Автор: Михалева Марина Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Пречистенская СШ
Населённый пункт: село Пречистое, Духовщинский район, Смоленская область
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: Тема урока: «Упражнение в написании слов с буквосочетаниями жи–ши,ча–ща,чу–щу».(2 класс)
Раздел: начальное образование
Тема урока:
«Упражнение в написании слов с буквосочетаниями
1
ж
2
и-ши,ча-ща,чу-щу».(2 класс)
учитель Михалева М.В.
Тип урока: Повторительно-обобщающий.
Оборудование: Учебник « Русский язык» 2 класс автор В.П.Канакина;Разда-
точный материал 2 класс автор В.П.Канакина; Рабочая тетрадь 2 класс автор
В.П.Канакина; мультимедийный проектор, экран, ПК; сигнальные карточки.
Цель: закрепить и обобщить знания учащихся о правилах написания слов с
сочетаниями жи-ши,ча-ща,чу-щу.
Задачи:
1.Обучающие:
-- систематизировать знания о правописании сочетаний : жи-ши, ча-ща, чу-
щу
- совершенствовать умение распознавать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща,
чу-щу; правильно их писать.
2.Развивающие:
-развивать речь учащихся;
-обогащать словарный запас учащихся;
-развививать орфографическую зоркость.
3.Воспитательные:
-воспитывать организованность, самостоятельность, положительное отноше-
ние к учебе.
- воспитывать аккуратность при письме;
-воспитывать коммуникативные навыки , чувство товарищества и взаимопо-
мощи.
Ход урока.
1.
Мотивация к учебной деятельности (орг. момент. 2 мин.)
Прозвенел для нас звонок-
Начинается урок.
К нам без опоздания приходи старание.
3
Помоги нам потрудиться,
Мы пришли сюда учиться.
-Повернитесь, улыбнитесь и тихонечко садитесь.
2. Актуализация знаний (сообщение темы урока. (2 мин.))
- Ребята, сегодня мы отправляемся в путешествие по стране
Орфографии. Она очень большая и мы посетим только один городок.
А вот кто в нём живёт и какие правила там изучают, вам подскажут
следующие задания:
- На какие две группы можно разделить эти согласные звуки:
(Ж, Ч, Ш, Щ)?- (Звонкие и глухие, мягкие и твёрдые)
- Назовите всегда мягкие звуки. (Ч, Щ)
- Назовите всегда твёрдые звуки (Ж, Ш)
- Послушайте грамматическую сказку про эти звуки.
- Жили – были на свете шипящие Ж, Ш, Ч.Щ, а неподалёку жили
гласные У, Ю, Ы, И, А, Я. Жили они дружно. И вот однажды решили
буквы поиграть в прятки. Выпало водить водящим, остальные
побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их
искать начнут. Шипящие во все щели заглянули, хорошо ищут, шуршат
кругом, уже многих нашли. Вот только никак не могут найти три
гласные – Ы, Ю, Я. Искали - искали, уже с ног сбились, до вечера
проискали. И вот, спотыкаясь, обиженные, усталые, голодные, решили
пойти домой спать. Дело было уже вечером. Проходят мимо соседнего
домика и видят, что Ы, Ю, Я как ни в чём не бывало сидят, смеются,
телевизор смотрят, чай пьют с пряниками. Обиделись шипящие – с тех
пор у них и дружба врозь. Никогда не стоят они вместе, а только так :
ЖИ - ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ.
- Соедините эти буквы на доске в « пары дружбы»
( на доске запись)
Ж Ы
Ш И
Ч У
Щ Ю
Я
А
-Кто догадался, какие сочетания живут в городке.
-Кто из вас понял ,чем сегодня будем заниматься на уроке ?
- Давайте сформулируем тему урока (Правописание буквосочетаний
жи-ши, ча-ща, чу-щу.
4
- Исходя из темы урока, скажите, чем мы будем заниматься.
- Используйте слова-помощники:
Повторять ( правила о правописании сочетаний жи- ши, ча-ща, чу-щу)
Закреплять ( умение писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща,чу-щу)
-Тема нашего урока
«Буквосочетания ЧА-ЩА,ЧУ-ЩУ,ЖИ –ШИ».
А кто догадался, какие правила мы сегодня будем повторять?
(Поднимите руку)
-Скажем весёлую рифму:
В сочетаниях « жи-ши»
Только «и» всегда пиши.
В сочетаниях « ча-ща»
Пишем только букву « а».
В сочетаниях « чу-щу»
Пишут только букву « у».
- Сегодня вместе с нами в путешествие отправляется наш старый
знакомый - Незнайка. Он прогуливал уроки в школе Цветочного
города, и поэтому не знает, как пишутся слова с этими сочетаниями.
И вот Незнайка решил выучить эти правила. И он пришел к нам на
урок. Поможем, ребята, Незнайке?
-Итак, друзья, в добрый путь!
-Открываем тетради, записываем число.
3.Минутка чистописания.(2 мин.)
-Ребята, путешествуя по городку ,мы будем попадать на разные
станции, и, чтобы перейти с одной станции на другую, мы должны
будем выполнить какое –либо задание. И первая наша остановка на
станции ЧИСТОПИСАНИЕ.
Станция –Чистописание.
Выложим дорожку из сочетаний:
Жи ши ча ща чу щу
4.Закрепление знаний о правописании слов с сочетаниями
«жи-ши».
Станция –Собирай-ка.(5 мин.)
4.1– Ребята, Незнайка принёс нам пословицы, но они рассыпались ,и
5
нам надо их собрать. Должно получиться три пословицы.
Задание « Собери пословицу»
( работа в парах; на парты заранее выдаются листы, с разрезанными
пословицами ). Проверим. Ученики называют составленные
пословицы, на слайде тоже появляются целые пословицы.
Новых друзей наживай, а старых не утрачивай.
На вкус и цвет товарища нет.
Дерево живёт корнями, а человек друзьями.
-О чём пословицы ?
-Как вы их понимаете ?
-Назовите слова, в которых встретились изученные сочетания.
(Ученики называют)
Какие правила надо знать, чтобы правильно написать эти слова?
Задание : спишите по вариантам :
1 вариант – первую пословицу .
2 вариант – последнюю пословицу .
-Подчеркните в словах изученные орфограммы .
-В этих пословицах найдите слово-синоним к слову ДРУГ.
(Друг – товарищ).
4.2.Словарная работа.( 3мин.)
Откройте словарики, запишите новое словарное слово-товарищ.
(Дети ставят ударение, подчёркивают безударную гласную).
-Составьте предложение со словом –товарищ и словом лыжи .
Товарищ подарил мне лыжи .
-Запишите это предложение, подчеркните главные члены.
(Работа у доски).
4.3.Продолжаем наше путешествие.(5 мин.)
Станция –Отгадай-ка.
-Сейчас нам Незнайка предлагает отгадать загадки ( дети записывают
отгадки в тетрадь, в строчку).
Дети по очереди выходят к доске, записывают отгадки.
Сами крошки, боятся кошки, под полом живут, туда все несут.
(
Мыши).
6
Две сестрицы друг за другом пробегают круг за кругом.(
Часы).
Драчуны и забияки, живут в воде, когти на спине.(
Ерши).
Бегут по дорожке доски да ножки.(
Лыжи).
Из горячего колодца через нос водица льется.(
Чайник).
Белые горошки на зеленых ножках.(
Ландыши).
– Ребята, Незнайка на нашем уроке наблюдает и ставит каждому из вас
плюсики за работу на уроке. Поэтому вы должны стараться.
Он видел как вы работаете все вместе, а теперь предлагает нам
придумать 2 слова самостоятельно с сочетанием « ши» и записать.
(1 мин.)
- Какие надо знать правила, чтобы правильно писать эти слова?
4.4.Станция Отдохни-ка .
Физкультминутка.(1мин.)
-Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, распрямитесь,
Приседайте, приседайте, пошагайте, пошагайте,
Встаньте на носок, на пятку,
Поскачите-ка вприсядку,
Глубоко теперь вздохните,
Сядьте прямо, отдохните.
Всё в порядок приведите
И писать, друзья, начните.
5. Закрепление знаний о правописании слов
с сочетаниями «ча - ща».
5.1 Станция – Восстанови-ка. (3 мин.)
-Ребята! Продолжаем путешествие и переходим на станцию
Восстанови-ка. На этой станции для вас были подготовлены добрые
советы, но Незнайка так активно отдохнул на физкультминутке, что
некоторые буквы нечаянно стер. Давайте попробуем восстановить эти
советы. (Работа с сигнальными карточками).
Мой руки чище и ч.ще . За столом не маш. руками . Ешь молч. .
Угощ.й друзей ч.ем.
-Чему учат эти советы?
-Какое правило надо знать, чтобы написать грамотно?
(Дети отвечают правила).
5.2
-Продолжаем путешествие. Мы переходим на станцию Упражняй-ка.
Станция – Упражняй-ка.(8мин.)
7
-Открываем учебник на с.12 упр.17.
-Ребята, к доске будем выходить по цепочке.
После выполнения упражнения обобщаем, на какие правила
встретились слова.
6. Самостоятельная работа. (Приложение).(3 мин.)
Станция –Думай- ка.
-Ребята, сейчас вы будете работать самостоятельно. Какими правилами
вы будете пользоваться? Выберите уровень сложности:
Жёлтый – сложный, зелёный – легче, розовый – самый лёгкий.
Карточка 1.
- Запиши одним словом.
1.Зимой летят с неба______________.
2.Человек долго смеётся, и тогда говорят, что ему в рот попала ___________.
3.Берёзовая _________
4.Катаются с горы зимой на длинных палках на ногах _____________.
5.Часть колеса машины _________
6.Чайная пара: блюдце и _________
Карточка 2.
- Вставьте подходящие по смыслу слова.
______________ в лесу. В воздухе кружатся ______________.
Птицы больше не ___________. ____________ тучи.
Слова для справок: кричат, тишина, снежинки, мчатся.
Карточка 3.
- Вставь пропущенные орфограммы «жи-ши, ча-ща, чу-щу».
Дятлы.
Тре____т морозы. В лесу ти____на, Только дятлы сту____т по стволам.
Они и____т пи____ под корой. Дятлы любят долбить ____шки. Там они
и____т вкусные семена.
6.1.Станция Физкультурная.(Танцевальная).( 2 мин.)
7.Итог урока
-Наше путешествие подходит к концу.
-Ребята, что мы повторяли на уроке. Повторим хором весёлую рифму:
В сочетаниях « жи-ши»
Только «и» всегда пиши.
8
В сочетаниях « ча-ща»
Пишем только букву « а».
В сочетаниях « чу-щу»
Пишут только букву « у».
- Ребята научились ли мы писать слова с сочетаниями жи и ши?
- А пригодятся ли нам знания которые вы получили на уроке в жизни?
- А для чего нам это надо?
( чтобы могли правильно писать и не делать ошибок).
- Правильно. Чтобы быть грамотным.
- Какое новое словарное слово узнали?
- Что понравилось?
-Выберите и оцените свою работу знаками:
« Я молодец, активно работал, всё понял, могу помочь товарищу» - (!)
« Я работал хорошо, старался, быстро находил свои ошибки, сам исправлял
их» - (.)
« Мне было трудно работать, я ещё не всё понял, но у меня всё получится»
-(?)
- Ребята, я благодарна вам за ваше огромное трудолюбие, старание и
стремление к знаниям.
- Не беда, что у кого – то из вас сегодня не всё получалось. Ведь не зря
говорится в пословице: «Не стыдно не знать, а стыдно не учиться».
- Я уверена, всё у вас получится!
-Урок полезен, всё понятно
Лишь кое- что чуть – чуть неясно.
Ещё придётся потрудиться
Да, трудно всё – таки учиться!
-Оцените свою работу с помощью ёлки.
- Если вы уверены, что самостоятельно можете писать слова с
буквосочетаниями, повесьте снежинку на ёлку.
- Если у вас есть сомнение – под ёлкой.
- Если вы думаете, что эти слова вызывают у вас затруднения – на земле.
9.Домашнее задание.(1 мин.)
- Откройте дневники, запишите дом.задание. с.12.упр 18; правило с.11.
10.Оценивание .(1 мин.)
- Ребята, вы все хорошо работали. Незнайка наблюдал за вами,
9
отмечал как вы работали.
11. Станция –Наблюдай-ка.
(если останется время)
Ребята, Незнайка тоже выполнил самостоятельную работу.
И вот, что у него получилось. Давайте проверим. На доске текст.
Рощя -небольшой лес. Ребята часто ходили в рощю за селом.
Там стучят пёстрые дятлы. Звонко свищют синички. Трещат
сороки.
Цветут душыстые ландышы.
- Найдите и исправьте ошибки.
Скажите, что надо знать, чтобы правильно писать слова с этими
сочетаниями?
А можно сразу, за один урок научиться правильно писать?
Что надо делать, чтобы не делать ни одной ошибки? (Чаще тренироваться).
10