Напоминание

"Мелкая моторика для дошкольников"


Автор: Лазарева Анастасия Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 16
Населённый пункт: г.Балашиха, мкр. Керамик
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Мелкая моторика для дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Мелкая моторика - это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития

мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа

речевых и мыслительных центров головного мозга.

Навыки

моторики

помогают

ребенку

исследовать,

с р а в ниват ь,

классифицировать и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором

он живет. Очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать

условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта,

развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходимые

для будущего овладения письмом.

Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают

работоспособность

головного

мозга,

давая

мощный

толчок

ребенку

к

познавательной и творческой активности.

Высокое

развитие

познавательных

процессов

является

актуальным

и

значимым в современном обществе.

Данная программа позволяет не только развить познавательные процессы,

но и реализовать индивидуальный творческий потенциал личности, наладить

коммуникации

с

взрослыми

и

со

сверстниками

на

основе

совместной

деятельности.

Развитие

мелкой

моторики,

воображения,

познавательных

процессов - служит одним из важнейших источников при подготовке детей к

начальному школьному обучению.

Практические навыки, полученные в ходе выполнения заданий по развитию

мелкой моторики пальцев рук, проводимые во всех видах деятельности, и

технические

навыки,

приобретенные

на

занятиях

по

ручной

умелости,

позволят детям почувствовать свою успешность.

Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго

до поступления в школу.

Цель:

Создание условий для развития мелкой моторики и движений пальцев

рук; развитие двигательных и познавательных способностей детей; развитие

мелкой

моторики,

ручной

умелости

через

выполнение

предметно

-

практических действий.

Задачи:

Обучающие:

1.Учить

детей

владеть

графическими

навыками:

а)

штриховка

в

разных

направлениях по образцу: сверху вниз, слева направо. б) обводить контуры

предмета по точкам, в) дорисовывать предметы, г) раскрашивать картинки,

соблюдая правила: раскрашивать в одном направлении, не заходя за контур,

не оставлять не закрашенных мест.

2. Учить работать с бумагой, осваивать различные виды сгибания (оригами).

3.Обучать приемам работы с пластилиновой техникой.

4.Обогащать тактильный опыт детей: учить узнавать на

ощупь предметы и материалы.

Развивающие:

1.Развивать умение производить точные движения кистью и пальцами рук.

2.

развивать

способности

координированной

работы

рук

со

зрительным

восприятием.

3.Развивать творческую активность, пространственное мышление,

фантазию.

4. Развивать мелкую моторику рук, кинестетические ощущения в процессе

предметно - практических действий;

Воспитывающие:

1.Воспитывать

в

детях

аккуратность,

усидчивость,

добросовестное

отношение к работе.

2.Воспитывать внимательность к выполнению заданий.

3.Воспитывать уважительное отношение к своему и чужому труду.

Основные

направления

работы

для

развития

мелкой

моторики

рук

и

координации движений.

Пальчиковый игротренинг

Массаж кистей рук.

Пальчиковая гимнастика, физкультминутки.

Ручная умелость.

Рисование пластилином.

Конструирование из бумаги в технике оригами.

Аппликация.

Развитие графических навыков

Рисование по трафаретам.

вырезывание ножницами.

Штриховка.

Дорисовка.

Игры и действия с мелкими предметами.

Узнавать предметы на ощупь.

Работа с крупой, фасолью, горохом.

Нанизывание бус, пуговиц на проволоку.

Выкладывание фигур из геом. фигур, палочек.

В

разделе

«Пальчиковый

игротренинг»

дети

знакомятся

с

комплексами

упражнений,

которые

дают

пальцам

полноценный

отдых,

развивают

ловкость, подвижность. На пальцах и ладонях есть «активные точки», массаж

которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга.

В

разделе

«Ручная

умелость»

дети

знакомятся

с

техникой

рисования

пластилином,

знакомятся

со

свойствами

бумаги,

постигают

начало

плоскостной

геометрии

(техника

оригами),

с

различными

видами

аппликации.

Здесь

создаются

условия

для

проявления

творчества,

способностей, развития воображения.

В

разделе

«Графические

навыки

дети

улучшают

координацию

движений

пальцев

и

кистей

рук,

кроме

этого

ребенок

учится

правильно

держать

карандаш.

В разделе «Игры с предметами» У детей совершенствуются двигательные

навыки, развивается моторная координация и оптико - пространственные

представления, используются предметы различные по размеру, материалу,

фактуре, структуре.

Результатом работы по данной программе должно стать:

1.Развитие

мелкой

моторики

и

координации

пальцев

рук

до

уровня,

соответствующего данному возрасту.

2.Овладение разными видами ручной умелости.

3.Овладение приемами работы с разными инструментами.

4.Творческое

применение

изученных

техник,

приемов

и

материалов

в

художественной деятельности.

5.Овладение нормами этики поведения

Сентябрь

1 неделя

Тема: «Детский сад и игрушки»

1.Самоммасаж ладоней и пальцев рук «Греем наши ручки», (соединить

ладони и потереть ими до нагрева. Массаж пальцев на одной и другой руке)

2. Пальчиковая игра: «Будем считать»

Раз, два, три, четыре, пять

Будем пальчики считать

Все такие нужные

Крепкие и дружные

(пересчитать пальчики и сжать в кулак. Поменять руки)

3.Раскрашивание зонтика

4. Потешка

Водичка, водичка.

Умой мое личико.

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок

5. Подвижная игра

«Зайчата»

Зайцы белые сидят

И ушами шевелят:

Вот так, вот так,

И ушами шевелят.

(Дети шевелят кистями рук, подняв их к голове)

Сентябрь.

2 неделя

Тема: «Игрушки»

1.Самомассаж ладоней пальцев рук карандашом (прокатывать карандаш

от ладоней до кончиков пальцев)

2.Пальчиковая гимнастика «Дружба»

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики.

Методические указания. Первые две строчки - обхватить правой ладонью

левую

и

покачивать

в

ритме

стихотворения.

Следующие

две

строчки

-

обхватить левой рукой правую и покачивать в ритме стихотворения.

3. Игра «Что это?». Определить плоские игрушки на ощупь: кубик, мяч,

пирамидка.

4. Пластилинография: «Мой веселый, звонкий мяч».

Сентябрь.

3 неделя

Тема: «Осень»

1.Самомоссаж ладоней и пальцев рук шишкой

2.Пальчиковая гимнастика «Осенние листья»

Раз, два, три, четыре, пять

(начинаем загибать пальчики под счет)

Пойдем листья собирать

(сжимать и разжимать кулачки)

Листья березы, листья осины

(загибать поочередно пальчики)

Листья тополя и рябины,

Листики дуба мы соберем

И букет домой принесем

(вытянуть руки вперед, сжав пальчики в кулачки).

3. «Листопад» - лист желтой, оранжевой бумаги порвать на мелкие кусочки.

4. Аппликация «Мухомор»

5. Подвижная игра «За грибами»

Все зверушки на опушке (Дети идут в хороводе.)

Ищут грузди и волнушки.

Белочки скакали, (Скачут вприсядку, изображая белочек.)

Рыжики искали.

Лисичка бежала, (Бегут.)

Лисички собирала.

Скакали зайчатки, (Скачут стоя.)

Искали опятки.

Медведь проходил, (Идут, изображая медведя.)Мухомор раздавил.

Сентябрь.

4 неделя

Тема: «Овощи»

1.Самомассаж пальцев рук каштаном

2. Дидактическая игра «Чудесный мешочек». Выбрать только овощи.

3.Пальчиковая гимнастика «Капуста».

Мы капусту рубим

(резкие движения прямыми кистями вверх и вниз,

Мы капусту солим

(движение пальцев, имитирующее посыпание солью из щепотки) .

Мы капусту жмем

(интенсивное сжимание пальцев рук в кулак).

4.Работа

с

трафаретом

«Обведи

и

раскрась

овощи».

Развивать

координацию

движений

пальцев

рук.

Учить

раскрашивать

в

одном

направлении, не выходя за контур.



В раздел образования