Напоминание

Тема урока: «Упражнение в написании слов с буквосочетаниями жи–ши,ча–ща,чу–щу».(2 класс)


Автор: Михалева Марина Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Пречистенская СШ
Населённый пункт: село Пречистое, Духовщинский район, Смоленская область
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: Тема урока: «Упражнение в написании слов с буквосочетаниями жи–ши,ча–ща,чу–щу».(2 класс)
Раздел: начальное образование





Назад




Тема урока:

«Упражнение в написании слов с буквосочетаниями

1

ж

2

и-ши,ча-ща,чу-щу».(2 класс)

учитель Михалева М.В.

Тип урока: Повторительно-обобщающий.

Оборудование: Учебник « Русский язык» 2 класс автор В.П.Канакина;Разда-

точный материал 2 класс автор В.П.Канакина; Рабочая тетрадь 2 класс автор

В.П.Канакина; мультимедийный проектор, экран, ПК; сигнальные карточки.

Цель: закрепить и обобщить знания учащихся о правилах написания слов с

сочетаниями жи-ши,ча-ща,чу-щу.

Задачи:

1.Обучающие:

-- систематизировать знания о правописании сочетаний : жи-ши, ча-ща, чу-

щу

- совершенствовать умение распознавать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща,

чу-щу; правильно их писать.

2.Развивающие:

-развивать речь учащихся;

-обогащать словарный запас учащихся;

-развививать орфографическую зоркость.

3.Воспитательные:

-воспитывать организованность, самостоятельность, положительное отноше-

ние к учебе.

- воспитывать аккуратность при письме;

-воспитывать коммуникативные навыки , чувство товарищества и взаимопо-

мощи.

Ход урока.

1.

Мотивация к учебной деятельности (орг. момент. 2 мин.)

Прозвенел для нас звонок-

Начинается урок.

К нам без опоздания приходи старание.

3

Помоги нам потрудиться,

Мы пришли сюда учиться.

-Повернитесь, улыбнитесь и тихонечко садитесь.

2. Актуализация знаний (сообщение темы урока. (2 мин.))

- Ребята, сегодня мы отправляемся в путешествие по стране

Орфографии. Она очень большая и мы посетим только один городок.

А вот кто в нём живёт и какие правила там изучают, вам подскажут

следующие задания:

- На какие две группы можно разделить эти согласные звуки:

(Ж, Ч, Ш, Щ)?- (Звонкие и глухие, мягкие и твёрдые)

- Назовите всегда мягкие звуки. (Ч, Щ)

- Назовите всегда твёрдые звуки (Ж, Ш)

- Послушайте грамматическую сказку про эти звуки.

- Жили – были на свете шипящие Ж, Ш, Ч.Щ, а неподалёку жили

гласные У, Ю, Ы, И, А, Я. Жили они дружно. И вот однажды решили

буквы поиграть в прятки. Выпало водить водящим, остальные

побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их

искать начнут. Шипящие во все щели заглянули, хорошо ищут, шуршат

кругом, уже многих нашли. Вот только никак не могут найти три

гласные – Ы, Ю, Я. Искали - искали, уже с ног сбились, до вечера

проискали. И вот, спотыкаясь, обиженные, усталые, голодные, решили

пойти домой спать. Дело было уже вечером. Проходят мимо соседнего

домика и видят, что Ы, Ю, Я как ни в чём не бывало сидят, смеются,

телевизор смотрят, чай пьют с пряниками. Обиделись шипящие – с тех

пор у них и дружба врозь. Никогда не стоят они вместе, а только так :

ЖИ - ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ.

- Соедините эти буквы на доске в « пары дружбы»

( на доске запись)

Ж Ы

Ш И

Ч У

Щ Ю

Я

А

-Кто догадался, какие сочетания живут в городке.

-Кто из вас понял ,чем сегодня будем заниматься на уроке ?

- Давайте сформулируем тему урока (Правописание буквосочетаний

жи-ши, ча-ща, чу-щу.

4

- Исходя из темы урока, скажите, чем мы будем заниматься.

- Используйте слова-помощники:

Повторять ( правила о правописании сочетаний жи- ши, ча-ща, чу-щу)

Закреплять ( умение писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща,чу-щу)

-Тема нашего урока

«Буквосочетания ЧА-ЩА,ЧУ-ЩУ,ЖИ –ШИ».

А кто догадался, какие правила мы сегодня будем повторять?

(Поднимите руку)

-Скажем весёлую рифму:

В сочетаниях « жи-ши»

Только «и» всегда пиши.

В сочетаниях « ча-ща»

Пишем только букву « а».

В сочетаниях « чу-щу»

Пишут только букву « у».

- Сегодня вместе с нами в путешествие отправляется наш старый

знакомый - Незнайка. Он прогуливал уроки в школе Цветочного

города, и поэтому не знает, как пишутся слова с этими сочетаниями.

И вот Незнайка решил выучить эти правила. И он пришел к нам на

урок. Поможем, ребята, Незнайке?

-Итак, друзья, в добрый путь!

-Открываем тетради, записываем число.

3.Минутка чистописания.(2 мин.)

-Ребята, путешествуя по городку ,мы будем попадать на разные

станции, и, чтобы перейти с одной станции на другую, мы должны

будем выполнить какое –либо задание. И первая наша остановка на

станции ЧИСТОПИСАНИЕ.

Станция –Чистописание.

Выложим дорожку из сочетаний:

Жи ши ча ща чу щу

4.Закрепление знаний о правописании слов с сочетаниями

«жи-ши».

Станция –Собирай-ка.(5 мин.)

4.1– Ребята, Незнайка принёс нам пословицы, но они рассыпались ,и

5

нам надо их собрать. Должно получиться три пословицы.

Задание « Собери пословицу»

( работа в парах; на парты заранее выдаются листы, с разрезанными

пословицами ). Проверим. Ученики называют составленные

пословицы, на слайде тоже появляются целые пословицы.

Новых друзей наживай, а старых не утрачивай.

На вкус и цвет товарища нет.

Дерево живёт корнями, а человек друзьями.

-О чём пословицы ?

-Как вы их понимаете ?

-Назовите слова, в которых встретились изученные сочетания.

(Ученики называют)

Какие правила надо знать, чтобы правильно написать эти слова?

Задание : спишите по вариантам :

1 вариант – первую пословицу .

2 вариант – последнюю пословицу .

-Подчеркните в словах изученные орфограммы .

-В этих пословицах найдите слово-синоним к слову ДРУГ.

(Друг – товарищ).

4.2.Словарная работа.( 3мин.)

Откройте словарики, запишите новое словарное слово-товарищ.

(Дети ставят ударение, подчёркивают безударную гласную).

-Составьте предложение со словом –товарищ и словом лыжи .

Товарищ подарил мне лыжи .

-Запишите это предложение, подчеркните главные члены.

(Работа у доски).

4.3.Продолжаем наше путешествие.(5 мин.)

Станция –Отгадай-ка.

-Сейчас нам Незнайка предлагает отгадать загадки ( дети записывают

отгадки в тетрадь, в строчку).

Дети по очереди выходят к доске, записывают отгадки.

Сами крошки, боятся кошки, под полом живут, туда все несут.

(

Мыши).

6

Две сестрицы друг за другом пробегают круг за кругом.(

Часы).

Драчуны и забияки, живут в воде, когти на спине.(

Ерши).

Бегут по дорожке доски да ножки.(

Лыжи).

Из горячего колодца через нос водица льется.(

Чайник).

Белые горошки на зеленых ножках.(

Ландыши).

– Ребята, Незнайка на нашем уроке наблюдает и ставит каждому из вас

плюсики за работу на уроке. Поэтому вы должны стараться.

Он видел как вы работаете все вместе, а теперь предлагает нам

придумать 2 слова самостоятельно с сочетанием « ши» и записать.

(1 мин.)

- Какие надо знать правила, чтобы правильно писать эти слова?

4.4.Станция Отдохни-ка .

Физкультминутка.(1мин.)

-Покачайтесь, покружитесь,

Потянитесь, распрямитесь,

Приседайте, приседайте, пошагайте, пошагайте,

Встаньте на носок, на пятку,

Поскачите-ка вприсядку,

Глубоко теперь вздохните,

Сядьте прямо, отдохните.

Всё в порядок приведите

И писать, друзья, начните.

5. Закрепление знаний о правописании слов

с сочетаниями «ча - ща».

5.1 Станция – Восстанови-ка. (3 мин.)

-Ребята! Продолжаем путешествие и переходим на станцию

Восстанови-ка. На этой станции для вас были подготовлены добрые

советы, но Незнайка так активно отдохнул на физкультминутке, что

некоторые буквы нечаянно стер. Давайте попробуем восстановить эти

советы. (Работа с сигнальными карточками).

Мой руки чище и ч.ще . За столом не маш. руками . Ешь молч. .

Угощ.й друзей ч.ем.

-Чему учат эти советы?

-Какое правило надо знать, чтобы написать грамотно?

(Дети отвечают правила).

5.2

-Продолжаем путешествие. Мы переходим на станцию Упражняй-ка.

Станция – Упражняй-ка.(8мин.)

7

-Открываем учебник на с.12 упр.17.

-Ребята, к доске будем выходить по цепочке.

После выполнения упражнения обобщаем, на какие правила

встретились слова.

6. Самостоятельная работа. (Приложение).(3 мин.)

Станция –Думай- ка.

-Ребята, сейчас вы будете работать самостоятельно. Какими правилами

вы будете пользоваться? Выберите уровень сложности:

Жёлтый – сложный, зелёный – легче, розовый – самый лёгкий.

Карточка 1.

- Запиши одним словом.

1.Зимой летят с неба______________.

2.Человек долго смеётся, и тогда говорят, что ему в рот попала ___________.

3.Берёзовая _________

4.Катаются с горы зимой на длинных палках на ногах _____________.

5.Часть колеса машины _________

6.Чайная пара: блюдце и _________

Карточка 2.

- Вставьте подходящие по смыслу слова.

______________ в лесу. В воздухе кружатся ______________.

Птицы больше не ___________. ____________ тучи.

Слова для справок: кричат, тишина, снежинки, мчатся.

Карточка 3.

- Вставь пропущенные орфограммы «жи-ши, ча-ща, чу-щу».

Дятлы.

Тре____т морозы. В лесу ти____на, Только дятлы сту____т по стволам.

Они и____т пи____ под корой. Дятлы любят долбить ____шки. Там они

и____т вкусные семена.

6.1.Станция Физкультурная.(Танцевальная).( 2 мин.)

7.Итог урока

-Наше путешествие подходит к концу.

-Ребята, что мы повторяли на уроке. Повторим хором весёлую рифму:

В сочетаниях « жи-ши»

Только «и» всегда пиши.

8

В сочетаниях « ча-ща»

Пишем только букву « а».

В сочетаниях « чу-щу»

Пишут только букву « у».

- Ребята научились ли мы писать слова с сочетаниями жи и ши?

- А пригодятся ли нам знания которые вы получили на уроке в жизни?

- А для чего нам это надо?

( чтобы могли правильно писать и не делать ошибок).

- Правильно. Чтобы быть грамотным.

- Какое новое словарное слово узнали?

- Что понравилось?

-Выберите и оцените свою работу знаками:

« Я молодец, активно работал, всё понял, могу помочь товарищу» - (!)

« Я работал хорошо, старался, быстро находил свои ошибки, сам исправлял

их» - (.)

« Мне было трудно работать, я ещё не всё понял, но у меня всё получится»

-(?)

- Ребята, я благодарна вам за ваше огромное трудолюбие, старание и

стремление к знаниям.

- Не беда, что у кого – то из вас сегодня не всё получалось. Ведь не зря

говорится в пословице: «Не стыдно не знать, а стыдно не учиться».

- Я уверена, всё у вас получится!

-Урок полезен, всё понятно

Лишь кое- что чуть – чуть неясно.

Ещё придётся потрудиться

Да, трудно всё – таки учиться!

-Оцените свою работу с помощью ёлки.

- Если вы уверены, что самостоятельно можете писать слова с

буквосочетаниями, повесьте снежинку на ёлку.

- Если у вас есть сомнение – под ёлкой.

- Если вы думаете, что эти слова вызывают у вас затруднения – на земле.

9.Домашнее задание.(1 мин.)

- Откройте дневники, запишите дом.задание. с.12.упр 18; правило с.11.

10.Оценивание .(1 мин.)

- Ребята, вы все хорошо работали. Незнайка наблюдал за вами,

9

отмечал как вы работали.

11. Станция –Наблюдай-ка.

(если останется время)

Ребята, Незнайка тоже выполнил самостоятельную работу.

И вот, что у него получилось. Давайте проверим. На доске текст.

Рощя -небольшой лес. Ребята часто ходили в рощю за селом.

Там стучят пёстрые дятлы. Звонко свищют синички. Трещат

сороки.

Цветут душыстые ландышы.

- Найдите и исправьте ошибки.

Скажите, что надо знать, чтобы правильно писать слова с этими

сочетаниями?

А можно сразу, за один урок научиться правильно писать?

Что надо делать, чтобы не делать ни одной ошибки? (Чаще тренироваться).

10



В раздел образования