Авторы: Терехова Евдокия Ильинична, Иванова Аксиния Алексеевна
Должность: учителя физики
Учебное заведение: МБОУ "Кобяйская СОШ им.Е.Е.Эверстова"
Населённый пункт: с.Кобяй Кобяйского улуса РС(Я)
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Лаборатория современных технологий"
Раздел: среднее образование
«Лаборатория современных
технологий»
Авторы проекта:
Иванова Аксиния Алексеевна – учитель физики
Терехова Евдокия Ильинична – руководитель
кружка по робототехнике
Тема проекта: «Лаборатория современных технологий».
Объект
проекта:
Робототехника
и
3D-технологии
в
образовательном пространстве школы.
Предмет проекта: Робототехника и 3D-технологии.
Гипотеза:
е с л и ,
ф о р м и р о в а т ь
и н ф о р м а ц и о н н у ю
компетентность обучающихся в области робототехники и
3D-технологий, то они могут овладеть методами сбора и
накопления
информации,
а
также
технологией
ее
осмысления, обработки и практического применения.
Цель
проекта
–
создание
условий
для
обучения
обучающихся
передовым
инженерным
технологиям
и
вовлечения
их
в
техническую
среду
с
использованием
3D-технологий
и
робототехники в общеобразовательной школе.
Задачи:
1. Создать лабораторию современных технологий;
2. Разработать учебные курсы по робототехнике и 3D-технологиям;
3. Создать систему непрерывного обучения IT-специальностям;
4.
Обобщить
и
распространить
опыт
внедрения
и
использования
робототехники и 3D-технологий в образовательном процессе;
5.
Развить
у
обучающихся
навыки
и
умения:
медиаграмотность,
критическое и системное мышление, умение работать в команде,
способность
к
решению
творческих
задач,
самостоятельность,
способность глобально мыслить, гражданственность.
Актуальность
проекта:
Самыми
востребованными
в
ближайшем будущем станут профессии, связанные с 3D-
технологиями.
Проект
будет
отличаться
значительной
ш и р о т о й
и
м а к с и м а л ь н ы м
и с п о л ь з о в а н и е м
межпредметных
связей
информатики,
математики,
физики,
биологии,
и
других
наук.
Он
направлен
на
профессиональное
самоопределение
школьников
в
области
робототехники,
3D-моделирования
и
3D-
проектирования. Самое главное – это проект обучения
будущему,
в
котором
будут
жить
сегодняшние
обучающиеся.
Целевые группы и участники проекта
Участники
проекта:
администрация
школы,
педагоги, обучающиеся и их родители (законные
представители).
Целевая группа: обучающиеся 1-11 классов.
Основные направления реализации проекта
Проект
подразумевает
несколько
направлений
развития
обучающихся основам робототехники и 3D-технологий:
1. Обучение – образовательные курсы IT-технологий, которые
проходят обучающиеся в рамках школьной программы или на
дополнительных занятиях. Данное направление включает:
•
Изучение
курса
«Робототехника»
в
качестве
реализации
внеурочной деятельности;
• Изучение курса «3D-моделирование ландшафтного дизайна»;
• Изучение курса «3D- проектирование мебели и зданий»;
• Изучение курса «3D-конструирование предметов быта»;
• Изучение курса «Проектирование в Компас 3D»;
• Изучение курса «3D-анимация и мультипликация»
2.
Проекты
–
у
обучающихся
есть
возможность
участвовать
в
увлекательных,
связанных
с
жизнью проектах, охватывающих области науки,
технологии,
математики,
экологии
и
других
дисциплин.
3.
Соревнования
–
участие
в
ш кольн ых,
муниципальных, республиканских, российских и
международных
состязаниях
(IT-конкурсы,
олимпиады и соревнования).
Этапы реализации проекта
№
Название мероприятий
Сроки
1
Приобретение
комплектов
робототехники,3D-принтера
и
ПО
3D-
StudioMax
Создание лаборатории современных технологий на базе кабинета физики
Январь – май 2016г.
2
Внедрение курса «Робототехника» в 5-7 классах:
• Разработка учебной программы курса «Робототехника»;
• рассмотрение вопроса и утверждение программы на педсовете;
Январь-сентябрь 2016г.
3
Проведение
родительских
собраний
с
целью
привлечения
их
для
участия
в
развитии проекта
Январь 2016г.
4
Введение предмета «Информатика и ИКТ» во 2-м и 5- классах в учебный план
Август 2016г.
5
Реализация курса «Робототехника» в 5-7 классах: проведение учебных занятий
согласно календарно-тематического планирования
Январь – декабрь
6
Проведение мастер-классов, семинаров, курсов для педагогов и школьников с
приглашением представителей из г.Якутска
П о
с о гл а с о в а н и ю
в
течение года
7
Разработка курсов «3D-моделирование ландшафтного дизайна» и «3D-анимация и
мультипликация»: разработка учебной программы
В течение года
8
Участие
в
IT-мероприятиях:
участие
обучающихся
и
педагогов
в
конкурсах,
олимпиадах и конференциях с творческими проектами
В течение года
9
Подведение итогов первого этапа реализации проекта:
• Анализ результатов;
• Проведение опроса среди родителей;
• Корректировка планов на следующий год
Декабрь 2016г.
Этап 1 (2016 год):
Этап 2 (2017 год)
№
Название мероприятий
Сроки
1
Реализация курса «Робототехника» в 5-8 классах: проведение учебных занятий
согласно календарно-тематического планирования
Январь – декабрь 2017г.
2
Введение предмета «Информатика и ИКТ» в 3-м и 6- классах в учебный план
Август
3
Реализация курсов:
• «3D-моделирование ландшафтного дизайна»;
• «3D-анимация и мультипликация»
Январь - декабрь
4
Разработка курса «3D-проектирование мебели и зданий», «3D-конструирование
предметов быта»
В течение года
5
Разработка программы по профориентации, ориентированной на пропаганду
выбора технических специальностей, IT-специалистов
В течение года
6
Проведение мастер-классов, семинаров, курсов для педагогов ишкольниковс
приглашением представителей из г.Якутска
П о
с о г л а с о в а н и ю
в
течение года
7
Участие
в
IT-конкурсах:
участие
обучающихся
и
педагогов
в
конкурсах,
олимпиадах и конференциях с творческими проектами и мастер-классами
В течение года
8
Представление
продуктов
3D-технологий,
созданных
учащимися,
представителям IT-компаний с целью сотрудничества
В течение года
9
Подведение итогов второго этапа реализации проекта:
• Анализ результатов;
• Проведение опроса среди родителей
• Корректировка планов на следующий год
Декабрь 2017г.
Этап 3 (2018 год)
№
Название мероприятий
Сроки
1
Реализация курса «Робототехника» в 5-9 классах: проведение учебных занятий согласно
календарно-тематического планирования
Январь
–
декабрь
2018г.
2
Введение предмета «Информатика и ИКТ» в 4-м и 7- классах в учебный план
Август
3
Реализация курсов: • «Проектирование в Компас 3D»:
• «3D-моделирование ландшафтного дизайна»;
• «3D-анимация и мультипликация»;
• «3D-проектирование мебели и зданий»;
• «3D-конструирование предметов быта»
Январь - декабрь
4
Апробация программы по профориентации, ориентированной на пропаганду выбора
технических специальностей,
IT-специалистов, в том числе с учетом региональных
особенностей города Якутска, на школьном уровне
Январь -май
5
Проведение школьной научно-практической конференции школьников по робототехнике
и 3D- технологиям;
Май
6
Проведение
мастер-классов,
семинаров,
курсов
для
педагогов
и
школьников
с
приглашением представителей из г.Якутска
По согласованию в
течение года
7
Участие в IT-конкурсах: участие обучающихся и педагогов в конкурсах, олимпиадах и
конференциях с творческими проектами и мастер-классами
В течение года
8
Сотрудничество с представителям IT-компаний: работа над совместными проектами
В течение года
9
Подведение итогов третьего этапа реализации проекта:
• Анализ результатов;
• Проведение опроса среди родителей;
• Решение о развитие проекта на следующие годы
Декабрь 2018г.
Финансирование проекта
№
Наименование мероприятия
Сумма в руб
1
Приобретение 10 комплектов робототехники
250000
2
Приобретение 10 ноутбуков
200000
2
Приобретение 3D-принтера
200000
3
Приобретение ПО 3D Studio Max (локальная
лицензия)
160000
4
Расходные материалы
100000
5
Оплата работы преподавательского состава - в
рамках образовательной программы
6
Итого
910000
Ожидаемые результаты
1. Создана лаборатория современных технологий;
2. Разработаны учебные курсы по робототехнике и 3D-технологиям;
3. Создана система непрерывного обучения IT-специальностям;
4. Возрастет престижность IT-профессий;
5. Опыт внедрения и использования робототехники и 3D-технологий
в
образовательном
процессе
обобщен
и
распространен
в
республиканском уровне;
6.
У
обучающихся
развиты
навыки
и
умения:
из
школьника
с
хаотичным
набором
знаний
он
превращается
в
современного
универсального человека, способного системно и самостоятельно
мыслить
и
эффективно
решать
изобретательские
задачи
с
использованием
компетенций,
полученных
в
разных
видах
деятельности проекта.
Во время занятий
Школьные соревнования по робототехнике
«Шорт-трек»
Организаторы: Иванова А.А., Терехова Е.И.
Судьи: участники республиканских соревнований
ученик 8 класса Иванов Ньургун и ученик 6 класса
Оконешников Антон
Улусные соревнования по робототехнике
Выставка технического творчества учащихся Кобяйского улуса
(направление робототехника)
III республиканский робототехнический фестиваль
«Робофест – Якутск»
Команда «Кобяй»
заняла 32 место из 74 команд в соревновании
«Шорт - трек»
Участники фестиваля
Иванов Ньургун, Тимофеев Стефан
IV республиканский фестиваль образовательной робототехники
«РобОТС»
Лугинов Аркадий, Лепчиков Денис заняли
5 место из 40 команд в республиканском
соревновании
«Умная вертушка»
Оконешников Антон
занял 10 место из 45
участников в
соревновании
«Следование по линии»
Иванов Ньургун
участник соревнований
«Сумо» и «Кэтэхтэн тардыһыы»
Иванова А.А.
заняла 3 место
в соревновании
среди педагогов
«Шорт-трек»
Улусный семинар «Использование конструирования и робототехники в
образовательном процессе дошкольного образования
Обучающий семинар «Образовательный
конструктор LEGO Education Wedo»
провели Терехова Е.И., Иванова А.А.
Улусный семинар «Перспективы развития робототехники в Кобяйском
улусе»
Иванова А.А. – мастер класс
«Образовательный конструктор
LEGO mindstorms EV3»
Терехова Е.И. – мастер – класс
«Образовательный конструктор
LEGO Education Wedo»