Автор: Лазарева Анастасия Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 16
Населённый пункт: г.Балашиха, мкр. Керамик
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Мелкая моторика для дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Мелкая моторика - это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития
мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа
речевых и мыслительных центров головного мозга.
Навыки
моторики
помогают
ребенку
исследовать,
с р а в ниват ь,
классифицировать и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором
он живет. Очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать
условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта,
развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходимые
для будущего овладения письмом.
Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают
работоспособность
головного
мозга,
давая
мощный
толчок
ребенку
к
познавательной и творческой активности.
Высокое
развитие
познавательных
процессов
является
актуальным
и
значимым в современном обществе.
Данная программа позволяет не только развить познавательные процессы,
но и реализовать индивидуальный творческий потенциал личности, наладить
коммуникации
с
взрослыми
и
со
сверстниками
на
основе
совместной
деятельности.
Развитие
мелкой
моторики,
воображения,
познавательных
процессов - служит одним из важнейших источников при подготовке детей к
начальному школьному обучению.
Практические навыки, полученные в ходе выполнения заданий по развитию
мелкой моторики пальцев рук, проводимые во всех видах деятельности, и
технические
навыки,
приобретенные
на
занятиях
по
ручной
умелости,
позволят детям почувствовать свою успешность.
Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго
до поступления в школу.
Цель:
Создание условий для развития мелкой моторики и движений пальцев
рук; развитие двигательных и познавательных способностей детей; развитие
мелкой
моторики,
ручной
умелости
через
выполнение
предметно
-
практических действий.
Задачи:
Обучающие:
1.Учить
детей
владеть
графическими
навыками:
а)
штриховка
в
разных
направлениях по образцу: сверху вниз, слева направо. б) обводить контуры
предмета по точкам, в) дорисовывать предметы, г) раскрашивать картинки,
соблюдая правила: раскрашивать в одном направлении, не заходя за контур,
не оставлять не закрашенных мест.
2. Учить работать с бумагой, осваивать различные виды сгибания (оригами).
3.Обучать приемам работы с пластилиновой техникой.
4.Обогащать тактильный опыт детей: учить узнавать на
ощупь предметы и материалы.
Развивающие:
1.Развивать умение производить точные движения кистью и пальцами рук.
2.
развивать
способности
координированной
работы
рук
со
зрительным
восприятием.
3.Развивать творческую активность, пространственное мышление,
фантазию.
4. Развивать мелкую моторику рук, кинестетические ощущения в процессе
предметно - практических действий;
Воспитывающие:
1.Воспитывать
в
детях
аккуратность,
усидчивость,
добросовестное
отношение к работе.
2.Воспитывать внимательность к выполнению заданий.
3.Воспитывать уважительное отношение к своему и чужому труду.
Основные
направления
работы
для
развития
мелкой
моторики
рук
и
координации движений.
Пальчиковый игротренинг
Массаж кистей рук.
Пальчиковая гимнастика, физкультминутки.
Ручная умелость.
Рисование пластилином.
Конструирование из бумаги в технике оригами.
Аппликация.
Развитие графических навыков
Рисование по трафаретам.
вырезывание ножницами.
Штриховка.
Дорисовка.
Игры и действия с мелкими предметами.
Узнавать предметы на ощупь.
Работа с крупой, фасолью, горохом.
Нанизывание бус, пуговиц на проволоку.
Выкладывание фигур из геом. фигур, палочек.
В
разделе
«Пальчиковый
игротренинг»
дети
знакомятся
с
комплексами
упражнений,
которые
дают
пальцам
полноценный
отдых,
развивают
ловкость, подвижность. На пальцах и ладонях есть «активные точки», массаж
которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга.
В
разделе
«Ручная
умелость»
дети
знакомятся
с
техникой
рисования
пластилином,
знакомятся
со
свойствами
бумаги,
постигают
начало
плоскостной
геометрии
(техника
оригами),
с
различными
видами
аппликации.
Здесь
создаются
условия
для
проявления
творчества,
способностей, развития воображения.
В
разделе
«Графические
навыки
дети
улучшают
координацию
движений
пальцев
и
кистей
рук,
кроме
этого
ребенок
учится
правильно
держать
карандаш.
В разделе «Игры с предметами» У детей совершенствуются двигательные
навыки, развивается моторная координация и оптико - пространственные
представления, используются предметы различные по размеру, материалу,
фактуре, структуре.
Результатом работы по данной программе должно стать:
1.Развитие
мелкой
моторики
и
координации
пальцев
рук
до
уровня,
соответствующего данному возрасту.
2.Овладение разными видами ручной умелости.
3.Овладение приемами работы с разными инструментами.
4.Творческое
применение
изученных
техник,
приемов
и
материалов
в
художественной деятельности.
5.Овладение нормами этики поведения
Сентябрь
1 неделя
Тема: «Детский сад и игрушки»
1.Самоммасаж ладоней и пальцев рук «Греем наши ручки», (соединить
ладони и потереть ими до нагрева. Массаж пальцев на одной и другой руке)
2. Пальчиковая игра: «Будем считать»
Раз, два, три, четыре, пять
Будем пальчики считать
Все такие нужные
Крепкие и дружные
(пересчитать пальчики и сжать в кулак. Поменять руки)
3.Раскрашивание зонтика
4. Потешка
Водичка, водичка.
Умой мое личико.
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок
5. Подвижная игра
«Зайчата»
Зайцы белые сидят
И ушами шевелят:
Вот так, вот так,
И ушами шевелят.
(Дети шевелят кистями рук, подняв их к голове)
Сентябрь.
2 неделя
Тема: «Игрушки»
1.Самомассаж ладоней пальцев рук карандашом (прокатывать карандаш
от ладоней до кончиков пальцев)
2.Пальчиковая гимнастика «Дружба»
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
Методические указания. Первые две строчки - обхватить правой ладонью
левую
и
покачивать
в
ритме
стихотворения.
Следующие
две
строчки
-
обхватить левой рукой правую и покачивать в ритме стихотворения.
3. Игра «Что это?». Определить плоские игрушки на ощупь: кубик, мяч,
пирамидка.
4. Пластилинография: «Мой веселый, звонкий мяч».
Сентябрь.
3 неделя
Тема: «Осень»
1.Самомоссаж ладоней и пальцев рук шишкой
2.Пальчиковая гимнастика «Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять
(начинаем загибать пальчики под счет)
Пойдем листья собирать
(сжимать и разжимать кулачки)
Листья березы, листья осины
(загибать поочередно пальчики)
Листья тополя и рябины,
Листики дуба мы соберем
И букет домой принесем
(вытянуть руки вперед, сжав пальчики в кулачки).
3. «Листопад» - лист желтой, оранжевой бумаги порвать на мелкие кусочки.
4. Аппликация «Мухомор»
5. Подвижная игра «За грибами»
Все зверушки на опушке (Дети идут в хороводе.)
Ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали, (Скачут вприсядку, изображая белочек.)
Рыжики искали.
Лисичка бежала, (Бегут.)
Лисички собирала.
Скакали зайчатки, (Скачут стоя.)
Искали опятки.
Медведь проходил, (Идут, изображая медведя.)Мухомор раздавил.
Сентябрь.
4 неделя
Тема: «Овощи»
1.Самомассаж пальцев рук каштаном
2. Дидактическая игра «Чудесный мешочек». Выбрать только овощи.
3.Пальчиковая гимнастика «Капуста».
Мы капусту рубим
(резкие движения прямыми кистями вверх и вниз,
Мы капусту солим
(движение пальцев, имитирующее посыпание солью из щепотки) .
Мы капусту жмем
(интенсивное сжимание пальцев рук в кулак).
4.Работа
с
трафаретом
«Обведи
и
раскрась
овощи».
Развивать
координацию
движений
пальцев
рук.
Учить
раскрашивать
в
одном
направлении, не выходя за контур.