Автор: Игошина Лилия Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 7
Населённый пункт: г.о.г. Кулебаки, Нижегородской обл.
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок по пьесе М.Горького "Васса Железнова"
Раздел: среднее образование
МБОУ школа №7 г.о.г. Кулебаки Нижегородской области
Номинация: разработка урока
«Образ Вассы Железновой в пьесах М.Горького. Заботливая мать
или жесткая предпринимательница?»
Игошина Лилия Николаевна,
учитель русского языка и литературы
2017
Урок –дискуссия в 11 классе
по пьесам М.Горького «Васса Железнова (Мать)» 1910г.
и «Васса Железнова» 1935г.
Тема урока: «Образ Вассы Железновой в пьесах М.Горького. Заботливая
мать или жесткая предпринимательница?»
Цели урока:
1.Проанализировать пьесы М.Горького «Васса Железнова (Мать)» и «Васса
Железнова»;
2.Определить и обосновать свое отношение к главной героине, ответить на
вопрос, заявленный в теме урока;
3.Формировать дискуссионную культуру учащихся.
Задачи урока:
1. Образовательные:
- познакомиться с пьесами М.Горького «Васса Железнова (Мать)» и «Васса
Железнова»;
- проследить, как менялся авторский замысел образа Вассы на пути от первой
ко второй редакции;
- совершенствовать работу с текстом.
2.Воспитательные:
- формировать умения нравственного анализа и нравственной оценки качеств
личности;
- формировать умения давать нравственный анализ и оценку жизни
литературных персонажей;
3.Развивающие:
- формирование и развитие дискуссионной культуры учащихся;
- развитие мыслительных способностей учащихся;
Оборудование:
портрет
М.Горького,
афиши
спектаклей
«Васса
Железнова»,
фотографии
актрис,
исполнявших
роль
Вассы,
фрагмент
спектакля
«Васса
Железнова» и трейлер спектакля «Васса Железнова. Мать»
Ход урока
Интерес к пьесам М. Горького растет, так как
его драматургическое
наследие
в
современной
России
приобретает
все
большую
актуальность.
Семейное дело, наследование и наследники, мораль и деньги, психологическая
и
социальная
ответственность
«хозяев
жизни»,
готовность
управлять
и
принимать решения – эти проблемы, затронутые М.Горьким еще в начале
прошлого века, в широком разнообразии бытовых вариантов предстают и в
сегодняшней реальности.
Одно из самых интересных и спорных произведений М.Горького - «Васса
Железнова».
Существуют две пьесы с одним и тем же названием: «Васса
Железнова (Мать)» 1910 года и «Васса Железнова» 1935 года. Это абсолютно
разные пьесы
с разными действующими лицами.
Центральный образ обеих
пьес - образ Вассы Железновой. В ходе урока мы должны будем ответить на
вопрос: Васса Железнова - заботливая мать или жесткая предпринимательница?
Отвечая на вопрос, мы будем ориентироваться на оба варианта пьесы.
- Ребята, как вы думаете, почему М.Горький назвал пьесу именем героини?
(Васса – главная героиня пьесы, сильная и неординарная личность, глава
семьи.)
- А что для вас семья? На чём она строится?
- Кто, по-вашему, должен быть главой семьи, а кто- душой?
(Отец- глава, мать – душа).
Следует обратить внимание учащихся на то, что Васса - глава семьи в обоих
вариантах пьесы.
Работа с первым вариантом пьесы.
- Расскажите о Вассе Петровне Железновой.
(Васса Петровна Железнова – хозяйка собственного дела, капиталистка, у нее
есть «завод» по изготовлению кирпича и изразцов. Уровень доходов семьи,
размер капиталов и имущества в пьесе не уточняется, но изъятие 100 тысяч
рублей,
вложенных
в
дело
Прохором
Железновым,
может
разорить
предприятие, которому Васса посвятила почти всю свою жизнь.)
- Какова история семьи Вассы?
(Муж Вассы Захар Иванович-
из «простых мужиков».
Пил, развратничал,
избивал
жену.
Семья
начинала
с
ростовщичества,
потом
стала
торговать
торфом, дровами, изготовлять кирпич и изразцы. Затем муж Вассы умирает, на
наследство претендуют брат покойного и сыновья)
- Расскажите о членах семьи Железновых.
(Все дети Вассы имеют семьи. Сыновья с женами живут с матерью и находятся
в полном подчинении и в полной зависимости от Вассы. Анна живет отдельно,
материально не зависит от матери – ей выделен был «кусок» в 10 тысяч под
расписку, на иное наследство Анна претендовать не может. У Анны есть дети.
Брат Захара Ивановича, Прохор Иванович Железнов,- развратник и гуляка).
-Как Васса относится к своим детям?
(Вассу гнетет недееспособность сыновей, она сетует, что некому передать дело,
поэтому готова устроить жизнь Анны и Людмилы в своем доме, чтобы жить
«для
внуков».
При
этом
у
Вассы
уже
было
два
внука:
один
здоровый
–
внебрачный сын служанки Липы и сына Вассы Семена (задушенный Липой),
второй больной – это ребенок Натальи. Этот внук в расчеты Вассы не входит,
потому что «никудышный», больной).
- На чем строится семья Железновых?
(Ненависть, ложь, лицемерие, наушничество)
- О чем мечтают Павел, Семен и Прохор?
(Вырваться из-под власти Вассы и уехать из дома. Прохор хочет забрать свою
долю из дела, передать деньги внебрачному сыну, который нашелся в Москве.
Сыновья Вассы – конкуренты в борьбе за наследство, они только и ждут смерти
отца, чтобы потребовать своей доли. Дело семейное никто не хочет продолжать:
Павел хочет ездить по свету, Семен – уехать «в город» и открыть на Дворянской
улице ювелирную лавку).
- Чего боится героиня пьесы больше всего?
(«Рушится всё дело! Тридцать лет работы - всё дымом, дымом! Годы были -
тяжелые,
убытки
-
большие...
Работников
-
нет,
а
наследников
много...
А
наследники - плохи! Для чего трудились мы с отцом? Кому работали! Кто грехи
наши оправдает? Строили - года, падает - днями... обидно... Непереносно!»)
- Каков смысл жизни Вассы?
(Сохранить дело любой ценой).
- Для кого хочет Васса сохранить дело?
(Для детей)
- На что она идет ради ДЕЛА?
(История с горничной, подделка завещания, попытка отравить Прохора,
подстрекательство Павла на убийство дяди, принуждение сына уйти в
монастырь).
- Кому нужно это дело?
(Вассе).
-Васса – заложница своего дела, в основу всего она положила деньги.
Человеческие отношения вытеснены денежными. Центральный конфликт
пьесы – семейные отношения, определяемые деньгами.
ПРОСМОТР ТРЕЙЛЕРА СПЕКТАКЛЯ
Работа со вторым вариантом пьесы.
- Расскажите о Вассе Борисовне Железновой.
(Васса Борисовна Железнова из рода Храповых – хозяйка «миллионного» дела:
у нее несколько домов, «пароходство Храповых и Железновых», пристани.
Совладельцами являются муж Вассы Сергей Петрович Железнов и ее брат
Прохор
Борисович
Храпов.
Они
делами
не
занимаются:
муж
«безобразно
кутит», бессемейный Прохор Борисович тоже пьет и распутничает. «Полтора
десятка лет» этот огромный воз хозяйства везет Васса Борисовна. Социальный
статус Вассы упрочен в этой редакции семейным контекстом: она из богатой
«старинной честнóй фамилии», в 16 лет вышла замуж за человека не своего
круга –
бедного капитана Железнова, который «пил много» и «бил часто»).
- Расскажите о членах семьи Железновых.
(Муж Вассы находится под следствием по позорному обвинению (совращение
малолетних).
Ранее он часто избивал и унижал Вассу. Дети рождались слабые, и шестеро из
них умерли в раннем детстве. Старший сын Федор тяжело болен, живет за
границей, умирает. С Вассой живут 2 дочери –Людмила и Наталья. Одна слаба
умом, другая пристрастилась пить. Брат Вассы Прохор Борисович Храпов, 57
лет, был женат, теперь одинок, бездетен, пьет и распутничает).
- Расскажите о взаимоотношениях Вассы с мужем.
(Во второй редакции обострен
нравственный конфликт между Вассой и ее
мужем:
безнравственность
Сергея
Петровича
Железнова
усилена
многочисленными фактами его беспутства (привозил в дом «гулящих девок»,
заставлял детей «вино пить», бил жену, виновен в «растлении» малолетних.
Васса принуждает мужа к самоубийству из-за семьи и будущего детей («не
позорь семью», «вспомни о дочерях», «кто порядочный их замуж возьмет»), а
не из-за финансовых соображений и вовсе уж не из-за карьеры брата. «Липкие»
«пакости» мужа отвратительны Вассе: «Лучше бы тебе, Сергей, человека убить,
чем пакости эти содеять». Васса пыталась погасить конфликт деньгами, чтобы
избежать публичного суда, но когда это не удалось, она обращается к совести
мужа. Суд над собой совершил сам Железнов, который вину за собой признает,
как признает и то, что пытался откупиться крупным проигрышем в карты
прокурору).
- Каковы отношения Вассы с детьми?
(Малолетство дочерей и их очевидная незаинтересованность в хозяйственных
делах лишают конфликт между ними и Вассой конкурентных основ, как было в
первой редакции пьесы, когда детьми Вассы были взрослые женатые сыновья,
жаждавшие своей доли. Здесь конфликт воспитательный: Людмиле плохо от
того, что мать уделяет ей мало времени и внимания, а Наталья ведет себя
развязно, грубит и дерзит матери. Между младшей дочерью и Вассой есть
душевное родство, они вместе обихаживают сад (как в первой редакции пьесы с
невесткой Людмилой), Людмила любит мать (Людмила говорит, что живет
«удивительно хорошо», «счастливо»), а мать хочет сделать ей подарок «для
жизни» – прикупить у соседки княгини Кугушевой соседний дом с садом: «вот
садик-то
наш
разрастется».
Дочери
обделены
вниманием
и
материнским
теплом, потому что Васса пятнадцать лет работает одна и огромную силу
растратила на хозяйство, а не на семью).
- Васса вынуждена
работать, чтобы содержать семью в ущерб своей
природной задаче. Васса Борисовна Железнова – пожалуй, первый пример
эффективного женского предпринимательства в России 1910-х годов. В
семье героини ни один мужчина (ни муж, ни брат, ни сын) не оказался
способен содержать семью.
- Чем Васса Борисовна отличается от Вассы Петровны?
(Васса Борисовна чрезмерно горда, знает себе цену: «чтоб губернатор за мной
урыльники выносил, чтоб поп служил молебны не угодникам святым, а вот мне,
черной грешнице, злой
душе
моей…!»
Это
«сильный
дельный
человек». Васса
Борисовна
превосходит
Вассу
Петровну
и
по
силе
характера,
и
по
размаху
деятельности,
и
по
прозорливости.
Во второй редакции пьесы в доме Вассы появился телефон, она все время на
связи, часто отбывает из дома по срочным и иным (в театре бывает) делам, все
время говорит о хозяйстве, например, о конкуренции своих «пароходиков» с
крупными судами).
-Каков смысл жизни Вассы?
(Дело и хозяйство: «Мое дело – в моих руках. И никто мне помешать не может,
и застращать меня нельзя»)
- На что идет Васса ради своего дела?
(Укрепление
хозяйства»
заставляет
жертвовать
общением
с
семьей,
многие
члены которой Вассе просто не интересны, отношения с ними она строит по
принципу – годны или не годны к делу: с сыном Федором «неласкова была» –
«на что он мне годен, больной?», дочерям и по 50 тысяч наследства «много»,
«…дети,…вся моя надежда и оправдание мое – внук». У Вассы есть внук Коля,
сын Федора. Васса отнимает внука у невестки – революционерки Рашели,
растит сама как наследника состояния).
- Для кого хочет Васса сохранить дело? (Для
внука. Борьба за внука для
Вассы — борьба за будущее. Эта борьба ведется не на жизнь, а насмерть. Во
имя
защиты
своих
классовых
интересов,
во
имя
своего
будущего
Васса
способна пойти на всё. Стремясь отстоять свое право на внука, с которым
связаны все
надежды
на
будущее,
Васса
вынуждена
напрячь
все
силы,
проявить
всю
изворотливость,
звериную цепкость и жестокость, пойти на прямое предательство. И в этой
борьбе она не одерживает победы, наоборот, Васса как бы сама подписывает
свой смертный приговор, тратит последние силы, приближает собственный
конец. В борьбе с Рашелью Васса до предела напрягла свои силы и надорвала
себя.)
-Во второй редакции пьесы мотив поведения и цель жизни Вассы –
процветание дела, укрепление хозяйства ради семьи.
ПРОСМОТР ФРАГМЕНТА СПЕКТАКЛЯ
- Итак, ребята, мы рассмотрели образы Вассы Петровны и Вассы
Борисовны и должны ответить на вопрос, заявленный в теме урока.
-Васса Петровна: заботливая мать или жесткая предпринимательница?
(Первый вариант пьесы «Васса Железнова» Горький и называл иначе – «Мать».
В ней Васса не столько железная женщина, сколько мать, спасающая своё
потомство. Семья Железновых нездорова, погублена жаждой денег, развращена.
Здесь все лгут, притворяются, шпионят друг за другом. И Васса, властная
хозяйка, столько лет державшая всех в руках, идёт на всё, чтобы сохранить
гибнущее дело и семью. Во имя детей она трудится, не щадя себя, но жертва
обернулась тиранией. В погоне за преуспеванием Васса утратила душу, она
знает,
как
преумножить
деньги,
но
не
знает,
как
преумножить
любовь
в
с о б с т в е н н о й
с е м ь е . Главная
мысль
пье сы
-
н е с о в м е с т и м о с т ь
капиталистической
практики
с
истинным
материнством.
Образ
Вассы
свидетельствует о разлагающем влиянии собственности на душу сильного, по-
своему незаурядного, волевого человека, на светлые чувства матери. Драма
Вассы заключается в том, что всю свою жизнь она думает, что строит большую
и крепкую семью, а между тем дети её, воспитанные в обстановке наживы
получились
неудачниками
и
бездельниками.
Семейные
отношения,
основанные на стремлении больше «урвать», превращаются в цепь жестоких и
грязных интриг. Васса - это натура сильная и
незаурядная. Она уверена в
правильности своей жизненной
позиции.
Но
в
конце
Васса
в своём
материнстве приходит к тупику и краху»).
-Васса Борисовна: заботливая мать или жесткая предпринимательница?
(Во второй редакции пьесы мотив поведения и цель жизни Вассы – процветание
дела,
укрепление
хозяйства
ради
семьи.
Она
человек
долга,
титанического
труда, неустанных забот о благе семьи, лишенный мелочного своекорыстия и
себялюбия.
Смерть
Вассы
–
глубокая
семейная
трагедия
и
большая
общественная
утрата.
Со
смертью
Вассы
обречено
и
высокоэффективное
хозяйство – поддержать и продолжить его никто больше из семьи Железновых-
Храповых
не
в
состоянии. Смерть
Вассы
страшна
не
только
своей
неожиданностью - бессмысленной оказалась вся жизнь Вассы. Все ее усилия
обеспечить будущее своей семье, сохранить ее честь, приумножить богатства —
бесплодны, если ее место заступает такой омерзительный тип, как Прохор.
Нетрудно
представить
себе
будущее
семьи
Железновых,
во
главе
которой
оказался Прохор).
В
пьесах
Горького
конфликт
между
Вассой-матерью
и
Вассой-
предпринимательницей
оказался
неразрешимым.
Вернее,
он
разрешился
трагически:в первом варианте- крахом семьи, во втором- смертью героини.
Дети отвечают на вопрос, заявленный в теме урока, и аргументируют свою
точку зрения. (Устно или письменно)
Домашнее задание: ответить на вопрос: «Почему автор называет свою героиню
именем ВАССА и дает ей фамилию - ЖЕЛЕЗНОВА?»