Автор: Кочеткова Любовь Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ЧДОУ "ЦРР "Соликамскбумпром" Детский сад №22
Населённый пункт: город Соликамск Пермский край
Наименование материала: статья
Тема: "Совместная работа детского сада и семьи по развитию у детей любознательности и познавательных интересов"
Раздел: дошкольное образование
Совместная работа детского сада и семьи по развитию у детей
любознательности и познавательных интересов
Кочеткова Любовь Николаевна
воспитатель
ЧДОУ «ЦРР «Соликамскбумпром» детский сад № 22 г. Соликамск
Воспитывает все:
люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего — люди.
Из них на первом месте — родители и педагоги.
Макаренко А. С.
Любознательность и познавательные интересы дошкольника проявляются в
его
отношении
к
окружающему
миру.
Необходимой
предпосылкой
их
развития
являются
ориентировочные
реакции,
вызываемые
новизной,
необычностью
предмета,
его
несоответствием
с
имеющимися
у
ребенка
представлениями.
Любознательность и познавательные интересы влияют на развитие ребенка.
Они побуждают его к самостоятельному расширению и углублению знаний в
интересующей
области.
Под
их
влиянием
развиваются
и
обогащаются
нравственные и эстетические чувства ребенка, а его умственные возможности
находят
выход
в
содержательных
видах
деятельности.
Поскольку
познавательный интерес связан с волевыми усилиями, он становится важным
стимулом
во спит ания
т аких
ценных
каче ств
лично сти,
к а к
целеустремленность,
настойчивость,
стремление
к
завершению
деятельности.
Немаловажную
роль
в
развитии
любознательности
и
познавательной
активности у детей играет семья. Как сказано в законе об образовании РФ,
родители
являются
первыми
воспитателями
ребёнка.
Следовательно,
гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в
образовательном
процессе
дошкольного
учреждения
вряд
ли
возможно.
Народная
мудрость
гласит:
«Сумел
родить,
сумей
и
воспитать»:
общеизвестно, что 80% черт характера ребёнка закладывается в семье.
Родителей необходимо вовлекать в воспитательно-образовательный процесс
детского сада. Это позволит им как можно лучше узнать, как образовывать
детей,
опираясь
на
их
природную
любознательность
и
познавательную
активность, а так же приобрести знания о новых формах взаимодействия с
ребёнком. Под взаимодействием обычно понимается не только обмен
информацией,
но
и
организация
совместных
действий,
позволяющих
партнёрам реализоваться в общей деятельности.
Организация
сотрудничества с
семьёй
требует
предварительной
подготовки, просвещения родителей.
В процессе работы с детьми, выявилась проблема: большинство родителей не
осознают
важности
совместного
с
детьми
наблюдения
за
окружающим
миром, изменениями, происходящими в природе, животном мире.
Для скоординированной работы детского сада и родителей я поставила перед
собой необходимость решить следующие задачи:
Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
Работать в тесном контакте с семьями своих воспитанников.
Использовала активные формы и методы работы с родителями:
анкетирование родителей, позволяющее выявить степень их интереса к
данной форме работы:
групповые родительские собрания «Воспитание любознательности у
ребёнка», «Как прекрасен этот мир!»
консультации: «Развитие любознательности у дошкольников»
занятия с участием родителей;
выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;
совместные экскурсии, конкурсы:
дни открытых дверей;
участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;
оформление фотомонтажей;
совместное создание предметно – развивающей среды;
работа с родительским комитетом группы;
беседы с детьми и родителями;
тренинги;
Большой популярностью пользуется так называемый раздаточный материал:
памятки,
брошюры.
Это
эффективный
способ
донести
информацию
для
родителей.
Перед
родительскими
собраниями
вместе
с
детьми
готовим
персональные приглашения.
Перед
началом
каждой
новой
темы
родители
помогают
создать
соответствующую предметно – развивающую среду (собирание предметов
для полочки избыточной информации, для полочки красоты, картинок для
альбомов и папок, изготовление макетов).
Очень
эффективно
любознательность
развивается
с
помощью
художественной литературы, загадок, которые развивают наблюдательность,
учат
многогранно
и
образно
развивать
мир.
Детская
художественная
литература о природе воздействует как на сознание ребёнка, так и на его
чувства. Яркий образный язык произведений создаёт у детей определённое
настроение, повышает интерес к окружающему миру.
Составляю
перспективный
план
на
месяц,
с
какими
художественными
произведениями дети познакомятся в следующий месяц. Если в группе нет
данного произведения, то родители приносят из дома, или с ребёнком идут в
библиотеку.
Семья
может
многое
сделать
для
развития
любознательности
и
познавательной активности ребенка. Кто, как не родители, бабушка, дедушка,
наблюдающие ежедневно за ребёнком в разных ситуациях, могут заметить
своеобразные
индикаторы
способностей,
к
чему
у
ребёнка
есть
особый
интерес, к какому виду деятельности малыш проявляет склонность?
Интересно проходят занятия с участием родителей.
На день рождения мальчика из группы его мама испекла вкусное печенье.
Детям оно очень понравилось. Спросила у ребят, знают ли они, как делается
печенье. Ответы были разные. Тогда сказала детям, что мы пригласим маму
Вити, и она нам всё расскажет и покажет весь процесс изготовления печенья.
Сколько впечатлений осталось у детей от того, что они увидели и узнали!
Сколько было вопросов! А какое удовольствие испытала мама от общения с
детьми.
Родители группы участвуют в разных акциях, например: «Посади дерево».
Ариша посадила с папой сосну. Папа рассказал девочке много интересного о
сосне. С каким интересом слушали
дети Аришу. А потом говорили ей:
«Как ты много знаешь!».
Мы
живём
в
век
компьютерных
т е х н о л о г и й ,
к о г д а
л ю б а я
информация
легкодоступна.
Но
часто
элементарные
вещи
не
понятны нашим детям и только мы
можем
научить
их
понимать,
осознавать их, находить правильные
ответы на вопросы.
Опираясь
на
любознательность
детей,
необходимо
учить
и х
понимать богатство и многообразие
взаимосвязей в окружающем мире.
Литература
1.
Арнаутова Е.П. Планируем работу с семьей. // Управление ДОУ №4,
2002г.
2.
Арнаутова Е.П. Педагог и семья. М., 2001г.
3.
Зверева О.Л. Конкурс знатоков педагогических секретов. // Дошкольное
воспитание №10, 1997г.
4.
Зверева О.Л. Методическая помощь воспитателю в подготовке к общению
с родителями. // Управление ДОУ № 10, 2002г.