Автор: Иптышев Григорий Петрович
Должность: тренер–преподаватель
Учебное заведение: МБУ "Аскизская районная спортивная школа" им. С.З.Карамчакова
Населённый пункт: с.Аскиз, Республика Хакасия
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование коллектива подростков через игру в футбол"
Раздел: дополнительное образование
Иптышев Григорий Петрович,
тренер-преподаватель МБУ
Аскизская спортивная школа им. С.З.Карамчакова,
с. Аскиз, Республика Хакасия
Формирование коллектива подростков через игру в футбол
В настоящее время проблема формирования чувства коллективизма у школьников
особенно
актуальна,
так
как
сейчас
наблюдается
тенденция
обособления
личности.
Каждого интересуют только личные проблемы, а проблемы коллектива уходят на второй
план. Назрела необходимость сплачивать людей, и в первую очередь наше будущее, т.е.
детей.
Основным
источником
и
условием
коллективообразования
является
социально
обусловленная совместная деятельность. Наиболее ярким процессом в педагогической
деятельности, в условиях которого возможна совместная деятельность, является процесс
физического
воспитания.
Именно
в
процессе
спортивной
деятельности
возможно
эффективное коллективообразование подростков.
Процесс физического воспитания способствует активному формированию сознания и
поведения людей в нужном направлении.
Занятия спортом развертываются на фоне
общения, в коллективе, под руководством учителя или тренера. Именно общение является
самым могучим фактором формирования нравственных качеств занимающихся, с самого
начала
занятий
спортом
они
начинают
сознавать
причастность
к
коллективу
и
в
соответствии
с
правилами
и
распоряжениями,
учатся
управлять
своими
действиями,
соотносить их с действиями других.
Так, на всех учебно-тренировочных занятиях по футболу мною решаются основные
задачи
обучения: укрепление
здоровья
и
всестороннее
физическое
развитие
занимающихся;
формирование
высокого
уровня
тактико-технической
и
специальной
физической
подготовленности;
подготовка
высококлассных
игроков,
кандидатов
в
юношеские сборные команды района, республики,
в перспективе в командах взрослых.
Для повышения интереса занимающихся к занятиям по футболу (мини-футбол) и более
успешного
решения
образовательных,
воспитательных
и
оздоровительных
задач
применяю
различные
методы
и
формы
проведения
этих
занятий.
В
процессе
своей
деятельности
в
качестве
тренера
-
преподавателя
стараюсь
выработать
в
своих
воспитанниках следующие качества, как упорство, воля к победе, активная жизненная
позиция. Занимаясь, каждый день футболом, мои воспитанники стремятся достичь цели,
которую
они
ставят
перед
собой,
улучшаются
показатели
не
только
по
физической
подготовке, но и показатели по учебе. Воспитанники секции футбола после окончания
основной
и
средней
школы
успешно
продолжают
обучение
в
высших
и
средних
специальных
учебных
заведениях,
выбирая
специальности,
связанные
с
физической
культурой.
Контингент
в
трех
учебно-тренировочных
группах
сохраняется
до
90%.
Воспитанники выбывают из групп в основном по окончании школы, при поступлении в
другие учебные заведения или в связи с переездом в другое место жительства. Во всех
возрастных
группах
мною
систематически
проводится
гражданско-патриотическая,
нравственно – эстетическая воспитательная работа, а также работа по противодействию
применения
воспитанниками различных видов допинга, о вреде курения, алкоголя,
наркомании согласно их возрастным особенностям. За все годы работы во всех группах
занимались и занимаются дети из неблагополучных, малообеспеченных, неполных семей,
где воспитанием детей занимается один родитель, также опекаемые дети. Никто из этих
детей не бросил заниматься футболом. Посещаемость занятий составляет от 80 до 100 %,
занятия
без
уважительных
причин
воспитанники
не
пропускают.
Дети
из
малообеспеченных,
неполных
семей,
опекаемые
не
имеют
спортивной
обуви
и
возможности приобрести их. Поэтому для этих детей оказывается спонсорская помощь
индивидуальными предпринимателями и другими лицами для приобретения обуви для
занятия спортом, ремонта обуви и мячей. Это является одним из способов поддержания
мотивации для занятия спортом, сохранения и привлечения других детей в группы. В
группах мною проводятся родительские собрания в начале
и конце учебного года: о
режиме
дня
спортсмена,
о
питании
и
уровне
подготовленности
обучающихся
воспитанников секции. Проводится индивидуальная работа с родителями через личные
беседы,
посещение
квартир.
Родители
проявляют
интерес
к
успехам
своих
детей,
сопровождая
своих
детей
на
соревнования,
помогают
материально
в
приобретении
инвентаря, спортивной формы для своих детей.
Все эти мероприятия способствуют тому, что складываются дружеские отношения
между ребятами и их родителями. У данных подростков вырабатывается истинно мужской
характер, благодаря этому имеют высокие результаты в различных соревнованиях.
Мои
воспитанники являются победителями и призерами республиканских соревнований на
приз клуба «Колосок», «Кожаный мяч», «Детская футбольная лига», конкурсов «Лучший
жонглер»,
«Лучший вратарь», «Лучший пенальтист», «Снайпер» в
рамках фестиваля
«Футбол против наркотиков».
Они
участвуют также в составе районной
команды
«Тасхыл» в чемпионате РХ среди взрослых по первой и второй группе. Под руководством
тренера укрепляются такие важные нравственные качества, как ответственность перед
коллективом, чувство долга, гордость за успехи команды, школы и т.д. Так укрепляется
воля, вырабатывается дисциплинированность, формируется привычка к соблюдению норм
нравственного поведения.
Таким образом, в играх и спортивных соревнованиях заключены богатые возможности
для формирования коллективизма. Занимаясь спортом, подростки приобретают бесценные
качества, необходимые человеку всю его жизнь.
Список литературы:
1.
Макаренко А.С. Книга для родителей. – М.: Педагогика, 1983
2.
Макаренко А.С., Коллектив и воспитание личности.- М.: Педагогика, 1972. -С. 236
3.
Макаренко
А.С.
Пед.
Соч.:
В
8
том./сост.
М.Д.Виноградова,
А.А.
Фролов.
–
М.,1983- 1986. – т.4. и т.7.