Автор: Гайсина Наталья Геннадьевна
Должность: Педагог–психолог
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Батыр" с.Шаран"
Населённый пункт: Республика Башкортостан, с.Шаран
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» с воспитателями
Раздел: дошкольное образование
Конспект интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?»
с воспитателями
Тема: «Основные компоненты готовности детей к школе»
Цель: повышение компетентности педагогов в области подготовки детей к школе.
Задачи:
уточнить
и
закрепить
теоретические
знания
и
практические
навыки
воспитателей по вопросу подготовки детей к школе
формировать навыки позитивного общения воспитателей, умения работать
в коллективе.
Игровой
реквизит:
волчок
со
стрелочкой,
игровое
поле,
конверты
и
игровые
карточки
с
заданиями,
магнитофон
с
записью
музыкального
сопровождения
передачи «Что? Где? Когда?», черный ящик; перфокарта «Эмоционально-волевая
сфера»; видеозаписи с проблемными ситуациями; сувениры.
Ход игры:
Педагог-психолог: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня я предлагаю вашему
вниманию интеллектуальную игру «Что? Где? Когда?».
Звучит музыка из передачи “Что? Где? Когда?”.
Педагог-психолог: Сегодня мы начинаем прямую трансляцию летней серии игр
«Что? Где? Когда?», и я хочу представить знатоков:
• воспитатели:
• капитан команды:
Педагог-психолог: Одной из главных задач детского сада является подготовка
детей
к
школьному
обучению.
Диагностирование
школьной
зрелости
проводит
педагог-психолог, однако основная работа по подготовке ребенка к школе ложится
на плечи воспитателей. Поэтому сегодня наша игра будет посвящена этой теме.
Звучит музыка из передачи “Что? Где? Когда?”
Блицтурнир
Педагог-психолог:
Уважаемые
знатоки,
предлагаю
вашему
вниманию
«Блицтурнир»:
•
Перечислите
компоненты
психологической
готовности
детей
к
школе
Правильный
ответ:
интеллектуальная,
социально-личностная,
эмоционально-
волевая.
• Назовите еще один компонент готовности к школе, который не относится к
психологической готовности.
Правильный ответ: физическая.
Перед вами игровое поле и волчок, который вы раскручиваете и выбираете вопрос.
1-й раунд
Крутится волчок.
Звучит музыка “Дикая лошадь” из передачи “Что? Где? Когда?”
Вопрос №1. «Физическая готовность к школе»
Педагог-психолог: Итак, против знатоков играет медсестра детского сада.
Медсестра: Уважаемые знатоки, известно, что забота о здоровье дошкольников –
главная задача взрослых. Вопрос: раскройте важность физической готовности
ребенка к обучению в школе.
Минута на размышление. После этого знатоки отвечают на вопрос.
Педагог-психолог: Внимание! Правильный ответ.
Медсестра: Обучение в школе потребует от ребенка большой физической нагрузки.
Нередко
именно
из-за
недостаточного
физического
развития
некоторые
дети
отстают в учении. Важно развить у ребенка ловкость, координацию движений,
гибкость,
силу.
Выносливость
тесно
связана
с
работоспособностью,
так
необходимой для достижения успеха в учебной деятельности. Часто болеющие,
физически ослабленные ученики даже при наличии у них высокого уровня развития
умственных
способностей,
как
правило,
испытывают
трудности
в
обучении.
Поэтому необходимо укреплять здоровье ребенка задолго до поступления в школу.
Педагог-психолог: Уважаемые знатоки, спасибо за ответы. Надеюсь, что в нашем
детском саду будут расти только здоровые дети.
2-й раунд
Крутится волчок.
Звучит музыка «Дикая лошадь» из передачи «Что? Где? Когда?»
«Черный ящик»
Педагог-психолог: Внимание! «Черный ящик».
Звучит музыка “Черный ящик” из передачи “Что? Где? Когда?”.
Ассистент вносит черный ящик.
Педагог-психолог: Раньше этот предмет был свинцовым. Вся беда в том, что он
пачкал руки. Он прошел стадию обновления и доработки. Им теперь пользуются
все взрослые и дети.
Минута на размышление. После этого знатоки отвечают на вопрос.
Педагог-психолог: Внимание! Правильный ответ: карандаш.
3-й раунд
Крутится волчок.
Звучит музыка «Дикая лошадь» из передачи «Что? Где? Когда?»
Вопрос №3. «Интеллектуальная готовность к школе»
Педагог-психолог: Итак, против знатоков играет мама воспитанника детского
сада. Внимание на экран (звучит видеовопрос).
Родитель:
Уважаемые
знатоки,
мой
сын
посещает
подготовительную
группу
детского сада. В мае ему исполнится 6 лет. Он не умеет писать и читать, знает
только
буквы,
совсем
не
умеет
решать
математические
задачки.
При
этом
некоторые дети в группе уже бегло читают. Я хотела бы отдать сына в школу, но
опасаюсь, что он не готов к обучению. Скажите, что должен знать и уметь
ребенок, поступающий в школу? Может быть, нам еще на один год остаться в
детском саду? Посоветуйте.
Минута на размышление. После этого знатоки отвечают на вопрос.
Педагог-психолог: Внимание! Правильный ответ. Многие родители считают, что
именно интеллектуальная готовность является главной составляющей готовности
к школе, а ее основа – это обучение детей навыкам письма, чтения и счета. Данное
убеждение
неверно.
Для
ребенка,
поступающего
в
школу,
наиболее
важны
определенный кругозор, миропонимание, опираясь на которые учитель сможет
решать задачи обучения. Успешность школьного обучения во многом зависит и от
возраста ребенка, поступающего в первый класс. Перед тем как отдать своего
шестилетнего
малыша
в
школу,
подумайте,
а
стоит
ли?
Ведь
далеко
не
все
шестилетки готовы отказаться от игрушек и сидеть за партой. Бывает, что и в
семь лет ребенок еще предпочитает игру учебной деятельности.
4-й раунд
Крутится волчок.
Звучит музыка «Дикая лошадь» из передачи «Что? Где? Когда?».
«Музыкальная пауза»
Звучит песня в исполнении всех участников интеллектуальной игры на мотив песни
«Погода в доме».
5-й раунд
Крутится волчок.
Звучит музыка «Дикая лошадь» из передачи «Что? Где? Когда?»
Вопрос №4. «Социально-личностная готовность»
Педагог-психолог:
Итак, против знатоков играет педагог-психолог детского сада
(звучит видеовопрос). Внимание на экран.
Знатоки слушают запись интервью с ребенком:
• Хочешь ли ты идти в школу?
• Зачем тебе идти в школу? Что ты там будешь делать?
• Если играть в школу, кем ты будешь – учителем или учеником? Почему?
• Как ты думаешь, понравится ли тебе в школе? Почему?
• Как ты думаешь, где лучше - в детском саду или в школе? Почему?
Педагог-психолог: Внимание вопрос.
Оцените ответы ребенка, как вы думаете,
готов ли он к школе? Обоснуйте ответ.
Минута на размышление. После этого знатоки отвечают на вопрос.
Педагог-психолог:
Внимание!
Правильный
ответ.
Мальчик
имеет
общее
представление о школе (о том, зачем туда ходят, чему учат). Однако у ребенка не
сформирована социальная позиция школьника (мальчика в школе привлекает не
обучение, а то что в школе не нужно спать), игровая деятельность преобладает
над учебной. У детей должно быть сформировано положительное отношение к
школе, учебной деятельности, учителю. Даже при наличии у ребенка необходимого
запаса знаний, навыков, умений ему трудно будет учиться, если не сформирована
социальная позиция школьника. Воспитатель должен рассказывать об учителях,
школе,
читать
книги,
организовывать
просмотры
видеофильмов,
экскурсии
в
школу. Это создаст у них положительную установку на учебу в школе.
6-й раунд
Крутится волчок.
Звучит музыка «Дикая лошадь» из передачи «Что? Где? Когда?».
Вопрос №5. «Эмоционально-волевая готовность»
Педагог-психолог: Итак, против знатоков играет заведующий детским садом.
Заведующий:
Уважаемые
знатоки,
я
предлагаю
вам
рассмотреть
показатели
готовности ребенка к школе и выбрать те, которые соответствуют только
развитию волевых качеств. Правильный ответ обозначьте кружочком.
Перфокарта «Эмоционально-
волевая сфера»
1
Ребенок доводит начатое дело до конца
2
Внимательно
слушает
задание,
выполняет
его
в
соответствии с инструкцией взрослого
3
Усидчивый
4
Умеет классифицировать и обобщать предметы,
считать в пределах 10
5
Ребенок способен слушать других, не перебивая
6
Отсутствует
выраженная
задержка
в
речевом
развитии
7
Умеет контролировать свои эмоции
8
Ребенок позитивно настроен на обучение в школе
9
Ребенок
способен
самостоятельно
выполнять
задание
Минута на размышление. После этого знатоки отвечают на вопрос.
Заведующий: Внимание, правильные ответы под номерами 1, 2, 3, 5, 7, 9.
Вопрос 4 «Умеет классифицировать и обобщать предметы, считать в пределах
10» относится к интеллектуальной готовности.
Вопрос 6 «Отсутствует выраженная задержка в речевом развитии» относится к
физической готовности.
Вопрос
8
«Ребенок
позитивно
настроен
на
обучение
в
школе»
относится
к
социально-личностной готовности.
Итоговое задание
Педагог-психолог: Уважаемые знатоки, вот и подошла к концу интеллектуальная
игра «Что? Где? Когда?». Предлагаю подвести итоги нашей встречи и выполнить
заключительное задание. Представлены четыре компонента школьной зрелости, о
которых
шла
речь
на
протяжении
всей
игры,
и
карточки
с
основными
характеристиками данных готовностей. Вы должны расположить предложенные
карточки в таблице в соответствии с характеристиками каждой готовности.
Пример таблицы с правильными ответами.
Интеллектуальная
готовность
Социально-
личностная
готовность
Эмоционально-
волевая готовнос
ть
Физическая
готовность
Любознательность
Желание получать
новые знания
Усидчивость
Работоспособность
Запас элементарных
сведений об
окружающем мире
Позитивное
отношение к школе,
учителям, учебной
Умение
контролировать
свои эмоции
Физически и
психически развит
деятельности
Способность к
обобщению
Осознание себя
будущим и
классификации
учеником
Стремление
доводить
начатое дело до
конца
Достаточно развиты
двигательные умения и
навыки
Звучит музыка из передачи «Что? Где? Когда?».
Педагог-психолог:
Уважаемые
знатоки,
вы
справились
с
заданием
отлично.
Надеюсь, что предложенная тема была интересной, а информация, которую вы
сегодня получили, окажется для вас полезной. В заключение прошу вас встать в
круг. Закройте глаза, расслабьтесь, прислушайтесь к своему внутреннему миру.
Скажите
одним
словом,
какие
эмоции,
ощущения
вызвала
у
вас
данная
игра.
Большое спасибо всем участникам. Я хочу подарить вам небольшой сувенир «Сову»
– символ мудрости.
Звучит музыка из передачи «Что? Где? Когда?».
Знатокам торжественно вручаются сувениры.