Напоминание

"Совместная работа детского сада и семьи по развитию у детей любознательности и познавательных интересов"


Автор: Кочеткова Любовь Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ЧДОУ "ЦРР "Соликамскбумпром" Детский сад №22
Населённый пункт: город Соликамск Пермский край
Наименование материала: статья
Тема: "Совместная работа детского сада и семьи по развитию у детей любознательности и познавательных интересов"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Совместная работа детского сада и семьи по развитию у детей

любознательности и познавательных интересов

Кочеткова Любовь Николаевна

воспитатель

ЧДОУ «ЦРР «Соликамскбумпром» детский сад № 22 г. Соликамск

Воспитывает все:

люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего — люди.

Из них на первом месте — родители и педагоги.

Макаренко А. С.

Любознательность и познавательные интересы дошкольника проявляются в

его

отношении

к

окружающему

миру.

Необходимой

предпосылкой

их

развития

являются

ориентировочные

реакции,

вызываемые

новизной,

необычностью

предмета,

его

несоответствием

с

имеющимися

у

ребенка

представлениями.

Любознательность и познавательные интересы влияют на развитие ребенка.

Они побуждают его к самостоятельному расширению и углублению знаний в

интересующей

области.

Под

их

влиянием

развиваются

и

обогащаются

нравственные и эстетические чувства ребенка, а его умственные возможности

находят

выход

в

содержательных

видах

деятельности.

Поскольку

познавательный интерес связан с волевыми усилиями, он становится важным

стимулом

во спит ания

т аких

ценных

каче ств

лично сти,

к а к

целеустремленность,

настойчивость,

стремление

к

завершению

деятельности.

Немаловажную

роль

в

развитии

любознательности

и

познавательной

активности у детей играет семья. Как сказано в законе об образовании РФ,

родители

являются

первыми

воспитателями

ребёнка.

Следовательно,

гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в

образовательном

процессе

дошкольного

учреждения

вряд

ли

возможно.

Народная

мудрость

гласит:

«Сумел

родить,

сумей

и

воспитать»:

общеизвестно, что 80% черт характера ребёнка закладывается в семье.

Родителей необходимо вовлекать в воспитательно-образовательный процесс

детского сада. Это позволит им как можно лучше узнать, как образовывать

детей,

опираясь

на

их

природную

любознательность

и

познавательную

активность, а так же приобрести знания о новых формах взаимодействия с

ребёнком. Под взаимодействием обычно понимается не только обмен

информацией,

но

и

организация

совместных

действий,

позволяющих

партнёрам реализоваться в общей деятельности.

Организация

сотрудничества с

семьёй

требует

предварительной

подготовки, просвещения родителей.

В процессе работы с детьми, выявилась проблема: большинство родителей не

осознают

важности

совместного

с

детьми

наблюдения

за

окружающим

миром, изменениями, происходящими в природе, животном мире.

Для скоординированной работы детского сада и родителей я поставила перед

собой необходимость решить следующие задачи:

Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.

Работать в тесном контакте с семьями своих воспитанников.

Использовала активные формы и методы работы с родителями:

анкетирование родителей, позволяющее выявить степень их интереса к

данной форме работы:

групповые родительские собрания «Воспитание любознательности у

ребёнка», «Как прекрасен этот мир!»

консультации: «Развитие любознательности у дошкольников»

занятия с участием родителей;

выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;

совместные экскурсии, конкурсы:

дни открытых дверей;

участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;

оформление фотомонтажей;

совместное создание предметно – развивающей среды;

работа с родительским комитетом группы;

беседы с детьми и родителями;

тренинги;

Большой популярностью пользуется так называемый раздаточный материал:

памятки,

брошюры.

Это

эффективный

способ

донести

информацию

для

родителей.

Перед

родительскими

собраниями

вместе

с

детьми

готовим

персональные приглашения.

Перед

началом

каждой

новой

темы

родители

помогают

создать

соответствующую предметно – развивающую среду (собирание предметов

для полочки избыточной информации, для полочки красоты, картинок для

альбомов и папок, изготовление макетов).

Очень

эффективно

любознательность

развивается

с

помощью

художественной литературы, загадок, которые развивают наблюдательность,

учат

многогранно

и

образно

развивать

мир.

Детская

художественная

литература о природе воздействует как на сознание ребёнка, так и на его

чувства. Яркий образный язык произведений создаёт у детей определённое

настроение, повышает интерес к окружающему миру.

Составляю

перспективный

план

на

месяц,

с

какими

художественными

произведениями дети познакомятся в следующий месяц. Если в группе нет

данного произведения, то родители приносят из дома, или с ребёнком идут в

библиотеку.

Семья

может

многое

сделать

для

развития

любознательности

и

познавательной активности ребенка. Кто, как не родители, бабушка, дедушка,

наблюдающие ежедневно за ребёнком в разных ситуациях, могут заметить

своеобразные

индикаторы

способностей,

к

чему

у

ребёнка

есть

особый

интерес, к какому виду деятельности малыш проявляет склонность?

Интересно проходят занятия с участием родителей.

На день рождения мальчика из группы его мама испекла вкусное печенье.

Детям оно очень понравилось. Спросила у ребят, знают ли они, как делается

печенье. Ответы были разные. Тогда сказала детям, что мы пригласим маму

Вити, и она нам всё расскажет и покажет весь процесс изготовления печенья.

Сколько впечатлений осталось у детей от того, что они увидели и узнали!

Сколько было вопросов! А какое удовольствие испытала мама от общения с

детьми.

Родители группы участвуют в разных акциях, например: «Посади дерево».

Ариша посадила с папой сосну. Папа рассказал девочке много интересного о

сосне. С каким интересом слушали

дети Аришу. А потом говорили ей:

«Как ты много знаешь!».

Мы

живём

в

век

компьютерных

т е х н о л о г и й ,

к о г д а

л ю б а я

информация

легкодоступна.

Но

часто

элементарные

вещи

не

понятны нашим детям и только мы

можем

научить

их

понимать,

осознавать их, находить правильные

ответы на вопросы.

Опираясь

на

любознательность

детей,

необходимо

учить

и х

понимать богатство и многообразие

взаимосвязей в окружающем мире.

Литература

1.

Арнаутова Е.П. Планируем работу с семьей. // Управление ДОУ №4,

2002г.

2.

Арнаутова Е.П. Педагог и семья. М., 2001г.

3.

Зверева О.Л. Конкурс знатоков педагогических секретов. // Дошкольное

воспитание №10, 1997г.

4.

Зверева О.Л. Методическая помощь воспитателю в подготовке к общению

с родителями. // Управление ДОУ № 10, 2002г.



В раздел образования