Напоминание

"Рабочая программа 10 класс"


Автор: Пономарева Елена Владимировна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ Погребская сош
Населённый пункт: поселок Погребы,Брянская область
Наименование материала: Учебная программа
Тема: "Рабочая программа 10 класс"
Раздел: полное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Брасовского района

Погребская средняя общеобразовательная школа

Согласовано Утверждено

Зам. Директора по УВР Директор школы

________Борисова С.М. ______Цыганкова М.В.

Протокол М С №_____ Приказ №_________

от___________2018 г. _____________2018г.

Рабочая программа к учебному курсу

География 10 класс

Составила: Пономарева Е.В.

Учитель географии

Учебник Е.М.Домогацких, Н.И.Алексеевский География 10 класс часть 1,М.:Русское

слово,2015г.

Рабочая программа по курсу «Экономическая и социальная география мира.Региональная

характеристика мира».

Домогацких Е.М.-М.:Русское слово.2015г.

2018-2019уч.год

Пояснительная записка

Рабочая программа курса география 11 класса составленная на основе:

- Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального

общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденного

Приказом Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004 года № 1089 (с

изменениями от 23 июня 2015 года);

- Приказа Минобрнауки РФ от 31.03.2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня

учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную

аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего

общего образования;

- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и

организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (постановление Главного

государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189, зарегистрировано в Минюсте

России 03.03.2011 г, регистрационный номер 19993);

- Основной образовательной программы среднего общего образования на 2017-2019 г.г. (ФК

ГОС);

- Рабочие программы по курсу география для 10-11 классов общеобразовательных

учреждений («Экономическая и социальная география мира .Региональная характеристика

мира».Домогацких Е.М.-:Русское слово.2015г.

Учебник Домогацких Е.М. Алексеевский География 10 класс часть 2,М.:Русское слово,2015г

Цели и задачи курса:

Главной целью курса социальной и экономической географии мира (Региональная характеристика мира) является

формирование у школьников законченных широких представлений о социально-экономической составляющей

географической картины мира.

Указанная цель раскрывается в основных задачах курса:

сформировать систему знаний об экономических и социальных проблемах современного мира для целостного

осмысления единства природы и общества на планетарном и региональном уровнях;

научить сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-

экономических и геоэкологических процессов и явлений;

развить у школьников познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности посредством

ознакомления с важнейшими географическими особенностями проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

формировать географическую культуру и географическое мышление учащихся, воспитывать чувство патриотизма;

вооружить учащихся специальными и общеучебными умениями, позволяющими им самостоятельно добывать

информацию географического характера по данному курсу;

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов

по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Кроме того, программа содержит перечень практических

работ по каждому разделу.

Практическая часть программы:

За учебный год: практических работ –10, из них оценочных – 6; итоговых тестирований - 4

За 1 полугодие: практических работ оценочных - 4 , тестирований -2.

За 2 полугодие: практических работ оценочных – 2, тестирований – 2.

Содержание программы

Раздел 1: Страны современного мира (4 часов)

Социально-экономическая география как наука. Методы географических исследований. Виды и значение географической

информации. Геоинформационные системы.

Политическая карта мира. Современная политическая карта мира и этапы ее развития. Количественные и качественные

изменения на политической карте мира. Изменения на политической карте мира в новейшее время. Многообразие стран

современного

мира

и

их

основные

группы.

Государственный

строй,

формы

правления

и

административно

территориального устройства стран мира. Геополитика и политическая география. Международные организации. Роль и

место России в современном мире.

Практическая работа: 1.Составление систематизирующей таблицы «Государственный строй стран мира». 2.

Характеристика политико-географического положения страны.

Раздел 2: География населения мира (8 часов)

Население как предмет изучения социально-экономической географии. Динамика численности населения мира в разные

исторические

периоды.

Современная

численность

населения

мира,

отдельных

стран

и

регионов.

Рождаемость,

смертность и естественный прирост – главные демографические показатели. Естественный прирост населения в разных

странах и регионах. Типы воспроизводства населения. Демографический кризис и демографический взрыв. Их причины

и последствия. Теория «демографического перехода». Демографическая политика. Ее цели в странах с разным типом

воспроизводства населения. «Утечка умов». Внутренние миграции населения.

Этнический (национальный) состав населения. Крупнейшие народы мира и языковые семьи. Религиозный состав

населения мира. Мировые и этнические религии. Этнорелигиозные конфликты.

Возрастной и половой состав населения. Половозрастные пирамиды.

Трудовые ресурсы и экономически активное население. Проблема безработицы и ее географические особенности.

Общий рисунок расселения человечества на планете. Плотность населения. Неравномерность размещения населения.

Сгустки населения. Роль природных, экономических и демографических факторов. География мировых миграционных

процессов, их причины и следствия.

Урбанизация

как всемирный процесс, ее особенности в развитых и развивающихся странах. Ложная урбанизация.

Крупнейшие города мира. Агломерации и мегалополисы. Сельское население и формы его расселения.

Практические работы: 3. Составление сравнительной оценки трудовых ресурсов стран по выбору.

Раздел 3:

Взаимоотношения природы и общества. Мировые природные ресурсы и экологические проблемы (7

часов)

Основные виды природных ресурсов. Размещение природных ресурсов и масштабы их использования. Понятие о

природно-ресурсном потенциале

и ресурсообеспеченности. Обеспеченность природными ресурсами. Особенности

использования разных видов природных ресурсов.

Минеральные ресурсы мира. Современная география топливных, рудных и нерудных полезных ископаемых.

Обеспеченность минеральным сырьем различных государств и регионов. Проблема исчерпания запасов минерального

сырья. Территориальные сочетания полезных ископаемых. Комплексное освоение ископаемых.

Земельные ресурсы. Земельный фонд и его структура. Использование пахотных площадей планеты. Деградация почв.

Опустынивание – глобальная проблема.

Лесные ресурсы. Их размещение на планете: северный и южный лесные пояса. Обеспеченность лесными ресурсами

различных государств и регионов. Сокращение площади лесов планеты, его масштабы и последствия.

Ресурсы пресной воды. Роль речных вод в жизни человека. Неравномерность в обеспечении стран и регионов пресной

водой.

Пути

преодоления

нехватки

водных

ресурсов.

Ухудшение

качества

воды.

Сточные

воды.

Оборотное

водоснабжение.

ресурсы. Аквакультура и марикультура. Виды минеральных ресурсов океана. Энергетические ресурсы: используемые и

потенциальные.

Другие виды ресурсов. Альтернативные источники энергии. Гелиоэнергетика и ветроэнергетика. Ресурсы внутреннего

тепла Земли. Рекреационные ресурсы, их виды. Изменение роли отдельных ресурсов в связи с появлением новых видов

отдыха. Туристический бум. Объекты Всемирного наследия.

Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы. Антропогенное загрязнение окружающей среды, причины и

последствия.

Загрязнение

литосферы,

атмосферы

и

гидросферы.

Возможные

пути

их

решения:

экстенсивный

и

интенсивный. Экологическая политика.

Практическая работа: 4. Оценка ресурсообеспеченности стран.

Раздел 4. Мировое хозяйство и научно-техническая революция (3 часа)

Научно-техническая революция

и мировое хозяйство как предмет изучения социально-экономической географии.

Научно-техническая революция. Характерные черты НТР. Составные части НТР. Эволюционный и революционный пути

развития. Современный этап и перспективы НТР.

Мировое хозяйство. Понятие о мировом хозяйстве. Международное географическое разделение труда как совокупность

национальных хозяйств стран

мира. Международная хозяйственная специализация государств: роль географических

факторов. Типы стран по их роли в МГРТ. Международная Ресурсы Мирового океана.

Роль океана в обеспечении

человечества разнообразными ресурсами. Биологические экономическая интеграция. Транснациональные корпорации.

Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы.

Влияние НТР на территориальную и отраслевую структуру мирового хозяйства. Старые, новые и новейшие отрасли

промышленности. Наукоемкие отрасли. Авангардная тройка отраслей. Старопромышленные районы. Промышленные

районы нового освоения и высоких технологий.

Территориальная структура хозяйства и региональная политика в экономически развитых странах, высокоразвитые,

депрессивные

отсталые

аграрные

районы.

Территориальная

структура

хозяйства

и

региональная

политика

в

развивающихся странах, перестройка прежних структур.

Территориальная структура непроизводственной сферы. Культурные регионы мира.

Практическая работа: 5. Сравнительная характеристика ведущих факторов размещения производительных сил

Раздел 5. Общая характеристика современного мирового хозяйства (10 часов)

Отрасли мирового хозяйства как предмет изучения социально-экономической географии. География промышленности

мира. Топливно-энергетическая промышленность. Нефтегазовая и угольная промышленность. Грузопотоки топлива.

Страны

экспортеры

и

страны

импортеры.

Электроэнергетика.

Роль

электростанций

разных

видов

в

мировом

производстве электроэнергии. Специфика электроэнергетики разных стран. Нетрадиционные источники энергии.

Горно-добывающая промышленность, ее значение и структура, главные страны и районы. Основные черты географии

черной и цветной металлургии, главные страны и районы. Особенности географии машиностроительной, химическо ,

лесной и легкой промышленности, главные страны и районы.

Промышленные районы мира. Промышленность и окружающая среда.

Сельское хозяйство, его отраслевой состав. Земледелие и животноводство. Аграрные отношения в странах разного типа.

Продовольственное и товарное сельское хозяйство. «Зеленая революция» и ее сущность. Мировые лидеры в

производстве сельскохозяйственной продукции.

Рыболовство, основные черты географии.

Транспорт мира и его состав. Значение и особенности разных видов транспорта в мировых перевозках грузов и

пассажиров. Грузооборот и пассажирооборот. Густота транспортной сети. Транспортные сети радиального и линейного

типа.

Особая

роль

морского

транспорта.

«Контейнерная

революция»

и

«контейнерные

мосты».

Особенности

организации транспорта развитых и развивающихся стран. Мировая транспортная система, региональные транспортные

системы.

Международные экономические отношения, их формы. Свободные экономические зоны. Международная торговля:

товарная структура и географическое распределение. Другие формы МЭО: кредитно-финансовые, производственные,

предоставление услуг.

Практическая работа: 6. Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей промышленности

мира.

Раздел 6: Глобальные проблемы современности (1 час).

Глобальные проблемы, их сущность и взаимодействие. Экологическая, энергетическая, сырьевая, демографическая и

продовольственная проблемы и пути их решения. Проблема сохранения мира на Земле. Преодоление отсталости

развивающихся стран. Роль географии в решении глобальных проблем.

Календарно-тематическое планирование

Раздел 1 «Страны современного мира» (4 часа)

п/

п

Наименование разделов

и тем

Кол-

во

часов

Элементы содержания

Материально

техническое

обеспечение

урока

Требования к уровню

подготовки обуч-ся

Дата

проведения

план

факт

1

Географическая наука.

Типы стран

современного мира

Предмет, структура, методы

современной географии. ГИС. Типы

стран по ГП.

РТ,

полит.карта

мира

Учащиеся должны знать:

Методы географических

исследований.

Типологию стран мира по

уровню экономического

развития, основные

понятия и термины:

республика, монархия,

федерация, унитарное

государство.

Учащиеся должны уметь:

приводить примеры стран,

имеющих различный

уровень экономического

развития, государственный

строй, характеризовать

ПГП страны.

2

Государственный строй

стран мира.

Практическая работа

№1

Составление

систематизируюшей

таблицы

«Государственный строй

стран мира»

Парламентские и президентские

республики, абсолютные,

теократические, конституционные

монархии. Федерация и унитарное

государство.

РТ,

полит.карта

мира

3

Развитые и

развивающиеся страны.

Типология стран мира по уровню

экономического развития

полит.карта

мира, тесты

4

Практическ работа № 2

Характеристика

политико

-географического

положения страны.

План и приёмы характеристики ПГП

страны.

УМО

Раздел 2 «География населения мира» (8 часов).

п/

п

Наименование разделов

и тем

Кол-

во

часов

Элементы содержания

Материально

техническое

обеспечение

урока

Требования к уровню

подготовки обуч-ся

Дата

план

факт

5

Численность и

динамика населения

мира.

Основные демографические показатели.

Динамика численности населения.

Демографическая формула.

Воспроизводство населения. Типы

воспроизводства. Фазы

демографического перехода.

РТ,

полит.карта

мира

Учащиеся должны

знать:

Методы географических

исследований.

Численность и динамику

населения мира,

отдельных регионов и

стран, их

этнографическую

специфику; различия в

уровне и качестве жизни

населения, основные

направления миграций;

проблемы современной

урбанизации.

Учащиеся должны уметь:

определять и сравнивать

по различным источникам

географической

информации тенденции

демографических

8.10

6

Половозрастной состав

населения.

Половой состав, возрастной состав

населения. Демографическая политика.

РТ,

полит.карта

мира,

карточки,

презентация

7

Расовый, этнический и

религиозный состав

населения мира.

Этнос. Раса. Крупнейшие народы.

Самые распространённые языки.

Мировые и национальные религии.

РТ,

полит.карта

мира,

презентация

8

Межэтнические и

межрелигиозные

конфликты в мире

Очаги межэтнических и религиозных

конфликтов.

РТ,

полит.карта

мира

9

Размещение населения и

его миграции.

Сгустки населения. Внутренние и

внешние миграции. Диаспора. Сальдо

миграции.

РТ,

полит.карта

мира, модули,

презентация

процессов; оценивать и

объяснять

демографическую

ситуацию, уровни

урбанизации и

территориальной

концентрации населения.

10

Трудовые ресурсы и

занятость населения.

Практическая работа

№3

«Составление

сравнительной оценки

трудовых ресурсов

регионов мира»

Трудовые ресурсы и экономически

активное население. Сферы занятости.

РТ,

полит.карта

мира,

карточки,

11

Сельское и городское

население.

Формы сельского расселения.

Урбанизация. Уровень и темпы

урбанизации. Крупнейшие мегаполисы.

Мегалополисы. Два вида агломераций.

Ложная урбанизация.

РТ,

полит.карта

мира

12

Обобщающее

повторение раздела

«Население мира».

Обобщение содержания учебного

материала.

РТ,

полит.карта

мира, тестиы,

презентация

Раздел 4 «Мировые природные ресурсы и экологические проблемы» ( 7 часов).

п/

п

Наименование разделов и

тем

Кол-

во

часов

Элементы содержания

Материально

техническое

обеспечение

урока

Требования к уровню

подготовки обуч-ся

Дата

проведения

план

факт

13

Виды природных

ресурсов Земли.

Ресурсообеспече-нность.

Этапы взаимодействия между

обществом и природой. Природополь-

зование. Понятие о

ресурсообеспеченности. Группы стран

по ресурсообеспеченности.

Учебник.

Учащиеся должны знать:

особенности размещения

основных видов

природных ресурсов, их

главные месторождения и

14

Минеральные ресурсы.

Понятие о топливных ресурсах.

География ТР.

карта

минеральных

ресурсов мира

территориальные

сочетания.

Учащиеся должны уметь:

определять и сравнивать

по различным источникам

информации

географические

тенденции

природопользования;

вычислять, оценивать и

объяснять

ресурсообеспеченность

отдельных стран и

регионов мира.

15

Рудные и нерудные

полезные ископаемые.

Практическая работа № 4

Оценка ресурсообе-

спеченности отдельных

стран мира

Чёрные и цветные металлы. Рудные

пояса. Строительное и химическое

сырьё.

Вычисление ресурсообеспеченности.

РТ, карта

минеральных

ресурсов

мира, стат.

данные.

16

Мировые природные

ресурсы: земельные ,

лесные и водные.

Земельный фонд, рас-пределение

почвенных, лесных, водных ресурсов.

проблема истощения ресурсов.

РТ,

политическая

карта мира,

карточки

17

Ресурсы Мирового океана

и другие виды природных

ресурсов.

Биологические, минеральные,

энергетические ресурсы Океана.

Альтернативные источники энергии.

Рекреационные ресурсы.

политическая

карта мира,

карточки

18

Загрязнение окружающей

среды. Пути решения

экологических проблем.

Загрязнение литосферы, гидросферы и

атмосфе-ры. Экстенсивный и

интенсивный пути решения

экологических проблем.

Учебник.

19

Обобщающее повторение

раздела «Мировые

природные ресурсы и

экологические

проблемы»

Обобщение содержания учебного

материала

Учебник,

карта, тесты.

Раздел 4 «Мировое хозяйство и НТР» (3 часов).

п/

п

Наименование разделов и

тем

Кол-

во

часов

Элементы содержания

Материально

техническое

обеспечение

урока

Требования к уровню

подготовки обуч-ся

Дата

проведения

план

факт

20

Международное

географическое

разделение труда и

мировое хозяйство.

Формы разделения труда, роль стран в

МГРТ, специализация, глобализация

,ТНК,

Экономическая интеграция.

Учебник,

атлас, полит.

Карта мира

Учащиеся должны

знать: особенности и

составные части НТР,

географические

особенности отраслевой и

территориальной

структуры мирового

хозяйства.

Учащиеся должны уметь:

оценивать и объяснять

территориальную

концентрацию

производства, степень

природных,

антропогенных и

техногенных изменений

отдельных территорий.

21

Современная эпоха НТР и

мировое хозяйство.

Черты и направления НТР. Влияние

НТР на отраслевую и террито-риальную

структуру Мирового хозяйства.

Учебник,

атлас.

22

Практическая работа № 5

«Сравнительная

характеристика ведущих

факторов размещения

производительных сил»

Факторы размещения производств. виды

промышленных районов.

Полит. Карта

мира

Раздел 5 «Характеристика отраслей мирового хозяйства» (10 часов).

п/

п

Наименование разделов и

тем

Кол-

во

часов

Элементы содержания

Материально

техническое

обеспечение

урока

Требования к уровню

подготовки обуч-ся

Дата

проведения

план

факт

23

Топливно-энергетическая

промышленность.

География нефтяной, газовой, угольной

отраслей. Электроэнергетика и страны-

лидеры.

РТ, карта ТЭП

Учащиеся должны

знать: географические

особенности отраслевой и

территориальной

структуры мирового

24

Металлургия.

Районы и факторы размещения

металлургической промышленности.

Страны лидеры.

РТ, карта

металлургии.

хозяйства, размещение его

основных отраслей.

Учащиеся должны уметь:

оценивать и объяснять

территориальную

концентрацию

производства, степень

природных,

антропогенных и

техногенных изменений

отдельных территорий;

применять разнообразные

источники

географической

информации для

объяснения изменений

природных, социально-

экономических объектов

под влиянием

разнообразных факторов;

составлять комплексную

географическую

характеристику, таблицы,

25

Машиностроение.

Отраслевой состав.

Районы и факторы размещения

машиностроения. Страны лидеры.

РТ, карта

машинострое

ния.

26

Химическая, лесная и

лёгкая промышленность.

Отраслевой состав.

Районы и факторы размещения

отраслей. Страны лидеры.

РТ, модули,

карты атласа.

27

Практическая работа № 6.

План характеристики отрасли.

РТ, атлас,

учебник.

28

Сельское хозяйство.

Земледелие и

животноводство.

Отраслевой состав земледелия и

животноводства. Страны – мировые

лидеры.

Учебник,

карточки,

стат.данные

29

Сельское хозяйство

развитых и

развивающихся стран.

Типы землевладения и

землепользования.

Товарное и потребительское с/х. зелёная

революция.

Учебник,

карточки.

30

Транспорт и мировое

хозяйство.

Роль транспорта. Виды транспорта.

Контейнеризация. Мировая

транспортная сеть.

Учебник,

карта

транспорта.

Тесты.

31

Виды транспорта.

Изменение роли видов транспорта.

География видов транспорта.

Крупнейшие аэропорты и мировые

порты.

Учебник,

атлас, модули.

картосхемы, диаграммы,

простейшие карты,

модели, отражающие

географические

закономерности

различных явлений и

процессов, их

территориальные

взаимодействия.

32

Внешние экономические

отношения.

Формы МЭО, мировая торговля,

кредитно-финансовые отношения,

научно-технические связи,

международные услуги и туризм.

Учебник,

карточки.

Глобальные проблемы современности (1час)

п/

п

Наименование

разделов и тем

Кол-во

часов

Элементы содержания

Материально

техническое

обеспечение

урока

Требования к уровню

подготовки обуч-ся

Дата проведения

план

факт

33

Глобальные

проблемы и их

взаимосвязь

Проблемы сохранения мира,

экологическая, сырья и энергии, общей

отсталости развивающихся стран,

демографическая, продовольственная,

освоения Мирового океана и

космического пространства.

Взаимосвязь глобальных проблем.

Учебник,

стат.данные.

полит карта.

Презентация.

Учащиеся должны

знать/понимать:

Основные глобальные

проблемы мира, их

сущность.

Учащиеся должны уметь:

давать правильную оценку

важнейшим социально-

экономическим событиям

международной жизни,

геополитической и

геоэкономической

ситуации в странах и

регионах мира,

тенденциям их

возможного развития.

Тема:

Обобщение (2 часа).

п/

п

Наименование

разделов и тем

Кол-во

часов

Элементы содержания

Материально

техническое

обеспечение

урока

Требования к уровню

подготовки обуч-ся

Дата проведения

34

Итоговая

контрольная работа

1

Тестовые

задания

35

Обобщение

изученного в курсе

географии 10

класса.

1

Обобщение содержания учебного

материала

Карточки.

Обобщающее повторение

курса географии 10

класса.

Учебно-методическое обеспечение:

Учебник: Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. Экономическая и социальная география мира. 10 кл. I часть. – М.: Русское слово, 2010

Географический атлас. 10 класс – М.: Дрофа, 2011

Сиротин В.И. Рабочая тетрадь по географии. 10 класс – М.: Дрофа, 2011.

Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. Учебник для 10 класса М., «Просвещение», 2007 г.

Кузнецов А.П. Население и хозяйство мира. – М. : Дрофа, 2004

Географический энциклопедический словарь. М., 2005

Жижина Е.А., Никитина Н.А. Поурочные разработки уроков по географии. 10 класс. М.: Вако, 2007

ЕГЭ 2011 География. М.: АСТ-Астрель, 2010

Современный справочник «Страны мира». М.: РИПОЛ классик, 2009

Глобализация и Россия, М.: Валдис, 2004

Мультимедийная Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2008.



В раздел образования