Автор: Куликова Наталья Павловна
Должность: Заместитель директора по УВР, учитель истории
Учебное заведение: МОУ "Школа–интернат для обучающихся с ОВЗ Городского округа Подольск Московской области"
Населённый пункт: г.о.Подольск, Московская область
Наименование материала: Статья
Тема: Особенности работы с неблагополучными семьями детей с ОВЗ
Раздел: среднее образование
«Особенности работы с неблагополучными семьями детей с ОВЗ»
Развитие ребенка с ОВЗ в значительной степени зависит от благополучия его семейной
ситуации, от участия родителей в его физическом и нравственном развитии, правильности
педагогических воздействий. От того, как по отношению к ребенку ведут себя родители,
будет зависеть судьба ребенка и самой семьи в целом.
Семья - микросоциум, в котором не только протекает жизнь ребенка с ОВЗ, но и
формируются
его
нравственные
качества.
Существует
прямая
зависимость
развития
ребенка от семейного фактора: чем сильнее проявляется семейное неблагополучие, тем
более выражены нарушения развития ребенка.
В научной литературе нет четкого определения понятия семейное неблагополучие:
каждый автор вкладывает в него свой смысл. Поэтому в разных источниках наряду с
понятием
«неблагополучная
семья»
можно
встретить
такие:
«деструктивная
семья»,
«дисфункциональная
семья»,
«семья
группы
риска»,
«негармоничная
семья».
Как
правило,
проблемы
подобных
семей
касаются
социальной,
правовой,
материальной,
медицинской, психологической, педагогической и других сторон ее жизни.
В нашем случае неблагополучные семьи - это семьи, имеющие трудноразрешимые
проблемы, которые ограничивают возможности в создании благоприятных условий для
жизни
и
полноценного
развития
всех
членов
семьи.
К
ним
мы
относим:
семьи
алкоголиков,
наркоманов,
психически
неуравновешенных
людей,
неполные
и
малообеспеченные,
многодетные
и
нетрудоспособные,
безработные,
не
исполняющие
родительские обязанности в отношении детей и нарушающие их права.
Но
самый
главный,
первейший
показатель
неблагополучной
семьи
–
это
дефекты
воспитания. Ни материальные, ни бытовые, ни престижные показатели не характеризуют
степень благополучия или неблагополучия семьи - только отношение к ребенку.
Последствия жизни и воспитания в неблагополучной семье:
- детская безнадзорность и беспризорность.
- побеги из дома.
- половая распущенность.
- правонарушения и преступная деятельность.
- употребление токсических и наркотических веществ , алкогольных напитков
Задача всего педагогического коллектива работающего с детьми, воспитывающимися в
неблагоприятных условиях среды, которые сами они изменить пока не в состоянии -
сформировать
внутреннюю
устойчивость
личности
ребенка,
выработка
у
него
критического восприятия отрицательных факторов.
При выявлении детей, находящихся в ТЖС, проводится следующая работа:
Разъяснительная
работа
с
родителями.
Ребенок
не
должен
страдать
от
конфликтов
взрослых и их поведения.
Если совместная профилактическая работа специалистов не дает результатов, и ребенка
окружает психотравмирующая обстановка (дискомфорт, стрессовые ситуации, жестокость,
насилие, пренебрежение со стороны родителей, голод, т. е. неблагополучие.), то ребенок
изолируется от таких родителей (помещение в интернат, ограничение в правах и т.д.)
В каждом конкретном случае оптимальный из них будет сугубо индивидуальным.
Специалисты сосредоточивают свои усилия на четких, конкретных целях. Например: что
надо сделать, чтобы ребенок вернулся домой? Члены семьи должны все вместе принимать
участие в разработке конкретных действий, способствующих возврату ребенка в семью
(устроиться на работу, ограничить прием алкоголя и т. д.).
Самым сложным вопросом в работе с неблагополучными семьями является вовлечение
родителей в работу с детьми . Зачастую специалисты сталкиваются с таким фактом:
родители остаются равнодушными к проблемам своих детей или не видят в от ношениях с
детьми какую-либо проблему.
Неблагополучные семьи можно условно разделить на три группы:
1.
Превентивные
-
семьи,
в
которых
проблемы
имеют
незначительное проявление и
находятся на начальной стадии неблагополучия.
2.Семьи, в которых социальные и другие противоречия обостряют взаимоотношения
членов семьи друг с другом и окружением до критического уровня.
3. Семьи, потерявшие всякую жизненную перспективу, инертные по отношению к своей
судьбе и судьбе своих детей.
Исходя из этого, подход к семье и условиям воспитания в ней должен осуществляться
системно и методически правильно.
Варианты неблагополучия:
1. Семья однодетная может сформировать и балованного дитя с безудержно растущими
потребностями и, в конечном счете, невозможностью их удовлетворения и конфликтными
отношениями
с
обществом;
и
одинокого
человека
с
комплексом
неполноценности,
уязвимого, неуверенного в себе, неудачливого и избалованного родительской любовью,
желающего как можно быстрее вырваться из этой опеки.
2. Семья многодетная может создать не только дружных детей - коллективистов, но и
детей педагогически запущенных, с асоциальным и даже антисоциальным поведением,
если родители заняты постоянным добыванием средств к существованию, а жизнь и
воспитание детей не организованы, пущены на самотек.
3. Семья с низким материальным положением, находящаяся за чертой бедности по разным
причинам: безработица, низкая зарплата, алкоголизм, неумение строить бюджет семьи
может
привести
к
таким
последствиям
как:
лишение
детей
необходимого
в
удовлетворении материальных и духовых потребностей; торможение их психического и
физического
развития;
появление
эксплуатации
детей
в
качестве
добытчиков
материальных
благ,
допущение,
а
иногда
и
стимулирование,
безнравственной
и
противоправной деятельности, приносящей в семье доход.
4.
Семья
неполная
из-за
недостатка
материального
или
отцовского
влияния
может
породить маску феминизации мальчиков и девочек.
5. Семья со свободными детьми могут породить неприятные, даже враждебные отношения
детей между собой и с окружающими.
6. Семья с нарушенными отношениями, повышенной конфликтностью между членами
семьи. Причем конфликтность и драматизм в некоторых семьях возрастают по мере
взросления
ребенка,
достигая
максимальных
пределов
в
старшем
подростковом
и
младшем юношеском возрасте. Следствием может стать уход из под влияния семьи и
школы.
7. Семья умышленно или неумышленно допускающие безнадзорность детей, которые
находят себя вне дома и школы в компаниях сверстников, в неформальных объединениях
молодежи.
8. Семьи с жестоким обращением с детьми, имеющим место по разным причинам:
нервозность
родителей
из-за
бедственного
материального
положения
безработицы,
отклонения в психики, высшая степень недовольства своими детьми, деспотизм отца или
отчима из-за невыполненных завышенных требований к ним, усталость и депрессия
родителей.
Во
всех
случаях
жестокость
родителей
порождает
жестокость
детей
их
неуживчивость со сверстниками и педагогами.
Какие сведения о неблагополучной семье необходимы:
1 . Материально-бытовые условия.
2. Эмоционально-нравственный климат.
3, Режим дня ребенка в семье.
4. Методы и приемы воздействия взрослых на детей
5. Семейный досуг.
6. Уровень педагогической культуры родителей.
Оказание помощи и поддержка неблагополучных семей состоит в том, что специалисты,
работающие с семьей, не берут на себя роль воспитателя, а все внимание направляют на
развитие навыков у родителей, активизируют их возможности в воспитании своих детей.
В школе-интернате данная работа выстраивается с учётом следующих принципов:
- Развитие ребенка в семье является наилучшим.
- Вмешательство в семью должно четко обосновываться.
- Уважение прав родителей, объективная и компетентная оценка ситуации в семье со
стороны социальных служб
- Предметом внимания должна быть семья как целостная социальная единица.
- Учет неблагоприятных факторов в семье, подход с позиции риска и т.д.
- Главное, на чем должно фокусироваться обследование семьи – это безопасность ребенка
(обеспечение
физической
безопасности,
психологической
защищенности,
обеспечение
уровня
благополучной
жизнедеятельности).
приоритет
прав
и
интересов
ребенка,
всестороннее развитие и уважение его человеческого достоинства
- Соблюдение конфиденциальности со стороны социальных работников при работе с
семьей при условии отсутствия риска насилия над детьми.
- Для ребенка важно наличие отношений «ребенок-родитель».
- Всегда искать в семье позитивные характеристики.
Основываясь на них, строить
дальнейшую работу.
- Методический подход должен предусматривать просвещение и обучение членов семьи.
- Семейное консультирование на основе понимания характера жизнедеятельности семьи
как целостной социальной единицы.
На основе перечисленных принципов социально-психолого-педагогическая работа с
семьей строится по следующему алгоритму действий:
- диагностический этап;
- аналитический этап;
- реализационный этап;
- результативно-оценочный этап.
Работа по алгоритму заключается в следующем:
- изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семей
за помощью
- первичное обследование жилищных условий неблагополучной семьи
- знакомство с членами семьи и ее окружением, беседа с детьми, оценка их условий жизни
- знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их
действий, вывод
- изучение причин неблагополучия в семье, ее особенностей, ее целей, ценностных
ориентаций
- изучение личностных особенностей членов семьи
- составле6ние карты семьи
-
привлечение
специалистов
для
помощи
в
работе
с
неблагополучной
семьей
и
координационная
деятельность
со
всеми
заинтересованными
организациями
(наркологическим диспансером, инспектором по делам несовершеннолетних, КДН и ЗП,
органами
социальной
защиты
населения,
органами
опеки
и
попечительства,
учреждениями
дополнительного
образования,
центром
«Семья»,
органами
по
делам
молодежи и т.д.).
- составление специалистами планов работы с неблагополучной семьей
- текущие и контрольные посещения семьи
- выводы о результатах работы с неблагополучной семьей
В качестве методов изучения семьи используются следующие формы работы:
- социально-психолого-педагогическое наблюдение;
- изучение социально-бытовых условий проживания;
- групповые и индивидуальные беседы с детьми и родителями;
- консультации специалистов;
- анкетирование и тестирование, опросники.
Совместная
работа
всех
субъектов
профилактики
дает
возможность
специалистам
профессионально
выстроить
работу
с
неблагополучной
семьей,
наметить
последовательные шаги ее медленного возрождения и положительных перемен.
Если при подведении итогов проведения плановой профилактической работы заметна
ликвидация факторов неблагополучия в семье, то это дает основание для снятия семьи с
учета .
Положительная динамика семейной ситуации оценивается по критериям:
- Выстроены доверительные отношения с семьей
- Восстановлены контакты семьи с окружением, ребенок посещает школу
- Семья признает проблемы и обращается за рекомендациями и помощью специалистов
- Сфера социализации ребенка и семьи расширилась
-
Решены
прочие
специфические
для
данной
семьи
проблемы
(Уменьшилось
или
прекратилось употребление алкоголя, налажены отношения между членами семьи и т.п.)
- Уровень
жизни
семьи доведен до средних показателей (родители пытаются вести
нормальный образ жизни, устроились на работу, заботятся о детях )
- Улучшение бытовых условий (приобретение предметов мебели и техники, ремонт)
Оценивая
результаты
психолого-социально-педагогических
мероприятий,
комплексную
работу с семьей можно приостановить, но в течение всего периода обучения ребенка в
школе семья находится на контроле .
Итоговым
результатом
работы
с
трудными
семьями
является
снижение
показателей
социального неблагополучия в части семей, а так же повышение родительского интереса к
взаимодействию
со
социальным
педагогом
специалистами
в
совместной
работе
над
устранением внутрисемейных проблем.
Серьезные изменения требуют времени. На этом пути возможны «срывы». И наше дело в
этом случае – вновь анализировать ситуацию, делать выводы и продолжать работу.