Напоминание

Проектная деятельность в рамках учебного предмета «Информатика»


Автор: Малоземова Маргарита Игоревна
Должность: учитель информатики
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №26"
Населённый пункт: город Миасс, Челябинская область
Наименование материала: Статья
Тема: Проектная деятельность в рамках учебного предмета «Информатика»
Раздел: среднее образование





Назад




М.И. Малоземова

г. Миасс

Челябинская область

Проектная деятельность в рамках учебного предмета

«Информатика»

Одной из приоритетных задач современной школы является создание

необходимых полноценных условий для личностного развития каждого

ребёнка,

формирования

активной

позиции

каждого

учащегося

в

образовательном процессе. Решение данной задачи особенно актуально на

всех уровнях школьного обучения.

В соответствии с ФГОС на уровне основного общего образования

осуществляется

формирование

у

обучающихся

основ

культуры

исследовательской

и

проектной

деятельности

и

навыков

разработки,

реализации

и

общественной

презентации

обучающимися

результатов

исследования,

предметного

или

межпредметного

учебного

проекта,

направленного на решение научной, личностно и социально значимой

проблемы.

Стандарт

устанавливает

требования

к

результатам

обучающихся,

освоивших

основную

образовательную

программу

основного

общего

образования: личностным, метапредметным и предметным.

На

мой

взгляд

именно

проектная

деятельность

является

методом,

который

способен

привести

к

гарантированному

достижению

планируемых результатов.

Результаты освоения ООП ООО

Таблица 1

Результаты

освоения

Характеристика результатов

Приобретенные умения

в процессе проектной

деятельности

Личностные

готовность и способность

обучающихся к саморазвитию и

личностному самоопределению,

сформированность их мотивации

к обучению и целенаправленной

познавательной деятельности,

системы значимых социальных и

межличностных отношений,

ценностно-смысловых установок,

отражающих личностные и

гражданские позиции в

деятельности, социальные

компетенции, правосознание,

способность ставить цели и

высокая степень

самостоятельности,

инициативности

учащихся и их

познавательной

мотивированности

строить жизненные планы

Метапредметные:

познавательные,

регулятивные и

коммуникативные

1 ) у м е н и е

с а м о с т о я т е л ь н о

определять цели своего обучения,

ставить и формулировать для себя

новые задачи;

2 )

уме н и е

с а м о с т о я т е л ь н о

планировать

пути

достижения

целей;

3)

умение

соотносить

свои

д е й с т в и я

с

п л а н и р у е м ы м и

результатами,

о суще ствлять

контроль

своей

деятельности

в

процессе достижения результата;

4 )

у м е н и е

о ц е н и в а т ь

п р а в и л ь н о с т ь

в ы п о л н е н и я

учебной

задачи,

собственные

возможности ее решения;

5 )

в л а д е н и е

о с н о в а м и

самоконтроля, самооценки;

6)

умение

определять

понятия,

с о з д а в а т ь

о б о б щ е н и я ,

у с т а н а в л и в а т ь

а н а л о г и и ,

классифицировать;

7 )

уме н и е

о р г а н и з о в ы в а т ь

уч е б но е

с от руд нич е с т во

и

совместную

деятельность

с

учителем и сверстниками.

-намечать

ведущие

и

текущие

(промежуточные) цели

и задачи;

-искать пути решения

задач,

-составлять план

работы над проектом;

-осуществлять и

аргументировать

выбор;

-осуществлять поиск

информации по теме

проекта;

-умение работать в

группе, распределять

функций и ролей при

выполнении проекта.

-объективно оценивать

процесс (саму

деятельность) и

результат

проектирования.

предметные

освоенные обучающимися в ходе

изучения

учебного

предмета

умения,

специфические

для

данной предметной области, виды

д е я т е л ь н о с т и

п о получению

нового знания в рамках учебного

предмета,

его преобразованию и

применению

в

учебных,

учебно-

проектных

и

с о ц и а л ь н о -

п р о е к т н ы х

с и т у а ц и я х ,

формирование

научного

типа

м ы ш л е н и я ,

н а у ч н ы х

представлений

о

ключевых

т е о р и я х ,

т и п а х

и

в и д а х

отношений,

владение

научной

терминологией,

ключевыми

понятиями, методами и приемами

п р и м е н е н и е

и

преобразование

полученных

знаний

из

одной

или

нескольких

предметных областей в

готовый продукт

В качестве основных достоинств проектного метода на уроках информатики

можно выделить следующие его особенности:

высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся и их

познавательной мотивированности;

развитие коммуникативных навыков школьников в процессе групповых

взаимодействий;

приобретение обучающимися опыта познавательной деятельности;

межпредметная интеграция знаний, умений и навыков,

достижение метапредметных результатов.

Термин «проект» в переводе с латинского означает «бросание вперед».

В педагогической литературе можно встретить большое количество

определений проекта:

Проект –

1. работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение

оптимальным способом заранее запланированного результата;

2. «специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый

детьми комплекс действий, завершающийся созданием продукта, состоящего из

объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представления

в рамках презентации». [3]

Проект – это прототип, идеальный образ предполагаемого или возможного

объекта, состояния, в некоторых случаях – план, замысел какого-либо действия.

[1]

Учебный проект - это и задание для учащихся, сформулированное в виде

проблемы,

и

их

целенаправленная

деятельность,

и

форма

организации

взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой, и результат

деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта.

При определении тематики проектной деятельности педагогу важно

понимать типологию проектов:

-информационные проекты,

- игровые проекты,

- ролевые проекты,

- прикладные проекты,

- социальные проекты,

-учебно-исследовательские проекты.

Зная и понимая отличительные признаки каждого типа проекта учителю

легко определить форму организации проектной деятельности и тот проектный

продукт, который будет интересен, доступен для самостоятельного выполнения

учащимися и, следовательно, будет способствовать достижению личностных,

метапредметных и предметных результатов обучения.

Педагог может по разному спланировать

проектную деятельность: это

может

небольшой

учебный

проект,

который

занимает

один

или

несколько

уроков в рамках изучаемой темы. Может быть итоговая работа по окончанию

раздела или курса обучения. Хорошо посвятить последний урок информатики

защите индивидуальных или групповых проектов учащихся по выбранной теме.

Поэтому предлагая ученику выбрать тему проекта, учитель ориентирует его на

личные потребности и интересы. (см. Приложение 1)

По

мнению

И.С.

Сергеева

проект

это

“пять

П”:

Проблема

Проектирование

(планирование)

Поиск

информации

Продукт

Презентация.[2] Эта логическая цепочка представляет собой этапы выполнения

проекта. В таблице 2 представлены этапы проектирования во взаимосвязи с

деятельностью учителя и ученика.

Структура деятельности учителя и ученика при использовании метода

проектов

Таблица

2

Этапы проектирования

Ученик

Учитель

1.

Подготовка (анализ

проблемы, выбор

целей и темы проекта)

О п р е д е л я е т

ц е л ь

деятельности.

Помогает

определить

цель

деятельности.

2.Планирование

Составляет

план

работы.

Распределяет

функции

и

роли в группе.

Помогает

составить

план

р а б о т ы .

Р а с к р ы в а е т

возможные формы работы.

3.Поиск информации

Открывает новые знания

Рекомендует

источники

получения информации.

4.Продукт

(выполнение,

оформление проекта).

Активен.

Выбирает

пути

р е ш е н и я

и

р е а л и з у е т

п о с т а в л е н н ы е

з а д а ч и .

Экспериментирует.

Содействует

прогнозированию

результатов.

С о з д а ё т

у с л о в и я

д л я

активности школьника

5.Презентация (выбор

формы представления

результатов)

Активен.

Выбирает

форму

з а щ и т ы

р е з у л ь т а т о в ,

представляет

полученный

продукт.

Партнёр ученика

6.Оценка (самоанализ,

самооценка)

результатов

Несёт

ответственность

за

свою деятельность

П о м о г а е т

о ц е н и т ь

полученный

р е зул ьт ат,

выявить недостатки

Эффективность работы над проектом зависит от грамотного выполнения

первых двух этапов. Учителю очень важно продумать и помочь учащимся

увидеть

и

проанализировать

проблему,

которая

должна

лечь

в

основу

выполнения проекта. Для этого можно использовать видеоролики, статьи по

проблеме.

Главная

задача-материал

должен

быть

понятен

и

доступен

для

восприятия учеником.

Второй важный момент – направить деятельность учащихся на определение

цели о составления плана проекта. С этой целью мы предлагаем заполнить

учащимся в группах Листы планирования (рис.1).

Лист планирования проекта

Класс ____________

Название группы __________________________________

Тема, выбранная группой ___________________________

Укажите форму представления проекта________________

Планирование работы

План

Кто делает

Отметка о

выполнении (+), (-)

Рис. 1 Лист планирования проекта

Планируя

свою

работу

над

групповым

проектом,

учащиеся

в

группе

распределяют роли, определяют вклад каждого участника в групповой проект.

Находят

форму

представления

проекта

(электронные

справочники,

разработанная игра, буклет, газета, коллаж, видеоролик, кроссворд и т.д.).

Современные

технологии

обеспечивают

возможность

учащимся

создать

проектные

продукты,

используя

различные

программные

приложения: Excel

(для

создания

электронных

таблиц,

кроссвордов,

диаграмм), Publisher

(для

создания

буклетов,

программок,

приглашений

и

т.д.), Movie

Maker

(для

создания видеороликов) и др. программные продукты.

Главное

в

работе

над

проектами

научить

школьников

создавать

и

реализовывать свои замыслы.

Таким

образом,

работа

над

проектами

с

использованием

современных

информационных технологий позволяет ученику:

обрести

ощущение

успешности,

с

одной

стороны,

независящее

от

успеваемости;

самостоятельно принимать решения, определять свои пробелы в знаниях,

находить пути исправления такого положения, брать на себя ответственность за

их реализацию;

научиться

применять

полученные

знания,

используя

современные

информационные технологии.

Литература:

1. Пахомова Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении:

Пособие

для

учителей

и студентов

педагогических

вузов.

[Текст]/Н.Ю.

Пахомова. — М.: АРКТИ, 2003. — 112с. (Методическая библиотека)

2.Сергеев,

И.С.

Как

организовать

проектную

деятельность

учащихся:

Практическое

пособие

для

работников

общеобразовательных

учреждений.

[Текст] / И.С. Сергеев. – М.:АРКТИ, 2005.-80с. (Методическая библиотека)

3.Ступницкая, М.А. Что такое учебный проект? [Текст] / М.А. Ступницкая. –

М.: Первое сентября, 2010. - 44 с.

Приложение 1.

Тематика проектов

Системы счисления и кодирование информации

1.

История систем счисления.

2.

История кодирования информации.

3.

Кодирование и шифрование.

4.

Основные результаты теории кодирования.

5.

Позиционные системы счисления.

6.

Действия над числами в различных системах счисления.

7.

Признаки делимости в разных системах счисления.

8.

Применение в цифровой электронике двоичной, восьмеричной и

шестнадцатеричной систем счисления.

Электронные таблицы

1.

Диаграммы вокруг нас.

2.

Диаграммы и их использование в школьной практике.

3.

Методы решения систем линейных уравнений в табличном

процессоре.

4.

Построение графиков кривых в табличном процессоре.

5.

Использование компьютера для исследований функций и построения

графиков.

Алгоритмы

1.

Алгоритмы в нашей жизни.

2.

Алгоритмы решения текстовых задач.

3.

Алгоритмы извлечения квадратных и кубических корней.

4.

Алгоритм решения уравнений.

5.

Алгоритмы. Структурный подход в алгоритмизации.

6.

Алгоритм изготовления орнамента.

7.

История формирования понятия «алгоритм».

8.

Известнейшие алгоритмы в истории математики.

9.

Основатели теории алгоритмов - Клини, Черч, Пост, Тьюринг.

10.Проблема существования алгоритмов в математике.

11.Средства и языки описания (представления) алгоритмов.

12.Изучение эффективности, области применения конкретных

алгоритмов.

Информационные технологии

1.

Влияние компьютерной зависимости на школьника.

2.

Технологии будущего.

3.

Школа будущего.

4.

От абака до компьютера.

5.

Информационные технологии в жизни школьника.



В раздел образования