Автор: Борисова Елена Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 33 «Светлячок» г. Воркуты
Населённый пункт: город Воркута
Наименование материала: статья
Тема: Внедрение «Обучение финансовой грамотности дошкольников»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 33 «Светлячок» г. Воркуты
Публикация
Внедрение «Обучение финансовой грамотности дошкольников».
Воспитатель МБДОУ
«Детский сад № 33» г. Воркуты
Борисова Елена Михайловна
2018 год
Внедрение «Обучение финансовой грамотности дошкольников».
Финансовое
просвещение
дошкольников
–
это
новый
образовательный
вызов
современного
общества,
являющийся эффективной
мерой
обеспечения
повышения стандартов качества жизни и экономической безопасности населения,
а также будущих поколений граждан нашей страны.
С раннего детства ребенок вступает в товарно-денежные взаимоотношения,
видя как распоряжаются деньгами родители, участвуя в семейных покупках в
магазине, вынуждено получая информацию от ежедневной агрессивно-навязчивой
рекламы.
В современном мире многие родители детям 5-7 лет разрешают иметь
карманные деньги. Дети с удовольствием выбирают в магазине
себе, то, что
хочется
(это
называется
сделать
экономический
выбор),
сопоставляют
цену
покупки с имеющимися деньгами. Принимают решение о покупке. Дети начинают
понимать, что такое деньги, но зачастую требуют дорогие подарки, не ценят
новые
игрушки.
Чем
раньше
дети
узнают
о
роли
денег
в
семейной
и
общественной
жизни,
тем
быстрее
у
ребенка
сформируются
основные
финансовые понятия.
Взрослый может и должен стать путеводителем ребенка в мире финансов,
поэтому
понимая
актуальность
данной
проблемы было
принято
решение
о
внедрении «обучения финансовой грамотности дошкольников».
Работа
по
реализации внедрения
«обучения
финансовой
грамотности
дошкольников» составлена на основе ознакомления детей с таким направлением
как «разумное ведение домашнего хозяйства», через знакомые вещи и ситуации
дети получают новые знания.
Первый этап направлен на ознакомление с понятием «Потребность».
Сначала идёт обсуждение с детьми вопросов о том, что им необходимо
сделать, когда они голодны или испытывают жажду, когда и зачем нужно одеться и
умыться, когда хочется играть, гулять, рисовать, лепить, послушать сказку и т. д.
Выяснятся нужны ли им для этого какие-то определенные предметы или помощь,
забота, сочувствие и т. д., откуда берутся нужные вещи, кто предоставляет те или
иные услуги, проявляет заботу и сочувствие. Таким образом у детей формируется
представление о понятии «потребность».
Далее
расширяются
представления
детей
о
множестве
потребностей,
жизненно важных для людей, о товарах и услугах, которые обеспечивают жизнь
людей. Это происходит в виде обсуждения с детьми, в чём именно заключается
разнообразие потребностей людей. Например, потребности первобытных людей
на земле были не велики. Еда, одежда да пещера, где можно спрятаться от бури и
дождей. Но древних людей было мало, они жили только в благоприятном климате,
питались дарами природы.
Потребности людей нашего времени намного шире, им необходимы не
только
еда,
современное
жилище,
но
и
медицинская
помощь,
транспорт,
образование, путешествия и все остальное, включая последнюю модель айфона.
После
того,
как
у
детей
сформировалось
представление
о
динамичном
развитии потребностей человека, выясняется, что необходимо для удовлетворения
различных потребностей, какие для этого нужны товары и услуги. Выявляется
зависимость между потребностями и образом жизни.
В ходе знакомства с разделом «Потребности» дети усваивают основные
экономические понятия: нужда, потребности, спрос, экономические возможности.
Второй
этап
направлен
на
формирование
таких
понятий
как:
«Труд»,
«Товар», «Деньги».
В процессе ознакомления с данными понятиями у детей формируются
системные
знания
трудовой
деятельности
как
о
процессе
видоизменения
и
приспособления предметов природы для удовлетворения своих потребностей.
После
чего идёт
переход
к
формированию
представления
о
«Товаре»,
как
результате труда. Также дети узнают последовательность изготовления товаров;
зависимость цены товара от его качества и количества; знакомятся с разными
формами сбыта товара через магазины, рынки, ярмарки.
Перейдя
к
понятию
«Деньги»
основной
задачей
является:
уточнение
и
формирование
представлений
детей
о
деньгах,
воспитание
правильного
отношения к деньгам, ведь
деньги позволяют нам удовлетворять основные
жизненные потребности, являются средством купли-продажи. Основной идеей
является то, что человек в современном мире не может сам производить все, что
нужно ему для жизни, поэтому необходима специализация в производстве товаров
и услуг. Обмен товарами и услугами - путь удовлетворения
потребностей.
Каждый человек работает на своем рабочем месте, получает за это деньги и
приобретает все, что необходимо ему и членам его семьи для жизни.
На третьем этапе обсуждение семейного бюджета.
В разделе «Семейный бюджет», дети знакомятся с такими понятиями, как:
бюджет и из чего он состоит (зарплата, пенсия, стипендия),
даётся представление
о
доходе,
его
увеличении
и
уменьшении,
о
сути
расходов,
как
много
их
в
повседневной
жизни,
тем
самым
воспитывая
бережливость,
расчетливость,
трудолюбие.
Результат реализации внедрения заключается в обеспечении положительной
динамики по повышению уровня экономической и финансовой грамотности детей
дошкольного возраста.
Опыт
проведения
таких
занятий
показал,
что
происходит
активизация
познавательной деятельности детей, у них появляется интерес к людям разных
профессий.
Дети
понимают
необходимость
учебы,
они
начинают
бережнее
относиться к игрушкам, предметам, их
окружающим, по новому подходят к
решению игровых задач, в лучшую сторону меняются
взаимоотношения со
сверстниками.
Формирование
финансовой
грамотности
у
дошкольников
положительно
влияет на развитие мышления, фантазии, развивается речь и кругозор ребенка.
Дети приобретают навыки правильного ведения домашнего хозяйства, понимают
значение семейного бюджета.
Целенаправленная
работа
по
данному
направлению
формирует
у
детей
умения
правильно
ориентироваться
в
различных
жизненных
ситуациях,
самостоятельно, творчески действовать, а значит – строить свою жизнь более
организованно, разумно, интересно.
В
конце
реализации
внедрения
«обучения
финансовой
грамотности
дошкольников» сформировались у детей следующие понятия и представления:
1.
Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются.
2.
Сначала зарабатываем – потом тратим: соответственно, чем больше
зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.
3.
Стоимость
товара
зависит
от
его
качества,
нужности
и
от
того,
насколько сложно его произвести (а товар в магазине – это результат труда других
людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других
людей, и в этой цепочке деньги – это посредник).
4.
Деньги любят счет (дети должны уметь считать деньги, например,
сдачу в магазине, деньги, которые они могут потратить в магазине).
5.
Финансы
нужно
планировать
(приучаем
вести
учет
доходов
и
расходов в краткосрочном периоде).
6.
Твои деньги бывают объектом чужого интереса (дети должны знать
элементарные правила финансовой безопасности).
7.
Не все продается и покупается (дети должны понимать, что главные
ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь).
8.
Финансы – это интересно и увлекательно.