Напоминание

"Речевая карта дошкольника"


Автор: Таскаева Людмила Ивановна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МКДОУ Октябрьский детский сад "Колокольчик"
Населённый пункт: п. Октябрьский, Мошковский район, Новосибирская область
Наименование материала: рекомендации
Тема: "Речевая карта дошкольника"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Логопункт ДОУ

Речевая карта дошкольника.

После логопедического обследования на каждого ребенка заполняется речевая карта –

обязательный отчетный документ логопеда. Учитель-логопед ДОУ тратит много дополнительного

времени на заполнение ее разделов. Я предлагаю одну из версий речевой карты, включающий

варианты выводов, что значительно упрощает заполнение документа. Преимущество данного

варианта речевой карты состоит в удобстве и скорости заполнения – следует только подчеркнуть

нужный вариант, отметить галочкой правильный ответ или минус при неправильном ответе. При

необходимости ответ ребенка можно записать.

Вариант речевой карты для детей с различными речевыми расстройствами.

Фамилия, имя, отчество ребенка

--------------------------------------------------------------------------------------------Дата рождения

ребенка---------------------------------------------------------------------------------------------------------Домашний

адрес ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------Дата

обследования ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Общее звучание речи

Голос (норма, хриплый, назализованный, тихий, слабый, затухающий, немодулированный,

крикливый, сиплый)

Темп (норма, брадилалия, тахилалия, быстрый, замедленный, спокойный, равномерный)

Плавность (запинки, заикание)

Сила голоса (норма, сильный, слабый, затухающий)

Строение речевого аппарата

Губы (норма, толстые, тонкие, вывернутые, расщепление верхней губы, послеоперационные

рубцы, короткая уздечка верхней губы)

Зубы (адентия, норма, мелкие, редкие, кривые)

Небо (норма, высокое, узкое, низкое, готическое, широкое, куполообразное, расщелина твердого

неба, плоское)

Прикус (норма, прогения, прогнатия, открытый передний, открытый боковой односторонний,

двусторонний)

Язык (норма, толстый, тонкий, маленький, массивный, географический, раздвоенный, вялый,

напряженный, длинный, узкий, не выражены части языка, оттянут вглубь рта)

Кончик языка (норма, малоактивный)

Уздечка (норма, эластичная, короткая, натянутая, приращенная, неэластичная)

Саливация (нормальная, повышенная)

Моторная сфера

Общая моторика (норма, незначительно нарушена координация, темп, ритм движения, моторно

неловок, ограничен объем активных движений, трудности при имитации движений, движения

неловкие, медлительные)

Ручная умелость (норма, недостаточность мелкой моторики, моторная ограниченность, все

движения выполняет правильно, моторика развита недостаточно, моторная неловкость,

неправильно держит карандаш, мышечный тонус повышен, навыками самообслуживания –

завязывание шарфа, застегивание пуговиц- не владеет)

Объем движений (полный, неполный, строго ограничен)

Темп движений (норма, быстрый, медленный) Переключаемость (точная, неточная)

Координация (норма, незначительно нарушена, нарушена, зрительно-пространственные

представления сформированы недостаточно. Затруднения при определении правой и левой

сторон)

Ведущая рука (левша, правша, амбидекстр)

Речевая моторика (не удерживает позу закрытого рта, может достаточно долго удерживать

артикуляционное положение, основные движения языком, губами выполняет, наблюдается

замена движений, точность выполнения движений сохранна, поиск артикуляции, «застревание»

на одном движении, нарушение плавности движений)

Контакт

(легко устанавливает контакт, контакт формальный, избирательный, не вступает в контакт,

участвует в общении по инициативе других, проявляет признаки эмоциональной напряженности и

тревожности в общении с малознакомыми людьми, проявляет моторное беспокойство,

общителен)

Фонематический слух

(норма, нарушен незначительно, нарушен грубо)

Ра-ла-ра---------------------------- ша-ша-са----------------------------

Са-за за----------------------------- ба-па-ба-----------------------------

Та-да-та---------------------------- дэ-дэ-де-----------------------------

КА-га-ка--------------------------- те-дэ-тэ------------------------------

Вэ-фэ-фе--------------------------- лэ-вэлэ------------------------------

Шапка и шубка – вот и весь

мишутка----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-----------------------------------------------

Оса боса и без пояса-------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Часовщик прищурил глаз, чинит часики для

нас------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

------------------------

Любит сушки наша Даша, сушки это вам не

каша----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

------------------------

У Лары красный шар и голубой шарф--------------------------------------------------------------------------------------

Выделение гласного

В начале слова

В конце слова

В середине слова

Алик

утка

Оля

шары

луна

молоко

лук

лак

сок

Фонематическое восприятие

Повторение цепочки слогов:

би-ба-бо------бо-ба-би---------------------------------- СА-ша-са СА-ша-са---------------------------------------

МА-на-ма-на-ма-на------------------------------------ ца-са-ца СА-ца-са----------------------------------------

Да-та-да та-да-та------------------------------------- ча-тя-та тя-ча-тя----------------------------------------

Жа-ша-жа ша-жа-ша-------------------------------- ра-ла-ра ла-ра-ла----------------------------------------

Повторение слов, близких по звучанию:

Том-дом-ком-------------------------------------------- кот-кит-ток---------------------------------------------------

Мак-рак-пак--------------------------------------------- бак-бык-бук------------------------------------------------

Различение слов, близких по звучанию (хлопни, когда услышишь другое слово):

Тень, тень, пень, тень, день, тень------------------------------------------------------------------------------------------

Коробок, коробок, колобок, коробок-------------------------------------------------------------------------------------

Кора, кора, пора, кора, нора, гора, кора----------------------------------------------------------------------------------

Жук, жук, суп, жук, лук, жук---------------------------------------------------------------------------------------------------

Отбор картинок со звуком «М»

Слова-паронимы:

бочка – почка------------------------------------ трава – дрова-----------------------------------------------------

крыша – крыса--------------------------------- малина - Марина----------------------------------------------------------

Слоговая структура

(нарушена, нарушена незначительно, нарушена грубо, не удерживает полную слоговую структуру

многосложных слов, переставляет слоги местами, количество слогов в многосложных местах

определяет неправильно, словесное ударение употребляет неправильно, навыки звукобуквенного

анализа и синтеза недостаточно сформированы)

Дети выпускали птиц из клеток--------------------------------------------------------------------------------------------

С облепиховых веток осыпались листья---------------------------------------------------------------------------------

В холодильнике много скоропортящихся продуктов------------------------------------------------------------------

Милиционер Валерий регулирует движение транспорта------------------------------------------------------------

В аквариуме плавают золотые рыбки---------------------------------------------------------------------------------------

Повар печет блины на сковороде--------------------------------------------------------------------------------------------

Водопроводчик чинит кран----------------------------------------------------------------------------------------------------

Кораблекрушение-------------------------------------- строительство----------------------------------------------------

Экскаватор----------------------------------------------- пуговица-----------------------------------------------------------

Физкультура-------------------------------------------- кирпич-------------------------------------------------------------

Навыки языкового анализа:

Сколько слов в предложении?

День был теплый------------------------------------- Около дома росла высокая береза-------------------------

Какое второе слово в этом предложении?

Сколько слогов в слове?

Дом------------------------------------------------ карандаш------------------------------------------------------------------

Какой третий слог в слове «МАШИНА»?

Определи место звука в слове:

Первый звук в слове КРЫША------------------------------ третий звук в слове ШКОЛА-------------------------

Последний звук в слове СТАКАН

Сколько звуков в слове?

Рак------------- сумка-------------------------- диктант--------------------------

Грамматический строй речи

(нарушен, нарушен незначительно, нарушен грубо)

Повторение предложений

В саду было много красных яблок-------------------------------------------------------------------------------------------

Медведь нашел под большим деревом глубокую яму и сделал себе

берлогу-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Петя сказал, что не пойдет гулять, потому что холодно--------------------------------------------------------------

На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади-----------------------------------------------------------

Исправь ошибки в предложениях:

Дом нарисовала мальчик-------------------------------------------------------------------------------------------------------

Мальчик умывается лицо------------------------------------------------------------------------------------------------------

Собака вышла в будку-----------------------------------------------------------------------------------------------------------

Солнце освещается землей----------------------------------------------------------------------------------------------------

По морю плывет корабль-------------------------------------------------------------------------------------------------------

Добавь предлоги в предложение:

Лена наливает чай …… чашки. ------------------------ Птенец выпал …..гнезда.----------------------------------

Чайка летит ….. водой.---------------------------------- Пес сидит ….. конуры.--------------------------------------

Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах

Сущ. ед.ч.

Сущ. мн.ч.

Мн.ч. и.п.

Мн.ч. р.п.

Употребление

предлогов

стол

окно

лоб

ухо

стул

сумка

ведро

Словообразование

(нарушено, нарушено незначительно)

Существительные с

уменьшительно-ласкательным

значением

антонимы

Относительные

прилагательные

Притяжательные

прилагательные

дверь

мягкий

Стул из

дерева

Нос

лисы.Чей?

гнездо

далекий

Стакан из

стекла

Ухо собаки.

Чьё?

река

старый

Сумка из

кожи

Лапа

медведя.

Чья?

утюг

острый

Дом из

кирпича

Пальто мамы.

Чьё?

палец

узкий

Пакет из

бумаги

Ботинки

папы. Чьи?

добро

Варенье из

У собаки лапа

сливы

собачья, а у

кошки?

здоровый

Суп из грибов

У собаки лапа

собачья, а у

зайца?

хороший

Горка изо

льда

Ружье

охотника

Образование качественных прилагательных

Лису за хитрость называют хитрой, а волка за жадность-----------------------------------------------------

а волка за трусость-----------------------------------------------------

а медведя за силу-------------

----------------------------------------

Образование глаголов с помощью приставки

Ходит-

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Согласование:

Два (карандаш, ключ, лев, озеро, дверь)------------------------------------------------------------------------------

Пять (карандаш, ключ, лев, озеро, дверь)------------------------------------------------------------------------------

Связная речь

(нарушена, нарушена незначительно, развитие связной речи не соответствует возрасту, при

ответах пользуется фразой несложной смысловой конструкции, недоразвитие связной речи 1-2

предложения вместо рассказа, в пересказах пропуски и искажения смысловых звеньев,

нарушение последовательности событий)

Пересказ (самостоятельный, по вопросам, не справился). Текст для пересказа «Как строят дом?»:

Раньше новые дома очень долго строили. Сначала на заводе кирпичи делали. Потом каменщик кирпич за кирпичом в ряд укладывал.

Один ряд уложит, на него –второй, на второй-третий. Как ни старайся, дом быстро не выстроишь!

Рассказ по серии сюжетных картинок «На границе» (самостоятельный, по вопросам, не

справился)

Рассказ по картине «В магазине» (самостоятельный, по вопросам, не справился)

Рассказ со скрытым смыслом (самостоятельный, по вопросам, не справился)

Маленький Саша проснулся невеселый. Мама дала ему лекарство, взяла зонтик и ушла.

Вопросы: Почему Саша проснулся невеселый? Какая погода была на улице?

Состояние звукопроизношения

Отсутствие звука-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Замена звука------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Искажение звука (межзубное, увулярное)--------------------------------------------------------------------------------

Текст : Пушистый заяц - беляк выскочил из-под куста крыжовника. Прищурился на солнце и

схоронился в глубокой норе под елью.

С ----- Сь ----- З ----- Зь ----- Ц ----- Ш ----- Ж ----- Ч ----- Щ ----- Л -----Ль -----Р ----- Рь -----Г ----- К ----- Х -----

с

сь

з

зь

ц

ш

ж

ч

щ

л

ль

р

рь

н

нь

м

мь

Э,

и

1

2

3

(1 – изолированно, 2 – в словах, 3 – в спонтанной речи)

т

ть

д

дь

к

кь

г

гь

х

хь

в

вь

ф

фь

а

о

у

ы

1

2

3

Краткая характеристика ребенка по данным педагогических наблюдений:

Устойчивость внимания---------------------------------- Работоспособность------------------------------------------

Наблюдательность---------------------------------------- Отношение к дефекту--------------------------------------

Заключение:

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Дата обследования------------------------------------------

Учитель - логопед--------------------------------------------------------

План коррекционной работы.

1.

Подготовительный этап: развитие интереса к логопедическим занятиям; развитие

речеслухового внимания и памяти; развитие артикуляционной и пальчиковой моторики;

развитие речевого дыхания, голоса и интонационной выразительности.

2.

Уточнение и обогащение словаря, работа над слоговой структурой слова, развитие

грамматического строя речи.

3.

Формирование произносительных умений и навыков: постановка звука; автоматизация

каждого исправленного звука в слогах, словах, предложениях; дифференциация звуков и

автоматизация в спонтанной речи.

4.

Подготовка к обучению грамоте. Совершенствование фонематического восприятия и

навыков звукового анализа и синтеза слов.

5.

Практическое овладение воспитанниками всеми компонентами устной речи в различных

формах и видах деятельности.

6.

Развитие и совершенствование психических процессов: внимания, мышления, памяти.



В раздел образования