Напоминание

«РОЛЬ ПЕДАГОГА В ДОСТИЖЕНИИ РЕЗУЛЬТАТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»


Автор: Хохрина Татьяна Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОБУ "СОШ "Центр образования "Кудрово"
Населённый пункт: город Кудрово, Ленинградская область
Наименование материала: Эссе
Тема: «РОЛЬ ПЕДАГОГА В ДОСТИЖЕНИИ РЕЗУЛЬТАТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Раздел: полное образование





Назад




Эссе на тему

«РОЛЬ ПЕДАГОГА В

ДОСТИЖЕНИИ РЕЗУЛЬТАТА

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Автор: Хохрина Татьяна Ивановна,

учитель русского языка и литературы

МОБУ «СОШ «Центр образования «Кудрово»

Давно замечено, что

по облику

ученика, его

речи

можно определить, кто его

учитель. Описывая встречу учителя Шарипутры с учениками Будды, древний индийский

поэт передает восхищение, выраженное в вопросе: «И кто учитель ваш, что вас учил?»

Прошло уже более двух тысяч лет после того, как написана эта поэма, а последняя

фраза эта то с восторгом, то с возмущением повторяется постоянно в зависимости от того,

каких учеников воспитал учитель, каков результат его педагогической деятельности.

Мы живем в странное время, когда ругать или осуждать учителей стало чуть ли не

правилом хорошего тона (вспомним хотя бы телевизионные передачи Малахова). И это,

как ни парадоксально, еще раз подчеркивает важнейшую роль, которую играет педагог в

становлении человека. Мы оказываемся рядом в самый сложный период человеческой

жизни, период проб и ошибок, период нравственного становления, распознания добра и

зла. Очень часто наш ученик со своими родителями общается реже, чем с нами. Родители,

если они благополучны, зарабатывают деньги, если нет, часто пьют и вообще не обращают

внимания на детей. Тогда первым в качестве замены родительского внимания предлагается

компьютер, видео, музыкальные центры, вторым – улица со всеми последствиями. Такое

положение сейчас и во многих европейских странах. Недаром в Норвегии один из трех

воспитателей, положенных на группу из десяти человек в детском саду, должен быть

мужчиной, чтобы дети усваивали тип мужского поведения.

Мне кажется, что сейчас при дефиците отношений человек-человек человеческие

качества

учителя,

его

природные

способности

становятся

эквивалентными

профессиональным и роль учителя в становлении человека возрастает с каждым годом.

В педагогической деятельности достаточно трудно прогнозировать результат не в

цифровом выражении, так как оценка нравственных качеств субъективна всегда, они, как

правило,

официально

не

учитываются.

Оценивается

результативность

конкретных

действий ученика (участие в конкурсах, экзамены, олимпиады и т.д.), поэтому результаты

нашей деятельности чаще всего выражены в схемах, таблицах, цифрах, очень удобных для

анализа и отчетов, но недостаточных

для внутреннего пользования. Когда-то давно я

сформулировала для себя, что результатом

нашей совместной работы (я представляю

учебный

процесс

как

совместный

труд

ученика

и

учителя,

не

разделяя

его

на

воспитательные и учебные составляющие) является успешность ученика в позитивной

деятельности. В данном случае выбор позитивной деятельности уже является одним из

первых нравственных выборов, пусть он даже сделан не совсем самостоятельно.

Дело учителя – быть проводником. Он должен быть рядом и чуть впереди, но уметь

вовремя отстать и подать руку отстающему. Это похоже на продвижение группы туристов

по неизвестной местности. Пока не ясно, куда идти, руководитель идет впереди, вычисляя

азимут, объясняя рядом идущему, как он это делает, как только тот понял

и дорога

найдена, руководитель как бы невзначай отстает и идет с теми, кто устал, помогая найти

им силы для дальнейшего путешествия.

Чтобы

быть

проводником,

нужно

самому

быть

в

постоянном

развитии.

Самообразование занимает почти все время, свободное

от непосредственной учебной

деятельности и, в нашем случае, является её продолжением, потому что все, что узнаем,

мы передаем нашим ученикам.

Деятельностный подход к обучению – основной в нашей школе и принят практически

всеми

учителями,

поэтому

и

дети,

и

учителя

ищут

возможности

участвовать

во

всевозможных конкурсах, развивающих играх, олимпиадах - не ради славы и престижа, а

ради движения на пути к развитию, потому что остановка процесса познания в школе

противоречит сути школьной жизни. Раз мы взялись за сложное дело воспитания и

развития человека, мы не имеем права на эту остановку. Дорогу осилит идущий. Каждое

движение предусматривает открытое образовательное пространство, поэтому многие из

нас руководствуются в своей педагогической деятельности следующими принципами:

открытость

урочной

и

внеурочной

познавательной

деятельности

учеников

и

учителя;

интеграция образовательного процесса на межпредметном уровне, а также – с

дополнительным образованием;

личностная самореализация учащихся и учителя;

взаимодействие и сотрудничество с образовательными, научными и культурными

учреждениями.

Я часто говорю «мы», потому что не верю в успех одиночек, – секрет достижения

результатов учениками

заключается в беспрерывном взаимодействии педагогов как по

вертикали (администрация – это тоже учителя), так и по горизонтали.

От учителя зависит очень многое, если не все в образовательном процессе. Как

бы ни мечтали фантасты

об отсутствии человеческого фактора в школе, если это и

случится, то только в страшном сне, ибо человек человеком не только спасается, но и

обучается, а машинное обучение сформирует машинное поколение.

Дмитрий Сергеевич Лихачев, столетие которого мы недавно отмечали, писал о том,

каким он видит образование

в двадцать первом веке.

С его точки

зрения, это

«образование, подчиненное задачам воспитания, разнообразие средних и высших школ,

возрождение чувства собственного достоинства, не позволяющего талантам уходить в

преступность, возрождение репутации человека как чего-то высшего, которой должно

дорожить каждому, возрождение совестливости и понятия чести …(Д.С. Лихачев. Об

интеллигенции. – СПб., 1997. - С.377.) Я думаю, что наша задача - воплотить мечты

великого ученого-гуманиста в жизнь.



В раздел образования