Автор: Острецова Зинаида Александровна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: "Средняя образовательная школа №28"
Населённый пункт: город Череповец
Наименование материала: Учебная программа
Тема: Рабочая программа внеурочной деятельности "Волшебные линии"
Раздел: среднее образование
Рабочая программа внеурочной
деятельности
"Волшебные линии"
познавательной направленности
для учащихся 5 классов
срок реализации 1 год
Составитель:
Острецова Зинаида Александровна
учитель технологии
Череповец
2018-2019 учебный год
Планируемые результаты освоения программы
«Волшебные линии»:
В процессе развития пространственного мышления деятельности у учащихся
формируется:
Личностные универсальные учебные действия
У учащегося будут сформированы:
· положительное отношение к исследовательской деятельности;
. широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая
социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
. интерес к новому содержанию и новым способам познания;
· ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в
том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов
требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых,
товарищей, родителей, адекватная самооценка;
· спо собно сть
к
по строению
на
о снове
критериев
у с п е ш н о с т и
исследовательской деятельности.
Учащийся получит возможность для формирования:
· внутренней
позиции
учащегося
на
уровне
понимания
необходимости
исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и
предпочтении социального способа оценки деятельности;
· выраженной познавательной мотивации;
· устойчивого интереса к новым способам познания;
· адекватного понимания причин успешности/неуспешности исследовательской
деятельности;
· морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе
учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным
нормам и этическим требованиям.
Регулятивные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
· принимать и сохранять учебную задачу;
. планировать свои действия;
· осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
· оценивать свои действия на уровне ретро- оценки;
· адекватно воспринимать оценку учителя;
· различать способ и результат действия;
. вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
. выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Учащийся получит возможность научиться:
· проявлять познавательную инициативу;
.
самостоятельно
учитывать
выделенные
учителем
ориентиры
действия
в
незнакомом материале;
. преобразовывать практическую задачу в познавательную;
· самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
Познавательные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
· осуществлять поиск нужной информации для выполнения исследования с
использованием учебной и дополнительной литературы
в открытом информационном
пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета;
. использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных
задач и представления их результатов;
. высказываться в устной и письменной формах;
. ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских
задач;
. владеть основами смыслового чтения текста;
. анализировать объекты, выделять главное;
. осуществлять синтез (целое из частей);
· строить логические рассуждения об объекте;
· проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
· устанавливать причинно-следственные связи;
· обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
. подводить под понятие;
. устанавливать аналогии;
.
оперировать
такими
понятиями,
как
проблема,
гипотеза,
наблюдение,
эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;
.
видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и
проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и
выводы, аргументировать (защищать) свои идеи.
Учащийся получит возможность научиться:
· осуществлять
расширенный
поиск
информации
в
соответствии
с
исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
· фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
· осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
· строить
логическое
рассуждение,
включающее
установление
причинно-
следственных связей;
· оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие,
обусловленность,
зависимость,
различие,
сходство,
общность,
совместимость,
несовместимость, возможность, невозможность и др.;
· использованию
исследовательских
методов
обучения
в
основном
учебном
процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
· использовать речь для регуляции своего действия;
· допускать существование различных точек зрения;
· учитывать разные мнения, стремиться к координации;
· формулировать собственное мнение и позицию;
· договариваться, приходить к общему решению;
. соблюдать корректность в высказываниях;
· задавать вопросы по существу;
· использовать речь для регуляции своего действия;
· контролировать действия партнера;
. владеть монологической и диалогической формами речи.
Учащийся получит возможность научиться:
· учитывать разные мнения и обосновывать собственную позицию;
· аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров
при выработке общего решения в совместной деятельности;
. с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру
необходимую информацию как ориентир для построения действия;
· допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том
числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и
взаимодействии;
· осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь;
· адекватно
использовать
речь
для
планирования
и
регуляции
своей
деятельности.
Формы контроля: написание и иллюстрирование статей, редактирование текстов,
создание презентаций, тезисов, исследовательской работы, участие в выставках,
конференциях, конкурсах творческих работ учащихся.
Уровень результатов
Получение
опыта
самостоятельного
общественного
действия:
по
окончании
курса
проводится
публичная
защита
проекта,
исследовательской
работы
–
опыт
научного
учебного исследования по предметной тематике, выступление на школьной НПК.
Содержание.
Правила оформления чертежей
Ведение. Значение черчения в практической деятельности людей. Краткие сведения об
истории развития чертежей. Современные методы выполнения чертежей с использованием
компьютерной
программы
«Компас»
или AutoCAD,
применяемые
при
проектировании
деталей и выполнение конструкторской документации. Цели, содержание и задачи изучения
черчения в школе.
Инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чертежей. Рациональные
приемы работы инструментами. Организация рабочего места.
Понятие о стандартах. Линии: сплошная толстая — основная, штриховая, сплошная
тонкая, сплошная волнистая, штрихпунктирная и тонкая штрихпунктирная с двумя точками.
Форматы, рамка и основная надпись.
Некоторые сведения о нанесении размеров (выносная и размерная линии, стрелки, знаки
диаметра и радиуса; указание толщины и длины детали надписью; расположение размерных
чисел).
Применение и обозначение масштаба.
Сведения о чертежном шрифте. Буквы, цифры и знаки на чертежах
Геометрические построения
Геометрические построения, необходимые при выполнении чертежей. Анализ
графического
состава
изображений.
Выполнение
чертежей
предметов
с
использованием
геометрических
построений:
деления
отрезка,
окружности
и
угла
на
равные
части;
сопряжений.
Применение геометрических построений на практике.
Виды чертежей.
Проецирование. Общие сведения о проецировании. Центральное и параллельное
проецирование. Прямоугольные проекции. Выполнение изображений предметов на одной,
двух и трех взаимно перпендикулярных плоскостях проекций.
Расположение видов на чертеже и их названии: вид спереди, вид сверху, вид слева.
Определение
необходимого
и
достаточного
числа
видов
на
чертежах.
Выбор
главного
изображения. Понятие о местных видах (расположенных в проекционной связи).
Чтение и выполнение чертежей деталей
Анализ геометрической формы предметов. Проекции геометрических тел. Мысленное
расчленение предмета на геометрические тела (призмы, цилиндры, конусы, пирамиды, шар и
их части). Чертежи группы геометрических тел.
Нахождение на чертеже вершин, ребер, образующих и поверхностей тел, составляющих
форму предмета.
Нанесение размеров на чертежах с учетом формы предметов. Использование знака
квадрата. Анализ графического состава изображений. Выполнение чертежей предметов.
Чтение чертежей.
Обзор разновидностей графических изображений
Области
применения
технических
рисунков
и
чертежей,
схем
(кинематических
и
электрических), диаграмм, графиков и т.п. Профессии, связанные с выполнением чертежных
и графических работ.
Тематическое планирование
№
Тема
1
Чет
2
Чет
3
Чет
4
Чет
1П Правила оформления чертежей
8
2
Геометрические построения.
8
3
Виды чертежей
10
4
Чтение и выполнение чертежей деталей
6
5
Технический рисунок
1
6
Обзор разновидностей графических изображений.
Профессии, связанные с выполнением чертежных и
графических работ.
1
Итого 34ч
8
8
10
8