Автор: Гума Наталья Алексеевна
Должность: воспитатель I категории в детском саду
Учебное заведение: МАДОУ "Лесовичок"
Населённый пункт: посёлок Лесное, Неманский район, Калининградская область
Наименование материала: Конспект НОД по развитию речи для старшей разновозрастной группы
Тема: "Профессии"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Лесовичок».
Конспект
интегрированного занятия по развитию речи
(Познание, труд, коммуникация).
Тема: «Все профессии нужны,
все профессии важны».
Разработчик
воспитатель I категории:
Гума Наталья Алексеевна
Цель:
Расширять и конкретизировать представления детей о профессиях людей
Задачи:
Образовательные:
• закреплять в речи существительные с обобщающим значением «профессия»;
• совершенствовать грамматический строй речи;
• совершенствовать навыки образования прилагательных от существительного;
Воспитательные:
• воспитывать мотивацию к обучению, эмоциональные чувства;
• воспитывать доброе и уважительное отношение к труду людей разных профессий;
• воспитывать навыки сотрудничества, инициативности;
Развивающие:
• развивать речевую активность детей;
• развивать слуховое внимание, память, мышление;
Ход:
1. Организационный момент
Дети входят в зал. На столе лежат разные предметы (молоток, ножницы, иголка с
ниткой, поварёшка).
- Посмотрите, какой беспорядок! Кто-то оставил на столе предметы. Назовите их.
(Ответы детей) Я думаю, что молоток оставил плотник. Ножницы оставил кто?
(Ответы детей).
- То есть эти предметы нужны людям разных профессий.
2. Сообщение темы
- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, которое называется: «Все профессии
нужны, все профессии важны», для того, чтобы ещё больше узнать о профессиях и
лучше запомнить их названия.
- Ребята, что такое профессия? (Это труд, которому человек посвящает свою жизнь).
Каждое утро ваши мамы и папы приводят вас в детский сад и уходят на работу. Кем
работают ваши родители? (Ответы детей).
3. Введение в тему
А вот на чём мы будем путешествовать, вы узнаете, разгадав загадку:
Дом по улице идёт,
На работу нас везёт,
Не на курьих тонких ножках,
А в резиновых сапожках.
Носит обувь из резины.
И питается бензином.
(Дети отвечают – автобус)
- Верно, мы поедем на автобусе.
Загадка:
Встаём мы очень рано. Ведь наша забота –
Всех отвозить по утрам на работу. (Водитель).
4. Работа по теме
- Кто управляет автобусом? (шофёр)
- А кто проверяет билеты? (кондуктор)
- По считалке мы выберем шофёра и кондуктора:
На золотом крыльце сидели,
Царь – царевич, король – королевич,
Сапожник, портной,
Ты кто есть такой,
Говори поскорей,
Не задерживай людей.
Назначаются дети на роль шофёра и кондуктора.
- А как называют людей, находящихся в автобусе? (пассажиры)
Дети садятся на стульчики, первый держит руль, изображая шофёра, кондуктор держит
сумку.
- Чтобы ехать в автобусе, мы, пассажиры, должны оплатить проезд.
Остановка: «Больница».
-Посмотрите, какой знак мы видим? (Красный крест) Что он обозначает? (Что здесь
находится медицинский пункт)
Загадка: 1. - От этого человека пахнет лекарствами
Он в дни болезней, всех излечит, исцелит,
И ангину и бронхит. Кто это? (врач)
- А как ещё по-другому называют врача? (доктор)
2.- Кто у постели больного сидит?
И как лечится, он всем говорит.
Кто болен – он капли предложит принять,
Тому, кто здоров, - разрешит погулять. (доктор)
- Что делает доктор? (Доктор лечит людей, делает уколы, измеряет температуру)
- Где он работает? (В больнице, в поликлинике)
Игровое упражнение «Что нужно врачу?»
Цель: Закрепить знания о профессии врача, учить называть предметы, необходимые
для работы врача, пополнять словарный запас детей словами – профессионализмами.
Дети подходят к столу, на котором лежат под салфеткой предметы для игрового
упражнения (градусник, линейка, очки, шприц, иголка, витамины, конфеты, шпатель,
ложка), медицинский халат.
- Проверим, как вы знаете, какие предметы нужны врачу для работы. Выберите
каждый по одному и предмету и скажите, как он называется и для чего нужен.
- Что выбрал Кирилл? (Я выбрал градусник. Он нужен врачу для измерения
температуры и т.д.)
- А я выбрала конфету. Она нужна врачу для работы? (Нет)
- Молодцы. Попрощаемся с доктором, нам пора ехать дальше.
- Вдруг у автобуса прокололась шина! Произнесите все вместе ш-ш-ш-ш
- Поможем шофёру накачать колесо. Произнесите звук с-с-с-с-с
Остановка: «Столовая».
- Что означает этот знак? (Что здесь находится столовая), кто работает в столовой?
Загадка: Скажите, кто так вкусно
Готовит щи капустные,
Пахучие котлеты,
Салаты, винегреты,
Все завтраки, обеды? ( Повар ).
Пальчиковая гимнастика: «Варим мы компот».
(Цель: развитие мелкой моторики рук)
Будем мы варить компот (Указательным пальцем водим по ладошке)
Фруктов нужно много - Вот! (Указательным пальцем с середину ладоши)
Будем яблоки крошить, (Загибаем по одному пальцу)
Будем груши мы рубить,
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот (Указательным пальцем водим по ладошке)
Угостим честной народ. (Раскрытые ладони протягиваем вперед)
- Молодцы.
- Попрощаемся с поваром и поедем дальше.
Вдалеке проезжает поезд и слышится гудок. Произнесите слоги ту-ту-ту
- Вдруг совсем близко от нас просигналила машина. Произнесите би-би-би.
- А теперь посмотрите направо. Солнышко так сильно светит, закройте глазки.
- Посмотрите налево. Прохожие нам улыбаются. Помашите им рукой.
Остановка: «Хочу всё знать».
1.
Детский сад веселый, славный!
Ну, а кто здесь самый главный,
В кабинете кто сидит?
Всеми, кто руководит? (заведующая)
В. – Как зовут нашу заведующую?
Д. – Татьяна Ивановна.
В. – Что вы знаете о работе заведующей детским садом?
Д. – Заведующая заботится о том, чтобы в детском саду была красивая мебель,
игрушки. Чтобы нам здесь было хорошо.
2.
До, ре, ми, фа, соль, ля, си!
У любого ты спроси:
Кто нам песни распевает,
Ставит всех нас в хоровод.
Кто нам музыку сыграет,
Веселит наш весь народ (музыкальный руководитель)
В. – Дети как зовут музыкального руководителя, который работает в нашем садике?
Д. – Наталья Александровна.
В. - Чему вы учитесь на музыкальных занятиях?
Д. - петь, красиво танцевать, участвовать в концертах, праздниках, слушать музыку.
В. – Послушайте внимательно про кого следующая загадка.
3.
В детском садике обед,
Повар пробу с блюд снимает.
Но ведь мамы рядом нет,
Кто ж на стол там накрывает? (Няня, помощник воспитателя.)
В. – Как зовут наших младших воспитателей, которые работают в нашей группе?
Д. – Светлана Викторовна и Вера Николаевна.
В. - Что делает у нас мл. воспитатель?
Д. – приносят с кухни кушать, накрывают на стол, моют пол, протирают пыль, следят
за чистотой, помогают воспитателям.
4. Кто шагает на параде, вьются ленты за спиной,
Ленты вьются, а в отряде нет девчонки ни одной (моряки).
4.
Наденет стеклянный глаз, щёлкнет раз – и помним вас (фотограф).
Физкультминутка «Лётчик»
Цель: профилактика утомления, развитие движений.
Быть шофёром хорошо (бегают по кругу, руками имитируют руль)
А лётчиком лучше (бегают по кругу, руки в сторону)
Я бы в лётчики пошёл,
Пусть меня научат.
Наливаю в бак бензин (останавливаются, «наливают»)
Завожу пропеллер (круговые движения правой рукой)
В небеса мотор вези! (бегают по кругу, руки в сторону)
Чтобы птицы пели (машут руками, как птицы)
(Звучит колокольчик)
- Слышите, звонок звучит. Он зовёт нас на урок. (Закрепление названия и
представлений о профессии учитель)
(Дети вместе с воспитателем подходят к доске, там лежит указка и мел, учебники)
5.
Он приводит первый раз
Всех детишек в светлый класс,
Учит их читать, писать.
Учит старших уважать,
Малышей не обежать (учитель).
- Кто же здесь работает? (Учитель)
- Что делает учитель? (Учит детей, проверяет тетрадки, ставит оценки, и т.д.)
- Где работает учитель? (В школе)
Работа с мультимедийной презентацией (Закрепить знания детей о профессиях)
- Посмотрите на экран. Я приглашаю вас поиграть со мной в профессии!
Игра: «Профессии».
Слайд 1. (Продавец)
Слайд 2. (Художник)
Слайд 3. (Спортсмен)
Слайд 4. (Водитель)
Слайд 5. (Швея)
Мультимедийная презентация игра: «Чем пахнут ремёсла?».
- А мы продолжаем наш путь.
Речевая игра с мячом «Назови профессию».
Цель: развитие внимания и быстроты реакции.
- Становитесь, дети, в круг, мы немного поиграем с мячом. Игра называется «Назови
профессию». Я задаю вопрос и бросаю вам мяч, тот, кто ловит, называет ответ и
бросает мяч мне обратно.
Кто строит дома? – строитель
Кто тушит пожар? – пожарный
Кто подметает двор? – дворник
Кто разносит почту? – почтальон
Кто управляет самолётом? – пилот
Кто стирает бельё? – прачка
Кто красит стены? – маляр
7. Кто улыбкой вас встречает,
На все вопросы отвечает,
Книжку детскую прочтет,
И косичку заплетет?
Кто научит рисовать,
Танцевать, считать, играть?
Отвечай смелей приятель,
Все умеет (воспитатель).
В. - Кто в нашей группе работает воспитателями?
Д. – Наталья Алексеевна и Елена Николаевна.
В. – Чем занимается воспитатель?
Д. - учит одеваться, мыть правильно руки, играть, делать зарядку, занимается, учит
лепить и рисовать.
6.
Средь облаков, на высоте, мы дружно строим новый дом,
Чтобы в тепле и красоте счастливо жили люди в нём (строители).
7.
С огнём бороться мы должны –
Мы смелые работники, с водою мы напарники.
Мы очень людям всем нужны, так кто же мы? - …. (пожарники).
Маляр
Я маляр, шагаю к вам
С кистью и ведром.
Свежей краской буду сам
Красить новый дом.
Крашу стены, крашу дверь,
Пляшет кисть моя…
У меня и нос теперь
Белым стал, друзья.
Что делает маляр? Что нужно маляру для работы?
Продавец
Продавец - молодец!
Он товары продаёт
Молоко, сметану, мёд
А другой - морковь, томаты
Выбор у него богатый
Третий продаёт сапожки
Туфельки и босоножки
А четвёртый стул и шкаф
Стулья, вешалки для шляп.
Выбор у него богатый
Продавцы товары знают,
Даром время не теряют
Всё что просим продадут
Это их привычный труд
Что делает продавец? Чем пользуется продавец во время работы?
Парикмахер
Дайте ножницы, расчёску,
Он вам сделает причёску.
Парикмахер непременно
Подстрижёт вас современно.
Что делает парикмахер? Какими инструментами пользуется для работы?
Итог:
- Наше путешествие в страну «Все профессии нужны, все профессии важны»
заканчивается. Вспомните, с кем мы встретились по пути (с водителем, кондуктором, с
врачом, с учителем, с продавцом)
- О каких профессиях мы ещё говорили? (Дети называют)
-А кем хотели бы вы стать когда вырастите?
- Вам понравилось наше путешествие? (Дети дают ответ)
Угощение для детей.