Напоминание

"Роль беседы в развитии речи у дошкольников"


Автор: Мариничева Любовь Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №3 "Снежинка"
Населённый пункт: г. Пушкино Московская область
Наименование материала: статья
Тема: "Роль беседы в развитии речи у дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Воспитатель МБДОУ №3 «Снежинка» г. Пушкино МО

Мариничева Л.П.

Роль беседы в развитии речи у дошкольников

Являясь

важнейшим

средством

человеческого

общения,

познания

действительности, речь служит основным каналом приобщения ребенка к

ценностям

духовной

культуры,

а

также

необходимым

условием

его

воспитания и обучения. Речь выполняет многообразные функции в жизни

ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция.

Выделяются две основные сферы общения дошкольника - со взрослыми и со

сверстниками .У дошкольника ярко выражена потребность

во внимании

сверстника

и

взрослого,

желание

донести

до

собеседника

мысли

и

содержание своих действий. Беседа, как вид общения, предполагает знание

языка, умение им пользоваться при построении связного высказывания и

налаживании речевого взаимодействия с собеседником.

Вопрос

о

применении

разнообразных

активных

форм

и

средств

в

развитии

речи

дошкольников

является

очень

существенным

в

работе

воспитателя.

На

основании

этого

определена

проблема

педагогического

обеспечения

процесса

развития

речевой

деятельности

дошкольников

средствами беседы. Проводя беседу, воспитатель дает возможность ребенку

высказывать свои суждения о предмете или явлении, обсуждаемого в беседе.

В результате откорректированные педагогом устные размышления

детей

становятся базой для дальнейшего развития связной речи у ребенка. В беседе

взрослый

своими

вопросами,

направляя

мысль

детей

по

определенному

руслу,

наталкивает

их

на

ответы

которые

дети

включают

свои

воспоминания, догадки, суждения, умозаключения. Ценность беседы именно

в том, что взрослый в ней учит ребенка логически мыслить, рассуждать и в

речи

доносить

свои

умозаключения

до

собеседника.

Тем

самым

педагог

постепенно поднимает умение ребенка от конкретного способа мышления и

неполного высказывания на более высокую ступень – умение связно и полно

представить свою точку зрения в речи

по предложенной теме беседы. С

развитием мышления тесно связано развитие речи дошкольника. В беседе

воспитатель учит ребенка ясно выражать свои мысли в слове, развивает

умение слушать собеседника. Беседа имеет важное значение не только для

сообщения детям знаний, но и для развития связной речи, выработки навыков

речи в коллективе.

В

беседе

воспитатель

объединяет

детей

вокруг

общих

интересов,

возбуждает их интерес друг к другу, опыт одного ребенка делается общим

достоянием.

У

детей

вырабатывается

привычка

слушать

собеседников,

делиться с ними своими мыслями, высказываться в коллективе.

Следовательно,

здесь

развиваются,

с

одной

стороны,

активность

ребенка, с другой - способность к сдержанности. Таким образом, беседы

являются ценной формой не только умственного воспитания (сообщение и

уточнение

знаний,

развитие

мыслительных

способностей

и

языка),

но

и

средством социального и нравственного воспитания. В беседе не только

уточняются знания ребенка, в ней дошкольник получает новый материал или

воспитатель преподносит знакомое ему в новом аспекте. При этом важно,

чтобы воспитатель, опираясь в беседе на имеющийся опыт детей и ранее

усвоенные ими знания, сумел пробудить в детях активную работу мысли,

способствовал выработке самостоятельных суждений, формировал у ребенка

целостную

картину

окружающего

мира

и

осознанное

отношение

к

обсуждаемым явлениям.

Правильно определить место беседы в воспитательно-образовательном

процессе детского сада – важная задача для воспитателя, ведь часто на

практике беседа превращается в стержень, вокруг которого строится вся

работа

с

детьми.

Наиболее

успешно

беседы

протекают

непосредственно

после того, как дошкольники во время экскурсий, наблюдений или после

прочтения

педагогом

рассказов

получили

новые

впечатления.

Материал,

данный в беседе, должен оставить глубокий след в сознании ребенка. Чтобы

это произошло, необходимо предложить ребенку активную позицию, когда он

не

только

наблюдающий,

слушающий,

иногда

отвечающий,

но

и

действующий,

активно

общающийся.

Поэтому

важной

формой

речевой

работы с детьми дошкольного возраста являются беседы. Воспитатель в

беседе направляет детей, помогает приобрести новый опыт, активизирует

речевую самостоятельность, поддерживает положительный эмоциональный

настрой.

Особенностями беседы как формы работы с детьми являются: участие в

беседе детей (в основном добровольное); позиция взрослого как партнера по

общению; изменение стиля взаимоотношений педагога и детей, т.е взрослый

уважает

право

ребенка

на

инициативу,

его

желание

говорить

на

интересующие его темы; беседа планируется и организуется воспитателем в

любое время в режиме дня; беседа строится на непрерывной мобилизации

детского

внимания,

активного

участия,

открытого

общения.

Ребенку

необходимо

все

время

следить

за

ходом

беседы,

не

уклоняться

от

ее

основного содержания, слушать своих собеседников. При этом у ребенка

совершается

сложный

мыслительный

процесс

припоминания,

суждения,

умозаключения, обобщений. От ребенка требуется непрерывная умственная

активность: надо внимательно слушать, соображать и достаточно быстро

отвечать. Вместе с тем совместное участие сверстников в беседе связано и со

способностью

к

известной

сдержанности:

уметь

внимательно

слушать

других; воздерживаться от высказываний, когда говорят другие; удерживать в

памяти то, что хотел сказать, - все это, несомненно, не так легко для ребенка

дошкольного

возраста.

Для

некоторых

детей

участие

в

коллективном

обсуждении

требует определенного волевого усилия: преодолеть робость,

застенчивость и высказаться в присутствии других. Следовательно, умелое

участие воспитателя в беседе в значительной мере решает успех дела по

речевому развитию у дошкольников.

Беседа при правильном ее сочетании с конкретными наблюдениями и

деятельностью детей играет большую роль в воспитательно-образовательной

работе.

Она

является

эффективным

средством

для

развития

речи

у

дошкольников,

т.к.

в

процессе

целенаправленного

обсуждения

с

детьми

каких-либо

явлений

в

диалоге

(воспитатель

-дети)

совершенствуется

понимание

детьми

речи

взрослых;

во-вторых,

складывается

собственная

активная речь дошкольника.

Беседы - это процесс речевого общения людей. Выделяя беседы как

одно из ценнейших средств развития речи детей, под ними подразумеваются

организованные,

планово

проводимые

занятия,

цель

которых

-

углубить,

уточнить и систематизировать путем слова представления и знания детей.

При этом беседа выявляет, как велика у детей потребность выражать свои

мысли,

как

развязывается

их

язык,

если

тема

беседы

соответствует

их

интересам и уровню развития психических процессов личности ребенка.

Кроме того, во время беседы деятельность педагога всегда сочетает наряду с

познавательной

целью

и

воспитание

навыков

культуры

поведения,

т.е.

в

беседе воспитываются такие качества как сдержанность, внимание, уважение

к собеседнику и в целом культура речевого развития. Не менее важно и то,

что в беседе в процессе диалогической речи у детей развиваются умения,

необходимые

для

более

сложной

формы

общения

монолога.

Монолог

характеризуется

полнотой,

четкостью

и

развернутостью

высказывания

в

беседе, т.е. умением выбирать ребенком языковые средства и пользоваться

теми, которые наиболее полно и точно передают смысл того, что он хочет

сказать. Высказываясь

в

беседе,

дошкольник

формирует

свои

мысли

в

нескольких предложениях. Таким образом, давая развернутый ответ, ребенок

прибегает к разнообразной лексике, использует имеющийся у него словарный

запас, уточняя и дополняя свой ответ.

Беседы

оказывают

большое

влияние

на

всю

разнообразную

деятельность детей и их поведение в коллективе. Беседа в педагогике -

вопросно-ответный

метод

обучения,

и

потому эффективность

беседы

в

значительной степени зависит от умения педагога целенаправленно вести за

собой

детей,

направлять

детскую

мысль

и

активизировать

их

речевую

деятельность.



В раздел образования