Автор: Карпова Жанна Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Чичковская СОШ
Населённый пункт: Брянская область с. Чичково
Наименование материала: Учебная программа
Тема: "Рабочая программа по математике 4 класса"
Раздел: начальное образование
«
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО МАТЕМАТИКЕ
4 КЛАССА
НА 2017/2018 УЧЕБНЫЙ ГОД
ПРОГРАММУ СОСТАВИЛА
К
АРПОВА
Ж
АННА
А
ЛЕКСАНДРОВНА
УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса по математике для 4 класса разработана на
основе:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования;
Рабочей программы УМК «Школа России» для начальных классов, Моро М.И.,
Бантовам.А., и др., Москва, Просвещение, 2011 год;
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания,
«Планируемых результатов начального образования»
Учебного плана ОУ;
Федерального перечня учебников
Рабочая программа рассчитана на 136 часов в год, 4 часа в неделю, 34 учебных недели –
основание календарный график школы.
Планируемые результаты
Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и
предметных результатов.
Личностные результаты
–
Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
–
Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к
семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
–
Целостное восприятие окружающего мира.
–
Развитую
мотивацию
учебной
деятельности
и
личностного
смысла
учения,
заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий,
творческий подход к выполнению заданий.
–
Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
–
Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
–
Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к
работе на результат.
Метапредметные результаты
–
Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить
средства и способы её осуществления.
–
Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
–
Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять
наиболее эффективные способы достижения результата.
–
Способность использовать знаково-символические средства представления
информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем
решения учебно-познавательных и практических задач.
–
Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных
технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
–
Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа,
организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и
познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе
умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать
(записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки,
готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим
сопровождением.
–
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к
известным понятиям.
–
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё
мнение и аргументировать свою точку зрения.
–
Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять
взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное
поведение и поведение окружающих.
–
Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и
процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».
–
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями,
отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
–
Умение работать в материальной и информационной среде начального общего
образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием
учебного предмета «Математика».
Предметные результаты
–
Использование приобретённых математических знаний для описания и
объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для
оценки их количественных и пространственных отношений.
–
Овладение основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи, основами счёта,
измерения, прикидки результатаи его оценки, наглядного представления данных в
разной форме (таблицы, схемы, диаграммы),записи и выполнения алгоритмов.
–
Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения
учебно-познавательных и учебно-практических задач.
–
Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и
числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить
алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать
геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и
диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать
данные.
По окончанию 4 класса обучающийся научится научится:
- читать, записывать и сравнивать числа в пределах миллиона; записывать результат
сравнения, используя знаки > (больше), < (меньше), = (равно);
- представлять любое трёхзначное число в виде суммы разрядных слагаемых;
- объяснять, как образуется каждая следующая счётная единица;
- пользоваться изученной математической терминологией;
- записывать и вычислять значения числовых выражений, содержащих 3-4
действия (со скобками и без них);
- находить числовые значения буквенных выражений вида а + 3, 8 - г, Ь : 2, а + Ь,
с - Ь К : п при заданных числовых значениях входящих в них букв;
- выполнять устные вычисления в пределах 100 и с большими числами в случаях,
сводимых к действиям в пределах 100;
- выполнять вычисления с нулём;
- выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных
чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначные и двузначные числа),
проверку
вычислений;
- решать уравнения вида х±60 = 320, 125+х = 750, 2000-х= 1450, х-12 = 2400
5
х:5 =
420, 600:х = 25 на основе взаимосвязи между компонентами и результатами действий;
- решать задачи в 1—3 действия;
- находить длину отрезка, ломаной, периметр многоугольника, в том числе
прямоугольника (квадрата);
- находить площадь прямоугольника (квадрата), зная длины его сторон;
- узнавать время по часам;
- выполнять арифметические действия с величинами (сложение и вычитание
значений величин, умножение и деление значений величин на однозначное число);
- применять к решению текстовых задач знание изученных связей между
величи
нами;
- строить заданный отрезок;
- строить на клетчатой бумаге прямоугольник (квадрат) по заданным длинам сторон.
По окончанию 4 класса обучающийся получит возможность научиться:
- выделять признаки и свойства объектов (прямоугольник, его периметр площадь
и др.);
- выявлять изменения, происходящие с объектами и устанавливать зависимости
ме
жду ними;
- определять с помощью сравнения (сопоставления) их характерные признаки;
- формировать речевые математические умения и навыки, высказывать суждения с
использованием математических терминов и понятий, выделять слова (словосочетания
и т. д.), помогающие понять его смысл; ставить вопросы по ходу выполнения задания;
- выбирать доказательства верности или неверности выполненного действия,
обосновывать этапы решения задачи, уравнения и др.;
- развивать организационные умения и навыки: планировать этапы предстоящей
ра
боты, определять последовательность предстоящих действий;
- осуществлять контроль и оценку правильности действий, поиск путей
преодоления
ошибок;
- сформировать умения читать и записывать числа, знание состава чисел, которые
понадобятся при выполнении устных, а в дальнейшем и письменных вычислений:
формировать и отрабатывать навыки устных и письменных вычислений
табличные случаи умножения и деления внетабличные вычисления в пределах 100,
разнообразные примеры на применение правил о порядке выполнения действий в
выражениях со скобками и без них;
пользоваться алгоритмами письменного сложения и вычитания многозначных
чисел, умножения и деления многозначного числа на однозначное и двузначное числа:
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
- ориентировки в окружающем пространстве (планирование маршрута, выбор
пути
передвижения и др.)
;
- сравнения и упорядочения объектов по разным признакам: длине, площади,
массе вместимости,
- определения времени по часам (в часах и минутах).
Содержание учебного предмета
Повторение (13 ч.)
Четыре арифметических действия. Порядок выполнения в выражениях, содержащих 2-4
действия. Письменные приёмы вычислений.
Нумерация (11 ч.)
Новая счётная единица – тысяча.
Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов и т.д.
Чтение, запись и сравнение многозначных чисел.
Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.
Увеличение (уменьшение) числа в 10,100,1000 раз.
Величины (16 ч.)
Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр. Соотношения между
ними.
Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр,
квадратный метр, квадратный километр. Соотношения между ними.
Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна. Соотношения между ними.
Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век. Соотношения между ними.
Задачи на определение начала, конца события, его продолжительности.
Сложение и вычитание (14 ч.)
Сложение и вычитание (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые
сложением и вычитанием; сложение и вычитание с числом 0; переместительное и
сочетательное свойства сложения и их использование для рационализации вычислений;
взаимосвязь между компонентами и результатами сложения и вычитания; способы
проверки сложения и вычитания.
Решение уравнений вида: Х + 312 = 654 + 79, 729 – х = 217 + 163, Х – 137 = 500- 140
Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, и
письменное – в остальных случаях.
Сложение и вычитание значений величин.
Умножение и деление (74 ч.)
Умножение и деление (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые
умножением и делением; случаи умножения с числами 1 и 0; деление числа 0 и
невозможность деления на 0; переместительное и сочетательное свойства умножения,
распределительное свойство умножения относительно сложения; рационализация
вычислений на основе перестановки множителей, умножения суммы на число и числа на
сумму, деления суммы на число, умножения и деления числа на произведение;
взаимосвязь между компонентами и результатами умножения и деления; способы
проверки умножения и деления.
Решение уравнений вида 6 – х = 429 +120, х – 18 = 270 – 50, 360 : х = 630 : 7 на основе
взаимосвязей между компонентами и результатами действий.
Устное умножение и деление на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в
пределах 100; умножение и деление на 10, 100, 1000.
Письменное умножение и деление на однозначное и двузначное число в пределах
миллиона. Письменное умножение и деление на трехзначное число ( в порядке
ознакомления).
Умножение и деление значений величин на однозначное число.
Связь между величинами (скорость, время, расстояние; масса одного предмета, количество
предметов, масса всех предметов и др.)
В течение всего года проводится:
- вычисление значений числовых выражений в 2-4 действия (со скобками и без них),
требующих применения всех изученных правил о порядке выполнения действий;
- решение задач в одно действие, раскрывающих смысл арифметических действий;
- нахождение неизвестных компонентов действий;
- отношения больше, меньше, равно;
- взаимосвязь между величинами;
- решение задач в 2-4 действия;
- решение задач на распознавание геометрических фигур в составе более сложных; -
разбиение фигуры на заданные части; составление заданной фигуры из 2-3 ее частей;
- построение изученных фигур с помощью линейки и циркуля.
Итоговое повторение (8 ч.)
КАЛЕНДАРНО -
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
М
АТЕМАТИКА
4
КЛАСС
№
Тема
К
ОЛ
-
ВО
ЧАСОВ
Д
АТА
ПЛАН
ФАКТ
1 четверть (36 часов)
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание.
Повторение (13 часов)
1
Нумерация. Счёт предметов. Разряды
1
2
Числовые выражения. Порядок
выполнения действий
1
3
Нахождение суммы нескольких
слагаемых
1
4
Вычитание трёхзначных чисел
1
5
Приёмы письменного умножения
трехзначных чисел на однозначные
1
6
Письменное умножение однозначных
чисел на многозначные
1
7
Приёмы письменного деления
трехзначных чисел на однозначные
1
8
Деление трёхзначных чисел на
однозначные
1
9
Приемы письменного деления
трёхзначных чисел на однозначное
число
1
10
Деление трехзначного числа на
однозначное, когда в записи частного
есть нуль
1
11
Знакомство со столбчатыми
диаграммами. Чтение и составление
столбчатых диаграмм
1
12
Повторение пройденного. «Что узнали.
Чему научились».
Вводная диагностическая работа
1
13
Взаимная проверка знаний: «Помогаем
1
друг другу сделать шаг к успеху».
Проверочная работа № 1 по теме
«Повторение»
Числа, которые больше 1000. Нумерация (11 часов)
14
Нумерация. Класс единиц и класс тысяч
1
15
Чтение многозначных чисел
1
16
Запись многозначных чисел
1
17
Представление многозначных чисел в
виде суммы разрядных слагаемых
1
18
Сравнение многозначных чисел
1
19
Увеличение и уменьшение числа в 10,
100, 1000 раз
1
20
Выделение в числе общего количества
единиц любого разряда
1
21
Класс миллионов и класс миллиардов
Проверочная работа № 2 по теме
«Нумерация»
1
22
Проект: «Математика вокруг нас».
Создание математического справочника
«Наш город (село)»
1
23
Повторение пройденного. «Что узнали.
Чему научились».
Математический диктант № 1
1
24
Контрольная работа №1 по теме
«Нумерация»
1
Величины (12
часов)
25
Анализ контрольной работы и работа
над ошибками.
Единица длины – километр. Таблица
единиц длины
1
26
Соотношение между единицами длины
1
27
Единицы площади: квадратный
километр, квадратный миллиметр
1
28
Таблица единиц площади
1
29
Определение площади с помощью
палетки
1
30
Масса. Единицы массы: центнер, тонна
1
31
Таблица единиц массы
1
32
Контрольная работа № 2 за 1
четверть
1
33
Анализ контрольной работы и работа
над ошибками. Математический
диктант № 2. Повторение
1
пройденного. «Что узнали. Чему
научились»
34
Время. Единицы времени: год, месяц,
неделя
1
35
Единица времени – сутки
1
36
Решение задач на определение начала,
продолжительности и конца события
1
2 четверть (28 часов)
Числа, которые больше 1000. Величины (продолжение)
(4 часа)
37
Единица времени – секунда
1
38
Единица времени – век
1
39
Таблица единиц времени.
Проверочная работа № 3 по теме
«Величины»
1
40
Тест № 1 «Проверим себя и оценим
свои достижения». Повторение
пройденного. «Что узнали. Чему
научились»
1
Сложение и вычитание (14 часов)
41
Устные и письменные приёмы
вычислений
1
42
Приём письменного вычитания для
случаев вида
7000 – 456, 57001 – 18032
1
43
Нахождение неизвестного слагаемого
1
44
Нахождение неизвестного
уменьшаемого, неизвестного
вычитаемого
1
45
Нахождение нескольких долей целого
1
46
Нахождение нескольких долей целого
1
47
Решение задач раскрывающих смысл
арифметических действий
1
48
Сложение и вычитание значений
величин
1
49
Решение задач на увеличение
(уменьшение) числа на несколько
единиц, выраженных в косвенной
форме.
Проверочная работа № 4 по теме
«Сложение и вычитание»
1
52
Контрольная работа № 3 по теме
«Сложение и вычитание»
1
53
Анализ контрольной работы и работа
1
над ошибками. «Странички для
любознательных» - задания творческого
и поискового характера
54
Тест № 2 «Проверим себя и оценим
свои достижения». Анализ
результатов. Повторение пройденного.
«Что узнали. Чему научились»
1
Умножение и деление (10 часов)
55
Умножение и его свойства. Умножение
на 0 и 1
1
56
Письменное умножение многозначного
числа на однозначное
1
57
Умножение на 0 и 1
1
58
Умножение чисел, запись которых
оканчивается нулями.
Математический диктант №3
1
59
Нахождение неизвестного множителя,
неизвестного делимого, неизвестного
делителя
1
60
Деление многозначного числа на
однозначное.
Промежуточная диагностика
1
61
Письменное деление многозначного
числа на однозначное
1
62
Контрольная работа № 4 за 2
четверть
1
63
Анализ контрольной работы и работа
над ошибками.
Письменное деление многозначного
числа на однозначное
1
64
Решение задач на увеличение
(уменьшение) числа в несколько раз,
выраженных в косвенной форме.
1
3 четверть (40 часов)
Числа, которые больше 1000. Умножение и деление
(продолжение) (40 часов)
65
Письменное деление многозначного
числа на однозначное
1
66
Решение задач на пропорциональное
деление.
1
67
Письменное деление многозначного
числа на однозначное
1
68
Решение задач на пропорциональное
деление
1
69
Деление многозначного числа на
однозначное
1
70
Деление многозначного числа на
однозначное. Проверочная работа № 5
по теме «Умножение и деление на
однозначное число»
1
71
Тест № 3 «Проверим себя и оценим
свои достижения». Анализ
результатов. Повторение пройденного.
«Что узнали. Чему научились»
1
72
Контрольная работа № 5 по теме
«Умножение и деление на однозначное
число»
1
73
Анализ контрольной работы и работа
над ошибками.
Решение текстовых задач
1
74
Скорость. Время. Расстояние. Единицы
скорости
1
75
Взаимосвязь между скоростью,
временем и расстоянием
1
76
Решение задач с величинами: скорость,
время, расстояние
1
77
Решение задач на движение.
Проверочная работа № 6 по теме
«Скорость. Время. Расстояние»
1
78
Умножение числа на произведение
1
79
Письменное умножение на числа,
оканчивающиеся нулями
1
80
Умножение на числа, оканчивающиеся
нулями
1
81
Письменное умножение двух чисел,
оканчивающихся нулями
1
82
Решение задач на одновременное
встречное движение
1
83
Перестановка и группировка
множителей
1
84
Повторение пройденного. «Что узнали.
Чему научились».
Взаимная проверка знаний: «Помогаем
друг другу сделать шаг к успеху»
1
85
Деление числа на произведение
1
86
Деление числа на произведение
1
87
Деление с остатком на 10, 100, 1 000
1
88
Составление и решение задач, обратных
1
данной
89
Письменное деление на числа,
оканчивающиеся нулями
1
90
Письменное деление на числа,
оканчивающиеся нулями
1
91
Письменное деление на числа,
оканчивающиеся нулями
1
92
Письменное деление на числа,
оканчивающиеся нулями
1
93
Решение задач на одновременное
движение в противоположных
направлениях
1
94
Письменное деление на числа,
оканчивающиеся нулями. Проверочная
работа № 7 по теме «Деление на
числа, оканчивающиеся нулями»
1
95
Повторение пройденного. «Что узнали.
Чему научились». Математический
диктант №4
1
96
Тест № 4 «Проверим себя и оценим
свои достижения». Анализ результатов
1
97
Проект: «Математика вокруг нас»
1
98
Контрольная работа № 6 за 3
четверть
1
99
Анализ контрольной работы и работа
над ошибками.
Умножение числа на сумму
1
100
Умножение числа на сумму
1
101
Письменное умножение многозначного
числа на двузначное
1
102
Письменное умножение многозначного
числа на двузначное
1
103
Решение задач на нахождение
неизвестного по двум разностям
1
104
Решение текстовых задач
1
4 четверть (32 часа)
Числа, которые больше 1000. Умножение и деление
(продолжение) (24 часов)
105
Письменное умножение многозначного
числа на трёхзначное
1
106
Письменное умножение многозначного
числа на трёхзначное
1
107
Письменное умножение многозначного
числа на трёхзначное
1
108
Письменное умножение многозначного
числа на трёхзначное
1
109
Повторение пройденного. «Что узнали.
Чему научились».
Математический диктант № 5
1
110
Письменное деление многозначного
числа на двузначное
1
111
Письменное деление многозначного
числа на двузначное с остатком
1
112
Письменное деление многозначного
числа на двузначное
1
113
Деление многозначного числа на
двузначное по плану
1
114
Деление на двузначное число. Изменение
пробной цифры
1
115
Деление многозначного числа на
двузначное
1
116
Решение задач
1
117
Письменное деление на двузначное
число (закрепление)
1
118
Деление на двузначное число, когда в
частном есть нули
1
119
Письменное деление на двузначное
число (закрепление).
Проверочная работа № 8 по теме
«Деление на двузначное число»
1
120
Повторение пройденного. «Что узнали.
Чему научились». Математический
диктант №6
1
121
Контрольная работа № 7 по теме
«Умножение и деление»
1
122
Анализ контрольной работы и работа
над ошибками.
Письменное деление многозначного
числа на трёхзначное
1
123
Письменное деление многозначного
числа на трёхзначное.
1
124
Деление на трёхзначное число
1
125
Проверка умножения делением и
деления умножением
1
126
Проверка деления с остатком
1
127
Проверка деления
1
128
Контрольная работа № 8 за год
1
Итоговое повторение (8 часов)
129
Анализ контрольной работы и работа
над ошибками. Повторение
пройденного: «Что узнали. Чему
научились». Математический
диктант № 7
1
130
Итоговая диагностическая работа
1
131
Нумерация. Выражения и уравнения
1
132
Арифметические действия
1
133
Порядок выполнения действий.
1
134
Величины
1
135
Геометрические фигуры.
1
136
Решение задач
1