
вниманием
взрослых
к
речи
ребенка.
Малыши, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и
затрудняются
в
произнесении
длинных
фраз.
При
нерациональном
расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине
фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети недоговаривают слова и
нередко в конце фразы произносят их шепотом. Иногда, чтобы закончить
длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится
нечеткой, судорожной, с захлебыванием.
Укороченный
выдох
вынуждает
говорить
фразы
в
ускоренном
темпе,
без
соблюдения логических фраз.
Проявляя изобретательность, выдумку можно помочь ребенку.
Упражнения на развитие речевого дыхания:
-дуем через соломинку через стакан с водой;
-надуваем воздушные шары;
-пускаем мыльные пузыри;
-дуем на одуванчики.
При всех этих забавах ребенок учится делать вдох через нос, а выдох через рот.
Массаж лица и пальцев (блок 3)
Логопедический массаж - активный метод механического воздействия, который
изменяет состояние мышц нервов, кровеносных сосудов и тканей.
Основы методики массажа
Массаж
улучшает
кровоснабжение,
способствует
расслаблению,
возвращает
уравновешенность
и
хорошее
самочувствие.
Уже
этим
создаются
важные
предпосылки для восстановления нарушенных функций в организме.
Основные виды логопедического массажа:
-классический ручной массаж
-лечебный классический массаж
-точечный
-зондовый
-самомассаж.
Развитие фонематического восприятия (4 блок)
Кинезиологические упражнения (блок 5)
Упражнение "Ухо - нос"
Левая рука - взяться за кончик носа, правая рука - взяться за правое ухо. По команде отпустить
ухо-нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук "с точностью наоборот".
Упражнение "Змейка"
Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе. 1 вариант:
ребенок с закрытыми глазами называет палец и руку, к которым прикоснулся педагог. 2 вариант:
точно и четко двигать пальцем, который называет педагог. Следить, чтобы остальные пальцы в
движении не участвовали.
Упражнение "Колечки"
Поочередно соединить в кольцо большой палец от указательного к мизинцу ( прямая проба) и от
мизинца
к
указательному
(
обратная
проба).
Вначале
упражнение
выполнять
каждой
рукой
отдельно, а затем двумя руками одновременно. Увеличивая скорость выполнения упражнения,
следить за четкостью движений. (На паркете восемь пар, мухи танцевали, увидали паука, в
обморок упали)
Усложненный
вариант:
одновременно
левая
рука
-
выполняет
прямую
пробу,
правая
рука
-
выполняет обратную и наоборот.
Упражнение "Лезгинка"
Левая рука -сложить ладони в кулак и развернуть пальцами к себе, большой палец отставить в
сторону. Правая рука - прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу
левой руки. По команде одновременно сменить положение рук.
Кинезиологическая сказка «Два котенка».
Жил-был на свете белый, пушистый котенок по имени Снежок (дети показывают правый кулачок).
Он очень любил прогуливаться по своему саду (выполнение упражнения «Кошка» со словами:
«Кулачок-ладошка, так гуляет кошка»).
В саду росли высокие деревья (руки вверх, развести пальцы в стороны) и низкие кустарники
(кисти рук стоят на столе, пальцы разведены в стороны).
И вот однажды, Снежок вышел из своего дома, прогуляться (выполнение упражнения «Кошка»
правой рукой со словами: «Кулачок-ладошка, так гуляет кошка») и увидел, что на полянке бегает
черный котенок (выполнение упражнения «Кошка» левой рукой со словами).
Он быстро помчался к нему, чтобы познакомиться (выполнение упражнения «Кошка» в быстром
темпе).
Котенка звали Уголек. Они подружились и стали бегать друг за другом (выполнение упражнения
«Кошка» с одновременной сменой позиции).
И тут Снежок нашел на траве кольцо (упражнение «Кольцо»: поочередно, соединяя в кольцо
большой палец с последующими, со словами: «Раз, два, три, четыре, пять – весело колечко будем
примерять!»), он стал примерять его на правую лапку, а затем на левую, но колечко оказалось ему
велико.
Тогда Уголек стал его примерять (Упражнение «Кольцо»: из большого и указательного пальцев
правой руки делаем колечко и начинаем его нанизывать, не размыкая пальцы на каждый палец
левой руки со словами: «Мизинец, безымянный, средний, указательный, большой – ой, ой, ой!»).
И тут кольцо упало и покатилось по тропинке – котята за ним (упражнение «Кошка»).
И привела их тропинка к пруду, на котором сидела лягушка и громко плакала, от того, что ей было
грустно одной.
Котята решили ее развеселить и показали ей интересную игру (упражнение «Ладушки-
оладушки»:правая рука лежит ладонью вниз, а левая – ладонью вверх; одновременная смена
позиции со словами: «Мы играли в ладушки – жарили оладушки, так пожарим, повернем и опять
играть начнем»). Но лягушка не стала веселей, тогда котята предложили ей станцевать
(упражнение «Лезгинка»: левую руку сложить в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак
развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении
прикоснуться к мизинцу левой. После одновременно сменить положение правой и левой рук;
ускоряя скорость).
Лягушка развеселилась и поблагодарила котят. А потом сказала, что темнеет, приближается ночь и
ей пора в пруд (упражнение «Лягушка»: смена трех положений руки кулак-ребро-ладонь, со
словами :«Лягушка хочет в пруд, лягушке страшно тут!»).
Котята попрощались с ней и тоже отправились домой (упражнение «Кошка»).
По дороге они наблюдали, как на небе мерцают звезды (упражнение «Звездочки»: правая ладонь
пальцы в кулак, левая – пальцы в стороны – смена позиций).
Вот они и дошли до дома, уставшие они улеглись на коврике (вытянуть пальцы из кулачка) и
уснули.
Литература:
1.Иванова
Н.И.
Прибор
СКЭНАР
–
новейшее
средство
немедикаментозного
лечения.
–
Екатеринбург, 1999.
2Логопедия/ под ред. Л.С.Волковой – М.: «Просвещение», 1989.
3.Руководство
по
практическому
использованию
аппаратов
электро-нейроадаптивной
терапии
«ДЭНАС» и «СКЭНАР-032-1 –протон». – Екатеринбург, 2002.
4.СКЭНАР – терапия и СКЭНАР – экспертиза. Сборник статей, вып. 2. Таганрог, 1999. Комитет по
новой медицинской технике. ТОО ОКБ «Ритм».
5Т.Г.Филичева, Н.А.Чевелёва, Т.В.Чиркина. Основы логопедии. – М.: «Просвещение»,1989.
6.
Шалдин
В.И.
Безлекарственное
оздоровление
и
восстановление
физиче ской
работоспособности. Учебное пособие. – Челябинск, 2001.