Автор: Митрофанова Рита Александровна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №9 "Гармония" г.Горно–Алтайска
Населённый пункт: г.Горно–Алтайск Республика Алтай
Наименование материала: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа вокальной студии
Тема: "Планета детства"
Раздел: среднее образование
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Если у вас есть талант - поделитесь им с другими!
Если вы знаете, что сказать этому миру – скажите!
Если ваша душа поёт – пойте!»
Данная рабочая программа составлена на основе методических разработок Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М., Огородникова Д.Е.,
Исаевой И.О., а также на основе многолетнего опыта работы педагога дополнительного образования Митрофановой Р.А.
Человек наделен от природы особым даром – голосом. Это голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое
отношение к различным явлениям жизни.
Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков.
Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего
возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству.
Приобщение детей к певческому искусству способствует развитию их творческой фантазии, погружает в мир классической поэзии и
драматического искусства.
Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию
целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.
Изучение музыки как вида искусства направлено на достижение следующих целей:
• формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;
•
развитие
музыкальности;
музыкального
слуха,
чувства
ритма,
музыкальной
памяти
и
восприимчивости,
способности
к
сопереживанию;
образного
и
ассоциативного
мышления,
творческого
воображения,
певческого
голоса;
приобщение
к
музыкальному
искусству посредством вокально-певческого жанра как одного из самых доступных и массовых видов музыкальной деятельности;
•
усвоение музыкальной грамоты и искусства вокала, хорового пения, ее интонационно-образной природы, в жанровом и стилевом
многообразии. О выразительных средствах, особенностях музыкального языка; выявление особенностей воздействия звуков музыки на
чувства, настроение человека, определение компонентов, связывающих музыку с другими видами искусства и жизнью;
• овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки,
пении (в том числе с ориентацией на нотную запись);
•
воспитание устойчивого
интереса
к
музыке,
музыкального
вкуса
учащихся;
потребности
в
самостоятельном
общении
с
высокохудожественной
музыкой
и
музыкальном
самообразовании;
эмоционально-ценностного
отношения
к
музыке;
слушательской
и
исполнительской культуры учащихся.
Основные содержательные линии программы:
– обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения обучающихся к музыке и вокалу;
– усвоение изучаемых музыкальных произведений и вокально-хоровых знаний;
– обогащение опыта учебно-творческой музыкальной деятельности.
Каждая из указанных содержательных линий находит свое воплощение в целевых установках программы и получает последовательное
раскрытие в содержании музыкального образования и требованиях к уровню подготовки обучающихся.
В программе наряду с умениями в певческой деятельности предусматривается совершенствование навыков: певческой установки,
звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля и хорового строя (в процессе пения без сопровождения и с сопровождением);
координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и т. П.), навыки
следования дирижерским указаниям. Особую группу составляют слуховые навыки, среди которых основополагающее значение имеют
навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального и общеансамблевого звучания.
Цели и задачи программы:
Главная
цель
программы – выявление и реализация творческих исполнительских возможностей ребёнка во взаимосвязи с духовно-
нравственным развитием через вхождение в мир музыкального искусства;
практическое овладение вокальным эстрадным мастерством для концертной и дальнейшей профессиональной деятельности.
Задачи:
образовательные
- развивать природные вокальные данные обучающегося, способствовать овладению профессиональными певческими навыками;
- развивать навыки вокального интонирования;
- обучать технике вокального исполнительства (певческое устойчивое дыхание на опоре, дикционные навыки, навыками четкой и ясной
артикуляции, ровности звучания голоса на протяжении всего диапазона голоса)
- обучать вокально-техническим приёмам с учётом специфики предмета «эстрадное пение»
- обучать
навыкам художественной выразительности исполнения, работать над словом, раскрытием художественного содержания и
выявлением
стилистических
особенностей
произведения
(фразировкой,
нюансировкой,
приемами
вхождения
в
музыкальный
образ,
сценической, мимической выразительности)
- обучать навыкам сценического движения, умению работать с микрофоном;
развивающие
- развивать голос: его силу, диапазон, беглость, тембральные и регистровые
возможности;
- развивать слух, музыкальную память, чувство метро-ритма;
- развивать исполнительскую сценическую выдержку;
- развивать художественный вкус, оценочное музыкальное мышление;
- развивать устойчивый интерес к вокально- исполнительской культуре;
- способствовать духовно- нравственному развитию;
воспитательные
- воспитывать навыки организации работы на уроках во внеурочное время;
- воспитывать навыки самоорганизации и самоконтроля, умение концентрировать внимание, слух, мышление, память;
- воспитывать трудолюбие, целеустремлённость и упорство в достижении поставленных целей;
- способствовать усвоению нравственных гуманистических норм жизни и поведения.
Программа рассчитана на один год в возрастной группе обучающихся с 1-го по 8 класс.
Количество часов в год: Группы «Домисолька» - 70 часов, «Юный моряк» - 70 часов, «Капельки» -70 часов, «Забава» - 70 часов,
«Морячок» - 70часов, «Карамельки» - 70 часов, «Радуга чудес» - 70 часов, «Фантазия» - 70 часов, «Элегия» - 70 часов, «Феерия» - 70 часов.
Ожидаемые результаты работы по программе
Данная
программа
призвана
сформировать
у
воспитанников
устойчивый
интерес
к
предлагаемой
деятельности,
творческим
использованием умений и навыков, которые были приобретены на занятиях, в повседневной жизни. Проверкой знаний, умений и навыков
являются публичные выступления в виде творческих отчетов и концертов.
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно–познавательные и внешние
мотивы;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
- наличие эмоционально - ценностного отношения к искусству;
- реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования;
- позитивная оценка своих музыкально - творческих способностей.
Регулятивные УУД:
- умение строить речевые высказывания о музыке (музыкальном произведении) в устной форме;
- осуществление элементов синтеза как составление целого из частей;
- умение формулировать собственное мнение и позицию.
- умение целостно представлять истоки возникновения музыкального искусства.
Познавательные УУД:
- умение проводить простые сравнения между музыкальными произведениями музыки и изобразительного искусства по
заданным в учебнике критериям.
- умение устанавливать простые аналогии
(образные, тематические) между произведениями музыки и изобразительного
искусства;
- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника.
- формирование целостного представления о возникновении и существовании музыкального искусства.
Коммуникативные УУД:
-
наличие
стремления
находить
продуктивное
сотрудничество
(общение,
взаимодействие)
со
сверстниками
при
решении
музыкально- творческих задач;
- участие в музыкальной жизни класса (школы, города)
- умение применять знания о музыке вне учебного процесса
CОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Владение голосовым аппаратом. Звуковедение. Использование певческих навыков
Голосообразование – рождение звука. Вибрация и дыхание – основа рождения звука.
Гортань человека.
Способность гортани человека издавать звуки. Четыре режима звуков:
шумовой,
грудной – натуральный
(детский), фальцетный, свистовой или флейтовый.
Регистровый порог. Механизм перевода регистра.
Звуковедение: гласные и согласные. Фонетика речевых гласных, их пение. Речевой диапазон. Требования к пению гласных.
Пение согласных. Знаменитый тезис вокальной педагогики «язык, лежащий лодочкой или ложечкой». Назначение функции
расслабления языка. Носовой звук. Переход от носового звука к гласному.
Рупор. «Зевок» и полузевок».
Регулировочный образ: место и роль в пении.
Практические занятия:
1.
Диагностические занятия – знакомство с детьми, изучение способности к пению.
1.
Координационно-тренировочные занятия.
Певческая установка и певческая позиция. Дыхание. Отработка полученных вокальных навыков
Опыт пения как экспульсивный акт (экс – наружу), т.е. действия связанные с выведением наружу – выдувание. Количество воздуха
необходимое для пения. Малое дыхание.
«Ни одна частичка воздуха не должна выйти из гортани, не превратившись в звук».
Зависимость качества пения от количества и скорости воздуха, протекающего через голосовую щель в единицу времени. Компоненты
певческого тембра, образованные аэродинамическим путем.
Соотношения работы органов дыхания и гортани.
Резонаторная функция трахеи.
Вибрато: сущность и назначение. Качающийся и тремолирующий голос.
Практические занятия:
Дыхательная гимнастика.
Распевание
Звук и механизм его извлечения.
Правила вокальных упражнений. Правильное дыхание. Точное интонирование, Четкое произношение. Ровность тембра всех звуков
при выполнении упражнений.
Правила великих мастеров Ф.И.Шаляпина, К.С. Станиславского (И.О.Исаева).
Важность работы над звуком. Продолжительность распевки. Требования к организации распевки. Порядок распевки. Нотные
примеры в «до мажор» условной тональности.
Использование скороговорки на начало распевки.
Практические занятия:
1. Упражнения по распеванию. Задачи занятий: научить учащегося правильно выполнять распевки (И.О. Исаева).
Дикция. Артикуляция
Взаимосвязь речи и пения, как проявлений голосовой активности: общее и отличное. Важность умения говорить правильно в жизни
человека.
Восприятие искусства через интонацию. Влияние эмоционального самочувствия на уровень голосовой активности.
Тембр певческого и речевого голоса.
Дикция и механизм ее реализации.
Артикуляция как работа органов речи (губ, языка, мягкого нёба, голосовых связок) необходимая для произнесения известного звука
речи. Переход от гласной к согласной и наоборот.
Механизм перехода от одной гласной к другой. Певческая артикуляция: смешанный тип. Певческий смешанный гласный, имеющий
признаки 2-3х. Маскировочная артикуляция. Основные выводы вокальной педагогики о требованиях к пению гласных.
Пути развития правильной дикции и грамотной речи. Проблемы речи в современное время. Иноязычные
и сленговые слова и
выражения.
3 стадии певческого дыхания: вдыхание, задержка набранного воздуха, выдыхание.
Чистая дикция – условие успешного выступления на сцене любого артиста.
Методы самостоятельной работы по овладению голосом, речью, дыханием, необходимым для пения и жизни вне музыки.
Практические занятия:
1)
Дыхательные упражнения по методике И.О.Исаевой;
1)
Упражнение на дикцию и артикуляцию по методике И.О.Исаевой.
Гигиена певческого голоса
Бережное отношение к здоровью – как залог вокального успеха.
Требования и условия нормальной работы дыхательных органов (В.Емельянов).
Болезни горла и носа: насморк, тонзилит, фарингит, ларингит и их влияние на голос.
Воспаление трахеи: как последствие - потеря голоса.
Меры профилактики лор – болезней, их необходимость.
Важность прослушивания хорошей музыки и чистого пения для гигиены певческого голоса.
Требования и нагрузка на голос. Значение эмоций.
О вреде курения на голосовые связки.
Защитная регулирующая и эстетическая функция вибрато – основа и показатель самоконтроля.
Запреты:
- грудного регистра детского и женского голоса выше, чем ми-бемоль (ре-диез) первой октавы;
- использование речевой формы гласных выше ми - бемоль (ре-диез) второй октавы;
- переход на маскировочную артикуляцию на базе нейтрального гласного.
Первая помощь голосовым связкам: молчание. Обращение к врачу фониатру по проблемам голоса.
Практические занятия:
1.
Дозировки – тренировочной нагрузки на разные группы мышц при пении;
1.
Упражнения на принятие и осознание регулировочного образа как ориентира на успех, а не путь к стрессу;
Сценическая культура и сценический образ
Жесты
вокалиста (солиста и участника ансамбля): движение рук, кистей, глаз, тела. Должная
(правильная) осанка. Сочетание
движений головы, шеи, плеч, корпуса, бедер и ног. Жестикуляция – как качество людей, работающих на сцене. Соответствие жестов и
движений тексту песни и музыки. Назначение жестов – дополнительное удовольствие для зрителя. Требования к тренингу жестов.
Мимика. Выражение лица, улыбка
Владение собой, устранение волнения на сцене.
Песенный образ: своеобразие и неповторимость, манера движения, костюм исполнителя. Роль.
Практические занятия:
1.
Мимический тренинг (по методике И.О.Исаевой);
1.
Психологический тренинг;
2.
Упражнение «Как правильно стоять» (по методике И.О.Исаевой);
3.
Упражнения на координацию движений;
4.
Практическая работа по формированию сценического образа.
Основы нотной грамоты
Ноты – как точный и удобный способ записи высоты звуков. Изобретение нотоносца и нот Гвидо Аретинским (995-1050 гг.).
Название нот. Ключи. Клавиатура и расположение на ней нот.
Длительность нот: целая, половина, четвертная, восьмая, шестнадцатая.
Музыкальный ритм. Темп.
Гамма до мажор.
Интонирование. Фальшь и пути ее устранения.
Практические занятия:
1. Выучить название нот и их последовательность от «до» и до «до» вверх и вниз.
2. Пение гаммы по нотам со словами и показом в разных ритмах и темпах.
3. Секреты устранения фальши.
Движения вокалистов под музыку (для работы с солистами)
Движения вокалистов на сцене. Элементы ритмики. Танцевальные движения. Эстетичность и сценическая культура. Движения
вокалиста и сценический образ. Пластичность и статичность вокалиста.
Практические занятия:
1.
Просмотр и анализ выступлений вокалистов;
2.
Элементы ритмической гимнастики;
3.
Работа над возможными вариантами движений сценического образа.
Вокальная позиция
Регулировочный
образ
вокалиста.
Ансамбль:
особенности
исполнения
вокалистов
в
составе
ансамбля.
Проблемы
ансамбля.
Требования к ансамблю: идентичность голоса, движений поющих, окраска звуков, артикуляционные движения, открытость и закрытость.
Положение овала рта (выбор при соло, идентичность в ансамбле). Управление артикуляционной мускулатурной и приведение ее в
единую форму.
Развитие мышц глотки и языка.
Атака звука: твердая, мягкая, преддыхательная.
Работа вокалиста перед выходом на сцену. Место и роль подготовки к выходу на сцену. Необходимость адаптации к ситуации
публичного выступления.
Практические занятия:
1.
Выявление уровня развития фонематического слуха – как основы (родственные корни) вокального слуха;
2.
Упражнения на развитие двигательной сферы голосообразования и речеобразования;
3.
Подготовка к выходу на сцену.
Звуковедение
Тембр и динамика своего голоса.
Многоголосое пение.
Отношение эталона и регулировочного образа. Попытки обучающихся услышать себя изнутри и снаружи.
Категории песен. Выбор песни: требование к характеристике песни, нюансы песни.
Работа с текстом: проговаривание и заучивание текста.
Вокальные трудности в работе с песней и пути их устранения.
Анализ своего пения: выявление ошибок и их исправление, формирование сценического образа.
Ролевая подготовка: суть и назначение.
Практические занятия:
1.
Песенный репертуар;
2.
Заучивание текста;
3.
Отработка дикции: четкость произношения слов, букв, медленно, быстро;
4.
Упражнения: устранение трудностей в работе с песней.
Концертно-исполнительская деятельность
Концертно-исполнительская деятельность организована на основе индивидуальных особенностей обучающихся, их потребностей,
при сохранении свободы выбора музыкального произведения.
В основе репертуара воспитанников план воспитательной работы школы, города.
ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ
Важное место в реализации программы отводится контролю. Этап контроля важен не только как механизм сбора информации
о процессе обучения, а в целях достижения цели, обеспечения качества обучения.
Содержание контроля
Оценке и контролю результатов обучения подлежат:
- формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;
-
развитие музыкальности; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и восприимчивости, способности к
сопереживанию;
образного
и
ассоциативного
мышления,
творческого
воображения,
певческого
голоса;
приобщение
к
музыкальному
искусству посредством вокально-певческого жанра как одного из самых доступных и массовых видов музыкальной деятельности;
- освоение образцов современной музыки, музыкальной грамоте и искусстве вокала, ее интонационно-образной природе, жанровом
и стилевом многообразии, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка; выявление особенностей воздействия звуков
музыки на чувства, настроение человека, определение компонентов, связывающих музыку с другими видами искусства и жизнью;
- овладение
практическими
умениями
и
навыками
в
различных
видах
музыкально-творческой
деятельности:
в
пении,
музыкально-пластическом движении, импровизации;
- воспитание устойчивого
интереса
к
музыке,
музыкальному
искусству;
музыкального
вкуса
учащихся;
потребности
в
самостоятельном общении с музыкой и музыкальном самообразовании; эмоционально-ценностного отношения к музыке; слушательской и
исполнительской культуры учащихся.
Контроль в рамках реализации программы носит мотивационно – стимулирующий характер.
Виды контроля:
- предварительный - диагностика способностей учащихся;
- текущий – наблюдение за успешностью освоения обучающимися вокальными умениями и развитием вокального мастерства;
- итоговый - анализ результатов выступления обучающихся в рамках школьных, городских, окружных мероприятий.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
В результате обучения пению в хоровом кружке воспитанник должен:
знать, понимать:
- строение артикуляционного аппарата;
- особенности и возможности певческого голоса;
- гигиену певческого голоса;
- понимать по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»;
- понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его
окончание);
- основы музыкальной грамоты;
- различные манеры пения;
- место дикции в исполнительской деятельности.
уметь:
- правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч, использовать «цепное» дыхание;
- петь короткие фразы на одном дыхании;
- петь чисто и слаженно в унисон;
- петь чисто и «держать» свою партию в двухголосном исполнении
- в подвижных песнях делать быстрый вдох;
- петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;
- петь легким звуком, без напряжения;
- на звуке ля первой октавы правильно показать самое красивое Ансамблевое звучание своего голоса, ясно выговаривая слова
песни;
- уметь делать распевку;
- к концу года спеть выразительно, осмысленно свою партию.
-дать критическую оценку своему исполнению;
- характеризовать выступления хоров
- использовать элементы ритмики и движения под музыку;
- работать в сценическом образе;
- принимать активное участие в творческой жизни хорового коллектива
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
В качестве главных методов программы: стилевой и системный подход, метод творчества, метод импровизации и сценического
движения.
СТИЛЕВОЙ ПОДХОД широко применяется в программе, нацелен на постепенное формирование у поющих осознанного стилевого
восприятия вокального произведения, понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД
направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – ее
тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение
частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей структуры вокальной программы).
Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.
ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД используется в данной программе как важнейший художественно-педагогический метод, определяющий
качественно-результативный показатель ее практического воплощения. Творчество уникально, оно присуще каждому ребенку и всегда ново.
Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности вокалистов, в первую очередь, в сольном пении, ансамблевой
импровизации.
В совместной творческой деятельности
преподавателя и членов вокальной студии проявляется неповторимость и
оригинальность, индивидуальность, инициативность, особенности мышления и фантазии.
МЕТОД ИМПРОВИЗАЦИИ И СЦЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ. Требования времени – умение держаться и двигаться на сцене,
умелое исполнение вокального произведения, раскрепощенность перед зрителями и слушателями. Всё это дает обучающимся умело вести
себя на сцене, владеть приемами сценической импровизации, двигаться под музыку в ритме исполняемого репертуара. Использование
данного метода поднимает исполнительское мастерство на более высокий уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и
телом.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета индивидуальных занятий музыкой; музыкальный зал.
Оборудование
учебного
кабинета:
посадочные
места
по
количеству
обучающихся;
рабочее
место
преподавателя;
нотная
литература;
фонохрестоматия.
Ресурсное обеспечение программы:
1.
Методические рекомендации для учителя (см. список литературы);
2.
Дидактические материалы для работы с учащимися, памятки, рекомендации;
3.
Аудиосредства: магнитофон, электронные аудиозаписи и медиа – носители;
4.
Компьютер;
5.
Синтезатор;
6.
Усиливающая аппаратура;
7.
Мультимедийный проектор.
Учебно-воспитательная работа (концертно-исполнительская деятельность)
Результаты
реализации
программы
отслеживаются
через
участие
в
концертной
деятельности
в
рамках
школьных,
городских,
республиканских мероприятий.
Качество обучения прослеживаются в творческих достижениях, в призовых местах на фестивалях.
Свидетельством успешного обучения могут быть дипломы, грамоты дипломантов и лауреатов.
Календарно-тематическое планирование
для групп: «Домисолька», «Юный моряк», «Капельки», «Забава», «Морячок», «Карамельки».
№ п/п
Тема
Кол-во
часов
1
Введение. Что такое хор.
1
2
Краткие сведения о голосовом аппарате.
1
3
Выработка у детей правильной певческой позиции (положение корпуса,
головы).
3
4
Певческое дыхание. Дыхательная гимнастика.
2
5
Как беречь голос. Сила голоса.
2
6
Звукообразование, звуковедение.
3
7
Правильное произношение гласных звуков (округло, мягко, свободно,
распевно, соблюдая правильное положение рта).
4
8
Формирование качества звука. Интонация.
4
9
Дикция, артикуляция, слово.
2
10
Выразительность исполнения.
4
11
Знакомство с нотной грамотой.
4
12
Гамма До-мажор. Пение гаммы в разных ритмах и темпах. Развитие
чувства ритма.
2
13
Средства музыкальной выразительности (темп, динамика, характер
артикуляции)
4
14
Форсированный звук.
3
15
Скороговорки. Обучение произношению гласных, согласных, выработка
хорошей дикции.
3
16
Артикуляция.
4
17
Вид атаки звука и способ звуковедения.
4
18
Певческая артикуляция.
2
19
Двухголосие. Развитие гармонического слуха.
2
20
Приемы звуковедения (legato, stakkatо)
6
21
Ансамблевые навыки.
4
22
Пение вокальных упражнений.
2
23
Исполнение ритмических рисунков.
2
24
«Akkapella» - пение без сопровождения.
2
70
Календарно-тематическое планирование
для групп: «Радуга чудес», «Фантазия», «Элегия», «Феерия».
№ п/п
Тема
К-во
часов
1
Правильная певческая позиция, выработка у детей способности
освобождать мышцы от напряжения.
4
2
Голосовой аппарат.
6
3
Партии хора и голоса, их составляющие.
4
4
Типы хоров.
2
5
Количественный состав хоров.
2
6
Расстановка хора.
4
7
Певческое дыхание. Типы певческого дыхания.
4
8
Звукообразование. Обучение произношению гласных (округло, мягко,
свободно, распевно, соблюдая правильное положение рта).
4
9
Форсированный звук.
3
10
Как беречь голос.
2
11
Элементарное дирижирование.
4
12
Сильные, слабые доли. Выполнение ритмических рисунков,
ощущение метрической пульсации.
3
13
Полутон, тон, диез, бемоль. Закрепление понятий: доли (сильные,
слабые), ритм, длительности.
3
14
Дикция. Обучение произношению согласных, гласных звуков,
4
выработка хорошей дикции в скороговорках.
15
Артикуляция.
6
16
Каноны.
5
17
Дирижирование простейших мелодий.
10
70
ЛИТЕРАТУРА
1.
Баранов Б.В. Курс хороведения. Учебник. - М.: 1991.-214с.
2.
Баренбойм Л.А. За полвека: Очерки, статьи, материалы. - М.: «Советский композитор», 1989.
3.
Белощенко С.Н. Голосо-речевой тренинг: Методическое руководство к изучению предмета «Сценическая речь».- СПб., 1997.-
24с.
4.
Вейс П. Ступеньки музыкальной грамотности. Хоровое сольфеджио./ Оформление обложки А.Ф. Лурье. - СПб.: Изд. «Лань»,
1997.-64с.
5.
Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. - М.: Издательский центр «Академия».
1998.-240с.
6.
Добровольская Н., Орлова Н. Что надо знать учителю о детском голосе. - М.: «Музыка», 1972.-30с.
7.
Исаева И.О. Уроки пения. – «Русич» 2009г
8.
Музыка каждый день. Музыкальная хрестоматия. - СПб., 1997.-244с.
9.
Огородников Д. Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе: Методическое пособие. - Л.:
«Музыка», 1972.-152с.
10.
Осеннева М.С., Самарин В.А., Уколова Л.И. «Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом» - М.: «Академия»,
1999, 222с.
11.
Попов С.В. Организационные и методические основы работы самодеятельного хора. – Изд. 2-е – М.: «Музыка», 1961.-112с.