Напоминание

Особенности работы с неблагополучными семьями детей с ОВЗ


Автор: Куликова Наталья Павловна
Должность: Заместитель директора по УВР, учитель истории
Учебное заведение: МОУ "Школа–интернат для обучающихся с ОВЗ Городского округа Подольск Московской области"
Населённый пункт: г.о.Подольск, Московская область
Наименование материала: Статья
Тема: Особенности работы с неблагополучными семьями детей с ОВЗ
Дата публикации: 07.11.2018
Раздел: среднее образование





Назад




«Особенности работы с неблагополучными семьями детей с ОВЗ»

Развитие ребенка с ОВЗ в значительной степени зависит от благополучия его семейной

ситуации, от участия родителей в его физическом и нравственном развитии, правильности

педагогических воздействий. От того, как по отношению к ребенку ведут себя родители,

будет зависеть судьба ребенка и самой семьи в целом.

Семья - микросоциум, в котором не только протекает жизнь ребенка с ОВЗ, но и

формируются

его

нравственные

качества.

Существует

прямая

зависимость

развития

ребенка от семейного фактора: чем сильнее проявляется семейное неблагополучие, тем

более выражены нарушения развития ребенка.

В научной литературе нет четкого определения понятия семейное неблагополучие:

каждый автор вкладывает в него свой смысл. Поэтому в разных источниках наряду с

понятием

«неблагополучная

семья»

можно

встретить

такие:

«деструктивная

семья»,

«дисфункциональная

семья»,

«семья

группы

риска»,

«негармоничная

семья».

Как

правило,

проблемы

подобных

семей

касаются

социальной,

правовой,

материальной,

медицинской, психологической, педагогической и других сторон ее жизни.

В нашем случае неблагополучные семьи - это семьи, имеющие трудноразрешимые

проблемы, которые ограничивают возможности в создании благоприятных условий для

жизни

и

полноценного

развития

всех

членов

семьи.

К

ним

мы

относим:

семьи

алкоголиков,

наркоманов,

психически

неуравновешенных

людей,

неполные

и

малообеспеченные,

многодетные

и

нетрудоспособные,

безработные,

не

исполняющие

родительские обязанности в отношении детей и нарушающие их права.

Но

самый

главный,

первейший

показатель

неблагополучной

семьи

это

дефекты

воспитания. Ни материальные, ни бытовые, ни престижные показатели не характеризуют

степень благополучия или неблагополучия семьи - только отношение к ребенку.

Последствия жизни и воспитания в неблагополучной семье:

- детская безнадзорность и беспризорность.

- побеги из дома.

- половая распущенность.

- правонарушения и преступная деятельность.

- употребление токсических и наркотических веществ , алкогольных напитков

Задача всего педагогического коллектива работающего с детьми, воспитывающимися в

неблагоприятных условиях среды, которые сами они изменить пока не в состоянии -

сформировать

внутреннюю

устойчивость

личности

ребенка,

выработка

у

него

критического восприятия отрицательных факторов.

При выявлении детей, находящихся в ТЖС, проводится следующая работа:

Разъяснительная

работа

с

родителями.

Ребенок

не

должен

страдать

от

конфликтов

взрослых и их поведения.

Если совместная профилактическая работа специалистов не дает результатов, и ребенка

окружает психотравмирующая обстановка (дискомфорт, стрессовые ситуации, жестокость,

насилие, пренебрежение со стороны родителей, голод, т. е. неблагополучие.), то ребенок

изолируется от таких родителей (помещение в интернат, ограничение в правах и т.д.)

В каждом конкретном случае оптимальный из них будет сугубо индивидуальным.

Специалисты сосредоточивают свои усилия на четких, конкретных целях. Например: что

надо сделать, чтобы ребенок вернулся домой? Члены семьи должны все вместе принимать

участие в разработке конкретных действий, способствующих возврату ребенка в семью

(устроиться на работу, ограничить прием алкоголя и т. д.).

Самым сложным вопросом в работе с неблагополучными семьями является вовлечение

родителей в работу с детьми . Зачастую специалисты сталкиваются с таким фактом:

родители остаются равнодушными к проблемам своих детей или не видят в от ношениях с

детьми какую-либо проблему.

Неблагополучные семьи можно условно разделить на три группы:

1.

Превентивные

-

семьи,

в

которых

проблемы

имеют

незначительное проявление и

находятся на начальной стадии неблагополучия.

2.Семьи, в которых социальные и другие противоречия обостряют взаимоотношения

членов семьи друг с другом и окружением до критического уровня.

3. Семьи, потерявшие всякую жизненную перспективу, инертные по отношению к своей

судьбе и судьбе своих детей.

Исходя из этого, подход к семье и условиям воспитания в ней должен осуществляться

системно и методически правильно.

Варианты неблагополучия:

1. Семья однодетная может сформировать и балованного дитя с безудержно растущими

потребностями и, в конечном счете, невозможностью их удовлетворения и конфликтными

отношениями

с

обществом;

и

одинокого

человека

с

комплексом

неполноценности,

уязвимого, неуверенного в себе, неудачливого и избалованного родительской любовью,

желающего как можно быстрее вырваться из этой опеки.

2. Семья многодетная может создать не только дружных детей - коллективистов, но и

детей педагогически запущенных, с асоциальным и даже антисоциальным поведением,

если родители заняты постоянным добыванием средств к существованию, а жизнь и

воспитание детей не организованы, пущены на самотек.

3. Семья с низким материальным положением, находящаяся за чертой бедности по разным

причинам: безработица, низкая зарплата, алкоголизм, неумение строить бюджет семьи

может

привести

к

таким

последствиям

как:

лишение

детей

необходимого

в

удовлетворении материальных и духовых потребностей; торможение их психического и

физического

развития;

появление

эксплуатации

детей

в

качестве

добытчиков

материальных

благ,

допущение,

а

иногда

и

стимулирование,

безнравственной

и

противоправной деятельности, приносящей в семье доход.

4.

Семья

неполная

из-за

недостатка

материального

или

отцовского

влияния

может

породить маску феминизации мальчиков и девочек.

5. Семья со свободными детьми могут породить неприятные, даже враждебные отношения

детей между собой и с окружающими.

6. Семья с нарушенными отношениями, повышенной конфликтностью между членами

семьи. Причем конфликтность и драматизм в некоторых семьях возрастают по мере

взросления

ребенка,

достигая

максимальных

пределов

в

старшем

подростковом

и

младшем юношеском возрасте. Следствием может стать уход из под влияния семьи и

школы.

7. Семья умышленно или неумышленно допускающие безнадзорность детей, которые

находят себя вне дома и школы в компаниях сверстников, в неформальных объединениях

молодежи.

8. Семьи с жестоким обращением с детьми, имеющим место по разным причинам:

нервозность

родителей

из-за

бедственного

материального

положения

безработицы,

отклонения в психики, высшая степень недовольства своими детьми, деспотизм отца или

отчима из-за невыполненных завышенных требований к ним, усталость и депрессия

родителей.

Во

всех

случаях

жестокость

родителей

порождает

жестокость

детей

их

неуживчивость со сверстниками и педагогами.

Какие сведения о неблагополучной семье необходимы:

1 . Материально-бытовые условия.

2. Эмоционально-нравственный климат.

3, Режим дня ребенка в семье.

4. Методы и приемы воздействия взрослых на детей

5. Семейный досуг.

6. Уровень педагогической культуры родителей.

Оказание помощи и поддержка неблагополучных семей состоит в том, что специалисты,

работающие с семьей, не берут на себя роль воспитателя, а все внимание направляют на

развитие навыков у родителей, активизируют их возможности в воспитании своих детей.

В школе-интернате данная работа выстраивается с учётом следующих принципов:

- Развитие ребенка в семье является наилучшим.

- Вмешательство в семью должно четко обосновываться.

- Уважение прав родителей, объективная и компетентная оценка ситуации в семье со

стороны социальных служб

- Предметом внимания должна быть семья как целостная социальная единица.

- Учет неблагоприятных факторов в семье, подход с позиции риска и т.д.

- Главное, на чем должно фокусироваться обследование семьи – это безопасность ребенка

(обеспечение

физической

безопасности,

психологической

защищенности,

обеспечение

уровня

благополучной

жизнедеятельности).

приоритет

прав

и

интересов

ребенка,

всестороннее развитие и уважение его человеческого достоинства

- Соблюдение конфиденциальности со стороны социальных работников при работе с

семьей при условии отсутствия риска насилия над детьми.

- Для ребенка важно наличие отношений «ребенок-родитель».

- Всегда искать в семье позитивные характеристики.

Основываясь на них, строить

дальнейшую работу.

- Методический подход должен предусматривать просвещение и обучение членов семьи.

- Семейное консультирование на основе понимания характера жизнедеятельности семьи

как целостной социальной единицы.

На основе перечисленных принципов социально-психолого-педагогическая работа с

семьей строится по следующему алгоритму действий:

- диагностический этап;

- аналитический этап;

- реализационный этап;

- результативно-оценочный этап.

Работа по алгоритму заключается в следующем:

- изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семей

за помощью

- первичное обследование жилищных условий неблагополучной семьи

- знакомство с членами семьи и ее окружением, беседа с детьми, оценка их условий жизни

- знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их

действий, вывод

- изучение причин неблагополучия в семье, ее особенностей, ее целей, ценностных

ориентаций

- изучение личностных особенностей членов семьи

- составле6ние карты семьи

-

привлечение

специалистов

для

помощи

в

работе

с

неблагополучной

семьей

и

координационная

деятельность

со

всеми

заинтересованными

организациями

(наркологическим диспансером, инспектором по делам несовершеннолетних, КДН и ЗП,

органами

социальной

защиты

населения,

органами

опеки

и

попечительства,

учреждениями

дополнительного

образования,

центром

«Семья»,

органами

по

делам

молодежи и т.д.).

- составление специалистами планов работы с неблагополучной семьей

- текущие и контрольные посещения семьи

- выводы о результатах работы с неблагополучной семьей

В качестве методов изучения семьи используются следующие формы работы:

- социально-психолого-педагогическое наблюдение;

- изучение социально-бытовых условий проживания;

- групповые и индивидуальные беседы с детьми и родителями;

- консультации специалистов;

- анкетирование и тестирование, опросники.

Совместная

работа

всех

субъектов

профилактики

дает

возможность

специалистам

профессионально

выстроить

работу

с

неблагополучной

семьей,

наметить

последовательные шаги ее медленного возрождения и положительных перемен.

Если при подведении итогов проведения плановой профилактической работы заметна

ликвидация факторов неблагополучия в семье, то это дает основание для снятия семьи с

учета .

Положительная динамика семейной ситуации оценивается по критериям:

- Выстроены доверительные отношения с семьей

- Восстановлены контакты семьи с окружением, ребенок посещает школу

- Семья признает проблемы и обращается за рекомендациями и помощью специалистов

- Сфера социализации ребенка и семьи расширилась

-

Решены

прочие

специфические

для

данной

семьи

проблемы

(Уменьшилось

или

прекратилось употребление алкоголя, налажены отношения между членами семьи и т.п.)

- Уровень

жизни

семьи доведен до средних показателей (родители пытаются вести

нормальный образ жизни, устроились на работу, заботятся о детях )

- Улучшение бытовых условий (приобретение предметов мебели и техники, ремонт)

Оценивая

результаты

психолого-социально-педагогических

мероприятий,

комплексную

работу с семьей можно приостановить, но в течение всего периода обучения ребенка в

школе семья находится на контроле .

Итоговым

результатом

работы

с

трудными

семьями

является

снижение

показателей

социального неблагополучия в части семей, а так же повышение родительского интереса к

взаимодействию

со

социальным

педагогом

специалистами

в

совместной

работе

над

устранением внутрисемейных проблем.

Серьезные изменения требуют времени. На этом пути возможны «срывы». И наше дело в

этом случае – вновь анализировать ситуацию, делать выводы и продолжать работу.



В раздел образования