Автор: Пономарева Елена Владимировна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ Погребская сош
Населённый пункт: поселок Погребы,Брянская область
Наименование материала: Учебная программа
Тема: "Рабочая программа 10 класс"
Раздел: полное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Брасовского района
Погребская средняя общеобразовательная школа
Согласовано Утверждено
Зам. Директора по УВР Директор школы
________Борисова С.М. ______Цыганкова М.В.
Протокол М С №_____ Приказ №_________
от___________2018 г. _____________2018г.
Рабочая программа к учебному курсу
География 10 класс
Составила: Пономарева Е.В.
Учитель географии
Учебник Е.М.Домогацких, Н.И.Алексеевский География 10 класс часть 1,М.:Русское
слово,2015г.
Рабочая программа по курсу «Экономическая и социальная география мира.Региональная
характеристика мира».
Домогацких Е.М.-М.:Русское слово.2015г.
2018-2019уч.год
Пояснительная записка
Рабочая программа курса география 11 класса составленная на основе:
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального
общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденного
Приказом Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004 года № 1089 (с
изменениями от 23 июня 2015 года);
- Приказа Минобрнауки РФ от 31.03.2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня
учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования;
- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (постановление Главного
государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189, зарегистрировано в Минюсте
России 03.03.2011 г, регистрационный номер 19993);
- Основной образовательной программы среднего общего образования на 2017-2019 г.г. (ФК
ГОС);
- Рабочие программы по курсу география для 10-11 классов общеобразовательных
учреждений («Экономическая и социальная география мира .Региональная характеристика
мира».Домогацких Е.М.-:Русское слово.2015г.
Учебник Домогацких Е.М. Алексеевский География 10 класс часть 2,М.:Русское слово,2015г
Цели и задачи курса:
Главной целью курса социальной и экономической географии мира (Региональная характеристика мира) является
формирование у школьников законченных широких представлений о социально-экономической составляющей
географической картины мира.
Указанная цель раскрывается в основных задачах курса:
сформировать систему знаний об экономических и социальных проблемах современного мира для целостного
осмысления единства природы и общества на планетарном и региональном уровнях;
научить сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-
экономических и геоэкологических процессов и явлений;
развить у школьников познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности посредством
ознакомления с важнейшими географическими особенностями проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
формировать географическую культуру и географическое мышление учащихся, воспитывать чувство патриотизма;
вооружить учащихся специальными и общеучебными умениями, позволяющими им самостоятельно добывать
информацию географического характера по данному курсу;
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов
по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Кроме того, программа содержит перечень практических
работ по каждому разделу.
Практическая часть программы:
За учебный год: практических работ –10, из них оценочных – 6; итоговых тестирований - 4
За 1 полугодие: практических работ оценочных - 4 , тестирований -2.
За 2 полугодие: практических работ оценочных – 2, тестирований – 2.
Содержание программы
Раздел 1: Страны современного мира (4 часов)
Социально-экономическая география как наука. Методы географических исследований. Виды и значение географической
информации. Геоинформационные системы.
Политическая карта мира. Современная политическая карта мира и этапы ее развития. Количественные и качественные
изменения на политической карте мира. Изменения на политической карте мира в новейшее время. Многообразие стран
современного
мира
и
их
основные
группы.
Государственный
строй,
формы
правления
и
административно
–
территориального устройства стран мира. Геополитика и политическая география. Международные организации. Роль и
место России в современном мире.
Практическая работа: 1.Составление систематизирующей таблицы «Государственный строй стран мира». 2.
Характеристика политико-географического положения страны.
Раздел 2: География населения мира (8 часов)
Население как предмет изучения социально-экономической географии. Динамика численности населения мира в разные
исторические
периоды.
Современная
численность
населения
мира,
отдельных
стран
и
регионов.
Рождаемость,
смертность и естественный прирост – главные демографические показатели. Естественный прирост населения в разных
странах и регионах. Типы воспроизводства населения. Демографический кризис и демографический взрыв. Их причины
и последствия. Теория «демографического перехода». Демографическая политика. Ее цели в странах с разным типом
воспроизводства населения. «Утечка умов». Внутренние миграции населения.
Этнический (национальный) состав населения. Крупнейшие народы мира и языковые семьи. Религиозный состав
населения мира. Мировые и этнические религии. Этнорелигиозные конфликты.
Возрастной и половой состав населения. Половозрастные пирамиды.
Трудовые ресурсы и экономически активное население. Проблема безработицы и ее географические особенности.
Общий рисунок расселения человечества на планете. Плотность населения. Неравномерность размещения населения.
Сгустки населения. Роль природных, экономических и демографических факторов. География мировых миграционных
процессов, их причины и следствия.
Урбанизация
как всемирный процесс, ее особенности в развитых и развивающихся странах. Ложная урбанизация.
Крупнейшие города мира. Агломерации и мегалополисы. Сельское население и формы его расселения.
Практические работы: 3. Составление сравнительной оценки трудовых ресурсов стран по выбору.
Раздел 3:
Взаимоотношения природы и общества. Мировые природные ресурсы и экологические проблемы (7
часов)
Основные виды природных ресурсов. Размещение природных ресурсов и масштабы их использования. Понятие о
природно-ресурсном потенциале
и ресурсообеспеченности. Обеспеченность природными ресурсами. Особенности
использования разных видов природных ресурсов.
Минеральные ресурсы мира. Современная география топливных, рудных и нерудных полезных ископаемых.
Обеспеченность минеральным сырьем различных государств и регионов. Проблема исчерпания запасов минерального
сырья. Территориальные сочетания полезных ископаемых. Комплексное освоение ископаемых.
Земельные ресурсы. Земельный фонд и его структура. Использование пахотных площадей планеты. Деградация почв.
Опустынивание – глобальная проблема.
Лесные ресурсы. Их размещение на планете: северный и южный лесные пояса. Обеспеченность лесными ресурсами
различных государств и регионов. Сокращение площади лесов планеты, его масштабы и последствия.
Ресурсы пресной воды. Роль речных вод в жизни человека. Неравномерность в обеспечении стран и регионов пресной
водой.
Пути
преодоления
нехватки
водных
ресурсов.
Ухудшение
качества
воды.
Сточные
воды.
Оборотное
водоснабжение.
ресурсы. Аквакультура и марикультура. Виды минеральных ресурсов океана. Энергетические ресурсы: используемые и
потенциальные.
Другие виды ресурсов. Альтернативные источники энергии. Гелиоэнергетика и ветроэнергетика. Ресурсы внутреннего
тепла Земли. Рекреационные ресурсы, их виды. Изменение роли отдельных ресурсов в связи с появлением новых видов
отдыха. Туристический бум. Объекты Всемирного наследия.
Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы. Антропогенное загрязнение окружающей среды, причины и
последствия.
Загрязнение
литосферы,
атмосферы
и
гидросферы.
Возможные
пути
их
решения:
экстенсивный
и
интенсивный. Экологическая политика.
Практическая работа: 4. Оценка ресурсообеспеченности стран.
Раздел 4. Мировое хозяйство и научно-техническая революция (3 часа)
Научно-техническая революция
и мировое хозяйство как предмет изучения социально-экономической географии.
Научно-техническая революция. Характерные черты НТР. Составные части НТР. Эволюционный и революционный пути
развития. Современный этап и перспективы НТР.
Мировое хозяйство. Понятие о мировом хозяйстве. Международное географическое разделение труда как совокупность
национальных хозяйств стран
мира. Международная хозяйственная специализация государств: роль географических
факторов. Типы стран по их роли в МГРТ. Международная Ресурсы Мирового океана.
Роль океана в обеспечении
человечества разнообразными ресурсами. Биологические экономическая интеграция. Транснациональные корпорации.
Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы.
Влияние НТР на территориальную и отраслевую структуру мирового хозяйства. Старые, новые и новейшие отрасли
промышленности. Наукоемкие отрасли. Авангардная тройка отраслей. Старопромышленные районы. Промышленные
районы нового освоения и высоких технологий.
Территориальная структура хозяйства и региональная политика в экономически развитых странах, высокоразвитые,
депрессивные
отсталые
аграрные
районы.
Территориальная
структура
хозяйства
и
региональная
политика
в
развивающихся странах, перестройка прежних структур.
Территориальная структура непроизводственной сферы. Культурные регионы мира.
Практическая работа: 5. Сравнительная характеристика ведущих факторов размещения производительных сил
Раздел 5. Общая характеристика современного мирового хозяйства (10 часов)
Отрасли мирового хозяйства как предмет изучения социально-экономической географии. География промышленности
мира. Топливно-энергетическая промышленность. Нефтегазовая и угольная промышленность. Грузопотоки топлива.
Страны
экспортеры
и
страны
импортеры.
Электроэнергетика.
Роль
электростанций
разных
видов
в
мировом
производстве электроэнергии. Специфика электроэнергетики разных стран. Нетрадиционные источники энергии.
Горно-добывающая промышленность, ее значение и структура, главные страны и районы. Основные черты географии
черной и цветной металлургии, главные страны и районы. Особенности географии машиностроительной, химическо ,
лесной и легкой промышленности, главные страны и районы.
Промышленные районы мира. Промышленность и окружающая среда.
Сельское хозяйство, его отраслевой состав. Земледелие и животноводство. Аграрные отношения в странах разного типа.
Продовольственное и товарное сельское хозяйство. «Зеленая революция» и ее сущность. Мировые лидеры в
производстве сельскохозяйственной продукции.
Рыболовство, основные черты географии.
Транспорт мира и его состав. Значение и особенности разных видов транспорта в мировых перевозках грузов и
пассажиров. Грузооборот и пассажирооборот. Густота транспортной сети. Транспортные сети радиального и линейного
типа.
Особая
роль
морского
транспорта.
«Контейнерная
революция»
и
«контейнерные
мосты».
Особенности
организации транспорта развитых и развивающихся стран. Мировая транспортная система, региональные транспортные
системы.
Международные экономические отношения, их формы. Свободные экономические зоны. Международная торговля:
товарная структура и географическое распределение. Другие формы МЭО: кредитно-финансовые, производственные,
предоставление услуг.
Практическая работа: 6. Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей промышленности
мира.
Раздел 6: Глобальные проблемы современности (1 час).
Глобальные проблемы, их сущность и взаимодействие. Экологическая, энергетическая, сырьевая, демографическая и
продовольственная проблемы и пути их решения. Проблема сохранения мира на Земле. Преодоление отсталости
развивающихся стран. Роль географии в решении глобальных проблем.
Календарно-тематическое планирование
Раздел 1 «Страны современного мира» (4 часа)
№
п/
п
Наименование разделов
и тем
Кол-
во
часов
Элементы содержания
Материально
техническое
обеспечение
урока
Требования к уровню
подготовки обуч-ся
Дата
проведения
план
факт
1
Географическая наука.
Типы стран
современного мира
Предмет, структура, методы
современной географии. ГИС. Типы
стран по ГП.
РТ,
полит.карта
мира
Учащиеся должны знать:
Методы географических
исследований.
Типологию стран мира по
уровню экономического
развития, основные
понятия и термины:
республика, монархия,
федерация, унитарное
государство.
Учащиеся должны уметь:
приводить примеры стран,
имеющих различный
уровень экономического
развития, государственный
строй, характеризовать
ПГП страны.
2
Государственный строй
стран мира.
Практическая работа
№1
Составление
систематизируюшей
таблицы
«Государственный строй
стран мира»
Парламентские и президентские
республики, абсолютные,
теократические, конституционные
монархии. Федерация и унитарное
государство.
РТ,
полит.карта
мира
3
Развитые и
развивающиеся страны.
Типология стран мира по уровню
экономического развития
полит.карта
мира, тесты
4
Практическ работа № 2
Характеристика
политико
-географического
положения страны.
План и приёмы характеристики ПГП
страны.
УМО
Раздел 2 «География населения мира» (8 часов).
№
п/
п
Наименование разделов
и тем
Кол-
во
часов
Элементы содержания
Материально
техническое
обеспечение
урока
Требования к уровню
подготовки обуч-ся
Дата
план
факт
5
Численность и
динамика населения
мира.
Основные демографические показатели.
Динамика численности населения.
Демографическая формула.
Воспроизводство населения. Типы
воспроизводства. Фазы
демографического перехода.
РТ,
полит.карта
мира
Учащиеся должны
знать:
Методы географических
исследований.
Численность и динамику
населения мира,
отдельных регионов и
стран, их
этнографическую
специфику; различия в
уровне и качестве жизни
населения, основные
направления миграций;
проблемы современной
урбанизации.
Учащиеся должны уметь:
определять и сравнивать
по различным источникам
географической
информации тенденции
демографических
8.10
6
Половозрастной состав
населения.
Половой состав, возрастной состав
населения. Демографическая политика.
РТ,
полит.карта
мира,
карточки,
презентация
7
Расовый, этнический и
религиозный состав
населения мира.
Этнос. Раса. Крупнейшие народы.
Самые распространённые языки.
Мировые и национальные религии.
РТ,
полит.карта
мира,
презентация
8
Межэтнические и
межрелигиозные
конфликты в мире
Очаги межэтнических и религиозных
конфликтов.
РТ,
полит.карта
мира
9
Размещение населения и
его миграции.
Сгустки населения. Внутренние и
внешние миграции. Диаспора. Сальдо
миграции.
РТ,
полит.карта
мира, модули,
презентация
процессов; оценивать и
объяснять
демографическую
ситуацию, уровни
урбанизации и
территориальной
концентрации населения.
10
Трудовые ресурсы и
занятость населения.
Практическая работа
№3
«Составление
сравнительной оценки
трудовых ресурсов
регионов мира»
Трудовые ресурсы и экономически
активное население. Сферы занятости.
РТ,
полит.карта
мира,
карточки,
11
Сельское и городское
население.
Формы сельского расселения.
Урбанизация. Уровень и темпы
урбанизации. Крупнейшие мегаполисы.
Мегалополисы. Два вида агломераций.
Ложная урбанизация.
РТ,
полит.карта
мира
12
Обобщающее
повторение раздела
«Население мира».
Обобщение содержания учебного
материала.
РТ,
полит.карта
мира, тестиы,
презентация
Раздел 4 «Мировые природные ресурсы и экологические проблемы» ( 7 часов).
№
п/
п
Наименование разделов и
тем
Кол-
во
часов
Элементы содержания
Материально
техническое
обеспечение
урока
Требования к уровню
подготовки обуч-ся
Дата
проведения
план
факт
13
Виды природных
ресурсов Земли.
Ресурсообеспече-нность.
Этапы взаимодействия между
обществом и природой. Природополь-
зование. Понятие о
ресурсообеспеченности. Группы стран
по ресурсообеспеченности.
Учебник.
Учащиеся должны знать:
особенности размещения
основных видов
природных ресурсов, их
главные месторождения и
14
Минеральные ресурсы.
Понятие о топливных ресурсах.
География ТР.
карта
минеральных
ресурсов мира
территориальные
сочетания.
Учащиеся должны уметь:
определять и сравнивать
по различным источникам
информации
географические
тенденции
природопользования;
вычислять, оценивать и
объяснять
ресурсообеспеченность
отдельных стран и
регионов мира.
15
Рудные и нерудные
полезные ископаемые.
Практическая работа № 4
Оценка ресурсообе-
спеченности отдельных
стран мира
Чёрные и цветные металлы. Рудные
пояса. Строительное и химическое
сырьё.
Вычисление ресурсообеспеченности.
РТ, карта
минеральных
ресурсов
мира, стат.
данные.
16
Мировые природные
ресурсы: земельные ,
лесные и водные.
Земельный фонд, рас-пределение
почвенных, лесных, водных ресурсов.
проблема истощения ресурсов.
РТ,
политическая
карта мира,
карточки
17
Ресурсы Мирового океана
и другие виды природных
ресурсов.
Биологические, минеральные,
энергетические ресурсы Океана.
Альтернативные источники энергии.
Рекреационные ресурсы.
политическая
карта мира,
карточки
18
Загрязнение окружающей
среды. Пути решения
экологических проблем.
Загрязнение литосферы, гидросферы и
атмосфе-ры. Экстенсивный и
интенсивный пути решения
экологических проблем.
Учебник.
19
Обобщающее повторение
раздела «Мировые
природные ресурсы и
экологические
проблемы»
Обобщение содержания учебного
материала
Учебник,
карта, тесты.
Раздел 4 «Мировое хозяйство и НТР» (3 часов).
№
п/
п
Наименование разделов и
тем
Кол-
во
часов
Элементы содержания
Материально
техническое
обеспечение
урока
Требования к уровню
подготовки обуч-ся
Дата
проведения
план
факт
20
Международное
географическое
разделение труда и
мировое хозяйство.
Формы разделения труда, роль стран в
МГРТ, специализация, глобализация
,ТНК,
Экономическая интеграция.
Учебник,
атлас, полит.
Карта мира
Учащиеся должны
знать: особенности и
составные части НТР,
географические
особенности отраслевой и
территориальной
структуры мирового
хозяйства.
Учащиеся должны уметь:
оценивать и объяснять
территориальную
концентрацию
производства, степень
природных,
антропогенных и
техногенных изменений
отдельных территорий.
21
Современная эпоха НТР и
мировое хозяйство.
Черты и направления НТР. Влияние
НТР на отраслевую и террито-риальную
структуру Мирового хозяйства.
Учебник,
атлас.
22
Практическая работа № 5
«Сравнительная
характеристика ведущих
факторов размещения
производительных сил»
Факторы размещения производств. виды
промышленных районов.
Полит. Карта
мира
Раздел 5 «Характеристика отраслей мирового хозяйства» (10 часов).
№
п/
п
Наименование разделов и
тем
Кол-
во
часов
Элементы содержания
Материально
техническое
обеспечение
урока
Требования к уровню
подготовки обуч-ся
Дата
проведения
план
факт
23
Топливно-энергетическая
промышленность.
География нефтяной, газовой, угольной
отраслей. Электроэнергетика и страны-
лидеры.
РТ, карта ТЭП
Учащиеся должны
знать: географические
особенности отраслевой и
территориальной
структуры мирового
24
Металлургия.
Районы и факторы размещения
металлургической промышленности.
Страны лидеры.
РТ, карта
металлургии.
хозяйства, размещение его
основных отраслей.
Учащиеся должны уметь:
оценивать и объяснять
территориальную
концентрацию
производства, степень
природных,
антропогенных и
техногенных изменений
отдельных территорий;
применять разнообразные
источники
географической
информации для
объяснения изменений
природных, социально-
экономических объектов
под влиянием
разнообразных факторов;
составлять комплексную
географическую
характеристику, таблицы,
25
Машиностроение.
Отраслевой состав.
Районы и факторы размещения
машиностроения. Страны лидеры.
РТ, карта
машинострое
ния.
26
Химическая, лесная и
лёгкая промышленность.
Отраслевой состав.
Районы и факторы размещения
отраслей. Страны лидеры.
РТ, модули,
карты атласа.
27
Практическая работа № 6.
План характеристики отрасли.
РТ, атлас,
учебник.
28
Сельское хозяйство.
Земледелие и
животноводство.
Отраслевой состав земледелия и
животноводства. Страны – мировые
лидеры.
Учебник,
карточки,
стат.данные
29
Сельское хозяйство
развитых и
развивающихся стран.
Типы землевладения и
землепользования.
Товарное и потребительское с/х. зелёная
революция.
Учебник,
карточки.
30
Транспорт и мировое
хозяйство.
Роль транспорта. Виды транспорта.
Контейнеризация. Мировая
транспортная сеть.
Учебник,
карта
транспорта.
Тесты.
31
Виды транспорта.
Изменение роли видов транспорта.
География видов транспорта.
Крупнейшие аэропорты и мировые
порты.
Учебник,
атлас, модули.
картосхемы, диаграммы,
простейшие карты,
модели, отражающие
географические
закономерности
различных явлений и
процессов, их
территориальные
взаимодействия.
32
Внешние экономические
отношения.
Формы МЭО, мировая торговля,
кредитно-финансовые отношения,
научно-технические связи,
международные услуги и туризм.
Учебник,
карточки.
Глобальные проблемы современности (1час)
№
п/
п
Наименование
разделов и тем
Кол-во
часов
Элементы содержания
Материально
техническое
обеспечение
урока
Требования к уровню
подготовки обуч-ся
Дата проведения
план
факт
33
Глобальные
проблемы и их
взаимосвязь
Проблемы сохранения мира,
экологическая, сырья и энергии, общей
отсталости развивающихся стран,
демографическая, продовольственная,
освоения Мирового океана и
космического пространства.
Взаимосвязь глобальных проблем.
Учебник,
стат.данные.
полит карта.
Презентация.
Учащиеся должны
знать/понимать:
Основные глобальные
проблемы мира, их
сущность.
Учащиеся должны уметь:
давать правильную оценку
важнейшим социально-
экономическим событиям
международной жизни,
геополитической и
геоэкономической
ситуации в странах и
регионах мира,
тенденциям их
возможного развития.
Тема:
Обобщение (2 часа).
№
п/
п
Наименование
разделов и тем
Кол-во
часов
Элементы содержания
Материально
техническое
обеспечение
урока
Требования к уровню
подготовки обуч-ся
Дата проведения
34
Итоговая
контрольная работа
1
Тестовые
задания
35
Обобщение
изученного в курсе
географии 10
класса.
1
Обобщение содержания учебного
материала
Карточки.
Обобщающее повторение
курса географии 10
класса.
Учебно-методическое обеспечение:
Учебник: Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. Экономическая и социальная география мира. 10 кл. I часть. – М.: Русское слово, 2010
Географический атлас. 10 класс – М.: Дрофа, 2011
Сиротин В.И. Рабочая тетрадь по географии. 10 класс – М.: Дрофа, 2011.
Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. Учебник для 10 класса М., «Просвещение», 2007 г.
Кузнецов А.П. Население и хозяйство мира. – М. : Дрофа, 2004
Географический энциклопедический словарь. М., 2005
Жижина Е.А., Никитина Н.А. Поурочные разработки уроков по географии. 10 класс. М.: Вако, 2007
ЕГЭ 2011 География. М.: АСТ-Астрель, 2010
Современный справочник «Страны мира». М.: РИПОЛ классик, 2009
Глобализация и Россия, М.: Валдис, 2004
Мультимедийная Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2008.