Автор: Цыганова Марина Александровна
Должность: учитель – логопед
Учебное заведение: МБДОУ д⁄с №20 "Полянка"
Населённый пункт: Челябинская область г. Верхний Уфалей
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Использование методов арт–терапии в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями»
Раздел: дошкольное образование
«Использование методов арт-терапии в коррекционной работе с детьми с
речевыми нарушениями»
Подготовила: Учитель-логопед
МБДОУ д/с№20 "Полянка"
Цыганова Марина Александровна
Дети должны жить в мире красоты, игры,
сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.
В.А. Сухомлинский
Проблема
использования
арт-терапии
в
коррекционной
работе
с
детьми
с
проблемами в развитии одна из древних. Ещё на заре человеческой цивилизации жрецы, а
затем врачи, философы, педагоги, задумываясь над тайнами влияния живописи, театра,
движений, музыки, пытаясь определить их роль в восстановлении функций организма,
использовали
различные
виды
искусства
для
лечения
души
и
тела.
В
современных
условиях
проблема
актуальна,
так
как
в
настоящее
время
значительно
возрастает
количество детей с проблемами в речевом развитии и коррекционная работа с ними
требует поиска в применении новых эффективных способов решения этой проблемы.
В
настоящее
время
все
более
активно
применяется
такой
инновационный
здоровьесберегающий подход, как терапия искусством. Одно из направлений –арт-терапия
или «терапия творческим самовыражением».
В
данный
момент
эффективность
использования
разных
видов
арт-терапии
в
коррекции и лечении достаточно исследована и подтверждается широким спектром работ
по
музыкотерапии
(Л.С.Брусиловский,
В.И.Петрушин,
И.М.Гринева),
вокалотерапии
(С.В.Шушарджан),
изотерапии
(А.И.Захаров,
А.М.Миллер,
Е.Ю.Рау,
Ю.Б.Некрасова),
имаготерапии
(И.Е.Вольперт,
Н.С.Говоров).
Однако
недостаточно
разработок,
соединяющих в себе различные виды терапии, направленных на коррекцию различных
видов нарушения в развитии ребёнка и тот факт, что я работаю учителем-логопедом ГКОУ
«Детский дом (смешанный) №35» г. Ессентуки, включающий в себя логопедический
пункт,
вызвали
необходимость
изучения
мною
арт-терапевтических
методик
при
коррекции речевых нарушений. Работая в учреждении, где живут дети – сироты, дети из
неблагополучных семей, использую в своей работе разнообразные методы и приемы,
способствующие реабилитации и обеспечивающие эффективную помощь в ситуации,
связанной с ограничениями жизнедеятельности и социальной недостаточностью. Ребенок,
воспитывающийся
вне
семьи,
лишен
социально-эмоциональных
стимулов,
которые
необходимы для его полноценного развития. Прекращение или временное отсутствие
эмоционального контакта с матерью и родными, рождает у ребенка тревогу, которая со
временем усиливается, растет недоверие к людям, появляется нежелание познавать новое.
Моей
задачей
является
коррекционно
–
образовательная
работа
с
детьми,
воспитывающимися
в
депривационных
условиях,
с
учетом
состояния
психического
здоровья и личностного потенциала каждого ребенка.Именно поэтому арт-терапия так
необходима и как показывает опыт, так эффективна в работе с нашими детьми и является
важным элементом его полноценного развития.
Арт-терапия
преследует
единую
цель:
гармоническое
развитие
ребенка
с
проблемами,
расширение
возможностей
его
социальной
адаптации
посредством
искусства.
Функциями арт-терапии являются:
1. Катарсическая — очищающая, освобождающая от негативных состояний.
2.
Регулятивная
—
снятие
нервно-психического
напряжения,
р е г уля ц и я
психосоматических
процессов,
моделирование
положительного
психоэмоционального
состояния.
3. Коммуникативно-рефлексивная — обеспечивающая коррекцию нарушений общения,
формирование адекватного межличностного поведения, самооценки.
Преимущества метода арт-терапии А. И. Копытин выделяет следующие:
- Арт-терапия не имеет возрастных ограничений в использовании. Нет противопоказаний
к участию тех или иных людей в арт-терапевтическом процессе.
- Арт-терапия является средством преимущественно невербального общения.
- Арт-терапия является средством свободного самовыражения и самопознания.
- Арт-терапевтическая работа в большинстве случаев вызывает положительные эмоции,
помогает сформировать более активную жизненную позицию.
- Арт-терапия основана на мобилизации творческого потенциала человека, внутренних
механизмов саморегуляции и исцеления.
Арт-терапевтические направления разнообразны. В их числе:
-изотерапия
—
лечебное
воздействие
средствами
изобразительного
искусства:
рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством;
-имаготерапия — воздействие через образ, театрализацию, драматизацию;
-музыкотерапия — воздействие через восприятие музыки;
-сказкотерапия — воздействие посредством сказки, притчи, легенды;
-кинезитерапия — воздействие через танцевально-двигательную; коррекционную ритмику
(воздействие движениями), хореотерапию;
-фототерапия – использование фотоматериалов и слайдов в работе;
-куклотерапия
—
метод
комплексного
воздействия
на
детей,
который
предполагает
использование кукол и театральных приёмов (этюдов, игр, упражнений, специальных
заданных ситуаций с помощью персонажей кукольного театра);
-игровая терапия – метод коррекции посредством игры;
-песочная терапия – сочетание невербальной формы психокоррекции, где основной акцент
делается на творческом самовыражении ребенка (композиции из фигурок) и вербальной
(рассказ о готовой работе);
-ароматерапия
–
это
применение
эфирных
масел
и
масляных
суспензий
с
целью
укрепления
здоровья
человека.
Запахи
управляют
настроением,
успокаивают
перевозбуждённую нервную систему, повышают работоспособность.
-смехотерапия– это вид психотерапии, помогающий снять блоки, расслабиться, избавиться
от
стеснительности.
Юмор
и
смех
поднимают
настроение,
помогают
наладить
коммуникативные связи, позволяют эффективно противостоять стрессовым ситуациям;
-цветотерапия– способствует восстановлению индивидуального биологического ритма с
помощью специально подобранного цвета.
На современном этапе общества эпидемиологические исследования показывают,
что
наиболее
частыми
проявлениями
нарушениями
развития
в
дошкольном
возрасте
являются речевые нарушения. Поэтому дети с нарушениями речевого развития — это
особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух и интеллект,
но
есть
значительные
нарушения
речи,
влияющие
на
формирование
других
сторон
психики.
Психолого-педагогическая
характеристика
детей
с
недостатками
речи
представлена в трудах Р.Е. Левиной, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, О.Е. Грибовой. В
специальной
литературе
речевые
нарушения
характеризуются
следующими
особенностями:
- не соответствуют возрасту говорящего;
- не являются диалектизмами (безграмотностью речи с выражением незнания языка);
- связаны с отклонениями в функционировании психофизиологических механизмов речи;
- носят неустойчивый характер, самостоятельно не исчезают, а закрепляются;
- требуют определённого логопедического воздействия в зависимости от характера;
-часто
оказывают
отрицательное
воздействие
на
дальнейшее
психическое
развитие
ребёнка.
Речевые нарушения могут затрагивать различные компоненты речи. Одни из них
касаются только произносительных процессов и обнаруживаются в снижении внятности
речи без сопутствующих проявлений. Другие затрагивают фонематическую сторону языка
и выражаются не только в дефектах произношения, но и в недостаточном овладении
звуковым
составом
слова,
влекущим
за
собой
нарушения
чтения
и
письма.
Третьи
представляют
собой
коммуникативные
нарушения,
которые
могут
препятствовать
обучению
ребенка
в
школе.
Наиболее
сложные
речевые
нарушения
охватывают
как
фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую стороны языка, приводят к
общему недоразвитию речи. Исследователем Р.Е. Левиной были выделены три уровня
общего недоразвития речи (ОНР), т. е. систематического нарушения всех сторон речи при
сохранном физическом слухе. Особую группу детей с нарушениями речи составляют дети
с заиканием, ринолалией, дисфонией.
Таким
образом,
дети
с
нарушениями
речи
–
это
особая
категория
детей
с
проблемами в развитии, имеющих следующие особенности:
-невротическая симптоматика;
-есть сопутствующие диагнозы;
-поведенческие проблемы;
-речевой негативизм;
-не используют речь для коммуникации;
-нарушены способности к приёму и переработке информации, вследствие чего отстают в
развитии.
Все
эти
особенности,
характеризующие
нарушения
развития
детей
данной
группы, требуют целенаправленной коррекционной работы, средствами искусства, то есть
применение арт-терапевтических методик.
Детально изучив все вышеизложенные виды арттерапии, мною были выбраны три
её направления, которые, на мой взгляд, являются более эффективными в коррекционной
работе.
Это: изотерапия, имаготерапия, кинезитерапия.
1 «Изотерапия» (Художественно-изобразительная деятельность).
Цель - предоставление ребёнку неограниченных возможностей для самовыражения и
самореализации
в
продуктах
творчества
(рисунке,
аппликации,
лепке).
Техники
изо-
терапии, используемые для развития речи:
• техника «кляксография»;
• пальцевая живопись;
• рисование мягкой бумагой;
• рисование тычком жёсткой полусухой кистью;
• рисование на стекле;
• ниткография;
• рисование на манке;
• техника рисования листьями, палочками, камушками;
• техника отпечатывания ватой;
• техника «оттиск пробками»;
• рисование ладонями.
Применение данного вида деятельности в коррекционной работе с детьми с нарушениями
речи позволяет получить положительные результаты:
-создаются благоприятные условия для развития общения замкнутых детей, позволяет
развивать
коммуникативные
навыки
ребёнка
способность
к
сотрудничеству
со
сверстниками;
-оказывается
влияние
на
осознание
ребёнком
своих
переживаний,
на
развитие
произвольности и способности саморегуляции, уверенности в себе за счёт социального
признания ценности продукта, созданного ребёнком.
2 «Имаготерапия» (Театрально-испольнительская деятельность).
Цель: развитие речи детей средствами театрализованных игр.
Театрально-испольнительская деятельность вызывает у детей желание взаимодействовать
со взрослыми и сверстниками, включаться в исполнение по ролям песенок, потешек,
закрепляет
умение
передавать
различные
движения,
стимулирует
образно-игровые
проявления при использовании костюмов персонажей. В ходе подготовки к инсценировке
того или иного спектакля у детей закрепляются умения ориентироваться на свойства и
качества предметов, развивается память, воображение.
Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром через
образы, краски, звуки, а поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать,
делать выводы, обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование
речи.
В
процессе
работы
над
выразительностью
реплик
персонажей,
собственных
высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи,
ее
интонационный
строй.
Произносительные
реплики
ставят
ребенка
перед
необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь,
ее грамматический строй.
В работе используются театрализованные игры двух видов:
1-Игры-драматизации.
Цель
–
обучать
детей
показывать
«спектакли»
посредством
различных
видов
театрализованной деятельности (пальчиковый театр, настольный театр, кукольный театр,
теневой
театр).
Результатом
является:
развитие
речи
детей,
формирование
коммуникативных
способностей,
реализация
у
детей
скрытых
возможностей
и
индивидуальных способностей, формирование позитивной самооценки и положительных
личностных качеств.
2-Игры – инсценировки.
Цель
–
обучить
детей
самостоятельно
разыгрывать
спектакли,
распределять
роли,
изготавливать атрибуты и фантазировать о костюме героя. Для реализации инсценировки
детям предлагаются различные русские народные сказки, потешки, прибаутки, басни.
Работа над играми – инсценировками может проводиться в двух формах:
- специально организованная работа педагога с детьми;
- игра в процессе самостоятельной деятельности детей.
Если в драматизации в основном важны лишь интонации голоса,
то в инсценировках
важно
еще
и
умение
передавать
чувства,
эмоции
персонажа
с
помощью
мимики,
пантомимики.
3 «Кинезитерапия» (Музыкально-двигательная деятельность).
Цель
–
коррекция
речевых
нарушений
с
помощью
использования
различных
видов
музыкально-двигательной деятельности.
Включает
в
себя
4
основных
раздела:
пальчиковая
гимнастика,
коррекционная
(логопедическая) ритмика, танец, психогимнатика.
Пальчиковая гимнастика.
Цель – развитие мелкой моторики рук у дошкольников с нарушениями речи. По данным
Кольцовой
М.М.
речевые
области
мозга
формируются
под
влиянием
импульсов,
поступающих
от
пальцев
рук.
Совершенствование
ручной
моторики
способствует
активизации
моторных
речевых
зон
головного
мозга
и,
вследствие
этого
–
развитие
моторной функции речи.
Пальчиковая
гимнастика
включает
в
себя
различные
виды
упражнений
на
развитие
ловкости,
точности,
координации,
синхронности
движений
пальцев
рук.
Пальчиковая
гимнастика
помогает
детям
отдохнуть,
расслабиться,
укрепляет
мышцы
пальцев
и
ладоней, что в свою очередь помогает в рисовании, а в дальнейшем – в письме, активно
развивает память и речь. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон,
учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.
Логопедическая ритмика.
Цель – преодоление нарушений в развитии посредством ритма.
Материал логоритмики составляют: малые фольклорные формы, пляски, игры – сценки,
музыкально-речевые
игры
со
специальными
логопедическими
упражнениями.
С
их
помощью у ребенка успешно развиваются речевая и коммуникативная функции речи,
обогащается словарный запас.
Танец.
Цель – учить детей передавать средства музыкальной выразительности (метроритм, темп,
форму, динамику) через движение.
Танец
–
форма
кинезитерапии,
в
процессе
которой
формируются
ориентировка
в
пространстве,
произвольная
двигательная
активность,
необходимая
д л я
функционирования
всех
психических
процессов,
обеспечивает
регуляцию
мышечного
тонуса, снятие локальных зажимов, напряжения; развивает «чувствование» своего тела,
осознание
возможностей
адекватной
передачи
своих
чувств
и
переживаний
через
выразительные движения под музыку.
Психогимнастика.
Цель
–
обучить
детей
элементам
техники
выражения
эмоций
посредством
мимики,
жестов, движений.
Психогимнастика включает в себя комплекс упражнений, игр, этюдов, с помощью которых
осуществляется коррекция психоэмоциональных и моторных нарушений у детей.
Психогимнастические упражнения предлагаются для выполнения детьми в конце занятия
по
кинезитерапии,
выбор
того
или
иного
упражнения
зависит
от
эмоционального
состояния детей: после подвижных упражнений используются этюды, направленные на
релаксацию, и наоборот, умеренный темп предыдущих заданий требует яркого окончания.
Поиск новых подходов к решению вопроса речевого развития детей побудил меня к
использованию различных видов искусства.
Мною были изучены теоретические взгляды отечественных и зарубежных исследователей
на воздействие различных видов искусства на детей с проблемами в развитии, после чего
были определены более эффективные из них, соответствующие возможностям нашего
учреждения.
Практика
подтверждает,
что
для
проведения
интегрированных
коррекционно-
развивающих занятий наиболее эффективно сочетание музыкотерапии и изобразительного
искусства. У ребенка появляется возможность реализовать свои творческие способности и
фантазию, обогащается словарь детей, а главное - развиваются коммуникативные умения.
Помимо всего прочего, арт-терапия – прекрасный способ безболезненно для других
выразить свои эмоции и чувства, поэтому в перспективе у меня расширение ассортимента
арт-терапевтических средств и предоставление возможности свободного к ним доступа
ребёнка в любое время по его желанию.
Инновационные
методы
воздействия
в
деятельности
логопеда
становятся
перспективным
средством
коррекционно-развивающей
работы
с
детьми,
имеющими
нарушения речи. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и
помогают
достижению
максимально
возможных
успехов
в
преодолении
речевых
трудностей у детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи
инновационные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи
детей и способствуют оздоровлению всего организма.