Напоминание

Внедрение «Обучение финансовой грамотности дошкольников»


Автор: Борисова Елена Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 33 «Светлячок» г. Воркуты
Населённый пункт: город Воркута
Наименование материала: статья
Тема: Внедрение «Обучение финансовой грамотности дошкольников»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 33 «Светлячок» г. Воркуты

Публикация

Внедрение «Обучение финансовой грамотности дошкольников».

Воспитатель МБДОУ

«Детский сад № 33» г. Воркуты

Борисова Елена Михайловна

2018 год

Внедрение «Обучение финансовой грамотности дошкольников».

Финансовое

просвещение

дошкольников

это

новый

образовательный

вызов

современного

общества,

являющийся эффективной

мерой

обеспечения

повышения стандартов качества жизни и экономической безопасности населения,

а также будущих поколений граждан нашей страны.

С раннего детства ребенок вступает в товарно-денежные взаимоотношения,

видя как распоряжаются деньгами родители, участвуя в семейных покупках в

магазине, вынуждено получая информацию от ежедневной агрессивно-навязчивой

рекламы.

В современном мире многие родители детям 5-7 лет разрешают иметь

карманные деньги. Дети с удовольствием выбирают в магазине

себе, то, что

хочется

(это

называется

сделать

экономический

выбор),

сопоставляют

цену

покупки с имеющимися деньгами. Принимают решение о покупке. Дети начинают

понимать, что такое деньги, но зачастую требуют дорогие подарки, не ценят

новые

игрушки.

Чем

раньше

дети

узнают

о

роли

денег

в

семейной

и

общественной

жизни,

тем

быстрее

у

ребенка

сформируются

основные

финансовые понятия.

Взрослый может и должен стать путеводителем ребенка в мире финансов,

поэтому

понимая

актуальность

данной

проблемы было

принято

решение

о

внедрении «обучения финансовой грамотности дошкольников».

Работа

по

реализации внедрения

«обучения

финансовой

грамотности

дошкольников» составлена на основе ознакомления детей с таким направлением

как «разумное ведение домашнего хозяйства», через знакомые вещи и ситуации

дети получают новые знания.

Первый этап направлен на ознакомление с понятием «Потребность».

Сначала идёт обсуждение с детьми вопросов о том, что им необходимо

сделать, когда они голодны или испытывают жажду, когда и зачем нужно одеться и

умыться, когда хочется играть, гулять, рисовать, лепить, послушать сказку и т. д.

Выяснятся нужны ли им для этого какие-то определенные предметы или помощь,

забота, сочувствие и т. д., откуда берутся нужные вещи, кто предоставляет те или

иные услуги, проявляет заботу и сочувствие. Таким образом у детей формируется

представление о понятии «потребность».

Далее

расширяются

представления

детей

о

множестве

потребностей,

жизненно важных для людей, о товарах и услугах, которые обеспечивают жизнь

людей. Это происходит в виде обсуждения с детьми, в чём именно заключается

разнообразие потребностей людей. Например, потребности первобытных людей

на земле были не велики. Еда, одежда да пещера, где можно спрятаться от бури и

дождей. Но древних людей было мало, они жили только в благоприятном климате,

питались дарами природы.

Потребности людей нашего времени намного шире, им необходимы не

только

еда,

современное

жилище,

но

и

медицинская

помощь,

транспорт,

образование, путешествия и все остальное, включая последнюю модель айфона.

После

того,

как

у

детей

сформировалось

представление

о

динамичном

развитии потребностей человека, выясняется, что необходимо для удовлетворения

различных потребностей, какие для этого нужны товары и услуги. Выявляется

зависимость между потребностями и образом жизни.

В ходе знакомства с разделом «Потребности» дети усваивают основные

экономические понятия: нужда, потребности, спрос, экономические возможности.

Второй

этап

направлен

на

формирование

таких

понятий

как:

«Труд»,

«Товар», «Деньги».

В процессе ознакомления с данными понятиями у детей формируются

системные

знания

трудовой

деятельности

как

о

процессе

видоизменения

и

приспособления предметов природы для удовлетворения своих потребностей.

После

чего идёт

переход

к

формированию

представления

о

«Товаре»,

как

результате труда. Также дети узнают последовательность изготовления товаров;

зависимость цены товара от его качества и количества; знакомятся с разными

формами сбыта товара через магазины, рынки, ярмарки.

Перейдя

к

понятию

«Деньги»

основной

задачей

является:

уточнение

и

формирование

представлений

детей

о

деньгах,

воспитание

правильного

отношения к деньгам, ведь

деньги позволяют нам удовлетворять основные

жизненные потребности, являются средством купли-продажи. Основной идеей

является то, что человек в современном мире не может сам производить все, что

нужно ему для жизни, поэтому необходима специализация в производстве товаров

и услуг. Обмен товарами и услугами - путь удовлетворения

потребностей.

Каждый человек работает на своем рабочем месте, получает за это деньги и

приобретает все, что необходимо ему и членам его семьи для жизни.

На третьем этапе обсуждение семейного бюджета.

В разделе «Семейный бюджет», дети знакомятся с такими понятиями, как:

бюджет и из чего он состоит (зарплата, пенсия, стипендия),

даётся представление

о

доходе,

его

увеличении

и

уменьшении,

о

сути

расходов,

как

много

их

в

повседневной

жизни,

тем

самым

воспитывая

бережливость,

расчетливость,

трудолюбие.

Результат реализации внедрения заключается в обеспечении положительной

динамики по повышению уровня экономической и финансовой грамотности детей

дошкольного возраста.

Опыт

проведения

таких

занятий

показал,

что

происходит

активизация

познавательной деятельности детей, у них появляется интерес к людям разных

профессий.

Дети

понимают

необходимость

учебы,

они

начинают

бережнее

относиться к игрушкам, предметам, их

окружающим, по новому подходят к

решению игровых задач, в лучшую сторону меняются

взаимоотношения со

сверстниками.

Формирование

финансовой

грамотности

у

дошкольников

положительно

влияет на развитие мышления, фантазии, развивается речь и кругозор ребенка.

Дети приобретают навыки правильного ведения домашнего хозяйства, понимают

значение семейного бюджета.

Целенаправленная

работа

по

данному

направлению

формирует

у

детей

умения

правильно

ориентироваться

в

различных

жизненных

ситуациях,

самостоятельно, творчески действовать, а значит – строить свою жизнь более

организованно, разумно, интересно.

В

конце

реализации

внедрения

«обучения

финансовой

грамотности

дошкольников» сформировались у детей следующие понятия и представления:

1.

Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются.

2.

Сначала зарабатываем – потом тратим: соответственно, чем больше

зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.

3.

Стоимость

товара

зависит

от

его

качества,

нужности

и

от

того,

насколько сложно его произвести (а товар в магазине – это результат труда других

людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других

людей, и в этой цепочке деньги – это посредник).

4.

Деньги любят счет (дети должны уметь считать деньги, например,

сдачу в магазине, деньги, которые они могут потратить в магазине).

5.

Финансы

нужно

планировать

(приучаем

вести

учет

доходов

и

расходов в краткосрочном периоде).

6.

Твои деньги бывают объектом чужого интереса (дети должны знать

элементарные правила финансовой безопасности).

7.

Не все продается и покупается (дети должны понимать, что главные

ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь).

8.

Финансы – это интересно и увлекательно.



В раздел образования