Автор: Мариничева Любовь Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №3 "Снежинка"
Населённый пункт: г. Пушкино Московская область
Наименование материала: статья
Тема: "Роль беседы в развитии речи у дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Воспитатель МБДОУ №3 «Снежинка» г. Пушкино МО
Мариничева Л.П.
Роль беседы в развитии речи у дошкольников
Являясь
важнейшим
средством
человеческого
общения,
познания
действительности, речь служит основным каналом приобщения ребенка к
ценностям
духовной
культуры,
а
также
необходимым
условием
его
воспитания и обучения. Речь выполняет многообразные функции в жизни
ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция.
Выделяются две основные сферы общения дошкольника - со взрослыми и со
сверстниками .У дошкольника ярко выражена потребность
во внимании
сверстника
и
взрослого,
желание
донести
до
собеседника
мысли
и
содержание своих действий. Беседа, как вид общения, предполагает знание
языка, умение им пользоваться при построении связного высказывания и
налаживании речевого взаимодействия с собеседником.
Вопрос
о
применении
разнообразных
активных
форм
и
средств
в
развитии
речи
дошкольников
является
очень
существенным
в
работе
воспитателя.
На
основании
этого
определена
проблема
педагогического
обеспечения
процесса
развития
речевой
деятельности
дошкольников
средствами беседы. Проводя беседу, воспитатель дает возможность ребенку
высказывать свои суждения о предмете или явлении, обсуждаемого в беседе.
В результате откорректированные педагогом устные размышления
детей
становятся базой для дальнейшего развития связной речи у ребенка. В беседе
взрослый
своими
вопросами,
направляя
мысль
детей
по
определенному
руслу,
наталкивает
их
на
ответы
,в
которые
дети
включают
свои
воспоминания, догадки, суждения, умозаключения. Ценность беседы именно
в том, что взрослый в ней учит ребенка логически мыслить, рассуждать и в
речи
доносить
свои
умозаключения
до
собеседника.
Тем
самым
педагог
постепенно поднимает умение ребенка от конкретного способа мышления и
неполного высказывания на более высокую ступень – умение связно и полно
представить свою точку зрения в речи
по предложенной теме беседы. С
развитием мышления тесно связано развитие речи дошкольника. В беседе
воспитатель учит ребенка ясно выражать свои мысли в слове, развивает
умение слушать собеседника. Беседа имеет важное значение не только для
сообщения детям знаний, но и для развития связной речи, выработки навыков
речи в коллективе.
В
беседе
воспитатель
объединяет
детей
вокруг
общих
интересов,
возбуждает их интерес друг к другу, опыт одного ребенка делается общим
достоянием.
У
детей
вырабатывается
привычка
слушать
собеседников,
делиться с ними своими мыслями, высказываться в коллективе.
Следовательно,
здесь
развиваются,
с
одной
стороны,
активность
ребенка, с другой - способность к сдержанности. Таким образом, беседы
являются ценной формой не только умственного воспитания (сообщение и
уточнение
знаний,
развитие
мыслительных
способностей
и
языка),
но
и
средством социального и нравственного воспитания. В беседе не только
уточняются знания ребенка, в ней дошкольник получает новый материал или
воспитатель преподносит знакомое ему в новом аспекте. При этом важно,
чтобы воспитатель, опираясь в беседе на имеющийся опыт детей и ранее
усвоенные ими знания, сумел пробудить в детях активную работу мысли,
способствовал выработке самостоятельных суждений, формировал у ребенка
целостную
картину
окружающего
мира
и
осознанное
отношение
к
обсуждаемым явлениям.
Правильно определить место беседы в воспитательно-образовательном
процессе детского сада – важная задача для воспитателя, ведь часто на
практике беседа превращается в стержень, вокруг которого строится вся
работа
с
детьми.
Наиболее
успешно
беседы
протекают
непосредственно
после того, как дошкольники во время экскурсий, наблюдений или после
прочтения
педагогом
рассказов
получили
новые
впечатления.
Материал,
данный в беседе, должен оставить глубокий след в сознании ребенка. Чтобы
это произошло, необходимо предложить ребенку активную позицию, когда он
не
только
наблюдающий,
слушающий,
иногда
отвечающий,
но
и
действующий,
активно
общающийся.
Поэтому
важной
формой
речевой
работы с детьми дошкольного возраста являются беседы. Воспитатель в
беседе направляет детей, помогает приобрести новый опыт, активизирует
речевую самостоятельность, поддерживает положительный эмоциональный
настрой.
Особенностями беседы как формы работы с детьми являются: участие в
беседе детей (в основном добровольное); позиция взрослого как партнера по
общению; изменение стиля взаимоотношений педагога и детей, т.е взрослый
уважает
право
ребенка
на
инициативу,
его
желание
говорить
на
интересующие его темы; беседа планируется и организуется воспитателем в
любое время в режиме дня; беседа строится на непрерывной мобилизации
детского
внимания,
активного
участия,
открытого
общения.
Ребенку
необходимо
все
время
следить
за
ходом
беседы,
не
уклоняться
от
ее
основного содержания, слушать своих собеседников. При этом у ребенка
совершается
сложный
мыслительный
процесс
припоминания,
суждения,
умозаключения, обобщений. От ребенка требуется непрерывная умственная
активность: надо внимательно слушать, соображать и достаточно быстро
отвечать. Вместе с тем совместное участие сверстников в беседе связано и со
способностью
к
известной
сдержанности:
уметь
внимательно
слушать
других; воздерживаться от высказываний, когда говорят другие; удерживать в
памяти то, что хотел сказать, - все это, несомненно, не так легко для ребенка
дошкольного
возраста.
Для
некоторых
детей
участие
в
коллективном
обсуждении
требует определенного волевого усилия: преодолеть робость,
застенчивость и высказаться в присутствии других. Следовательно, умелое
участие воспитателя в беседе в значительной мере решает успех дела по
речевому развитию у дошкольников.
Беседа при правильном ее сочетании с конкретными наблюдениями и
деятельностью детей играет большую роль в воспитательно-образовательной
работе.
Она
является
эффективным
средством
для
развития
речи
у
дошкольников,
т.к.
в
процессе
целенаправленного
обсуждения
с
детьми
каких-либо
явлений
в
диалоге
(воспитатель
-дети)
совершенствуется
понимание
детьми
речи
взрослых;
во-вторых,
складывается
собственная
активная речь дошкольника.
Беседы - это процесс речевого общения людей. Выделяя беседы как
одно из ценнейших средств развития речи детей, под ними подразумеваются
организованные,
планово
проводимые
занятия,
цель
которых
-
углубить,
уточнить и систематизировать путем слова представления и знания детей.
При этом беседа выявляет, как велика у детей потребность выражать свои
мысли,
как
развязывается
их
язык,
если
тема
беседы
соответствует
их
интересам и уровню развития психических процессов личности ребенка.
Кроме того, во время беседы деятельность педагога всегда сочетает наряду с
познавательной
целью
и
воспитание
навыков
культуры
поведения,
т.е.
в
беседе воспитываются такие качества как сдержанность, внимание, уважение
к собеседнику и в целом культура речевого развития. Не менее важно и то,
что в беседе в процессе диалогической речи у детей развиваются умения,
необходимые
для
более
сложной
формы
общения
–
монолога.
Монолог
характеризуется
полнотой,
четкостью
и
развернутостью
высказывания
в
беседе, т.е. умением выбирать ребенком языковые средства и пользоваться
теми, которые наиболее полно и точно передают смысл того, что он хочет
сказать. Высказываясь
в
беседе,
дошкольник
формирует
свои
мысли
в
нескольких предложениях. Таким образом, давая развернутый ответ, ребенок
прибегает к разнообразной лексике, использует имеющийся у него словарный
запас, уточняя и дополняя свой ответ.
Беседы
оказывают
большое
влияние
на
всю
разнообразную
деятельность детей и их поведение в коллективе. Беседа в педагогике -
вопросно-ответный
метод
обучения,
и
потому эффективность
беседы
в
значительной степени зависит от умения педагога целенаправленно вести за
собой
детей,
направлять
детскую
мысль
и
активизировать
их
речевую
деятельность.