Напоминание

"Мир динозавров"


Автор: Чехвалова Наталья Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР детский сад "Сказка"
Населённый пункт: ЯНАО, г Губкинский
Наименование материала: проект
Тема: "Мир динозавров"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

"Центр развития ребенка"- детский сад "Сказка"

Педагогический проект для детей подготовительной к школе группе

На «В мире Динозавров»

Авторы, разработчики:

воспитатель подготовительной к школе группы

Чехвалова Наталья Викторовна

г.Губкинский

Групповой проект

«В мире Динозавров»

Информационная карта проекта

Организация: Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение "Центр развития ребенка"- детский сад "Сказка"

Адрес организации: ЯНАО,г. Губкинский, ул. Строителей 24

Автор проекта: Чехвалова Н.В.

Вид, тип проекта: Информационно - творческий, групповой, краткосрочный

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, родители

воспитанников, воспитатели группы №4

Форма проведения: дневная (в рамках организации педагогического

процесса в повседневной жизни)

Актуальность проекта: Палеонтологи уже давно спорят о том, когда жили и

когда вымерли динозавры. Особенно эта тематика интересует наших

маленьких людей – деток. Когда жили динозавры, и почему они исчезли –

вопросы, которые часто задают дети. И им нужно постараться дать

максимально правдивую и доступную их пониманию информацию. Ведь

однозначного ответа о причине исчезновения динозавров до сих пор нет.

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем

того мира, который его окружает. Современные дети в силу своей чрезмерной

активности самостоятельно не всегда могут найти ответ на интересующие их

вопросы.

Однажды Игорь принес в детский сад новую игрушку. Это был

большой динозавр. Ребята очень заинтересовались этим необычным

животным. Детьми задавалось большое количество вопросов, относительно

того, когда жили динозавры, чем они питались, как размножались. В связи с

чем, стало понятно, что тема доисторических обитателей планеты вызывает

интерес у детей нашей группы.

И мы решили выяснить все о динозаврах,

времени, когда они жили, и, конечно же, причины вымирания динозавров.

Вдруг, зная эти причины, можно в дальнейшем предотвратить вымирание

других животных. Кроме того, актуальность темы состоит в том, что это –

прошлое нашей планеты, и нам, чтобы смотреть в будущее, необходимо знать

наше прошлое.

Цель: Формирование представлений детей об эпохи динозавров

Задачи:

1.

Познакомить с удивительными животными прошлого – динозаврами, с

разнообразием видов динозавров и их внешними особенностями.

2.

Сформировать представления об изучении этих древних животных

учеными;

3.

Продолжать развивать познавательные процессы: речь, память,

мышление, воображения, внимание, связную речь в ходе работы над

проектом

4.

Продолжать воспитывать чувство заботливого отношения к живой

природе.

5.

Привлечь родителей к реализации совместной детско – взрослой

деятельности, создать атмосферу общности интересов для развития и

воспитания детей.

Место проведения : г.Губкинский, МАДОУ ЦРР д\с «Сказка»

Сроки проведения: 02.10.17 по 06.10.17

Ожидаемые результаты проекта:

Дети в ходе реализации проекта приобрели знания об эпохе динозавров,

расширили представление о видах динозавров.

Родители активно участвовали в проектной деятельности, через совместную

познавательно - исследовательскую деятельность. Произошло сближение

семей в достижении общей цели в создании книги.

Педагоги повысили свой профессиональный уровень. Пополнена предметно-

пространственная среда.

План реализации:

Первый этап. Подготовительный.

Подготовка информационного материала и составление плана работы

Для реализации подготовительного этапа была сформулирована

проблема, цели и задачи проекта.

Подобран материал и оборудование для работы.

Составлен план работы.

Для привлечения родителей к проекту провели для них консультацию

«Как помочь детям узнать про эпоху динозавров?»

Второй этап. Выполнение проекта.

Взаимодействие с детьми

1.

Беседа с детьми «Что мы знаем о динозаврах?»

2.

Просмотр мультфильма «Ледниковый период»

3.

Беседа по иллюстрациям и фотографиям «Кто такие динозавры и

когда они жили?»

4.

Создание динозавров из соленого теста «Мой любимый динозавр»

5.

Работа в книге – раскрасок «Динозаврики»

6.

Просмотр мультфильмов «Динозавр», «Земля до начало времен».

7.

Просмотр и беседа по энциклопедиям «Все о динозаврах»

8.

Просмотр презентации «В мире динозавров»

Взаимодействие с родителями

1.

Консультация для родителей «Как помочь детям узнать про эпоху

динозавров?»

2.

Памятка для родителей «Расскажите детям о динозаврах»

3.

Подбор стихов и рассказов про динозавров для создания книги

«Эпоха динозавров»

Третий этап. Итоги проекта.

1. Создания книги «Эпоха динозавров»

2. Развлечение «Путешествие с мир динозавров»

Приложение № 1

Рассказ «Кто такие динозавры и когда они жили?»

Динозавры – это рептилии, жившие миллионы лет назад. Динозавры

властвовали почти 150 миллионов лет. Динозавры были самыми

удивительными животным из всех когда – либо живших на земле. Первые

динозавры были плотоядными. Растительноядные появились позднее,

воспользовавшись буйством окружающей растительности. Одни были

размером с цыпленка, другие величиной с современный лайнер. Подобно

нынешним рептилиям, гладкая кожа динозавров была покрыта чешуей, а яйца

имели скорлупу. Динозавры жили в мезозойскую эру. В мезозойской эре было

три периода — триасовый, юрский и меловой.

Триасовый период.

Триасовый период начался около 250 миллионов лет

назад и длился 35 миллионов лет.

Обитатели: Самые первые из появившихся на Земле динозавров были

совсем небольшого размера. Но в течение триасового периода среди них

появляются довольно крупные хищники и растительноядные ящеры. В

триасовом периоде рептилии уверенно завоевывали пространства суши —

возникли ихтиозавры и плезиозавры. В середине триасового периода

появились самые первые представители динозавров.

Хищники: ставрикозавры — длина до 2 метров.

тринаксодон — длина 40 см

Пища: вероятно, насекомые, мелкие пресмыкающиеся и беспозвоночные.

Облик Земли. К началу триасового периода все континенты были

объединены в огромный континент Пангею. А его берега омывали волны

единственного океана Панталассы. Животные и растения расселялись по ней

и теперь их ископаемые останки находят в Африке , Антарктиде.

Климат на всей планете был сухим и теплым. Часто происходили

извержения вулканов. Было много пустынь, среди которых были оазисы. По

берегам рек и озер росли древовидные папоротники и хвощи. В триасовом

периоде появляются первые хвойные растения. У них были широкие листья,

как у дерева гинкго. Это дерево дожило до наших дней.

Юрский период.

Юрский период – второй период мезозойской эры. Он

начался 21 миллионов лет назад и длился около70 миллионов лет. Именно в

юрский период динозавры достигли вершины своего расцвета.

Обитатели. В юрском периоде исчезли огромные амфибии, зато в болотах

заквакали лягушки. Моря бороздили морские рептилии-ихтиозавры и

плезиозавры. В небе на расправленных крыльях парили летающие ящеры,

такие как впафобетор, кетцалькоатли, птерозавр. Рамфоринх был первым

летающим ящером. Крыльями ему служили кожистые перепонки между

передними и задними ногами. Стрекозы и рыбы – его добыча. В это время на

Земле обитало уже немало маленьких юрких зверков, похожих на нынешних

землероек. Но «главными» животными на суше в юрский период стали

динозавры. Они встречались повсюду, такие как

травоядные

брахиозавр – вес 50 тонн, длина — до 23 метра,

стегозавр–вес 6 -8 тонн, длина – 9 метров,

апатозавр – вес 20 тонн, длина – 21метр.

Хищники

диилофозавр, вес – 400 кг, длина 6 метров.

цератозавр, вес – 1 тонна, длина 6 метров.

аллозавр, вес — 1,5 – 2 тонны, длина 12 метров

Облик Земли. В юрском периоде Пангея начала распадаться на части.

Образовались два новых континента — Гондвана и Лавразия, разделенных

древним океаном Тетис.

Климат по-прежнему был тёплым, но стал значительно более влажным. На

землю обрушивались проливные дожди, полноводнее стали реки и озёра.

Пустыни исчезали, отступая в глубь континентов. На смену им пришли

пышные зелёные леса.

Леса юрского периода напоминали современные джунгли. Но среди буйной

растительности нет ни одного цветка. В юрском периоде произрастало

множество видов саговников. Саговники похожи на пальмы — их ствол тоже

венчает пучок раскидистых листьев. На самом деле саговники – нечто о

среднее между древними папоротниками и хвойными растениями. Часть

видов сохранилась в тропических районах до наших дней. Саговник –

настоящее «живое ископаемое».

Меловой период

Меловой период начался 145 миллионов лет назад и длился 80 миллионов

лет. Вместе с этим периодом закончилась эра динозавров на Земле.

Обитатели. На Земле появилось много новых насекомых – бабочек шмелей

пчел. В ветвях щебетали птицы. В небе по-прежнему царили крылатые

рептилии, в морях морские, а на суше появились огромные хищные

тираннозавры, а земля дрожала под ногами растительноядных гигантов —

сейсмозавров.

Травоядные:

паразавролофус-вес 3 тонны, величина 10 м в длину трицератопс-вес 6 тонн.9

метров в длину

пахицефалозавр — вес 1 тонна, величина 4,6 м в длину стиракозавр — вес до

3 тонн, величина 4 м в длину.

Хищники: тираннозавр — Рекс – вес 7 тонн величина 12 м в длину.

велосираптор – вес 15 кг, величина 1,8 м в длину.

Облик Земли. В меловом периоде древние материки распались на части. В

их очертаниях уже угадывались разделённые океанами современные

континенты. Но Южная Америка пока составляла единое целое с Африкой.

Климат быстро менялся. Он напоминал климат наших дней, хотя был

значительно теплее. Тропические леса занимали огромные пространства. В

лесах мелового периода уже редко встречались древовидные папоротники и

саговники. На смену им пришли широколиственные деревья. А под ними

зазеленели густые травы и кустарники. Широко были распространены сосны

и ели. Впервые появились цветковые растения. Магнолия — одно из первых

цветковых растений на земле.

В конце мелового периода произошло самое известное и очень крупное

вымирание многих групп растений и животных. Вымерли многие

голосеменные растения, все динозавры, птерозавры и водные рептилии. Одна

из гипотез гласит, что динозавры были уничтожены метиоритом,

столкнувшимся с Землёй. Мощный удар был способен поднять в небо

большое, и густое облако пыли, препятствующее проникновению солнечных

лучей. Воздух при этом мог остыть, а растения и динозавры – погибнуть.

Приложение № 2

Конспект развлечения с детьми подготовительной группы

«Путешествие к динозаврам»

Образовательная область: познавательное развитие

Тип деятельности: интегрированное

Интеграция областей: речевое развитие, социально - личностное развитие,

художественно – эстетическое развитие, физическое развитие

Цель: развитие познавательной активности дошкольников в процессе

знакомства с древними обитателями через овладение действием построения

модели внешнего вида древних животных (пресмыкающихся).

Задачи:

1. Закреплять знания детей о животных, живших в древности, задолго до

появления человека на Земле.

2. Закреплять знания в процессе гимнастических упражнений. Создавать на

занятии положительный эмоциональный настрой через проигрывание

психологических этюдов.

3.

Расширять кругозор детей, познавательные интересы к жизни динозавров.

Предварительная работа: беседа с детьми о животных, живших в древнем

мире, обсуждение их образа жизни, повадок. Чтение энциклопедий,

познавательной литературы (энциклопедии: «Самая первая энциклопедия.

Динозавры» И. Травина, «Детская энциклопедия о динозаврах» Л.

Камбурнак, «Тайны живой природы» Рик Моррис, «Атлас живого мира» Е.

Павлова), рассматривание иллюстраций

Материалы: магнитофон; плакат «Динозавры»; конверт с загадкой-

подсказкой; листок, сделанный из цветного картона с подсказкой.

Ход развлечения:

Ребята, а вы знаете, что такое древний мир? Кто в нем жил? (Ответы: тогда на

Земле еще не было человека. Жили различные животные, в том числе и

динозавры). А хотите побывать там? Мне нравится ваше предложение

поехать туда на волшебном поезде. Вы разрешите быть машинистом? Вы

готовы? Тогда мы отправляемся в наше путешествие. (Дети под музыку

выполняют бег змейкой, держа друг друга за талию).

Ребята, вот мы с вами и прибыли в мезозойскую эру, которая была много

миллионов лет назад. В это время на Земле жили удивительные животные –

динозавры. Это были рептилии, в чем-то похожие на современных

крокодилов, ящериц, черепах. Среди динозавров были гиганты и карлики,

мирные травоядные ящеры и самые свирепые хищники. На суше динозавры

расселились повсюду, став ее полновластными хозяевами. «Динозавр»

означает «Страшный ящер». Но далеко не все динозавры были большими и

страшными. Например, компсогнат размером был примерно с курицу. Этот

проворный динозаврик питался насекомыми. (Дети рассматривают

иллюстрацию с компсогнатом. Описывают его внешний вид: у него длинные

ноги и короткие передние лапки; его кожа пятнистая). Давайте, ребята,

побегаем как компсогнат. (Дети выполняют легкий бег с пряжками,

прижимают руки к груди).

Ребята, посмотрите, на столе лежит какой-то конверт. Наверное он подскажет

какого животного мы встретим дальше. Открываем конверт и читаем

подсказку загадку. (Этот динозавр был втрое выше и вдесятеро длиннее

слона. Большая часть его длины приходилась на шею и хвост. При помощи

длинной шеи он мог есть листву с самых высоких деревьев). Ответы детей:

это длинношеие динозавры или диплодок. Рассматривают иллюстрацию.

Ребята, давайте походим с высоко поднятой головой и тянем шею, как будто

хотим сорвать листики с высокого дерева.

А теперь, дети, посмотрите, на стене прикрепился необычный листочек.

Давайте посмотрим какая на нем подсказка. Ребенок снимает лист. Читаем

подсказку: «У этого динозавра на голове небольшой гребень, живут по

берегам рек. Между пальцев у них перепонки. Они могли ходить в топких

местах и могли плавать. Питались листвой». Правильно, это гадрозавры.

Давайте рассмотрим их на рисунке. А теперь походим в развалку как

гадрозавры.

А теперь, ребята, посмотрите, кто изображен на картинке? Да, это носорог.

Какие динозавры очень похожи на носорогов, только у них «трехрогая

морда» и костяной «воротник» на шее. Они очень массивные и у них

неукротимый нрав. Они скусывали ветки деревьев, траву. Правильно, это

рогатые динозавры или цератопсы. Давайте найдем их на плакате

«Динозавры».

А сейчас давайте назовем самого хищного гиганта. Он охотился на

животных, так как ел только мясо. Его называют «Король ящеров-тиранов».

Правильно, это тираннозавр. Давайте найдем его на плакате «Динозавры».

Ребята, давайте заметим, что задние ноги тираннозавра были сильными и

мускулистыми, а передние – маленькими. Огромные челюсти тираннозавра

были усажены зубами, по форме похожими на кинжалы и такими же

острыми.

Ребята, давайте изобразим тираннозавров: будем делать большие шаги,

топать и грозно порычим.

Ой, ребята, как здорово мы съездили в древний мир. Познакомились с

динозаврами, поиграли у них. Но теперь нам пора возвращаться в детский

сад. Волшебный паровозик нас ждет. (Дети бегают змейкой, изображая

паровозик, держат друг друга за талию. Звучит музыка).

Вот и закончилось наше путешествие.

Приложение № 3

Памятка для родителей «Расскажите детям о динозаврах»

Всё тайное и загадочное всегда привлекает детей. Жажда познания может

быть удовлетворена в ходе поисково – исследовательской деятельности.

Предлагаю Вам расширить представления детей о динозаврах – самых

древних животных нашей планеты. Конечно, же все названия динозавров

ребёнку запомнить сложно, но услышать необычные имена этих

представителей фауны ему будет очень интересно.

Что же мы можем рассказать детям о динозаврах? Динозавры жили очень

давно, несколько миллионов лет назад, когда ещё не было людей на Земле. Их

можно сравнить с крокодилами, черепахами и змеями. Это огромные

животные, которые жили и на суше и в воде. Среди них были травоядные и

хищники. Динозавры жили во всех частях света, их останки находят до сих

пор и собирают скелеты, чтобы люди увидели хозяев лесов и полей, живших

миллионы лет назад. Почему они вымерли? До сих пор нет точного ответа на

этот вопрос. Одни учёные считают, что на Земле сильно похолодало. Другие

специалисты считают, что из космоса упали твёрдые объекты, подняв клубы

песка и пыли, что привело к солнечному затмению и смене климата. Третьи

доказывают, что динозавры отравились растениями.

Свои истории сопровождайте просмотром книг, энциклопедий. Поисково –

исследовательскую деятельность можно провести и на улице в летний день.

Предварительно приготовьте части тела динозавра, вырезав их из линолеума

или фанеры. Разместите их в песочнице, присыпав песком. Расскажите

ребёнку, что возможно и в ваше песочнице находятся останки динозавров и

аккуратно попытайтесь их «найти», используя кисточки, лопатки. Найдя все

части тела, предложите ребёнку собрать макет динозавра, а дома нарисовать

его или вылепить из пластилина.

Динозавров можно назвать «звёздами телеэкранов». Снимается много

фильмов о временах юрского и мелового периодов, леденящих от ужаса

кровь. Такие фильмы старайтесь смотреть без детей. А дошкольнику

предложите посмотреть мультипликационный сериал «Поезд динозавров».

Почитайте сказки о динозаврах: «Сказка о динозавре по имени Неумеха»,

«Сказка о летучем динозавре», «Сказка о братьях динозаврах».

Полученные знания закрепите походом в зоопарк или созданием динозавров

собственными руками. Можно сделать блокнот. Из бумаги, сложенной

«гармошкой» вырежьте силуэт понравившегося ребёнку динозавра. Листки

скрепите степлером. Такой сувенир понравится не только ребёнку, но и его

друзьям.

Успехов Вам и Вашему ребенку!



В раздел образования